Программа кружка по музыке "Вокальное пение" младшая группа
календарно-тематическое планирование по теме

Баранов Иван Иванович

 Программа кружка по музыке "Вокальное пение" младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mladshaya_gruppa_.doc165.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Брасовского района

Локотская средняя общеобразовательная школа №2им Н. Ф. Струченкова

ПРОГРАММА УТВЕРЖДЕНА НА                                                     УТВЕРЖДАЮ:_____________

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ                                                           ДИРЕКТОР      Лобунова К. Н.

« ___»__________________2014г.                                                       «___»______________2014г.

(Протокл№ ________)                

                                                                                                   

 Дополнительная образовательная       программа кружка «Вокальное пение»

для детей 8-12 лет

                                          Составитель: Баранов Иван Иванович

                                          учитель музыки МБОУ ЛСОШ№2

                                          им. Н. Ф. Струченкова

                                          Возраст обучающихся 8-12  лет,

                                         срок реализации 3 года

  Согласовано:________                        Ознакомлен:______________

Зам.директора по                                   руководитель МО классных

воспитательной работе                        руководителей Блинкова А. П.

Блинкова А. П.                                      «___»______________2014г.

«___»__________2014г.    

п.Локоть

2014г.

Содержание.

                   1.Пояснительная записка        

                   2.Содержание программы

                   3.Учебный план программы.

                   4.Учебно-тематический план.

                   5.Содержание (темы) занятий.

                   6.Аппарат контроля

                   7.Методическое обеспечение учебного процесса

                   8.Условия реализации программы

                   9.Литература

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приобщение к музыкальному искусству всегда актуально, так как именно вокальное пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.

 Через вокальное пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.

 Работа с детским вокальным коллективом отлична от работы со взрослыми, имеет свою специфику и ряд особенностей. Это фундамент всей последующей работы со взрослым вокальным коллективом.

 В программе обобщен опыт теории и практики музыкального воспитания детей. Программа работы кружка составлена на основе знания специфики детского вокального коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста,  принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над вокальным произведением.

  Главная цель программы –  создать условия для творческого развития ребёнка в  детском вокальном коллективе (от его организации до концертных выступлений).

 В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка многоголосного пения и пения без сопровождения, а так же навыкам сольного исполнения.

 Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса попевочного и репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.

       Для составления программы автор изучил и освоил на практике  курсы: «Методика работы с  хоровым коллективом» рядо профилирующих дисциплин специализации (Хоровой класс, Хоровая аранжировка, Хоровое дирижирование, Постановка голоса, Сольфеджио и др.), а также с такими разделамы курса «Основы педагогической психологии» как «Основы возрастной психологии и педагогики», «Основы теории и методики организации художественного воспитания в культурно - досуговых учреждениях».

      Об успешности вокально-хоровой деятельности можно судить по результатам творческих конкурсов и фестивалей хоровых коллективов и вокалистов, в которых воспитанники становятся победителями и призёрами.

В конце программы приведен список литературы, который можно использовать в практической деятельности.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Программа имеет практическую и тематическую структуру.

 Занятия проводятся 2ч в неделю.

3.Учебный план программы

Разделы

программы

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

  1. Вокально-хоровая работа  

11.

Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.

4

22.

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка полученных вокальных навыков.

4

3.

Распевание.

8

44.

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Знаменитые хоры прошлого и настоящего.

4

5.

Дикция. Артикуляция.

6

6.

Гигиена певческого голоса.

2

7.

Сценическая культура и сценический образ.

6

8.

Основы нотной грамоты.

6

9.

Движения  вокалистов под музыку.

4

10.

Вокально-хоровая работа.

6

11.

Импровизация.

4

12.

Хоровая манера исполнения.

6

  1.   Концертно-исполнительская                   деятельность -  8 ч

ИТОГО:                                                                               68                                                                                                                      

4. Учебно-тематический план

Цель:  раскрыть певческий голос ребенка   через   основы вокала, исполнение детских песенок,  песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

№ п/п

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Методы контроля

Общее

 кол-во

Теория

Прак-

тика

I.Вокально-хоровая работа

11.

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

4

2

2

Хоровое

Наблюде

ние

22.

Певческая установка. Дыхание.

4

2

2

Хоровое,

индивидуальное

Наблюде

ние

33.

Распевание.

8

2

6

Хоровое

Наблюдение

44.

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Знаменитые

Хоры прошлого и настощего

4

2

2

Хоровое

Наблюдение

55.                 5

Знакомство с различной манерой пения.  Дикция. Артикуляция.

6

2

4

Хоровое

Наблюдение

56

Гигиена певческого голоса.

2

2

0

Хоровое

Наблюдение

67

Сценическая культура и

сценический образ.

6

2

4

Хоровое,

индивидуальное

Наблюдение

78

Основы нотной грамоты.

6

2

4

Хоровое

Наблюдение

89

Движения  вокалистов под музыку.

4

2

2

Хоровое,

индивидуальное

Наблюдение

810

Вокально – хоровая работа

6

2

4

Хоровое

Наблюдение

        11        

Импровизация.

4

2

2

Хоровое

Наблюдение

12

Хоровая манера исполнения

6

2

4

Хоровое

Наблюдение

II.Концертно-исполнительская деятельность

9.

Праздники, выступления, репетиции

8

0

8

Конкурсы, праздники

Оценка зрителей, оценка жюри

Итого

68

24

44

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате обучения  пению    в вокальном кружке дети  должны:

   знать, понимать:

      - строение артикуляционного аппарата;

      - особенности и возможности певческого голоса;

      - гигиену певческого голоса;

      - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

      - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

-  место дикции в  исполнительской деятельности.

    уметь:

      - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;

      - петь короткие фразы на одном дыхании;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

      - петь легким звуком, без напряжения;

      - на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое  вокальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

     - уметь делать распевку;

      - к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.

5.CОДЕРЖАНИЕ (ТЕМЫ) ЗАНЯТИЙ

Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков (4часа)

Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известные механические уменья.

Гёте.

Искусство пения – искусство души и для души.

Музыка в нашей жизни.  Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала  на чувства слушателей и исполнителя.  Влияние пения на развитие личности, речи человека.  

«Ни слуха, ни голоса»  и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать  вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия   в мире шоу-бизнеса.

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

Гортань человека.  Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков:  шумовой,   грудной – натуральный (детский), фальцетный,  свистовой или флейтовый.

Регистровый   порог. Механизм перевода регистра.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных,  их пение.  Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

        Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

Рупор. «Зевок» и полузевок».

        Регулировочный образ: место и роль в  пении.

Практические занятия:

  1. Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение  способности к пению.
  2. Координационно-тренировочные занятия.

           Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку,  двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией  «ММ»: от щек по всему лицу.

Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения,  касание звука, вибрации «ммм»).

Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

  Блок 2.

Комплекс  № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.

Комплекс  № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

Комплекс  № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

Комплекс  № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром,  силой голоса  – через ощущения  с разными  энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

Комплекс  № 5. Упражнения для осознания  связи режимов с разными участками диапазона.

Комплекс  № 6. Упражнения для осознания  связи  разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.

Комплекс  № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.

Комплекс  № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.

Комплекс  № 9. Упражнения по овладению приемами,  не позволяющими издавать звук  привычным способом.

Комплекс  № 10. Упражнения:  язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.

Комплекс  № 11. Упражнения  на   «Н - носовое».

Комплекс  № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка полученных вокальных навыков  (4 часа)

Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра,  образованные аэродинамическим путем.

Соотношения работы  органов дыхания и гортани.

Резонаторная функция трахеи.

Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий  голос.

Практические занятия:

        Дыхательная гимнастика.

Распевание (8 часов)

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Важность  работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования  к  организации распевки. Порядок распевки.  Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.

Использование скороговорки  на начало распевки.

Практические занятия:

  1. Упражнения  по распеванию.  Задачи  занятий:  научить учащегося  правильно выполнять распевки.

 Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего (4 часа)

История вокальных стилей. Классическая музыка. Народная музыка, Жанры вокального исполнения: песня, романс, опера,  увертюра,  поп-музыка,  фольклор, этническая музыка.

Хоровая музыка: Большой детский хор, хоровые коллективы Ульяновской области, Русский народный хор, академические хоры

Романс:  Жанна Бичевская, Олег Погудин, Жанна Строенко.

Песня: Леонид Утесов,  Ф.И.Шаляпин,  Сергей Лемешев, Ирина Отиева, Лариса Долина.

Поп-певцы:  Фрэнк Синатра, Энди Уильямс,  Дин Мартин.

Эстрада: Барбара Стрейзанд,  Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Н. Басков.

Поп: София  Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа «Самоцветы», «Ласковый май»,  «Мираж»,  выпускники «Фабрик звезд»,  Майкл Джексон, Мадонна, Принс,  Уитни Хьюстон,  Кристина Агилера, Бритни Спирс, группа «АВВА», «Бони М», «Арабеск», «Чингис хан», Барбара Стрэйзанд, Дейвид Боун, Род Стюарт,

 «Модерн Токинг», Кайли Миноуг, Рик Эстли, Сабрина, Дона Саммер.

Практические занятия:

Групповое прослушивание  исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.

Дикция. Артикуляция (6 часов)

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.  Важность умения говорить правильно в жизни человека.

 Восприятие искусства через интонацию.  Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для  произнесения  известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода  от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный,  имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция.  Основные    выводы вокальной    педагогики  о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные  и сленговые слова и выражения.

           3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

Методы самостоятельной работы  по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практические занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика  (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);
  2. Упражнения на  голосовые сигналы  доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);
  3. Упражнения  тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса  (программа  В. Емельянова  с. 168-172);
  4. Дыхательные  упражнения по методике  И.О.Исаевой  (стр.78-80);
  5. Тренажер самоконтроля развития дикции;
  6. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой  (с.81-83).

Гигиена певческого голоса (2 часа)

Бережное отношение к здоровью – как  залог вокального успеха.

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).

Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

Воспаление трахеи: как  последствие  - потеря голоса.

Меры профилактики  лор – болезней,  их необходимость.

Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

О вреде  курения  на голосовые связки.

Защитная регулирующая  и эстетическая функция  вибрато –  основа и показатель самоконтроля.

Запреты:

-  грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы;  

- использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы;

-  переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.

Первая помощь голосовым связкам: молчание.  Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.

Практические занятия:

  1. Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
  2. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа  как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
  3. Упражнения по развитию вибрато  вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
  4. Составление памятки по гигиене голоса.

Сценическая культура и сценический образ (6 часов)

Жесты  вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная  (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть  и назначение.

Практические занятия:

  1. Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);
  2. Психологический  тренинг;
  3. Упражнение «Как правильно стоять»  (по методике И.О.Исаевой с. 172-179);
  4. Упражнения на координацию движений;
  5.  Практическая работа  по формированию сценического образа.

Основы нотной грамоты (6 часов)

        Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.

Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот  Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и   расположение на ней нот.

Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

Музыкальный  ритм. Сильные и слабые доли.

Тональность: мажорная и минорная.

Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.

                 Музыкальный размер ; сложный размер .

Ноты  в басовом ключе.

Паузы.

Записи песен.

Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие и малые.

Хроматическая и целоторная гамма. Правильное  пение по нотам.

Интонирование. Фальшь  и пути ее устранения.

Практические занятия:

  1. Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз.  Научиться писать скрипичный и  басовый ключи.  Выучить название октав на клавиатуре;
  2. Выучить название и написание всех длительностей;
  3. Пение   гаммы по нотам со словами и показом;
  4. Пение песен по нотам;
  5. Звучание интервалов и угадывание их на слух;
  6. Запись ритмического рисунка;
  7.  Элементы контроля правильности  пения  по нотам;
  8. Секреты устранения фальши.

Движения  вокалистов под музыку (для работы с солистами) (4 часа)

        Движения вокалистов на сцене.  Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ.   Пластичность и статичность вокалиста.

Практические занятия:

  1. Просмотр и анализ  выступлений вокалистов;
  2. Элементы  ритмической  гимнастики;
  3. Работа над возможными вариантами  движений сценического образа.

Вокально-хоровая работа(6 часов)

Регулировочный образ вокалиста и хоровика.  Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, преддыхательная.

Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к ситуации публичного выступления.

Практические занятия:

  1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха;
  2. Упражнения  на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования;
  3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
  4. Упражнения по инспираторной  фонации – изданию   звука во время вдоха. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист  - осознание вокально-телесных ощущений;
  5. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в   фальцетный регистр
  6. Тренировочные программы для  фальцетного  регистра  детского и женского голоса Упражнения с твердой и  мягкой атакой.
  7. Подготовка к выходу на сцену.

Импровизация (4 часа)

Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.

Практические занятия:

  1. Просмотр видеозаписей анализ импровизаций великих вокалистов. Оценка импровизации;
  2. Элементы импровизации в детском исполнении.

Хоровая манера исполнения ( 6часов)

Тембр и динамика своего голоса.

Регулировочный образ своего голоса – представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-,    проприорорецепции,    и отражающиеся в  сознании вокалиста, их  голосообразующее действие.

Многоголосое пение.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки  обучающихся услышать себя изнутри   и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и  заучивание  текста.

Вокальные  трудности в работе с песней  и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление,  формирование сценического образа.

Ролевая подготовка: суть и назначение.

Практические занятия:

  1. Песенный репертуар;
  2. Заучивание текста;
  3. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро;
  4. Упражнения:  устранение трудностей в работе с песней.

 Концертно-исполнительская деятельность (8 часов)

 Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся,  их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального  произведения.

В основе репертуара воспитанников  план воспитательной работы школы, районных мероприятий.

                              6.АППАРАТ КОНТРОЛЯ

Важное место в реализации программы отводится  контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о  процессе обучения, а   в целях    достижения цели,   обеспечения  качества обучения.

Содержание контроля

      Оценке и контролю результатов обучения подлежат: 

   -  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

   -  развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

  -  освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

  - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

 - воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль в рамках реализации программы  носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

- предварительный  -  диагностика способностей учащихся;

- текущий – наблюдение за успешностью  освоения обучающимися вокальными  умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый  - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных. городских,   окружных и российских мероприятий.

Требования к уровню подготовки:

  • наличие интереса к вокальному и хоровому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, хором);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски. 

7.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 Методы и формы реализации программы

В качестве главных методов программы: стилевой  и системный подход,  метод творчества,   метод  импровизации и  сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД  широко применяется в программе,   нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда  ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации.  В совместной творческой деятельности   преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД  ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.  Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело  вести себя  на сцене, владеть приемами сценической импровизации,  двигаться под музыку  в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

8.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

                       Ресурсное обеспечение программы:

  1. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);
  2. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
  3. Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
  4. Компьютер;
  5. Усиливающая аппаратура;
  6. Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения;
  7. Актовый зал;
  8. Мультимедийный проектор.

Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школьных, городских, окружных мероприятиях  Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

           

   

9.ЛИТЕРАТУРА

1.Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.

2.Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989.

3.Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с.

4.Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд.  «Лань», 1997.-64с.

5.Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с.

6.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.

7.Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.

8.Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.

9.Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г

10.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с.

11.Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ.» – М.: «Музыка», 1998.-120с.

12.Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с.

13.Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.-152с.

14.Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.

15.Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с.

16.Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.

17.Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.

18.Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.

19.Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.

20.Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1

21.Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.

22.Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.

23.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.

24.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.

25.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа вокального кружка для детей старшей группы ДОУ

Данная программа кружка разработанна мною для детей 6-го года жизни на основе авторских программ К.В.Тарасовой "Гармония" и М.Ю.Картушиной "Вокально-хоровая работа в детском саду"....

Программа кружка по музыке "Вокальное пение" средняя группа

Программа кружка по музыке "Вокальное пение" средняя группа...

Программа кружка по музыке "Вокальное пение" старшая группа

Программа кружка по музыке "Вокальное пение" старшая группа...

рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамоты" для дошкольных групп

Настоящая программа составлена на основе программы дошкольной подготовки по информатике для детей 5-6 лет А. В. Горячева, Н. В. Ключ и программы курса «Развивающая информатика» Е. Н. Челак...