Статья. Активные методы преподавания географии
статья на тему

Яковлева Нина Николаевна

Статья. Активные методы преподавания географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_aktivnye_metody_prepodavaniya_geografii.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы преподавания географии.

Доводы, до которых человек додумывается сам,

                                                                   убеждают его больше, чем те,

которые пришли в голову к другим.

Паскаль

         Современному обществу требуются молодые люди. Умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность.

          Традиционная методика обучения не позволяет выполнить этот социальный заказ.

          При организации учебно-воспитательной работы возникают следующие противоречия:

- между стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность;

-   между потребностью школьников быть активными участниками учебного процесса и четко регламентированными взаимоотношениями «ученик-учитель»;

-   между настоятельной необходимостью развития творческого потенциала личности и отсутствием условий для индивидуальной работы с каждым учеником.

         Решить создавшуюся ситуацию может помочь стратегия активного обучения, которая предполагает активную форму не только на уроках, но и во внеклассных мероприятиях.

         Цель активного обучения – развивать коммуникативные, управленческие навыки учащихся, формировать у учеников такие качества как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнения, способствовать развитию мотивации ученика к изучению нового.

         Методикой активного обучения предусмотрено формирование детей в группы, в которых желательно было бы по одному выраженному визуалисту, аудиалисту и кинестетику. Также желательно, чтобы в группе был ученик, у которого в достаточной степени сформированы все сенсорные каналы. Целенаправленная и системная работа учителя позволяет выделить к концу учебного года “активно действующую группу”.

         В результате методически организованной работы в группах, школьники учатся слышать друг друга, помогать менее успешным в учебе товарищам. Важно обращать внимание на позитивные проявления в поведении учеников в группе: способность внимательно слушать друг друга, спокойно отстаивать свою точку зрения, принимать совместное решение. В ходе работы в группе ученики испытывают эмоциональный подъем, ощущение сопричастности к общему делу. Это повышает интеллектуальную активность, снижает чувства напряженности, тревоги и беспокойства, которые часто возникают в условиях традиционной формы работы.

        В своей работе я уделяю большое внимание активным формам обучения.

        Под активными понимаются методы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения, таким, например, как компьютер, рабочая тетрадь, или учебник.

         Активные и интерактивные методы обучения можно разделить на три группы: индивидуальные, групповые и фронтальные, которые представлены в таблице (Таблица 1).

Таблица 1.

Активные методы преподавания

Индивидуальные

Групповые

Фронтальные

Аудиовизуальные средства

Деловые игры

Тренинг

• Учебник

• Тетрадь

• Учебные средства

• Компьютер

• Работа в    группах

• Проект

• Анализ КС

• Мозговой штурм

• Опорные сигналы

• Музыка

• ТВ

• Видеосъемки

• Ролевые

• Имитационные

• Учебные

• Ситуационные

• Организационно –

    деятельностные

         Практика показывает, что эффективное использование методов активного обучения возможно в следующих случаях:

а)   в качестве введения в урок постановки проблемы, которую предстоит разрешить (проблемная ситуация или задача);

б)   в заключение урока практическое обоснование актуальности рассматриваемого вопроса и закрепления знаний, умений и навыков.

Образовательная ситуация с применением методов активного обучения рассматривается как способ введения учения в деятельный процесс, в результате которого у учащихся развиваются следующие компетентности:

1) коммуникативные:

-      способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;

-      умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формулировать необходимые точки зрения;

-      умение преодолевать разногласия;

-      желание быть полезным и нужным обществу;

2) мотивационные:

-      способность формулировать цели, выдвигать предложения;

-      готовность идти на риск и принимать нестандартные решения;

-      умение избегать повторения ошибок и просчетов;

-      способность предвидеть последствия принимаемых шагов, решений, действий;

-      умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;

3) аналитические:

-      умение находить причины и источники критических ситуаций;

-      умение анализировать и оценивать свои действия;

-      умение соединять отдельные знания в общую систему.

Таким образом, благодаря использованию на уроках методов активного обучения, у учащихся формируется и развивается социальная и трудовая активность. В результате ученик,

во-первых, осознает необходимость в личной потребности быть активным членом общества и социальной группы,

во-вторых, овладевает определенными способами, методами проявления социальной и трудовой активности,

в-третьих, получает возможность реализовать себя и, наконец, сможет чувствовать себя увереннее в реальной жизни.

        Для развития мышления очень удобна учебная модель:

ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РАЗМЫШЛЕНИЕ. 

I. Для стадии ВЫЗОВА:

Приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.

Парная мозговая атака:

Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают по данной теме. Время – пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. Ключевые термины:

Учитель может выбрать из текста 4 – 5 ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы. Когда учащиеся приходят к одному выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, учитель просит их обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста – с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются.

Разбивка на кластеры (блоки идей):

Для начала пишем тему (слово или фразу) в кружочке в центре доски или на листе бумаги. К примеру: «Марко Поло». Можно продемонстрировать, как появляется идея-спутник: допустим, «что он сделал». Пишем это справа от «марко поло», обводим в кружочек и соединяем с «марко поло» прямой линией. Теперь мы приглашаем учащихся высказать свои предположения о том, что он сделал. Эти идеи помещаются в кружочках вокруг кружочка «что он сделал» и соединяются с ним. Если ученик говорит «он был путешественником», слово «путешественник» записывается в кружочек. Если появляются новые детали о его путешествиях (куда ездил и т. д.), Они будут уже словами-спутниками, «вращающимися» вокруг слова «путешественник». Когда учащиеся разместили кластера, попросите их указать, где оказалось маловато информации. Если они в чем-то не уверены, рядом с кружочками ставится большой вопросительный знак. Затем попросите учащихся обратить особое внимание при чтении на следующие моменты: что оказалось верным; в чем они были не правы; какие неясности прояснились; о чем они раньше не подумали вовсе.

Знаем, хотим узнать, узнаем:

Этот прием применим для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая длится несколько дней.

Разделим доску или большой лист бумаги на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагается воспроизвести в тетрадях такую же таблицу.

Затем называем темы и спрашиваем учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем» (и просим учащихся то же самое сделать в тетрадях).

Просим учащихся сгруппировать предложенные идеи по категориям. Когда выявятся категории, предлагаем учащимся добавить в каждую еще какие-то идеи.

На этом этапе учащиеся наверняка в чем-то усомнятся. Спорные идеи и вопросы следует занести в колонку «Хотим знать». Просим учащихся дополнить этот список: что они еще хотят узнать по данной теме. Все возникшие соображения записываются на доску и в тетради. Если снова поработать с отдельными категориями, список вопросов наверняка расширится. Теперь, если учащимся предстоит читать текст или слушать лекцию, следует еще раз обсудить вопросы, которые они сами поставили, и нацелить их, таким образом, на чтение текста или слушание лекции. Если задумано исследование более широко плана, обсудите, где учащиеся смогут почерпнуть необходимую информацию. Когда чтение закончено, мы переходим к третьей колонке: «Узнали» и просим учащихся записать, что они почерпнули из текста, причем расположить ответы надо параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию (спросить о которой им раньше просто не приходило в голову) надо расположить ниже. Поработав индивидуально, учащиеся обмениваются своими соображениями по колонке «Узнали». Итоги заносятся в третью колонку на доску. Учащиеся затем сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. Они также сравнивают возникшие ранее вопросы с полученными из текста ответами и решают, как поступить с вопросами, которые остались без ответа.

знаю

хочу узнать

узнал

- движение

- сила

- скорость

- направление

 

 

II. Для стадии ОСМЫСЛЕНИЯ

Когда учащиеся припомнили, что знали, прикинули, в чем уверены вполне и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии, стадии осмысления. На этой стадии можно применить несколько методических приемов, например:

а) Система маркировки текста или “Плюс – минус – интересно(?)”.

Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

v - галочкой (v) помечается то, что им уже известно;

– - знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям;

+ - знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным.

? - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.

       Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

         Значки “+”, “–”, “?” можно ставить в процессе работы с текстом рядом с его отдельными элементами, а можно заполнять таблицу:

“+”

“–”

“?”

 

 

 

В графу “+” записываются все факты, элементы текста уже известные ученику или вызвавшие у него положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.    В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается

б) Взаимоопрос

Этот методический прием применяется так: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

III. Для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ

Многие приемы, которыми пользуются на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в стадию «размышления» и достигают там своей кульминации.

Парная мозговая атака (парное подведение итогов).

Пары, которые проводили мозговую атаку, готовясь к чтению текста, могут теперь вернуться к своим записям и сравнить, какие соображения у них были до и какие появились после чтения текста. Они могут составить новый список: что нового и важного они почерпнули из текста.

Возвращение к кластерам.

Когда учащиеся работали над кластерами в преддверии чтения текста, они располагали идеи в виде «спутников», вращающихся вокруг главной темы. Туда вносились все идеи, не вполне им понятные и вовсе недостающие, - тогда рядом ставился вопросительный знак.

Теперь, после чтения текста, пары учащихся (или весь класс вместе) могут снова организовывать информацию в виде кластеров, которые на сей раз будут отражать уже действительное соотношение понятий и идей – так, как это подано в тексте.

 Синквейн.

“Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета.

Рельеф,
Горный, равнинный,
Формируется, распространяется, изменяется,
Совокупность неровностей земной поверхности,
Результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Активные методы обучения

Статья посвещена новым подходам в обучении. Активные методы обучения обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Эт...

Педагогический совет по теме "Активные методы преподавания"

Педагогический совет, знакомящий с активными методами преподавания....

Активные методы преподавания

В методической статье показана эффективность активных  методов обучения, приведены примеры применения АМО на разных этапах урока....

План самообразования учителя географии МКОУ Чантырская СОШ Седовой М.В. ТЕМА: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся»

План самообразования учителя географии МКОУ Чантырская СОШСедовой М.В. ТЕМА:«Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся»...

Активные методы преподавания английского языка

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно – образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обу...

Статья "Активные методы обучения"

Использование активных форм и методов обучения помогает повышать образованность учащихся, помочь им реализовать свои возможности....

Статья "Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса"

Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса.В материале представлена информация по указанной теме. Мной рассмотрены различные методы обучения.Проведена кла...