Обучение детей плетению из бисера
статья на тему

Аксёнова Елена Геннадьевна

Статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_detey_pleteniyu_iz_bisera.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аксёнова Е.Г.,

Педагог дополнительного образования

МОУДО «Жарковский Дом детского творчества»

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЛЕТЕНИЮ ИЗ БИСЕРА

      Народное искусство и традиционные ремесла играют в развитии детей огромную роль. Приобщение к рукоделию способствует интеллектуальному и эстетическому развитию, тренирует пальцы и стимулирует развитие мелкой моторики. Дети, занимающиеся народным искусством, становятся более внимательными, дисциплинированными, и целеустремленными, их успеваемость в школе ощутимо повышается.

 Одним из наиболее интересных народных ремесел является бисероплетение. Это занятие не подходит для детей дошкольного возраста, но уже для младших школьников является отличной развивающей деятельностью. Как правило, работой с бисером больше интересуются девочки, хотя и для мальчиков она весьма полезна.

    Бисероплетение – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью. Для девочки плетение из бисера – это возможность изготовить своими руками эксклюзивные украшения и сувениры для себя или в подарок, это неограниченное поле для реализации своей фантазии. И если на первых порах дети учатся плести по готовым схемам, то в дальнейшем с удовольствием создают собственные формы и узоры.

Бисероплетение - практическая методика. Ребенок выполняет определенные действия – в данном случае плетет какие-то изделия и эта деятельность приводит к развитию (у него) определенных способностей и качеств. При этом у юных мастеров развиваются не только способности к творчеству, творческому мышлению, но и многие качества личности крайне необходимые самому ребенку в школе (а затем человеку в жизни).

 Что немаловажно занимаясь бисероплетением, ребенок занят не развитием своих способностей при нем эти слова не произносятся вообще – а выполнением привлекательных мелких изделий из бисера. Педагогу достаточно правильно предложить рабочую задачу выполнить красивую фигурку из бисера, изготовить подарок маме, украшение для себя к празднику и.т.д., и.т.д. Необходимые способности развиваются сами,попутно;, в процессе выполнения работы.

    Занятия по бисероплетению организовать довольно легко. Для этого не нужно специальное оборудование или особые условия: все необходимое легко помещается в школьной сумке, приобретение инструментов и материалов не потребует особых затрат. Каждому ребенку необходимо иметь с собой бисер различных цветов, капроновую нить, проволоку, леску, иглы для бисера (не менее трех), а также разнообразные аксессуары для украшений (замочки для колье, дужки для серег, заготовки для колец и так далее), ножницы и клей. Преподавателю могут дополнительно понадобиться такие инструменты, как пинцет, тонкое шило, круглогубцы и бокорезы.

    Обучение детей бисероплетению можно начинать уже в семилетнем возрасте. На первом ознакомительном занятии необходимо пробудить интерес учеников к этому занятию. Можно рассказать детям историю бисероплетения и вышивки бисером, в какой стране зародилось это искусство и как распространялось по земному шару, рассказать, какие мотивы в своих орнаментах использовали разные народы, какие техники возникли первыми, и какие были изобретены сравнительно недавно. Также на вводном занятии необходимо познакомить детей с готовыми работами.      Это поможет зажечь интерес к процессу работы и обозначить цель кропотливого труда.

     Начинать обучение бисероплетению необходимо с основ. Дети узнают, какие материалы используются, в каких случаях нужно выбирать в качестве основы проволоку, а в каких – нить, какие преимущества и недостатки у лески и капроновой нити, чем отличается игла для бисера от обычной.

    Самым первым упражнением является нанизывание бусинок на нитку в один ряд. При этом бусины могут быть одно цвета или разноцветными. При нанизывании разноцветных бусин можно дать детям задания сделать «полосатую» или «радужную» нитку. Это повысит интерес к выполнению упражнения, позволит быстро освоить базовое движение.

      На следующем занятии можно приступить к изготовлению простейших конструкций на проволоке. Для этого можно купить приобрести готовые наборы для детского творчества или составить простые схемы самостоятельно. С младшими школьниками можно сделать бисерную веточку, цветочек, жука, бабочку, сердечко, кольцо и другие работы, основанные на простых схемах, не требующих долгой кропотливой работы. В возрасте 7-8 лет дети еще не обладают достаточной усидчивостью, и при выполнении более сложных работ могут быстро потерять интерес к этому занятию.

     После освоения учениками простейших работ на проволоке можно переходить к простым цепочкам на двух нитях. Такие цепочки являются основой для разнообразных "фенечек", которые 8-10 летние девочки с удовольствием носят на руках и дарят друг другу.

     Схемы простых цепочек со звеньями из трех, пяти и более бусин можно найти в любом пособии или составить их самостоятельно, это не представляет никакой сложности. После двух-трех изделий, выполненных по готовым схемам, можно предложить ученикам придумать и нарисовать узор для цепочки самостоятельно. Это не только стимулирует воображение, но и знакомит детей с основами эскиза.

 После освоения простых цепочек дети учатся плести ажурные сеточки на одной и двух нитях. На первых порах сеточка плетется однотонная, чтобы ученики легче могли усвоить принцип ее построения, не отвлекаясь на необходимость следить за узором. Далее можно предложить ученикам выполнить сеточку с простым рисунком.

      Ажурная сеточка является универсальным приемом бисероплетения. На ее основе можно делать любые украшения, ею можно оплетать любые предметы (в том числе пасхальные яйца, бутылки, вазы и прочее). Осваивать сетчатое плетение можно на примере браслетиков, которые дети на первых порах плетут по готовым схемам. Постигнув на готовых схемах принципы построения орнамента и его основных элементов, дети сами начинают создавать узоры для украшений.

    На следующем этапе обучения учеников можно познакомить с другими техниками бисероплетения, научить плести полотно, создавать объемные составные фигуры (игрушки, цветы, деревья и так далее), изготавливать сложные украшения. Неплохие результаты дает совместная работа, когда вся группа делает одну крупную композицию, состоящую из множества частей. Каждый ученик изготавливает свою часть, а потом все вместе собирают готовое изделие.

Однако сложные изделия из бисера, требующие безупречного владения техникой бисероплетения, по силам только старшим школьникам, которые обладают некоторой усидчивостью и способны уделить поделке много времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...

Обучение двухцветному плетению слепых и слабовидящих детей.

Методические рекомендации для воспитателей, учителей технологии и родителей обучению слепых и слабовидящих детей двухцветному плетению....

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....