Реализация Концепции развития этнокультурного образования
статья на тему

Школа является Республиканской опорно-методической площадкой при КРИРО по реализации этнокультурной составляющей образования. В статье представлен опыт работы школы по внедрению проекта «Реализация этнокультурной составляющей  в содержании основных образовательных программ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.М.Попова,

заместитель директора  МОУ «Сторожевская СОШ»

Школа является Республиканской опорно-методической площадкой при КРИРО по реализации этнокультурной составляющей образования. В статье представлен опыт работы школы по внедрению проекта «Реализация этнокультурной составляющей  в содержании основных образовательных программ».

Реализация Концепции развития этнокультурного образования

      Цель Концепции развития этнокультурного образования - воспитание гражданина, культурного и образованного человека, опирающегося  на позитивные жизненные ценности и установки, способного создавать и развивать социально-перспективные сферы деятельности.

     Предметом региональной составляющей образования являются характеристика климата, природы, биогеоценозов Республики Коми , предметом этнокультурной составляющей - варианты приспособления коми народа к климатическим, природным условиям через проектирование жилищ, изготовление одежды, формулирование неписаного охотничьего кодекса по сохранению биоразнообразия, осмысление памятников природы в фольклорной традиции, использование и развитие природного потенциала .

     Этнокультурная, региональная составляющая в содержании  дошкольного образования имеет свое наполнение: социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  физическое,  художественно-эстетическое развитие.

     Наша дошкольная образовательная организация  в своей деятельности ставит задачу расширения сферы функцоинирования коми языка в детско-родительской среде, используя разные формы сотрудничества воспитателей, детей и родителей.

    Мы были участниками Межрегионального творческого  проекта
«Говорю  я  -говорят  дома: я в  детском  саду  и  семье» (Проект «Играем  в  театр»(«Ворсам  театрысь»).

     Цель  проекта:  активизация детско - родительских отношений как основы прочной и дружной семьи,  повышение активности родителей в деле воспитания будущего поколения.

     Деятельность  осуществляется на двух государственных языках  Республики Коми: коми и русском, что предполагает естественное погружение детей в двуязычную языковую среду. Дети вместе с родителями, участвуя в мероприятиях, демонстрируют свои таланты, получая искреннее удовольствие от собственного успеха.  Работа осуществляется на основе коми игр ,фольклора ,коми народных сказок ,произведений, песенного творчества  и  традиций коми народа .

    Через воспитание чувства патриотизма выводим детей на деятельное отношение -  это готовность человека участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в регионе, стране; через активные формы деятельности выводим на профессиональный аспект, на исследоательскую проектную деятельность.

    Региональная, этнокультурная составляющая в содержании  школьного образования укладывается в несколько моделей. В рамках монопредметной модели коми язык, литература в нашей школе изучаются на специально выделенных учебных предметах.

    Комплексная модель предусматривает интеграцию этнокультурного, регионального  материала в содержание большинства учебных предметов, курсов школьной программы (история, география, биология, русский язык, литература).

     Русский язык и литература, коми язык и литература изучаются во взаимосвязи, в сравнении. Изучение и анализ истории региона в контексте российской и мировой истории позволяет видеть мир в целостности и взаимосвязанности. Изучение этнокультурного содержания в изобразительном (коми орнамент) и музыкальном искусстве (коми песни, национальные музыкальные инструменты), изучение памятников культурного наследия Республики Коми регионального и федерального значения способствуют овладению обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Предмет «технология» базируется на формировании представления о наиболее распространённых в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах (береста, резьба по дереву).

В программе учебного предмета «физическая культура» предусмотрены определённые знания об истории физической культуры разных народов, связь спорта с природными и географическими особенностями, традициями и обычаями народа коми (национальные виды спорта).

Большое значение в реализации этнокультурной, региональной составляющей содержания образования отводится предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (танцевальный кружок).

       Итак,  мы выходим на развивающую  модель организации внеурочной деятельности учащихся на этнокультурной основе.

       Краеведение – это изучение своей  малой Родины, проводимое на научной основе.  Краеведение развивается в непосредственной связи с общими, учебно-воспитательными задачами современной школы; оно содействует осуществлению прочной связи обучения с жизнью и нравственным воспитанием, является основой развития личности школьника.
    Краеведческая работа расширяет  кругозор обучающихся, знакомит их с историей, социально- экономической, политической  и культурной жизнью региона,  раскрывает природоведческие и этнографические особенности региона, материальную  и духовную  культуру общества. Краеведение  воспитывает любовь
 к родным местам, гордость за свой народ, знаменитых людей настоящего и прошлого.

МОУ  «Сторожевская средняя общеобразовательная школа» являлась Республиканской  опорно-методической площадкой по реализации этнокультурной составляющей образования (Приказ КРИРО № 34-пд от 24.01.2014).  В рамках деятельности  был разработан проект «Реализация этнокультурной составляющей в содержании основных образовательных программ».  Цель проекта – совершенствование содержания краеведческого образования в сельской школе .

Задачи проекта: 

  • разработка и апробирование авторской рабочей программы  по краеведению «Моя малая родина» для 2-4 классов
  • подготовка пакета дидактических и методических разработок для учителей-предметников, педагогов дополнительного образования по курсу «Краеведение»
  • разработка модели внеурочной деятельности по реализации этнокультурной составляющей ФГОС (интеграция урочной и внеурочной деятельности)

Авторами  – составителями   программы «Моя малая родина» для 2-4 классов
являются учителя-предметники МОУ «Сторожевская СОШ»:

  • С. М. Попова – координатор, учитель коми языка и литературы
  • Т. И. Карманова – координатор, учитель коми языка и литературы
  • Н. С. Игушева – учитель коми языка и литературы
  • Е. Ф. Панюкова – учитель технологии
  • Е. Б. Тиранова – учитель истории
  • Е. А. Михайлова – учитель биологии
  • В. А. Лукьянова – учитель географии
  • Е. С. Тарабукина – учитель начальных классов

    Научный консультант - Поляков Е. В., методист Центра развития этнокультурного образования Коми республиканского института развития образования.

    Программа состоит из 4 блока тем:

  • «Природа родного края»
  • «Республика Коми и современность»
  • «Традиционная культура народа коми»
  • «История Коми края»  

Программа реализуется третий год.

Краеведение - комплексная наука, знания даются на различных уроках.

  • Природоведческие знания: предмет «Окружающий мир», объединения «Логика природы» и «Вещества в моём доме»
  • Исторические знания: предмет «Окружающий мир», объединение «Моя малая родина»
  • Искусствоведческие знания: предметы «Технология», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Основы светской этики (Основы православной культуры)»
  • Литературоведческие знания: предметы «Литературное чтение», «Литература Республики Коми»

Модель  образовательной программы по курсу «Краеведение»
для начальной школы (интеграция урочной и внеурочной деятельности)

Модель взаимодействия с социальными партнёрами по реализации этнокультурной составляющей содержания основных образовательных программ

Модель преемственности этнокультурного образования

     

 В основном звене организована работа над культурно-образовательными проектами. Это является средством развития ценностных ориентаций     обучающихся.

      На данный момент МОУ  «Сторожевская средняя общеобразовательная школа»- Республиканская инновационная площадка

 по типу опорно-методическая площадка по апробации УМК по учебным предметам  этнокультурной направленности  (Приказ КРИРО № 103-од от 28.09.2016) . Апробируются следующие учебники:

  1. Книга для чтения с методическим пособием для учителя «Край, в котором я живу» (Поляков Е.В.) 3 кл.
  2. Учебник по коми языку как государственному (Якубив Т.В., Поликарпова Т.Д., Чумакова И.А.) 6 кл.

    В школе все обучающиеся изучают коми язык, коми литературу или коми язык как государственный и литературу РК.

Источник:

Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональные мероприятия для учителей и преподавателей математики, планируемых в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации (июнь-декабрь 2016 года)

Региональные мероприятия для учителей и преподавателей математики, планируемых в рамкахреализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации(июнь-декабрь 2016 года)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ развития МАТЕМАТИЧЕСКОГО обРАЗОВАНИЯ В российской федерации в Ставропольском крае...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ По реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации

Представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования...

План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации в МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №2» Касторенского района Курской области на 2016-2017 учебный год.

Значение математического образованияМатематика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических знан...

Реализация Концепции развития математического образования в МБОУ «Лицей №83-Центр образования» Приволжского района г. Казани

Реализация Концепции развития математического образованияв МБОУ «Лицей №83-Центр образования» Приволжского района г. Казани...