Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
опыты и эксперименты на тему
Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка уровня познавательной активности» (Приложение А).
Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в Приложении А и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Критерии определения уровней познавательной активности представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Критерии определения уровней познавательной активности
Высокий уровень – творческий. |
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. |
Средний уровень – интерпретирующая активность. |
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. |
Низкий уровень – воспроизводящая активность. |
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?» |
Методика проводится фронтально – со средней группой. Опросник состоит из 19 вопросов.
При обработке данных подсчитывались баллы и выводилось среднее значение для каждого младшего школьника в отдельности, затем выводилось среднее значение по испытуемой группе. В Таблице 2 представлены результаты младших школьников по уровням познавательной активности, которые были распределены в соответствии со шкалой.
Таблица 2 – Результаты оценки познавательной активности младших школьников
№ | Имя, Ф. | Средний балл | Уровень усвоения знаний |
Расулова Света | 4,5 | Высокий | |
Маричева Лена | 3,5 | Средний | |
Доржиева Илона | 4,3 | Высокий | |
Кизилева Карина | 4,3 | Высокий | |
Большаков Егор | 2,5 | Низкий | |
Арсеньев Денис | 3,3 | Средний | |
Разуваева Таня | 3,2 | Средний | |
Семелев Саша | 2,7 | Низкий | |
Шангин Илья | 2,6 | Низкий | |
Сафонов Сергей | 4,4 | Высокий | |
Бабуева Зарина | 4,3 | Высокий | |
Кравец Лиза | 2,4 | Низкий | |
Общий уровень в группе | 3,5 | Средний |
По полученным результатам, отраженным в Таблице 2 средний балл оценки познавательной активности младших школьников составил 3,5 – это не высокий показатель.
Итак, анализ оценки познавательной активности в испытуемой группе показал низкие результаты по отдельным показателям, хотя общий уровень познавательной активности в целом по группе средний.
Приложение А
Методика «Оценка уровня познавательной активности»
№ | Показатели |
Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения | |
Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия. | |
Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей. | |
Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации. | |
Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы. | |
Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний | |
Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям. | |
Содержательно высказывает свою мысль, идею. | |
Легко генерирует идеи. | |
Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи. | |
В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения. | |
Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении. | |
Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. | |
Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме. | |
Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей. | |
Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности. | |
Видит пути совершенствования. | |
Может проявить собственное отношение к фактам. | |
Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую. |
Приложение Б
Протокол определения уровня познавательной активности
№ | Имя. Ф. | Вопросы | Ср.б | Уровень | ||||||||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |||
Расулова Света. | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,5 | Высокий | |
Маричева Лена | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3,5 | Средний | |
Доржиева Илона | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,3 | Высокий | |
Кизилева Карина | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4,3 | Высокий | |
Большаков Егор | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2,5 | Низкий | |
Арсентьев Денис | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3,3 | Средний | |
Разуваева Таня | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3,2 | Средний | |
Семелев Саша | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,7 | Низкий | |
Шангин Илья | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 2,6 | Низкий | |
Сафонов Сергей | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,4 | Высокий | |
Бабуева Зарина | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4,3 | Высокий | |
12 | Кравец Лиза | 1 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2,4 | Низкий |
Средний балл познавательной активности по группе | 3,5 | Средний |
Оценку познавательной активности дает воспитатель по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит в таблицу.
Обработка результатов:
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Низкий уровень – воспроизводящая активность.Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Анкетирование детей на определение интереса к занятиям с участием мультимедийной презентацией.
Цель: Определить степень инереса к занятиям с участием мультимедийной презентацией.
средняя группа (опрошено 9 человек)
Вопрос | Положительный ответ | Отрицательный ответ |
1.Вам нравятся занятия с мультимедийной презентацией? | 9 | 0 |
2. Интересно ли работать с мульимедийной презентацией? | 8 | 1 |
3. Вы хотели бы , чтобы занятия проходили с мультимедийными презентациями? | 8 | 1 |
4. Вы умеете создавать презентацию? | 1 | 8 |
5. Хотите научиться? | 8 | 1 |
6. Что вам нравиться в мультимедийных презентациях? | Потому что интересно, хорошо видно, ярко, необычно, красиво |
Вывод: Большинству детей нравятся и интересны занятия с мультимедийными презентациями, а значит, развивается познавательная активность младших школьников.
Вопрос | Положительный ответ | Отрицательный ответ |
1.Вам нравятся занятия с мультимедийной презентацией? | ||
2. Интересно ли работать с мульимедийной презентацией? | ||
3. Вы хотели бы , чтобы занятия проходили с мультимедийными презентациями? | ||
4. Вы умеете создавать презентацию? | ||
5. Хотите научиться? | ||
6. Что вам нравиться в мультимедийных презентациях? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-169534-1357380947.jpg)
Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию двигательной активности младших школьников с целью повышения уровня физического состояния.
Этот материал поможет при аттестации, когда будете описывать свой опыт. Здесь описана тема по самообразованию....
Статья на тему: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников.
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-882262-1485168595.jpg)
Психолого-педагогическая работа по повышению уровня познавательной активности слабоуспевающих младших школьников
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/22/picture-933081-1498140995.jpg)
Статья на тему "Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"
quot;Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-757660-1510411425.jpg)
Тема по самообразованию: "Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций"
Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-1363312-1636840581.jpg)
Развитие логического мышления как средства активизации познавательной активности младших школьников
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической ли...
Диагностический материал для определения уровня умственного развития младших школьников
Познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, памят...