Главные вкладки

    Всероссийская олимпиада по литературе Задания Муниципальный этап
    материал на тему

    Ульянова Мария Борисовна

    Задания по классам

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zadanie_7_klass.docx56.4 КБ
    Файл 2015-16г.57.01 КБ
    Файл zadanie_9_klass.docx61.61 КБ
    Файл zadanie_10_klass.docx65.55 КБ
    Файл zadanie_11_klass.docx66.84 КБ

    Предварительный просмотр:

                         ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2015/16 гг.

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

                    ЛИТЕРАТУРА

    7 КЛАСС

    Инструкция по выполнению задания

    Уважаемый школьник! Выполняя задания, внимательно читай вопросы.  Пиши ответы аккуратным, разборчивым почерком. Задания можно выполнять в любой последовательности, но не забывай указывать номер задания. Каждое задание выполняется на отдельной странице тетради. Максимальный балл – 50. Время выполнения заданий – 3 астрономических часа. Успехов!

    Задание №1  (20 баллов)

    В школе на уроке литературы будет проходить диспут, посвященный проблемам литературы и кино. Составьте письменный текст, ориентируясь на предложенные вопросы. Объем сочинения-рассуждения  15-20 предложений. Каждая позиция должна быть аргументирована:

    1. Должны ли авторы фильма (сценаристы, режиссеры) точно следовать литературной основе?
    2. Что лучше – прочитать сначала текст, а потом смотреть кино, или наоборот?
    3. Если фильм оказал сильное воздействие на человека, чем книга, то нужно ли вообще читать первоисточник?
    4. Почему на один сюжет из классической литературы снимают несколько киноверсий?
    5. Классическая литература должна быть осовременена с помощью кино, так она станет понятнее и ближе современным подросткам, не так ли?

    Задание №2  (30 баллов)

    Во время набора объявлений работник  типографии  перепутал тексты. Что в итоге получилось – вы видите. В одном опубликованном тексте объявления содержатся фрагменты других объявлений. Помогите работнику типографии   восстановить объявления. В итоге из приведенных 2-х объявлений должно получиться 6 объявлений.

    1. Трехэтажный дворник ищет места гувернантки. 
    2. С дозволения начальства сбежал пудель фабрики Сиу и Ко

    Критерии оценивания  задания I :

    1.  содержание высказывания:

    5: 0-1-3-5(шкала оценок соответствует школьным баллам: 2 – 3 – 4 – 5)

    2. аргументация:

    5: 0-2-3-5(шкала оценок соответствует школьным баллам: 2 – 3 – 4 – 5)

    3. логика изложения:

    5: 0-1-3-5(шкала оценок соответствует школьным баллам: 2 – 3 – 4 – 5)

    4. речевое оформление:

    3: 0-1-2-3

    0 ошибок – 3 балла

    1 ошибка – 2 балла

    2 ошибки – 1 балл

    3 и более речевых ошибок – 0 баллов

    5.   Соблюдение объема

    0-1-2

    Итого:

    1. баллов

    Критерии оценивания  задания II:

    1. содержание составленного текста объявления  (информативность, корректность )

    0-2-4

    1. Стилистическое оформление

    0-1

    Итого

    За каждое объявление – 5 баллов. Всего 6 объявлений. Итоговый балл – 30.



    Предварительный просмотр:

                         ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2015/16 гг.

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

                    ЛИТЕРАТУРА

    8 КЛАСС

    Инструкция по выполнению задания

    Уважаемый школьник! Выполняя задания, внимательно читай вопросы.  Пиши ответы аккуратным, разборчивым почерком. Задания можно выполнять в любой последовательности, но не забывай указывать номер задания. Каждое задание выполняется на отдельной странице тетради. Максимальный балл – 50. Время выполнения заданий – 3 астрономических часа. Успехов!

    Задание №1  (20 баллов)

    В 2015 году, в Интернете состоялись Всемирные онлайн-чтения «Чехов жив». Компания Google транслировала на YouTube, как на театрализованных площадках по всему миру политики, актеры, спортсмены, студенты, чиновники читали произведения А.П. Чехова.

    Выступите в роли автора-организатора подобной акции, посвященной Году литературы. Придумайте название этих онлайн-чтений. Подберите 5 произведений для чтения вслух в рамках этой акции (это могут быть произведения  одного автора или разных). К каждому тексту дайте краткую аннотацию (до 5 предложений),  объясняющую ваш выбор. Предположите, кто может стать чтецом предложенных вами произведений. Поясните порядок, в каком будут звучать указанные тексты.

    Критерии оценивания: максимальный балл – 20.

    Обоснование выбора текста

    0- 1

    Содержательность аннотации

    0-1-2

    Обоснование выбора чтеца

    0-0,5

    Обоснование выбора порядка представления произведений

    0-0,5

    Итого

    4 балла за одно произведение. Всего произведений – 5.  Максимальный балл - 20

    Задание №2  (30 баллов)

    Прочтите следующий текст. Его автором является современный французский писатель Даниэль Пеннак

    ***

    Но на следующее утро первое, что видит волк, едва проснувшись, тот же мальчик, стоящий перед вольерой на том же самом месте. Волк чуть не подскочил.

    Ночевал он здесь, что ли?!

    Он вовремя совладал с собой и снова зашагал как ни в чем не бывало.

    И вот уже час, как волк шагает. Вот уже час, как глаза мальчика не отрываются от него. Голубая шерсть волка задевает о сетку. Мышцы его перекатываются под зимним мехом. Голубой волк шагает, словно и не собирается останавливаться. Словно возвращается домой, туда, на Аляску. «Полярный волк» — так написано на жестяной табличке, прицепленной к сетке. Там же карта севера Канады, на которой один участок закрашен красным для наглядности. Полярный волк, Бесплодные Земли.

    Его лапы ступают совершенно бесшумно. Он ходит из конца в конец вольеры. Ни дать ни взять беззвучный маятник огромных часов. И глаза мальчика тоже движутся, медленно, словно он следит за теннисной партией в замедленной съемке.

    Неужели я ему так интересен?

    Волк хмурится. По морде его проходит рябь. Он злится на себя за то, что задается всеми этими вопросами по поводу мальчика. Он давно уже поклялся никогда больше не интересоваться людьми.

    И ни разу за десять лет он не нарушил клятву: людям ни единой мысли, ни единого взгляда, ничего. Ни детям, которые валяют дурака перед его клеткой, ни служителю, который издали бросает ему мясо, ни художникам, которые приходят рисовать его по воскресеньям, ни дурам-мамашам, которые указывают на него малышам, приговаривая: Видишь, вот он, волк, будешь плохо себя вести, он тебя заберет! Никому и ничего.

    Даже лучшему из людей грош цена!

    Так всегда говорила мать волка Черное Пламя.

    До прошлой недели волк иногда прерывал свое хождение. Они с волчицей усаживались лицом к посетителям. И было полное впечатление, что они никого не видят! Волк и волчица смотрели в пространство перед собой. Они смотрели сквозь людей. Таким взглядом, что те чувствовали себя так, словно их и нет. Очень неприятное ощущение.

    Куда они уставились?

    Что они там видят?

    А потом волчица умерла (она была серая с белым, как полярная куропатка). С тех пор волк больше не останавливался. Он шагает с утра до вечера, а куски мяса мерзнут вокруг на земле. По ту сторону решетки прямой, как буква i (за точку над i можно считать облачко белого пара), мальчик не сводит с него глаз.

    Тем хуже для него, решает волк.

    И выбрасывает из головы всякую мысль о мальчике.

    Прочитав текст, ответьте на вопросы. Ответ должен представлять собой связный текст. Общий объем рассуждения –  не менее 20  предложений

    1) Можно ли назвать этот текст «рассказом»? Кратко обоснуйте свой ответ.

    2) Есть ли в этом тексте сюжет? На чём он строится? Каковы его особенности?

    3) Кто является «героями» в тексте? Как они изображаются? Что можно сказать о героях на основе этого текста?

    4) От чьего лица ведется повествование? Выскажите предположение, зачем автор так строит свой текст.

    5) Как в тексте передаются образы дома и неволи?

    Критерии оценивания  задания II :

    1.  ответ на вопрос, аргументация

    4: 0-1-3-4 (шкала оценок соответствует школьным баллам: 2 – 3 – 4 – 5)

    Всего 20 баллов, так как 5 вопросов

    2. логика изложения:

    5: 0-1-3-5 (шкала оценок соответствует школьным баллам: 2 – 3 – 4 – 5)

    4. речевое оформление, грамматика:

    3: 0-1-2-3

    0 ошибок – 3 балла

    1 ошибка – 2 балла

    2 ошибки – 1 балл

    3 и более речевых ошибок – 0 баллов

    5.   Соблюдение объема

    0-1-2

    Итого:

    1. 30 баллов



    Предварительный просмотр:

                         ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2015/16 гг.

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

                    ЛИТЕРАТУРА

    9 КЛАСС

    Инструкция по выполнению задания

    Уважаемый школьник! Выполняя задания, внимательно читай вопросы.  Пиши ответы аккуратным, разборчивым почерком. Задания можно выполнять в любой последовательности, но не забывай указывать номер вопроса. Каждое задание выполняется на отдельной странице тетради. Максимальный балл – 100. Время выполнения заданий – 5 астрономических часов. Успехов!

    Задание №1,   аналитическое   (70 баллов)

    Выполните аналитическое задание,  взяв один из предложенных текстов (поэтический или прозаический).

    Выполните целостный анализ стихотворения  Саши Черного «Мираж», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: соотнесённость «детского» сюжета и  «взрослого» содержания стихотворения; отбор деталей  и приёмы изображения внешнего мира и внутреннего состояния героев; символичность образов; многозначность названия стихотворения. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. (Сформулированные направления анализа носят рекомендательный характер. Вы можете избрать собственный путь  рассуждений)

                                                                     Саша Черный

                                                                          Мираж


    С девчонками Тосей и Инной
    В сиреневый утренний час
    Мы вырыли в пляже пустынном
    Кривой и глубокий баркас.

    Борта из песчаного крема.
    На скамьях пестрели кремни.
    Из ракушек гордое "Nemo"
    Вдоль носа белело в тени.

    Мы влезли в корабль наш пузатый.
    Я взял капитанскую власть.
    Купальный костюм полосатый
    На палке зареял, как снасть.

    Так много чудес есть на свете!
    Земля - неизведанный сад...
    - На Яву? - Но странные дети
    Шепнули, склонясь: - В Петроград.

    Кайма набежавшего вала
    Дрожала, как зыбкий опал.
    Команда сурово молчала,
    И ветер косички трепал...

    По гребням запрыгали баки.
    Вдали над пустыней седой
    Сияющей шапкой Исаакий
    Миражем вставал над водой.

    Горели прибрежные мели,
    И кланялся низко камыш:
    Мы долго в тревоге смотрели
    На пятна синеющих крыш.

    И младшая робко сказала:
    "Причалим иль нет, капитан?.."
    Склонившись над кругом штурвала,
    Назад повернул я в туман.

    Кёльпинзе (Германия), 1922

    Выполните целостный анализ произведения Виталия Бианки «Золотое сердечко». Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы/поэтики: жанр произведения, особенности диалогов, своеобразие персонажей, иронический характер  авторского повествования и названия. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. (Сформулированные направления анализа носят рекомендательный характер. Вы можете избрать собственный путь  рассуждений)

                                                                       Виталий Бианки    Золотое сердечко

    В роще росли рядом молоденькая Рябина, пожилая Берёзка и старый Дуб. Когда набегал ветерок, они шелестели листьями. Так они разговаривали между собой. Старый Дуб умел ещё на разные лады скрипеть стволом. Когда ветер был сильный, голос Дуба слышен был по всей роще. Но всё равно Зоечка и её старая тётя не понимали ни шелеста, ни скрипа деревьев.

    В первый раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда поспела земляника. Они брали ягоды, а на деревья не обращали никакого внимания.

    Прилетела серая тонкая птица, села на ветку молоденькой Рябины и закуковала:

    – Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

    Тётя сказала:

    – Слышишь, Зоечка, – кукушка! Когда я была маленькой, мы пели про неё хорошенькую песенку.

    И тётя запела тонким жалостным голоском:

    Там вдали за рекой

    Раздаётся порой:

    Ку-ку! Ку-ку!

    Это птичка кричит

    У зелёных ракит:

    Ку-ку! Ку-ку!

    Потеряла детей, —

    Жалко бедненьких ей.

    Ку-ку! Ку-ку!

    Ку-ку-у!..

    Тут голосок тёти задрожал-задрожал, а Зоечка горько расплакалась.

    Тётя погладила Зоечку по головке и сказала:

    – Золотое у тебя сердечко: всех-то жалеет!

    Тогда молоденькая Рябина зашелестела всеми своими разрезными листьями:

    – Слушайте! Слушайте! Ведь это ужасно глупая песенка! Кукушка совсем не теряет своих детей. Она нарочно подкидывает их в чужие гнёзда. Не жалейте, пожалуйста, Кукушку. Жалейте, пожалуйста, других птичек.

    Но Зоечка и её тётя не слушали шелеста листьев.

    А серая тонкая птица всё куковала, да так жалобно:

    – Ку-ку! Ку-ку!

    Прилетела бурая тонкая птица, села на ветку пожилой Берёзы и пронзительно захихикала:

    – Хи-хи-хи-хи-хи!

    Тут Зоечка ещё пуще залилась слезами:

    – Зачем эта гадкая птица смеётся над бедной Кукушечкой!

    Тётя опять погладила Зоечку по головке и сказала:

    – А вот мы её сейчас!..

    Подняла сучок, замахала им на бурую тонкую птицу:

    – Кыш! Кыш! – И прогнала её.

    Тогда пожилая Берёза зашелестела всеми своими листьями, похожими на сердечки:

    – Слушайте, слушайте! Ведь это ужасно глупое недоразумение. Сами жалеете Кукушку и сами её прогнали! Кукушка-отец кричит: ку-ку! ку-ку! А Кукушка-мать кричит: хи-хи-хи-хи!

    Бурая – это и есть Кукушка-мать. Сами поёте песенку и сами не знаете, про кого.

    Молоденькая Рябина прошептала чуть слышно:

    – Совершенно справедливо, совершенно справедливо.

    А старый Дуб молчал: он триста лет прожил на свете, и его больше не интересовали слезливые песенки.

    В другой раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда поспела малина.

    Они подошли к старому Дубу. Вдруг из его корней выпорхнула красногрудая птичка. Зоечка наклонилась и увидела между корнями гнёздышко. В нём сидело шесть птенчиков. Пятеро было в тёплом пушку, а шестой ещё совсем голый.

    Зоечка сейчас же расплакалась:

    – Зачем он голенький, ему холодно!..

    А тётя опять погладила Зоечку по головке и сказала:

    – Золотое сердечко!

    Тогда молоденькая Рябина зашелестела всеми своими разрезными листьями:

    – Слушайте, слушайте! Ведь этот птенец вышел на свет тремя днями позже других. Он подрастёт и  оденется. Те пятеро тоже были голенькие, а над ними не плакала даже их родная мать.

    И пожилая Берёзка зашелестела всеми своими листьями, похожими на сердечки:

    – Слушайте, слушайте! Ведь это же Кукушонок! Не его надо жалеть, а других птенчиков.

    Но Зоечка и её тётя не обращали никакого внимания на шелест листьев. …..

    А старый Дуб молчал.

    И в третий раз Зоечка и её тётя пришли в рощу, когда осенний ветер срывал с деревьев их листья.

    Зоечка глянула под корни старого Дуба и заплакала.

    Там сидел один Кукушонок. Он так вырос, что закрывал собой всё гнёздышко.

    Прилетела красногрудая птичка, и Кукушонок сейчас же открыл рот и закричал.

    Кукушонок был так велик, а красногрудая птичка была так мала. Ей пришлось сесть ему на голову, чтобы скормить ему бабочку, которую она принесла. И голова красногрудой птички при этом совсем исчезла в разинутом рте Кукушонка.

    Тётя спросила Зоечку:

    – Что ты плачешь, моё сердечко?

    И Зоечка прошептала, всхлипывая:

    – Да… Все птенчики давно уже вылетели из гнезда. А этот бедненький – хны! хны! Всё время хочет кушать!

    Тогда молоденькая Рябина прошептала всеми своими оставшимися разрезными листьями:

    – Смотрите, смотрите! Ведь это Кукушонок!

    Когда он был ещё голенький, он вышвырнул из гнезда всех детей Красногрудки. Они были слабые, в пушку и погибли один за другим в траве.

    Кукушонок убил их. Пожалейте птенчиков Красногрудки!

    И пожилая Берёза прошептала всеми своими оставшимися листьями, похожими на сердечки:

    – Смотрите, смотрите! Он вырос гораздо больше своей кормилицы-Красногрудки, а всё ещё просит есть у неё. Он лентяй и обжора. Его нельзя жалеть!

    Но Зоечка ещё пуще залилась слезами и прохныкала:

    – Все другие птички – хны! хны! – улетят за море в тёплые края. А эта останется. Пойдёт снег. И – хны! хны! – бедная птичка замёрзнет.

    Тётя сказала:

    – Не могу видеть, как разрывается твоё золотое сердечко. Знаешь что, – возьмём эту птичку домой. Ты сама будешь кормить её булочкой, пока опять не настанут тёплые дни.

    И Зоечка прошептала сквозь слёзы:

    – И буду петь ей песенку.

    Тут даже старый Дуб не выдержал и проскрипел:

    – Скры!.. Скру!.. Поскру!.. Послушайте! Ведь это ж ужасно груст… нет, глупая история! Бросьте Кукушонка! Красногрудка, прочь, – он исправится. Крылья есть, какая кручина? А булку – крысам! Послушайте! Скрылись!..

    Зоечка и её тётя заткнули уши от страшного скрипа старого Дуба, подхватили Кукушонка и поспешно ушли из рощи.

    Дома Зоечка посадила Кукушонка за куклин стол и до тех пор кормила его сладкой булочкой, пока Кукушонок не перестал просить есть.

    Тогда Зоечка уложила его в куклину кроватку, прикрыла куклиным одеялом и запела тонким жалостным голоском:

    Там вдали за рекой

    Раздаётся порой:

    Ку-ку! Ку-ку!

    Кукушонок сейчас же закрыл глазки.

    Зоечка дальше:

    Это птичка кричит

    У зелёных ракит:

    Ку-ку! Ку-ку!

    Кукушонок перевернулся на спинку.

    Зоечка тихонько кончила песенку:

    Потеряла детей,

    Жалко бедненьких ей.

    Ку-ку! Ку-ку!

    Кукушонок дрыгнул ножками и сдох.

    Критерии оценивания аналитического задания

     1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

    Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30 (шкала оценок соответствует школьным баллам: 2 – 3 – 4 – 5)

    2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

    Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

    3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

    Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

    4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

    Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

    5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).

    Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

    Итого: максимальный балл – 70 баллов

    Задание №2, творческое   (30 баллов)

    Прочитайте фрагменты литературно-критических статей. Определите, о каких писателях или поэтах идет речь в приведенных отрывках. По каким элементам текста вы пришли к ответу? Свой ответ обоснуйте, объяснив, что помогло вам узнать имя писателя или поэта.

    О ком идёт речь?

    Ю. Айхенвальд

    Страшные сказки о жизни рассказал нам … потому и жизнь сама страшна, как страшна показалась «освещенная церковь ночью с мёртвым телом и без души людей», – церковь, дом незаселённый, площадь пустоты. И, быть может, пугает всё пустое, которого недаром боится природа, и не оттого ли жутко на свете, что смешные люди, призраки, имеют душу, ничем не заполненную, душу мёртвую? От смешного до страшного – один шаг.

    М. Горький.

    Никто не понимал так ясно и  так тонко трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины. Его врагом была пошлость. И пошлость эта отомстила ему скверной выходкой, положив его труп – труп поэта – в вагон для перевозки «устриц».  

    Критерии оценки творческого задания

    1. Верное определение имени писателя или поэта – 6 баллов (по 3 балла  за каждый ответ).

    2. Аргументированное объяснение своего выбора с опорой на предложенный в задании текст – 10 баллов (по 5 баллов за каждый ответ)..

    3. Полнота и фактическая точность обоснований – 10 баллов (по 5 баллов за каждый ответ)..

    4. Грамотность речевого оформления работы – 4 балла (по 2 балла за каждый ответ).

    Итого: максимальный балл – 30 баллов        



    Предварительный просмотр:

                         ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2015/16 гг.

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

                    ЛИТЕРАТУРА

    10 КЛАСС

    Инструкция по выполнению задания

    Уважаемый школьник!

    Выполняя задания, внимательно читай вопросы.  Пиши ответы аккуратным, разборчивым почерком. Задания можно выполнять в любой последовательности, но не забывай указывать номер вопроса. Каждое задание выполняется на отдельной странице тетради.

    Максимальный балл – 100. Время выполнения заданий – 5 астрономических часов. Успехов!

    Задание № 1, аналитическое  (70 баллов)

    Выполните аналитическое задание,  взяв один из предложенных текстов (поэтический или прозаический).

    Выполните целостный анализ стихотворения Афанасия Фета  «Ласточки», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: соотнесённость философского содержания с пейзажными образами; отбор деталей  и приёмы изображения; особенности ритмической и лексико-синтаксической структуры стихотворения. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. (Сформулированные направления анализа носят рекомендательный характер. Вы можете избрать собственный путь  рассуждений)

    Афанасий Фет   Ласточки

    Природы праздный соглядатай,

    Люблю, забывши все кругом,

    Следить за ласточкой стрельчатой

    Над вечереющим прудом.

    Вот понеслась и зачертила -

    И страшно, чтобы гладь стекла

    Стихией чуждой не схватила

    Молниевидного крыла.

    И снова то же дерзновенье

    И та же темная струя,-

    Не таково ли вдохновенье

    И человеческого я?

    Не так ли я, сосуд скудельный,

    Дерзаю на запретный путь,

    Стихии чуждой, запредельной,

    Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

    <1884>

    ИЛИ

    Выполните целостный анализ рассказа Василия Шукшина «Дядя Ермолай». Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы/поэтики: своеобразие темы и сюжета, характеров и поведения героев; воспроизведённые в рассказе подробности и детали крестьянской колхозной жизни; специфику авторской позиции и авторского повествования . Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. (Сформулированные направления анализа носят рекомендательный характер. Вы можете избрать собственный путь  рассуждений)

    Василий Шукшин    Дядя Ермолай

    Вспоминаю из детства один случай.

    Была страда. Отмолотились* в тот день рано, потому что заходил дождь. Небо — синим-синё, и уж дергал ветер. Мы, ребятишки, рады были дождю, рады были отдохнуть, а дядя Ермолай, бригадир, недовольно поглядывал на тучу и не спешил.

    — Не будет никакого дождя. Пронесет все с бурей, — ему охота было домолотить скирду**. Но… все уж собирались, и он скрепя сердце тоже стал собираться.

    До бригадного дома километра полтора. Пока добрались, пустили коней и поужинали, густая синева небесная наползла, но дождя не было. Налетел сильный ветер, поднялась пыль… Во мгле трепетно вспыхивали молнии и гремел гром. Ветер рвал, носил, а дождя не было.

    — Самая воровская ночь, — сказал дядя Ермолай. — Ну-ка, Гришка… — дядя Ермолай поискал глазами, я попался ему: — Гришка с Васькой, идите на точок*** — там ночуете. А то как бы в такую-то ночку не подъехал кто да не нагреб зерна. Ночь-то… самая такая.

    Мы с Гришкой пошли на ток.

    Полтора километра, которые мы давеча проскакали мигом, теперь показались нам долгими и опасными. Гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью и чем-то вроде жженым — резко, горько. Так пахнет, когда кресалом бьют по кремнию, добывая огонь.

    Когда вверху вспыхивало, все на земле — скирды, деревья, снопы в суслонах****, неподвижные кони, — все как будто на миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все; сверху гремело гулко, уступами, как будто огромные камни срывались с горы в пропасть, сшибались и прыгали.

    Мы наконец заблудились. Сбились с дороги и потеряли ту скирду, у какой молотили. Их было много. Останавливались, ждали, когда осветит: опять все вроде подскакивало, короткий миг висело в воздухе, в синем, резком свете, и все опять исчезало, и в кромешной тьме грохотало.

    — Давай залезем в первую попавшую скирду и заночуем, — предложил Гришка.

    — Давай, конечно.

    — А утром скажем, что ночевали на точке, кто узнает?!

    Залезли в обмолоченную скирду, в теплую пахучую солому. Поговорили малость, наказали себе проснуться пораньше… И не заметили, как и заснули, не слышали, как ночью шел дождь.

    Утро раскинулось ясное, умытое, тихое. Мы проспали. Но так как ночью хорошо промочило, наши молотить рано не поедут, мы знали. Мы пошли в дом.

    — Ну, караульщики, — спросил дядя Ермолай, увидев нас, мне показалось, что он смотрит пытливо. — Как ночевали?

    — Хорошо.

    — Все там в порядке? На точке-то?

    — Все в порядке. А что?

    — Ничего. Спрашиваю… Я посылал, я и спрашиваю. «А что?», — а сам все смотрит.

    Мне стало не по себе.

    — Зерно-то целое?

    — Целое, — у Гришки круглые, ясные глаза; он смотрит не мигая. — А что?

    — Да вы были там?! На точке-то?

    У меня заныл кончик позвоночника, копчик. Гришка тоже растерялся… Хлоп-хлоп глазами.

    — Как это «были»?..

    — Ну да, были вы там?

    — Были. А где же мы были?

    Эх, тут дядя Ермолай взвился:

    — Да не были вы там, сукины вы сыны! Вы где-то под суслоном ночевали, а говорите — на точке! Сгребу вот счас обоих да носом — в точок-то, носом, как котов пакостливых. Где ночевали?

    — От… Ты чо?

    — Где ночевали?!

    — На точке, — Гришка, видно, решил стоять насмерть. Мне стало легче.

    — Васька, где ночевали?

    — На точке.

    — Да растудыт вашу туда-суда и в ребра!.. — дядя Ермолай аж за голову взялся и болезненно сморщился. — Ты гляди, что они вытворяют-то! Да не было вас на току, не было-о! Я ж был там! Ну?! Обормоты вы такие, обормоты! Я ж следом за вами пошел туда — думаю, дошли ли они хоть? Не было вас там!

    Это нас не смутило — что он, оказывается, был на току.

    — Ну и что?

    — Что?

    — Ну и… мы тоже были. Мы, значит, маленько попозже… Мы блудили.

    — Где попозже?! — взвизгнул дядя Ермолай. — Где попозже-то?! Я там весь дождь переждал! Я только к свету оттуда уехал. Не было вас там!

    — Были…

    Дядя Ермолай ошалел… Может быть, мы — в глазах его — тоже на миг подпрыгнули и повисли в воздухе, как вчерашние скирды и кони — отчего-то у него глаза сделались большие и удивленные.

    — Были?

    — Были.

    Он схватил узду… Мы — в разные стороны. Дядя Ермолай постоял с уздой, бросил, сморщился болезненно и пошел прочь, вытирая ладошкой глаза. Он был не очень здоровый.

    — Обормоты, — говорил он на ходу. — Не были же, не были — и в глаза врут стоят. Штыбы бы вам околеть, не доживая веку! Штыбы бы вам… жены злые попались!.. Обормоты. В глаза врут стоят — и хоть бы что! О!.. — дядя Ермолай повернулся к нам. — Да ты скажи честно: испужались, можеть, не нашли — нет, в глаза смотрют и врут. Обормоты… По пять трудодней***** снимаю, раз вы такие.

    Днем, когда молотили, дядя Ермолай еще раз подошел к нам.

    — Гришка, Васьк… сознайтесь: не были на точке? По пять трудодней не сниму. Не были же?

    — Были.

    Дядя Ермолай некоторое время смотрел на нас… Потом позвал с собой.

    — Идите суда… Идите, идите. Вот тут вот я от дождя прятался, — показал. И посмотрел на нас с мольбой: — А вы где же прятались?

    — А мы — с той стороны.

    — С какой?

    — Ну, с той.

    — Да где же с той-то?! Где с той-то? — он опять стал терять терпение. — Я же шумел вас, звал!.. Я ее кругом всю обошел, скирду-то. А молонья такая резала, что тут не то что людей, иголку на земле найдешь. Где были-то?

    — Тут.

    Дядя Ермолай из последних сил крепился, чтоб опять не взвиться. Опять сморщился…

    — Ну, ладно, ладно… Вы, можеть, боитесь, что я ругаться буду? Не буду. Только честно скажите: где ночевали? Не скину по пять трудодней… Где ночевали?

    — На току.

    — Да где на току-то!! — сорвался дядя Ермолай. — Где на току-то?! Где, когда я… У-у, обормоты! — он запекал глазами — чем бы огреть нас.

    Мы убежали.

    Дядя Ермолай ушел за скирду… Опять, наверно, всплакнул. Он плакал, когда ничего не мог больше.

    Потом молотили. По пять трудодней он с нас не скинул.

    Теперь, много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на кладбище помянуть покойных родных, я вижу на одном кресте: «Емельянов Ермолай …вич».

    Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю — стою над могилой, думаю. И дума моя о нем — простая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми своими институтами и книжками. Например: что был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том именно, как они ее прожили. Или — не было никакого смысла, а была одна работа, работа… Работали да детей рожали. Видел же я потом других людей… Вовсе не лодырей, нет, но… свою жизнь они понимают иначе. Да сам я ее понимаю теперь иначе! Но только когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее? Не так — не кто умнее, а — кто ближе к Истине. И уж совсем мучительно — до отчаяния и злости — не могу понять: а в чем Истина-то? Ведь это я только так — грамоты ради и слегка из трусости — величаю ее с заглавной буквы, а не знаю — что она? Перед кем-то хочется снять шляпу, но перед кем? Люблю этих, под холмиками. Уважаю. И жалко мне их.

    *МОЛОТИТЬ –  выбивать семена или зёрна из колосьев, стручков.

    **СКИРДА  – масса плотно уложенной для хранения под открытым небом соломы или сена. Форма С. продолговатая с двускатной крышей.

    *** ТОЧОК (ТОК) – расчищенная или специально оборудованная площадка для предварительного хранения и первичной обработки зерна. 

    ****СУСЛО́Н (обл.) – несколько снопов, поставленных в поле для просушки стоймя, колосьями вверх, и покрытых сверху снопом же.

    *****ТРУДОДЕНЬ  – единица  учета труда и распределения доходов по труду в колхозах.


    Критерии оценивания аналитического задания

     1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

    Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30 (шкала оценок соответствует школьным баллам: 2 – 3 – 4 – 5)

    2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

    Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

    3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

    Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

    4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

    Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

    5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).

    Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

    Итого: максимальный балл – 70 баллов

    Задание № 2, творческое  (30 баллов)

    Прочитайте фрагменты литературно-критических статей. Определите, о каких писателях или поэтах идет речь в приведенных отрывках. По каким элементам текста вы пришли к ответу? Свой ответ обоснуйте, объяснив, что помогло вам узнать имя писателя или поэта.

    О ком идёт речь?

    Ю. Нагибин

    Едва ли найдётся другой пример подобного несоответствия человеческой сути и поэтического дарования. Воздушный, эльфический поэт был кряжистым, заземлённым, деловитым, крайне бытовым по всем своим замашкам и привычкам человеком. Сама его внешность, особенно в старые годы, когда человек приобретает некое сглаживающее благообразие, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжелый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицом. А в свою лучшую пору он был среднеарифметическим гусаром, без печати индивидуальности. А ведь он уже тогда писал замечательные и ни на кого не опирающиеся стихи.

    Конечно, ему доводилось и в молодые годы слышать добрые слова; так, Дружинин сказал об одном его стихотворении, что не удивился бы, увидев под ним подпись Пушкина; но куда больше было назойливого наставничества и журнально-газетной брани.

    Кому адресовано стихотворение?

    А. Фет

    На книжке стихотворений …

    Вот наш патент на благородство,

    Его вручает нам поэт;

    Здесь духа мощного господство,

    Здесь утончённой жизни цвет!

                            ….

    Но муза, правду соблюдая,

    Глядит – а на весах у ней

    Вот эта книжка небольшая

    Томов премногих тяжелей.

                       Декабрь 1883

    Критерии оценивания творческого задания

    1. Верное определение имени писателя или поэта – 6 баллов (по 3 балла  за каждый ответ).

    2. Аргументированное объяснение своего выбора с опорой на предложенный в задании текст – 10 баллов (по 5 баллов за каждый ответ).

    3. Полнота и фактическая точность обоснований – 10 баллов (по 5 баллов за каждый ответ).

    4. Грамотность речевого оформления работы – 4 балла (по 2 балла за каждый ответ).

    Итого: максимальный балл – 30 баллов        



    Предварительный просмотр:

                         ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2015/16 гг.

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

                    ЛИТЕРАТУРА

    11 КЛАСС

    Инструкция по выполнению задания

    Уважаемый школьник! Выполняя задания, внимательно читай вопросы.  Пиши ответы аккуратным, разборчивым почерком. Задания можно выполнять в любой последовательности, но не забывай указывать номер вопроса. Каждое задание выполняется на отдельной странице тетради.

    Максимальный балл – 100. Время выполнения заданий – 5 астрономических часов. Успехов!

    Задание № 1, аналитическое  (70 баллов)

    Выполните аналитическое задание,  взяв один из предложенных текстов (поэтический или прозаический).

    Выполните целостный анализ стихотворения  Иннокентия Анненского  «Старая усадьба», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: соотнесённость внешнего и внутреннего, реального и таинственно-фантастического; отбор деталей; особенности ритмической и лексико-синтаксической структуры. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. (Сформулированные направления анализа носят рекомендательный характер. Вы можете избрать собственный путь  рассуждений)

    Иннокентий Анненский        Старая усадьба

    Сердце дома. Сердце радо. А чему?

    Тени дома? Тени сада? Не пойму.

    Сад старинный, всё осины - тощи, страх!

    Дом – руины... Тины, тины что в прудах...

    Что утрат-то!... Брат на брата... Что обид!..

    Прах и гнилость... Накренилось... А стоит...

    Чье жилище? Пепелище?.. Угол чей?

    Мертвой нищей логовище без печей...

    Ну как встанет, ну как глянет из окна:

    "Взять не можешь, а тревожишь, старина!

    Ишь затейник! Ишь забавник! Что за прыть!

    Любит древних, любит давних ворошить...

    Не сфальшивишь, так иди уж: у меня

    Не в окошке, так из кошки два огня.

    Дам и брашна* – волчьих ягод, белены...

    Только страшно – месяц за год у луны...

    Столько вышек, столько лестниц – двери нет...

    Встанет месяц, глянет месяц – где твой след?.."

    Тсс... ни слова... даль былого – но сквозь дым

    Мутно зрима... Мимо... мимо... И к живым!

    Иль истомы сердцу надо моему?

    Тени дома? Шума сада?.. Не пойму...

    *Брашна – пища, еда

    ИЛИ

    Выполните целостный анализ рассказа  Фазиля Искандера «Жил старик со своею старушкой». Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы/поэтики: своеобразие  повествования; соединение  драматизма, лиричности  и юмора; специфику авторской позиции и многозначность  заключительной части. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст. (Сформулированные направления анализа носят рекомендательный характер. Вы можете избрать собственный путь  рассуждений)

    Фазиль Искандер  

    Жил старик со своею старушкой…

           В  Чегеме  у одной деревенской старушки умер муж. Он был еще во время войны ранен и потерял полноги. С тех пор до  самой смерти  ходил  на  костылях.  Но  и  на  костылях  он продолжал работать и  оставался  гостеприимным  хозяином,  каким  был  до войны.   Во  время  праздничных  застолий  мог выпить не меньше других, и если после выпивки возвращался из гостей, костыли его так  и летали. И никто не мог понять, пьян он или трезв, потому что и пьяным и трезвым он всегда был одинаково весел.

         Но  вот  он умер. Его с почестями похоронили, и оплакивать его пришла вся деревня. Многие пришли  и  из  других  деревень. Такой он был приятный старик.  И старушка его очень горевала.        На  четвертый  день  после похорон приснился старушке ее старик.  Вроде  стоит  на  тропе,  ведущей  на  какую-то  гору, неуклюже подпрыгивает на одной ноге и просит ее:

         -  Пришли,  ради  Бога, мои костыли. Никак без них не могу добраться до рая.

           Старушка проснулась и пожалела своего старика. Думает: к чему бы этот сон? Да и как я могу послать ему костыли?

         На  следующую ночь ей приснилось то же самое. Опять просит ее старик прислать ему костыли, потому что иначе  не  доберется до  рая.  Но  как  же  ему  послать костыли? - думала старушка, проснувшись. И никак не могла придумать. Если еще раз приснится и будет просить костыли, спрошу у него самого, - решила она.        Теперь  он  ей  снился  каждую ночь и каждую ночь просил костыли, но старушка во сне терялась, вовремя не спохватывалась спросить, а сон уходил куда-то. Наконец она взяла себя в руки и стала бдеть во  сне.  И  теперь,  только  завидела  она  своего старика и даже не дав ему раскрыть рот, спросила:

        - Да как же тебе переслать костыли?

         -  Через человека, который первым умрет в нашей деревне, - ответил старик и, неловко попрыгав на  одной  ноге,  присел  на тропу,  поглаживая  свою  культяпку. От жалости к нему старушка даже прослезилась во сне.

           Однако,  проснувшись, взбодрилась. Она теперь знала, что делать. На окраине Чегема жил другой старик. Этот другой старик при  жизни ее мужа дружил с ним, и они нередко выпивали вместе.

           - Тебе хорошо пить, - говаривал он ее старику, - сколько бы ты ни выпил, ты всегда опираешься на трезвые костыли. А  мне вино бьет в ноги.        Такая  у  него  была шутка. Но сейчас он тяжело болел, и односельчане ждали, что он вот-вот умрет.        И  старушка  решила договориться с этим стариком и с егосогласия, когда он умрет, положить ему в  гроб  костыли  своего старика,  чтобы  в  дальнейшем, при встрече на том свете, он их ему передал.

         Утром  она  рассказала  домашним о своем замысле. В доме у нее оставался  ее  сын  с  женой  и  один  взрослый  внук.  Все остальные  ее  дети и внуки жили своими домами.  После того как она им рассказала,  что  собирается  отправиться  к  умирающему старику  и  попросить  положить ему в гроб костыли своего мужа, все начали над ней смеяться как над очень уж темной  старушкой. Особенно громко хохотал ее внук, как самый образованный в семье человек, окончивший  десять  классов.  Этим  случаем,  конечно, воспользовалась  и  ее  невестка, которая тоже громко хохотала, хотя,  в  отличие  от  своего  сына,  не  кончала  десятилетки. Отхохотавшись, невестка сказала:

           -  Это  даже  неудобно - живого старика просить умереть, чтобы костыли твоего мужа положить ему в гроб.      Но старушка уже все обдумала.

           -  Я же не буду его просить непременно сейчас умереть, - отвечала она. - Пусть умирает, когда придет его срок.  Лишь  бы согласился взять костыли.       Так отвечала эта разумная и довольно деликатная старушка. И хотя ее отговаривали, она в тот же день пришла  в  дом  этого старика.  Принесла  хорошие  гостинцы.  Отчасти  как  больному, отчасти чтобы умаслить и умирающего старика, и его семью  перед своей неожиданной просьбой.

           Старик  лежал  в  горнице  и, хотя был тяжело болен, все посасывал свою глиняную трубку. Они поговорили немного о жизни, а  старушка  все  стеснялась  обратиться  к  старику  со  своей просьбой. Тем более в горнице сидела его невестка  и  некоторые другие  из  близких. К тому же она была, оказывается, еще более деликатной старушкой, чем мы думали вначале.  Но больной старик сам  ей  помог  - он вспомнил ее мужа добрыми словами, а потом, вздохнув, добавил:

          - Видно, и я скоро там буду и встречусь с твоим стариком.

          И тут старушка оживилась.

         -  К слову сказать, - начала она и рассказала ему про свой сон и про просьбу своего старика переслать  ему  костыли  через односельчанина,  который  первым  умрет. - Я тебя не тороплю, - добавила она, - но если что случится, разреши положить  тебе  в гроб костыли, чтобы мой старик доковылял до рая.

         Этот  умирающий с трубкой в зубах старик был остроязыким и даже гостеприимным человеком, но не  до  такой  степени,  чтобы брать к себе в гроб чужие костыли. Ему ужасно не хотелось брать к себе в гроб чужие костыли. Стыдился, что ли?  Может,  боялся, что  люди  из  чужих  сел,  которые  явятся  на  его  похороны, заподозрят его мертвое тело в инвалидности? Но и прямо отказать было неудобно. Поэтому он стал с нею политиковать.

            -  Разве  рай  большевики  не  закрыли?  -  пытался  он отделаться от нее с этой стороны.

         Но   старушка   оказалась   не  только  деликатной,  но  и находчивой. Очень уж она хотела с этим  стариком  отправить  на тот свет костыли мужа.

         -  Нет,  -  сказала  она  уверенно,  -  большевики  рай не закрыли, потому что Ленина задержали в  Мавзолее.  А  остальным это не под силу.

         Тогда старик решил отделаться от нее шуткой.

         -  Лучше  ты  мне  в  гроб  положи бутылку хорошей чачи, - предложил он,  -  мы  с  твоим  стариком  там  при  встрече  ее разопьем.

           -  Ты шутишь, - вздохнула старушка, - а он ждет и каждую ночь просит прислать костыли.

         Старик  понял, что от этой старушки трудно отделаться. Ему  вообще было неохота умирать и еще более  не  хотелось  брать  с собой в гроб костыли.

         - Да я ж его теперь не догоню, - сказал старик, подумав, - он уже месяц назад  умер.  Даже  если  меня  по  той  же  тропе отправят в рай, в чем я сомневаюсь. Есть грех...

           -  Знаю  твой  грех,  - не согласилась старушка. – Моего старика с тем же грехом, как видишь, отправили в рай. А  насчет того,  что  догнать, - не смеши людей. Мой старик на одной ноге далеко ускакать не мог. Если, скажем, завтра ты умрешь, хотя  я тебя  не  тороплю,  послезавтра  догонишь. Никуда он от тебя не денется...

         Старик  призадумался.  Но  тут  вмешалась  в  разговор его невестка, до сих пор молча слушавшая их.

           - Если уж там что-то есть, - сказала она, поджав губы, - мы тебе в гроб положим мешок орехов.  Бедный мой покойный  брат так любил орехи...

           Все  невестки  одинаковы, подумала старушка, вечно лезут поперек.

         -  Да  вы,  я  вижу, из моего гроба хотите арбу сделать! - вскрикнул старик и добавил, обращаясь  к  старушке:  -  Приходи через неделю, я тебе дам окончательный ответ.

         -   А   не  будет  поздно?  -  спросила  старушка,  видимо преодолевая свою деликатность. - Хотя я тебя не тороплю.

          - Не будет, - уверенно сказал старик и пыхнул трубкой.

           С  тем старушка и ушла. К вечеру она возвратилась домой. Войдя на кухню, она увидела совершенно неожиданное зрелище.  Ее насмешник  внук  с  перевязанной ногой и на костылях деда стоял посреди кухни.

          - Что с тобой? - встрепенулась старушка.

           Оказывается,  ее  внук,  когда  она  ушла  к  умирающему старику, залез на дерево посбивать грецкие  орехи,  неосторожно ступил  на усохшую ветку, она под ним хрястнула, и он, слетев с дерева, сильно вывернул ногу.

           - Костыли заняты, - сказал внук, - придется деду с месяц подождать.

           Старушка  любила  своего  старика, но и насмешника внука очень любила. И она решила, что внуку костыли сейчас,  пожалуй, нужней. Один месяц можно подождать, решила она, по дороге в рай погода не портится. Да и старик, которого она навещала,  по  ее наблюдениям,  мог еще продержаться один месяц, а то и побольше. Вон как трубкой пыхает.

           Но  что всего удивительней - больше старик ее не являлся во сне с просьбой прислать  ему  костыли.  Вообще  не  являлся. Скрылся  куда-то.  Видно, ждет, чтобы у внука нога поправилась, умилялась старушка по утрам, вспоминая свои сны.  Но  вот  внук бросил костыли, а старик больше в ее сны не являлся. Видно, сам доковылял до рая, может быть, цепляясь  за  придорожные  кусты, решила старушка, окончательно успокаиваясь.

         А   тот   умиравший  старик  после  ее  посещения  стал  с необыкновенным  и  даже  неприличным  для  старика  проворством выздоравливать.  Очень  уж  ему  не хотелось брать в гроб чужие костыли. Обидно ему было: ни разу в жизни не хромал, а  в  гроб ложиться  с  костылями.  Он и сейчас жив, хотя с тех пор прошло пять лет. Пасет  себе  своих  коз  в  лесу,  время  от  времени подрубая  им ореховый молодняк, при этом даже не вынимая трубки изо рта.

           Тюк  топором! Пых трубкой! Тюк топором! Пых трубкой! Тюк топором! Пых трубкой! Смотрит дьявол издали на него и скрежещет зубами:  взорвал  бы  этот  мир,  но ведь проклятущий старик со своей трубкой даже не оглянется на взрыв!  Придется  подождать, пока его козы не наедятся.

           Вот мы и живы, пока старик - тюк топором! Пых трубкой! А козы никогда не насытятся.

    Критерии оценивания аналитического задания

     1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

    Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30 (шкала оценок соответствует школьным баллам: 2 – 3 – 4 – 5)

    2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

    Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

    3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

    Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

    4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

    Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

    5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).

    Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

    Итого: максимальный балл – 70 баллов

    Задание № 2, творческое  (30 баллов)

    Прочитайте фрагменты литературно-критических статей. Определите, о каких писателях или поэтах идет речь в приведенных отрывках. По каким элементам текста вы пришли к ответу? Свой ответ обоснуйте, объяснив, что помогло вам узнать имя писателя или поэта.

    О ком идёт речь?

    Ю. Айхенвальд

    Он исколесил и изошёл Россию вдоль и поперёк. Он менял одно ремесло на другое, от одной профессии отрекался для другой, но везде и повсюду складывал в свою духовную копилку заметы и наблюдения своего разнообразного опыта, для того чтобы потом все их претворить в более или менее живые образы искусства. Несмотря на внешнюю пестроту своей биографии, бросавшей его с севера в Крым, на Кавказ и на солнечный простор Италии, из Парижа – в Америку, из мастерской – в Академию наук, от темной безвестности – к яркой славе в обоих полушариях земли, он сохранил некоторое внутреннее единство, моральную цельность и цепкость.

    В сущности, этот представитель богемы, этот скиталец и перекати-поле русских полей является нравственно-оседлым. Причудливая панорама, в которой сменялись его дни, его самого не изменила, и как он был, так и остался самородком. Самородком – и самоучкой.

    К. Чуковский

    Она бережливая наследница всех драгоценнейших богатств русской словесной культуры. У неё множество предков: и Пушкин, и Баратынский, и Анненский. В ней та душевная изысканность и прелесть, которые даются человеку веками культурных традиций. За нею многовековое великолепное прошлое. Для неё высшая святыня – Россия, родина, «наша земля». Она знает только местоимение «ты», обращённое к возлюбленному и еще – к Богу.

    Она, как и подобает наследнице высокой и старой культуры, чутка ко всему еле слышимому, к еле уловимым ощущениям и мыслям. Во всем у неё пушкинская мера. Её коробит всякая гипербола.

    Критерии оценивания творческого задания

    1. Верное определение имени писателя или поэта – 6 баллов (по 3 балла  за каждый ответ).

    2. Аргументированное объяснение своего выбора с опорой на предложенный в задании текст – 10 баллов (по 5 баллов за каждый ответ).

    3. Полнота и фактическая точность обоснований – 10 баллов (по 5 баллов за каждый ответ).

    4. Грамотность речевого оформления работы – 4 балла (по 2 балла за каждый ответ).

    Итого: максимальный балл – 30 баллов        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап

    Это задания и ответы Всероссийской олимпиады школьников II (муниципального) этапа Мировая художественная культура. 10 класс....

    Программа Всероссийской Олимпиады по физкультуре. (Районный Этап)

    Программа включает в себя комплекс заданий для подготовки к Олимпиаде (практическая часть)....

    Задания для олимпиады по экономики (муниципальный этап)

    Олимпадные задания по экономике для 5-6 классов...

    Олимпиада по технологии (муниципальный этап) 10-11 класс (для мальчиков)

    олимпиада включает тестовые задания  по технологии  10-11 класс (для мальчиков)...

    Приказ Об утверждении состава жюри, участников и требований к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в муниципальном район в 2019-2020 учебном году

    В соответствии с пунктом 48 Положения о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Минобнауки России от 18 ноября 2013 г. N 1252), в целях объективной проверки олимпиадных заданий, выполненных участни...