Возможности инновационного кластера как образовательного сервиса для профессионального сообщества
статья

Финагина Елена Игоревна

Описание работы по созданию инновационных кластеров и сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями Приморского района Санкт-Петербурга и федеральными учреждениями культуры и науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_0.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности инновационного кластера

как образовательного сервиса

для профессионального сообщества

Миссия ИМЦ - сопровождение развития современной районной системы образования. Ключевыми направлениями деятельности являются: информационно-методическое обеспечение развития образовательной системы района, организационно-методическая помощь в системе непрерывного образования, сопровождение опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, распространение и поддержка педагогических достижений, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Если сейчас все говорят о том, что введение нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и новых Федеральных государственных образовательных стандартов должны создать модель выпускника XXI века, то, в первую очередь, мы должны понимать - за всем этим стоит создание новой модели педагога и руководителя. Современный учитель и современный руководитель образовательного процесса предполагают смещение акцентов с «образования у доски» на грамотное сопровождение обучения. А это предполагает: и методически грамотно выстроенную систему повышения квалификации и аттестации педагогов, и повышение педагогического мастерства, и распространение и тиражирование передового опыта, и четко организованную психологическую поддержку учителя, и преодоление «сопротивления масс».

Вследствие этого организациям дополнительного профессионального педагогического образования очень важно пересмотреть подходы к вышеназванным направлениям деятельности, придать новый импульс для развития современного учителя, потому что только современный учитель может вырастить современного выпускника, а значит, и свою деятельность ИМЦ должны организовывать по-новому. В этом их главная задача.

Информационно-методические центры созданы для решения единой задачи, но все эти учреждения уникальны в решении этой задачи, каждый реализует четко обозначенные направления деятельности по-своему, используя присущие только им образовательные сервисы.

Вся наша жизнь – и личная, и профессиональная, - крутится вокруг одних и тех же вопросов и истин. Все люди рано или поздно понимают это и пытаются дать исчерпывающие ответы на возникшие вопросы. Вот и мы, описывая нашу работу и очерчивая перспективы, сегодня задаем себе вопросы, и сами на них отвечаем.

Почему мы работаем так? ИМЦ Приморского района работает в особых условиях: район – один из самых больших и молодых в Санкт-Петербурге, имеет особую значимость для развития инфраструктуры города, расширяет экономическую и образовательную базу мегаполиса в целом. Объединяя инфраструктуру образовательных организаций района для реализации введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов и направлений развития системы образования Санкт-Петербурга, ИМЦ организует свою работу в режиме инновационного кластера.

Понятие сетевого взаимодействия в нашем обществе разноречиво, кому-то нравится, кто-то относится к нему скептически. Образовательные организации Приморского района функционируют в режиме инновационного кластера вот уже несколько лет. Методическое сопровождение ИМЦ такого вида работы дает конкретные положительные результаты, и на настоящий момент вся инновационная деятельность системы образования района планируется в соответствии с выстроенной и апробированной моделью сетевого взаимодействия.

Разработка инновационного кластера началась в 2009 году с тесного партнерского взаимодействия с Государственным Русским музеем в режиме опытно-экспериментального проекта, но в течение некоторого времени мы пришли к выводу о необходимости выстраивания модели взаимодействия. Проект «Модель устойчивого взаимодействия учреждений образования удаленного от исторического центра административного района мегаполиса и Федерального учреждения культуры» был завершен в 2012 году и стал результатом опытно-экспериментальной сетевой деятельности 26 образовательных организаций.

Опираясь на фундамент создаваемой модели взаимодействия с Русским музеем, внося необходимые коррективы, мы в 2010 году начали работу над созданием модели теперь уже с научно-исследовательским учреждением высшей школы – «Головным центром мониторинга и сертификации отраслевой системы» НИУ ИТМО - «Создание районной системы управления качеством образования с использованием современных технологий». Цель обеих моделей была одна: улучшение качества образования в Приморском районе.

Зачем? Созданные модели, имея в главном общую цель – повышение качества образования, в задачах имели отличительные черты: в первой модели – применение музейно-педагогических технологий в образовательном процессе современной школы, что является неотъемлемой частью общего и дополнительного образования в Санкт-Петербургской школе и, несомненно, усиление воспитательного аспекта деятельности партнеров - школы и учреждений культуры. Во второй модели - измерение грамотности и компетентности обучающихся. Применяя образовательные сервисы сетевого взаимодействия, мы не только сопровождаем инновационную деятельность организаций, ведем опытно-экспериментальную работу сами, но и эффективно работаем по другим направлениям.

Одним из ведущих направлений деятельности ИМЦ является повышение квалификации и организационно-методическое сопровождение обучения педагогических работников. За период функционирования инновационных кластеров по лицензированной программе ИМЦ «Организация социокультурной деятельности обучающихся» в разной форме было обучено около 200 музейных педагогов школ и дошкольных образовательных организаций, по программе «Педагогические измерения в системе мониторинга с использованием новых ИКТ» обучено 500 человек, из них более 50 человек получили специальные сертификаты как разработчики оценочных средств (тестов) для автоматизированной системы педагогического измерения. Одновременно с этой работой осуществлялись: консультирование, методическая поддержка, проведение более чем 60 организационно-педагогических, научно-практических конференций и семинаров различного уровня, включение и успешная реализация номинации «Лучший музейный педагог в программе районного конкурса педагогических достижений «Грани педагогического мастерства».

Для грамотного ведения инновационной деятельности на базе ИМЦ был организовано обучение по программам повышения квалификации «Инновационное развитие петербургской школы» и «Инновационное проектирование образовательной среды» для 75 руководящих работников и кадрового резерва руководителей образовательных организаций.

Без использования средств информатизации и современного программного обеспечения педагог не сможет использовать медиа-ресурсы    6 открытых в Приморском районе Информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» и наполнить кодификатор результативности грамотности и компетентности школьников. Для эффективного сопровождение инновационных процессов районной системе образования ИМЦ создает условия для внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В районе обучено более 1000 человек использованию информационных технологий в педагогической деятельности, что отвечает современным профессиональным требованиям.

По уникальному проекту Русского музея в разных странах мира на базе университетов, центров социального обеспечения, Национальных библиотеках  открыто более 100 Информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал», и только в Приморском районе ИОЦ открыты на базе образовательных организаций, что значительно расширяет границы образовательной среды, обогащает, насыщает образовательный и воспитательный процесс в современном образовании.

Кодификаторы результативности обучения школьников насчитывают 150 тестов по предметам «Русский язык» и Математика» в начальной школе, что позволяет педагогу перейти от формального тестирования к объективному измерению грамотности и компетентности школьников, и может быть использовано всеми участниками образовательного процесса: учениками и учителями, руководителями и родителями, органами управления образования.

ИМЦ осуществляет организационное и информационное сопровождение педагогических процессов: обобщает и диссеминирует передовой опыт, являясь опытно-экспериментальной площадкой по созданию методологии сетевого эксперимента инновационной деятельности по сопровождению педагогических работников образования. Партнерами ИМЦ в этом кластере являются: ГБОУ гимназия №116, накопившая значительный опыт в сопровождении педагога от становления до получения высоких результатов педагогической деятельности, в том числе, победителей и обладателей Малой жемчужины всероссийских конкурсов «Учитель Года России», «Педагогический дебют», «Воспитатель Года России», и создающая модель психолого-педагогического сопровождения педагога в формировании инновационной культуры. И еще ряд образовательных учреждений района.

В результате использования такого сервиса, как всесторонний мониторинг и анализ инновационной деятельности образовательных организаций и педагогических работников, используя материалы, предоставленные участниками сетевых экспериментов при публичных докладах, проведении семинаров, конференций и публикации результатов деятельности, ИМЦ ведет эффективную аналитическую деятельность.

Что дальше? Используя опыт создания модели сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров, ИМЦ стал единым координационным центром в организации инновационной деятельности районной системы образования, создал определенный алгоритм действий для эффективного ведения инновационной работы, который можно использовать для создания опытно-экспериментального кластера любого направления: это создание устойчивой нормативно-правовой базы, разработка методологии сопровождения педагогов и образовательных организаций в ведении инновационной деятельности, повышение квалификации и стимулирование педагогов, проведение мониторинга и распространение передового педагогического опыта. На сегодняшний день ИМЦ является координатором и куратором инновационной деятельности            23 образовательных организаций, объединенных в восемь кластеров. Сетевая опытно-экспериментальная деятельность организаций реализуется по направлениям Стратегии «Петербургская школа 2020». Модели, разработанные за последние годы, представлены ИМЦ на конкурсе инновационных продуктов в 2012 году и в 2013 году, где получили высокую оценку, в 2013 году - приз «Овация».

Итак. ИМЦ - важнейшее связующее звено, осуществляющее взаимосвязь партнеров по инновационной деятельности.

Во-первых, Государственный Русский музей и НИУ ИТМО как носители ресурсов (материально-техническая поддержка, наука, произведения искусства, ресурсы медиатеки и др.); во-вторых, образовательные организации как носители содержательной и практической частей инновационной деятельности (создание кодификаторов, проведение уроков, мастер-классов, обучение педагогов, тестирование обучающихся и пр.); в-третьих, ученики, их родители, все участники образовательного процесса как заказчики образовательных и воспитательных услуг.

Масштабы сетевой инновационной деятельности образовательных организаций Приморского района грандиозны, но останавливаться на достигнутом мы не можем, важно продолжать движение и расширять горизонты взаимодействия. Следующий наш инновационный проект – это сотрудничество с Президентской библиотекой им. Б.Н. Ельцина. Все образовательные организации Приморского района смогут значительно эффективнее организовывать образовательный и воспитательный процессы, используя ресурс Президентской библиотеки. Для этого в ИМЦ открывается электронный читальный зал с его многообразными функциями. Об этом уже заключено Соглашение с Генеральным Директором библиотеки.

О масштабе данного проекта будут судить уже будущие выпускники и педагоги Приморского района. А информационно-методический центр всегда открыт для сотрудничества и приглашает профессиональные сообщества стать его социальными партнерами и вместе организовывать работу в рамках современных образовательных сервисов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Распределенные профессиональные сообщества как ресурс обогащения образовательного пространства школы

Образовательный Холдинг – формирование у школьников и педагогов умения самостоятельно учиться и переучиваться. Проводится целенаправленная работа по формированию навыков работы с информацией, об...

Дорожная карта профессиональных сообществ Образовательного холдинга

Дорожная карта Сетевого профессионального сообщества на 2017-2018 годы. Проблемы и перспективы....

Проект "Распределенные профессиональные сообщества как ресурс обогащения образовательного пространства школы"

Проект направлен на обеспечение нового качественного состояния образовательной системы школы. Индивидуальный опыт представителей разных профессиональных сообществ физически распределенных групп людей,...

Интернет-ресурс для поддержки работы единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов является одним из важнейших аспектов государственной политики Российской ...

Образовательное событие и профессиональное обучающееся сообщество в деятельности педагога

Статья на основе одноимённого доклада, сделанного на V международной конференции "Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра", декабрь 2022 г.Данная статья посвящена анали...