Открытое занятие "Осенняя одежда, обувь, головные уборы"
план-конспект по теме

Белкина Ольга Владимировна

Открытое занятие "Осенняя одежда, обувь, головные уборы" в логопедической группе по теме "Использование инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ", проведённое на базе МБДОУ  №37 "Василёк" ЗМР РТ в рамках семинара-практикума для воспитателей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы. Образование относительных прилагательных» с использованием ИКТ,

в логопедической группе подготовительной подгруппе.

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе, сезонной одежде, головных уборах, обуви; материалах из которых они сделаны. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных).

 Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительной и слуховой памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные цели. Воспитание инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Оборудование. Проектор, мягкая игрушка Весёлый Язычок, клеёнки, подносы с влажным песком, зеркала, золотой ларец, предметные картинки одежды, стол, скатерть, женские сапоги, мужские туфли, детские ботинки, резиновые сапоги, берет, силуэты мальчика и девочки, трафареты предметов одежды, обуви и головных уборов, цветной песок, клей ПВА, кисточки.

1.Организационный момент. [Создание эмоционального положительного, доброжелательного фона.]

Логопед встречает детей в группе, организует приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро         

При встрече здороваться «Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро ребята!

Доброе утро дорогие гости!

Мы рады приветствовать Вас».

2.Игра «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы].

Логопед предлагает детям подсказать словечко и сесть на стулья, стоящие полукругом.

Логопед. Есть одна игра на внимание и на знание осенних изменений в природе, сезонной одежды. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам предложения, а вы подсказываете слово в рифму.

Сапоги надеть нам нужно:

От дождя у дома …….(лужа).

На провода электрических линий

Поздняя осень рассыпала……..(иней).

Й осенью зелёный весь

Стоит густой, сосновый ……..(лес).

-Ах! Какой ковёр пушистый!-

Восхитился человек.

Это лёгкий, это первый серебристый …..(снег).

По реке, по воде облаков караван

Это стелется белый, осенний……..(туман).

Мы у рыжих листьев

Потихоньку спросим:

- Кто же вас раскрасил?

Отвечают: - ………(осень).

 

Урожай собрать торопится народ,

И идёт копать картошку в ……….(огород).

Есть у туч осенних серых

Свой сердитый вождь,

Целый день пускает стрелы –

Серебристый ……(дождь).

Составление рассказа-описания об осени. [Развитие связной речи.]

Логопед предлагает детям посмотреть видео слайды.

Наступила осень. Осеннее солнце   уже не греет, как летом. Небо покрыто облаками, хмурое. Часто идут дожди. По утрам стелются туманы. По ночам бывают заморозки, на листьях и на траве появляется иней. Дуют сильные, холодные ветра. Постепенно дни становятся короче, а ночи длиннее. С приходом осени деревья меняют окрас своих листьев. Листья деревьев изменили свой цвет – они стали жёлтые, красные, золотые, багряные. Разноцветные листья устилают землю пёстрым ковром. Осенью начинает холодать. Люди одевают тёплые шапки, пальто, куртки. Переобуваются в ботинки и сапоги. Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки, готовят запасы на зиму. Все животные осенью линяют, меняют летний мех на тёплый зимний. Исчезли насекомые. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Дети любят гулять по осеннему лесу. Осень очень красивое время года. У осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осенью люди отмечают праздники : 1 сентября – День Знаний, 1 октября – День пожилого человека, 4 ноября – День народного единства.

 Логопед. Сегодня по дороге в детский сад я встретила нашего общего знакомого. Вы узнали его?

Дети. Да, это Весёлый Язычок.

Логопед. Мы встречали Весёлого Язычка ранней осенью на огороде, он собирал урожай. Внешний вид Язычка с тех пор изменился или остался прежним?

Дети. Внешний вид Весёлого Язычка изменился. Он одел тёплую куртку, брюки, шапочку, перчатки и кожаные сапоги.

Логопед. Почему Весёлый Язычок так оделся?

Дети. Наступила поздняя осень.

Логопед. Сегодня мы будем говорить о сезонной одежде, головных уборах, обуви  и материалах, из которых они сделаны.

Логопед. Предлагаю занять свои рабочие места.

Дети под музыку садятся на свои места.

Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков.]

Логопед предлагает детям удобно сесть перед зеркалами , выпрямив спины, положив спокойно руки на колени. Вместе с логопедом дети выполняют уже знакомые им упражнения «Жало», «Лопата», «Качели», «Прятки», «Длинный язычок», «Чашечка». Каждое упражнение выполняется по 2-3 раза.

Игра «Отгадай загадку». [Развитие мышления, речевого слуха, связной речи. Уточнение словаря по теме «Одежда».]

Логопед помещает на вешалку одежду.

Логопед. А теперь новая игра. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать их. Предметы одежды помогут вам.

Ты холодными дождями, осень,

Плачь – не плачь:

Не промочишь, я надену с капюшоном……(плащ).

Варежки для ног…….(носки).

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл.

По обеим пошёл…….(джинсы).

Если мы отпустим руки,

Он удержит наши брюки……(ремень).

Пять чуланов, одна дверь.

Чтоб не мёрзнуть пять ребят

По чуланчикам сидят……(перчатки).………

Логопед. Как одним словом можно назвать куртку, плащ, безрукавку, джемпер?

Дети. Одежда.

Пальчиковая гимнастика с использованием песочной терапии «Новые кроссовки», Н. Нищевой.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так,

Вот так,

Новые кроссовки.

Каждый предмет обуви дети рисуют указательным пальцем правой руки на влажном песке.

 Логопед. Ребята, как называется магазин, в котором продают обувь?

Дети. Обувной магазин.

Логопед. Представьте, что вы пришли в обувной магазин. Какую обувь вы видите?

Дети. Я вижу резиновые сапоги, женские кожаные сапоги, мужские туфли, детские ботинки.

Логопед. Как одним словом можно назвать резиновые сапоги, женские кожаные сапоги, мужские туфли, детские ботинки?

Дети. Обувь.

Логопед. Какой предмет обуви лишний ?

Дети. Лишние резиновые сапоги, потому что они сделаны из резины, а женские сапоги, мужские туфли, детские ботинки сделаны из кожи.

Логопед. Игра на развитие речевого слуха. Я произнесу несколько слов, а вы запоминайте их и повторяйте: соломенная шляпа, панама, берет, бейсболка.   Как их можно назвать одним словом?  

Дети. Головные уборы.

Логопед. Какой головной убор лишний?

Дети. Лишний головной убор берет, потому что его носят осенью, а соломенную шляпу, панаму и бейсболку  летом.

Логопед. Если берет связан из шерсти, он какой?

Дети. Шерстяной.

Творческо-продуктивная деятельность детей.

(Воспитатель подводит детей к столам, где лежат принадлежности для рисования и вырезанные трафареты одежды, обуви, головных уборов).

Воспитатель. Дети, давайте раскрасим цветным песком по одному предмету одежды, обуви и головных уборов, чтобы собрать на прогулку кукл Аню и Ваню.

Организация окончания занятия.  [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, и положительно оценивает их работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы». Игра-занятие «Спасатели в стране Грамотейка».

Конспект  по развитию фонематических функций и навыков звуко - слогового анализа и синтеза у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект итогового занятия по развитию лексико-грамматических компонентов языка на тему: "Одежда, обувь, головные уборы"

Мастер - класс для родителей. Цель проведения: познакомить родителей с некоторыми приёмами, методами, формами работы с детьми дома по закреплению знаний по данным темам; активизировать речевую деятель...

Логопедическое занятие по теме: "Мир человека: одежда, обувь, головные уборы".

Уточнить и закрепить знания об одежде, обуви и головных уборах; расширить словарный запас (модельер, дизайнер одежды, выкройки, лекала, закройщик); закрепить умение образовывать притяжательн...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.

Представленная разработка позволяет в игровой форме закрепить у детей представления об одежде и головных уборах, сформировать  умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными ...

"Одежда. Обувь. Головные уборы"

Конспект занятия "Одежда. Обувь. Головные уборы"...

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР по теме "Одежда, обувь, головные уборы"

laquo;Одежда, головные уборы, обувь»Задачи: Формирование умений и навыков по образованию и использованию в речи притяжательных прилагательных.Развитие и закрепление словаря по лексической теме....

Предметы вокруг нас: одежда,обувь,головной убор

Предметы вокруг нас: одежда,обувь,головной убор...