Урок по ОДНКНР "Береги землю как мать родную"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Терских Светлана Николаевна

Цель: расширение представлений обучающихся о современной экологической картине мира, родной земли.

Планируемые результаты в ходе урока: понимание необходимости  бережного и целесообразного отношения к природе.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОДНКНР в 5 классе

Тема урока: Береги землю – мать родную.

Цель: расширение представлений обучающихся о современной экологической картине мира, родной земли. 

Планируемые результаты в ходе урока: понимание необходимости  бережного и целесообразного отношения к природе.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал.

1.Оргмомент 

- Добрый день, ребята, сегодня мы с вами вновь на уроке ОДНКНР будем открывать для себя что-то новое, приходить к определенным выводам. Как обычно у вас на столе ручка и тетрадь.

2.Введение в тему урока

- Вчера 17.09.2017 г. в России отмечался День леса, а с 21 сентября весь мир будет участвовать в акции Всемирная неделя без мусора, надеюсь, мы с вами  не останемся в стороне и примем в ней участие.

- Как вы думаете, почему сейчас ученые так много внимания уделяют экологии, охране природы? (работа с иллюстрациями, Приложение 1). (Ответы ребят: Год экологии в России, загрязнения, участившийся режим « черного неба» в соседнем Красноярске, рост онкологических заболеваний, сокращение популяций животных, птиц, рыб, растений и т.п.)

 - Молодцы, ребята, еще вопрос: «А природа нашей малой родины заслуживает, чтобы её также оберегали и защищали»? (Ответы ребят: Конечно, да, ее тоже нужно защищать).

3. Целеполагание и самоопределение к деятельности

- Сегодня я предлагаю вам посмотреть один из популярных интернет-роликов, содержание которого созвучно с нашей темой урока сегодня [4]. (Ребята просматривают ролик).

 - Теперь подумайте и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на  уроке? (Ответы ребят: О защите природы, о разрушительной деятельности людей во имя комфорта, прогресса, о безответственности ко всему живому, об экологии и т.п.)

- Чтобы записать тему урока, соберите из букв тему нашего урока и запишите себе в тетрадь. (Ребята отгадывают и записывают: «Береги землю – мать родную»).

-Подскажите, какие дополнительные смыслы содержатся в теме нашего урока? Чтобы ответить на этот сложный вопрос, попробуем выделить корни у каждого слова (ребята выделяют : -берег- -земл-, -мать-, -род-)  и подумаем, какая семантика заключена в общем названии нашей темы (ребята отвечают: оберегать, защищать самое близкое, родное для каждого из нас).

-По вашему мнению, каковы цели нашей встречи сегодня? (Ребята предлагают варианты, обсуждают и намечают цели урока):

1.Осознать, что природа живет по своим законам, она живая.

2.Природу необходимо защищать так, как мы бы защитили своих близких.

4. Открытие новых знаний. Проблемное задание

- Предлагаю вспомнить, как древние люди относились к природе? (Приложение 2).

-Кто может рассказать о том, как хакасы относились к родной земле, природе? (Ответы ребят: С почтением и уважением, жертвоприношения, культ березы, места силы).

-Попробуйте в парах найти общее в мировоззрении древних славян и хакасов по отношению к родной земле в предлагаемом материале (Ответы ребят: она живая, помогает человеку, нужно любить  животных, птиц, рыб, если к ней хорошо относиться, но может и наказать людей за их безответственные поступки, жадность, лень).

-Хорошо, молодцы, а теперь давайте вернемся в курс литературы 5 класса и вспомним два очень важных термина, которые обозначают одушевление природы, почитание животных, правильно, это латинские слова АНИМИЗМ, АНИМАЛИЗМ. Давайте не будем забывать, что у всего живого, по мнению наших предков, есть душа.

5. Физминутка

Физминутку проводит подготовленный ученик, игра «Живое/неживое» (хлопок/отсутствие хлопка).

6. Практика. Работа в парах

-Предлагаю поработать в парах еще раз. Природу необходимо защищать, а как? Расскажите нам о своих вариантах решения проблемы. (Ответы ребят: не мусорить, переходить на альтернативные виды энергии, создавать заповедники).

-Отлично, поговорим о заповедниках. Кстати, слово «заповедник» близко по звучанию и смыслу со словом «заповедь». Как вы думаете, что в них общего? (Не нарушать, соблюдать, сохранять в первоначальном смысле, запрет на что - либо).

-Молодцы, а теперь просмотрите небольщой ролик «Заповедники России»,  выпишите их названия, а ниже вспомните заповедные места Хакасии, может быть, вы их уже не раз посещали. Записи ребят: Россия: «Беловежская пуща», Кабардино-Балкарский заповедник,  Хакасия: «Казановка», «Хакасский», «Сундуки», «Оглахты») [2].

7. Рефлексия 

-А как мы можем участвовать в охране природы, каким образом мы можем ее защитить как мать, как самого близкого нам человека?  Ведь от нас с вами зависит, как мирно жить в гармонии с природой. (Ответы ребят: Не убивать животных, не рвать цветов, не мусорить, не сжигать листву, правильно утилизировать мусор и т.п.) Этим правилам должны следовать все жители Земли.

-Вы хорошо сегодня потрудились, надеюсь, что каждый из вас будет следовать этим правилам всю жизнь и главное, научит, объяснит другим, что каждому по силам сохранять цветущий мир вокруг. Возьмите эти зеленые листики и приклейте их на наше дерево на доске. Это и будет наш символ зеленой, чистой  России, наша березка.

8. Домашнее задание. 

- Ребята, запишите домашнее задание на выбор:

1.Создать презентацию – путешествие в любой заповедник, который вам понравился.

2. Сочинить экологическую сказку.

3. Нарисовать плакат на тему: «Бережное отношение к природе - общечеловеческая

ценность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля – наш дом родной!

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.Цели: Воспитать бережное отношение к окружающей природе, повысить интерес к решению острых экологических проблем, усилить желание принять участие в актив...

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...

Игра-путешествие "Земля-наш дом родной" - 5 класс

Данное мероприятие можно использовать для повторения и обобщени основных тем за курс Природоведение 5 класс, обучающихся по программе Плешакова А.а., Сонина Н.И.:1.Формирование и закрепление определён...

Изобразительное искусство, урок в 3 классе, Тема: « Пейзаж родной земли».

Тема: « Пейзаж родной земли».Цель: Формирование у учеников представления о пейзаже как произведении искусства,  способном, так же как и другие жанры,выразить мысли и чувства художника...

Экологический ринг: «Земля - наш дом родной!»

экологический ринг с учащимися старших клаасов...

Презентация к уроку ИЗО в 4 классе "Пейзаж родной земли"

Презентация к уроку по программе Б.М. Неменского в 4 классе 1 четверти "Пейзаж родной земли"...