Классный час "Клейменые годы"
материал (9 класс) на тему

Дарашкевичус Елена Михайловна

Классный час предназначен для учеников старших классов, посвящен годам репрессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_kleymenye_gody.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Клейменые годы

Цель: 

- продолжить работу по патриотическому, духовно – нравственному воспитанию учащихся на примере  прошлого нашей страны;

- на основе привлечения краеведческого материала обобщить и закрепить представления учащихся о сущности политических репрессий.

Задачи:

- воспитывать чувство уважения к людям старших поколений, на чьи плечи выпало много тяжких испытаний;

- способствовать выработке самостоятельной точки зрения учащихся на обсуждаемые вопросы.

Оснащение урока:

 презентация (слайды) «клейменые годы», музыкальное сопровождение: полонез Огинского, Моцарт «Реквием», свечи.

           Тип  урока: урок - памяти.

Предварительная подготовка:  за месяц до мероприятия учащиеся выбирают задания:

-  в Падунской администрации взять списки репрессированных, реабилитированных;

- подобрать информационный материал по теме, стихи, музыку;

- встретиться с жителями села и взять интервью;

- в  списках «Книга расстрелянных» найти имена и фамилии земляков.

участники: учащиеся 10 класса

Ход урока

Звучит музыка, ученик читает стихотворение, учащиеся входят со свечами

Вступительное слово учителя

- Сегодня мы проводим классный час по теме «Клейменые годы» и посвящаем  его Дню памяти жертв политических репрессий. Необходимо воскрешать память о безвинных жертвах. Осмысление этих событий не может не иметь  прямого отношения к сегодняшним дням.

-На протяжении нашего мероприятия  вы увидите презентацию. Она вам поможет вам составить глоссарий к нашей теме. Глоссарий – это термины и определения,  относящиеся к теме.  Так как тема не простая, я   предлагаю использовать такую форму работы на классном часе для того, чтобы вам легче было общаться.

-Сегодня на наше мероприятие мы пригласили почетного жителя нашего села - Ригерт Мину Ивановну.

-Есть прекрасные слова поэта Бакалдина, которые раскрывают сущность темы нашего классного часа.

                                                                                Эпиграф  к уроку: 

                                                                            «Светлой памяти всех тех, кто прошёл через голод,

                                                                             репрессии, раскулачивания,

                                                                             немыслимые страдания и остался человеком.

                                                                             Забыть это нельзя,

                                                                             Прощать это нельзя,

                                                                             Повторять это нельзя.»

                                                                                                                В. Бакалдин

  1 ученик
День памяти жертв политических репрессий в России впервые был отмечен в 1991 году в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября 1974 года. Официально этот день был установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года "Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий".

30 октября в нашей стране проходят памятные мероприятия, собрания и митинги, участие в которых принимают политики и общественные деятели, правозащитники, бывшие политзаключенные, молодежь, родные и близкие тех, кто погиб в советских лагерях.

2 ученик
День памяти жертв политических репрессий в России - напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно - трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни.

Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких. Клеймо "врагов народа" и их пособников легло на безвинных людей и целые семьи. Миллионы погибли в результате террора и ложных обвинений.

День памяти жертв политических репрессий должен был бы быть днем всеобщего траура, потому что жители нашей страны пережили национальную трагедию, которая началась сразу после октября 1917 года.

3 ученик

Я хочу о себе рассказать,

Как недавно был чист и беспечен,

Мог свободно ходить и мечтать!

Думал: счастье мое недалече.

Преступленье на мне не лежит,

Не был я ни бандитом, ни вором,

Был я честным студентом МИИТ,

А теперь прав лишен, опозорен.

Я ни в чём не виновен. И что ж?

Клеветой меня гнусной облили

Так, что стал на врага я похож,

А потом и в тюрьму посадили.

А попробуй теперь доказать,

Что из лжи состоят обвиненья,

Можешь клясться терзаться, рыдать,

Будут тщетны твои объясненья.

Я пощады себе не прощу,

 Пусть суд ложно меня осуждает,

Не ропщу я, как трус, не дрожу,

Приговор лишь виновных пугает.

Но несчастье не сломит меня,

Не растопчет мой дух и сознанье,

Не остудит святого огня,

Что моё согревает дыханье.

Пусть суров будет мне приговор,

Но, пройдя через труд и лишенья,

Я с себя скину ложный позор

И развею людей подозренье.

4 ученик 

Уже 1918 год был отмечен расстрелом 3000 священнослужителей.
В 1938-1941 годах репрессированы 38900 человек, свыше 35 тысяч из них расстреляны.
В конце 1920-х - начале 1930-х годов было осуждено более 500 тысяч крестьян.
Из рядов армии было "вычищено" 45 процентов командного состава как политически неблагонадежных.
В годы войны и первые послевоенные годы жестоким репрессиям подверглись вышедшие из окружения, военнопленные и репатриированные советские граждане. Общее количество военнослужащих, репрессированных в годы войны, составило 994 тысячи человек, из которых 157 тысяч расстреляно.
3,5 миллиона человек было репрессировано по национальному признаку с середины 40-х по 1961 год.
Основным объектом репрессивной политики режима в 1960-е - 1980-е годы явилось "диссидентство". За период с 1967 по 1971 год органами КГБ было "выявлено" более трех тысяч группировок "политически вредного характера", 13,5 тысяч членов которых были репрессированы. Всего в период с 1921 по 1953 год органами ВЧК, ОГПУ, НКВД, МВД по политическим мотивам были подвергнуты репрессиям свыше четырех миллионов человек, в том числе осуждены к высшей мере наказания около 800 тысяч человек

5 ученик

В количественном отношении пик репрессий пришелся на 1937-1938 годы, когда за два года по известной 58-й статье ("контрреволюционные преступления") были осуждено 1,3 миллиона человек, из которых свыше половины расстреляны. В сталинские годы было репрессировано около 60 народов. Это два миллиона 463940 человек, из них 655674 - мужчины, 829084 - женщины, 970182 - дети до 16 лет.

6 ученик

Боже мой, как все было ужасно,

Как все это наш  вынес народ!

Миллионы простых, даровитых,

Благородных, честнейших  людей.

Были подло в застенках убиты,

Как приказывал  главный злодей.

В мире сын за отца не ответчик,

А у нас тем же мечен клеймом,

И ребенок, как антисоветчик,

Направлялся  в закрытый детдом.

То клеймо в личном деле стояло

От него невозможно уйти,

Много лет оно жизнь отравляло.

Став заслоном на трудном пути.


      7 ученик – выступление Даши Савулиди  (из воспоминаний  отца Лидии Бенгардовны Вальтер, бывшей учительницы иностранного языка  Падунской школы)

8 ученик  

В лагерях  люди умирали, прежде всего от истощения и связанных  с ним болезней. Самыми страшными  лагерями были колымские.

Нормы питания человека:

Нормальная

Завтрак: каша горячая -200 гр., 35 гр. хлеба или булочка , 150 гр.-чай, масло.

Обед: суп или борщ, сосиска с кашей или картофелем, салат, напиток.

Ужин: плов или каша с мясом, салат, хлеб, молоко, чай или кисель.

Лагерная

Завтрак: каша из отрубей,10  - 20  гр. хлеба, вода.

Обед: суп из брюквы, 10  - 20  гр. хлеба, вода.

Ужин:  каша овсяная, 10  - 20  гр. хлеба, вода.

Хлеб был, если выполнишь норму – 30 - 60 г, перевыполнишь - до 80 г, не выполнишь – не было. Таких продуктов как мясо, яйца, рыба, молоко, картофель совсем не было.

Размер пайка стал для лагерной администрации главным средством заставить заключенных до конца выкладываться  на работе. Ударникам полагался усиленный паек и возможность досрочного освобождения.

Слово гостье - Ригерт Мине Ивановне

 9 ученик

Сихварт Ксения. Данные о жертвах по стране и по Падуну.

По данным Падунской сельской администрации на её территории  в данное время проживает   реабилитированных 52 человека

10 ученик

  В 1999 году издательством « Тюменский курьер» была выпущена   «Книга расстрелянных ». В нее вошли имена людей, живших на территории нынешней Тюменской области и погибших в годы массовых политических репрессий. «Книга» составлена на основе подлинных документов тридцатых-сороковых годов  из архива Тюменского управления КГБ. Среди списков были найдены  фамилии наших земляков: из  Падуна 2 человека:

  • Ренев Евгений Николаевич.1899 г.р.

 Путевой обходчик. Арестован в 1938 19. 01. Расстрелян 3.3.1938. Реабилитирован 21.8.1989г.

  • Рудко Иван Георгиевич.1905 г.р.Зав. лесобиржей мехлеспункта. Арестован 5.7.1937г. Расстрелян 22.3.1938.  Реабилитирован 6.8.1960 г.
  • Из Семенова- 3 человека. Из Тумашова -3 человека. Расстреляны они были в Тюмени в здании НКВД по улице Семакова, 18.

11 ученик              

  Боль по отцам не проходит с годами

  Как вспомнишь, так сердце опять защемит,

  В мире всё тленно, нетленна лишь память.

   Её для потомков пусть каждый хранит.

Учитель: в память о безвинно погибших  --  минута молчания

12 ученик

Реабилитация жертв политических репрессий началась в СССР в 1954 году. В середине 1960-х эта работа была свернута и возобновилась лишь в конце 1980-х годов.


13 ученик

На сегодняшний день в России приняты и выполняются постановления, направленные на поддержку жертв репрессий, созданы специальные комиссии по делам реабилитированных. 18 октября 1991 года был принят Закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий". Целью закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РСФСР  с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба.


 14 ученик

В 1992 году была создана Комиссия при Президенте по реабилитации жертв политических репрессий, а 14 марта 1996 года вышел Указ Президента РФ "О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий".

15 ученик

Традиционные места проведения митингов и траурных мероприятий в Тюмени – это двор бывшего здания НКВД на ул. Семакова, 18 (место массовых расстрелов). В 2001 году здесь был открыт мемориал, надпись на котором гласит "Здесь в 1937 - 1938 годах проводились массовые расстрелы безвинных… .Никогда больше".


 

16ученик

 Всем!

Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою, кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,

Кто по суду, без суда, совещаньем особым

Был обречён на тюремную робу до гроба,

Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,

Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

 

учитель:

- Выслушав ваши выступления, невольно задаешься вопросом: почему люди молчали?

(ответы учащихся)

Боялись? Наверное, да.

В одной из  передач по телевидению была озвучена информация общественного мнения о роли личности  в современном государстве. Около 90 % жителей  России ответили, что никак  не могут влиять на политику государства. Значит, при определенном стечении обстоятельств  мы снова рискуем прийти  к тоталитарному режиму?

(ответы учащихся)

- Ребята, я предоставляю вам право подвести итог сегодняшнего мероприятия.

 (высказывания учащихся происходит с передачей горящей свечи, в конце свеча передается гостье)

- Ученик благодарит гостью, вручает цветы.

-после классного часа можно провести с учащимися  анкету.

Анкета                                                                                                                  

Ф.И.____________________________________________

 

да

нет

не могу ответить

1

Значима для вас  лично тема классного часа?

2

Комфортно или нет вы,

 чувствовали себя на мероприятии?

3

Имели ли вы возможность проявить свои индивидуальные  или творческие способности?

4

Имели ли вы возможность обогатить свой жизненный опыт?

5

Носил ли классный час духовно – нравственную ценность?

6

Какова степень вашей вовлеченности в подготовке и проведение классного часа?

.

МОУ Падунская СОШ    10 класс    

Классный час по теме: Клейменые годы.

Тип  урока: урок - памяти.

Цель: 

- продолжить работу по патриотическому, духовно – нравственному воспитанию учащихся на примере  прошлого нашей страны;

- на основе привлечения краеведческого материала обобщить и закрепить представления учащихся о сущности политических репрессий.

Задачи: 

- воспитывать чувство уважения к людям старших поколений, на чьи плечи выпало много тяжких испытаний;

- способствовать выработке самостоятельной точки зрения учащихся на обсуждаемые вопросы.

Предварительная подготовка:  за месяц до мероприятия учащиеся выбирают задания:

-  в Падунской администрации взять списки репрессированных, реабилитированных;

- подобрать информационный материал по теме, стихи, музыку;

- встретиться с жителями села и взять интервью;

- в  списках «Книга расстрелянных» найти имена и фамилии земляков.

Мероприятие построено по следующему плану:

  1. Информационный блок.
  2. Выступление гостя.
  3. Беседа «Что нужно сделать нам, чтобы такое не повторилось».
  4. Подведение итогов.

АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЯ

Тема классного часа: «Клейменые годы».

Я считаю данную тему достаточно актуальной на сегодняшний день, соответствующей возрастным особенностям учащихся. И считаю, что такая форма мероприятия как урок – память целесообразна.

Учащиеся приняли активное участие в подготовке данного мероприятия, ответственно отнеслись к распределению поручений. Проводимое мероприятие рассчитано на 45 минут, было четко организованно и соответствовало программе классного руководителя.

Учащимися была подготовлена информация о репрессиях,   собраны списки  в сельской администрации села Падун, просмотрены списки в «Книге Расстрелянных», взято интервью у дочери репрессированного Вальтер Л.Б., подобраны стихи, музыка. Большая часть учащихся подошли к выполнению заданий творчески.

Тема данного мероприятия соответствовала возрастным особенностям  учащихся. Они должны знать, в чем состояли преступления советского государства и советского общества против человечества, для того чтобы стать сознательными и убежденными избирателями, сторонниками создания нового демократичного российского общества и правового государства.

Необходимо отметить, что данная форма мероприятия способствует формированию личности учащихся, дает возможность каждому ученику высказать и защитить свою точку зрения. Презентация на таком мероприятии имеет вспомогательное значение, сопровождает мысль.

Таким образом, я считаю, что цель, поставленная перед организацией,  данного мероприятия достигнута и реализована в полном объеме.

Муниципальное    общеобразовательное      учреждение

      Падунская средняя  общеобразовательная     школа

        

Классный час

КЛЕЙМЕНЫЕ ГОДЫ

                                                                                                                 

                                                                                                                                учитель:

                                                                                                       Дарашкевичус  

                                                                                                                    Елена      Михайловна

с.Падун, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конкурсу "Классный руководитель года-2011"

"Учить и воспитывать от сердца к сердцу!"...

Материал к конкурсу "Классный руководитель года"

Материал может пригодиться для участников конкурса "Классный руководитель года"...

Материал к конкурсу "Классный руководитель года"

Материал может пригодиться для участников конкурса "Классный руководитель года"...

Классный час, посвященный 2016 году - году российского кинематографа и С. Прокофьева

Данная работа предназначена для классных руководителей. В разработке используется видео, взятые с сайта www.youtube.ru ....

X республиканский конкурс на лучшего классного руководителя 2015 года «Самый классный классный»

В 2015 году участие в X республиканском конкурсе на лучшего классного руководителя «Самый классный классный»...

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Конкурс "Классный руководитель года"

Программа воспитательной работы 5-9 й класс....