Тема проекта: Волшебный помощник
проект на тему

Алагуева Наталья Саяновна

Проект рассчитан на начинающих пользователей компьютера. Методы обучения основаны на активном вовлечении слушателей в учебный процесс с использованием различных методических материалов. Занятия проходят в удобное для обучаемых установленное время (группа для начинающих - 4 часа в неделю; группа для продолжающих – 4 часа в неделю).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alagueva_ns_proekt.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Алагуева Н.С. ,

учитель математики и информатики,

МОУ «Лингвистическая гимназия № 3 г. Улан – Удэ»

Тема проекта: Волшебный помощник

Типология проекта: информационный

Категория уч-ся: учителя школ

Предметная область:  информатика и ИКТ

Продолжительность проекта: 6 недель

Состояние проекта: перспективный

Цель: создание информационной компетенции учителя.

Аннотация:

 Проект рассчитан на начинающих пользователей компьютера. Методы обучения основаны на активном вовлечении слушателей в учебный процесс с использованием различных методических материалов. Занятия проходят в удобное для обучаемых установленное время (группа для начинающих - 4 часа в неделю; группа для продолжающих – 4 часа в неделю).  

Задачи проекта: 

  • научить учителя пользоваться и использовать программно – аппаратные, аудио – визуальные, экранно – звуковые и другие технические средства обучения;
  • создание и пополнение школьной медиатеки;
  • переподготовка учителей информационным компетенциям;
  • разработка сценариев уроков;
  • проведение уроков по разработанным сценариям;
  • телекоммуникационные проекты;
  • изучение электронных ресурсов и их аннотация;
  • изучение разработанных электронных ресурсов, учителями и возможности использования на своих уроках.

В результате прохождения данного курса слушатели овладеют следующими компетенциями:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем, автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и ею периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым фотоаппаратом); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и. коммуникационных технологий;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации проекта

Аппаратные средства

  • Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает обучаемому мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру /видеомагнитофону и т.п.; технологический элемент новой грамотности — радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для обучаемых представлять результаты своей работы, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети, — дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) — используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) — позволяют обучаемым создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио- и видеомагнитофон — дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи обучаемого.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности и др.) — позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

Программные средства

  • Операционная система;
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
  • Антивирусная программа;
  • Программа-архиватор;
  • Клавиатурный тренажер;
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, графический редактор, программу разработки презентаций и электронные таблицы;
  • Виртуальные компьютерные лаборатории;
  • Программа-переводчик;
  • Система оптического распознавания текста;
  • Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.);
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.);
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.);
  • Программа интерактивного общения;

Ожидаемые результаты:

  • переход учебного процесса на более качественный уровень;
  • рост квалификации учителей;
  • результатом проекта является учитель, не только знающий, но и прекрасно владеющий новыми информационными технологиями и приемами в своей профессиональной деятельности.

Любой проект состоит из 4 этапов. Схема проекта прилагается. (Приложение 1)

1 этап – мотивационный. Концепция (разработка идеи)

Постановка проблемы: Мы живем в информационном обществе. Персональный компьютер превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. Повышение эффективности использования компьютера и информационных технологий происходит вследствие того, что человек передает компьютеру большую часть своих рутинных действий и у него освобождается, таким образом, время для творческой работы, недоступной машине.

В наше время, когда развитие общества происходит чрезвычайно быстрыми темпами, важность обмена информацией еще более возрастает. Современные средства связи и устройства автоматизированной обработки информации помогают нам не утонуть в этом информационном океане. И все мы должны быть готовы самостоятельно ориентироваться в огромном информационном потоке.

Учитель – как человек, воспитывающий будущего современного человека, просто обязан знать базовые понятия и владеть на начальном уровне компьютерной грамотностью.

Существует три составляющих образовательного процесса:

  • содержательная;
  • технологическая;
  • организационная.

Без этих составляющих – нет современного урока.

Эффективное использование новых информационных технологий при подготовке уроков способствует интересам достижения главных целей урока.

Поэтому, появилась необходимость данного проекта в рамках одного общеобразовательного учреждения.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информатизацию «как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Данный проект позволяет учителям, без «отрыва» от учебного процесса, повышать свою квалификацию, свои информационные компетенции в удобное для него время.

На начальном этапе проекта, при разработке был проведен опрос среди учителей гимназии. (Приложение 2)

Мониторинг показал, что хотя многие учителя прошли курсы повышения квалификации, но на практике используют свои знания НИТ при подготовке к урокам и в практической деятельности еще достаточно малое количество опрашиваемых.

2 этап – обучающее – тренировочный. Разработка проекта  

Этот этап разбит на 5 экспресс – курсов. Каждый желающий имеет возможность записаться на курс и по окончании получить сертификат.

На этом этапе происходит непосредственное обучение и получение информационных компетенций.

Обучение происходит дифференцированно:

  • группа для начинающих
  • группа для владеющих основами работы на компьютере.

Для каждого уровня своя программа, рассчитанная на 2 раза в неделю (по 2 часа) в течение 6 недель. Программа курса прилагается. (Приложение 3)

3 этап – исследовательский. Реализация проекта

Квалификация преподавателей, работающих в сфере образовательных коммуникаций, растет, и проектная методика прочно заняла свое место в использовании телекоммуникаций на уроках, во внеурочное время и т.п.

Интернет также является одним из важнейших компонентов не только информационной, но и технологической грамотности.  

Поиск конкретной учебной информации (библиотечные базы информации, справочные, информационные и методические материалы учебно-воспитательного характера, электронные учебники, участие в дистанционных олимпиадах, викторинах).

Участники проекта, основываясь на полученные знания, разрабатывают:

  • различные проекты по предложенным темам
  • конспекты уроков, с применением информационных технологий
  • рефераты и т.д.

Разработанные участниками проекта презентации к урокам, видео материалы прилагаются. (Приложения 5 – 8)

4 этап – обобщающий. Завершение проекта

Не секрет, что в наш компьютеризированный век, когда учитель, который владеет не только знаниями по своему предмету, а хорошо владеет новыми компьютерными технологиями, наиболее компетентен в подходе при подготовке к урокам.

Во многих школах есть компьютерные классы, компьютерные лаборатории, информационные центры, огромные медиатеки по многим предметам, где учителям предоставлен свободный доступ к ресурсам, но, как правило, учителя пользуют в учебном процессе хорошо апробированные методики ведения урока. Учитель «боится» пользоваться «сложной» техникой и, как следствие, мало использует возможности медиа – ресурсов на уроках.

Специалисты,  которые будут использовать в образовательном процессе весь арсенал средств, полученный при прохождении курсов, прежде  всего будут обладать  высоким уровнем фундаментальной подготовки к урокам, без чего вообще невозможна эксплуатация средств ИКТ и реализация их потенциала в образовательных целях, и, кроме того, иметь  необходимые психолого-педагогические знания для эффективного осуществления всех функций, связанных с использованием средств ИКТ.

Информация в современном обществе является необходимым условием для любой деятельности. Она становится важнейшим стратегическим ресурсом.

Участники  защищают свои проекты, рефераты, дают открытые уроки и т.д.

Итоги курса:

В конце курса участники получают сертификаты. Сертификат прилагается. (Приложение 4)

Ожидаемые результаты:

  • применение информационных компетенций в образовательный процесс;
  • создание и использование  обучаемым педагогических технологий, ориентированных на формирование умений осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, хранению, передаче учебной информации учащимся;
  • использование учебно-материальной базы информатизации образования;
  • создание и использование на базе ИКТ средств продвижения в учении и интеллектуальном развитии обучаемого, групп обучаемых;

Дальнейшие планы:

  • обучить 80% педагогического коллектива информационным компетенциям;
  • проведение каждым учителем, прошедшим курсы, уроков с использованием полученных знаний в области применения ИКТ не менее 1 раза в неделю;
  • создать на сервере школьную коллекцию образов наиболее часто используемых обучающих CD-дисков;
  • создать коллекцию уроков, создаваемых учителями школы;
  • создать и использовать школьные сайт для обсуждения и обмена информацией с целью воспитания у школьников активной позиции созидателей демократичного общества и реализации себя в нем;
  • для осуществления межпредметных связей шире использовать методику проектов. Ежегодно проводить День проекта, на котором каждый учитель со своими учениками должен продемонстрировать хотя бы один учебный проект;
  • регулярно использовать электронную почту для связи с родителями, а также сайт для обсуждения проблем школы;
  • запланировать проведение практических семинаров педагогического коллектива с целью мониторинга навыков использования ИКТ.

Заключение:

Данный проект был апробирован на базе МОУ «Лингвистическая гимназия № 3 г. Улан – Удэ» в 2007 – 2008 учебном году. Был сделан пробный выпуск проекта. Проект получил положительный отклик как от учителей, участвовавших в проекте, так и от администрации гимназии.

С начала нового учебного года поступило достаточно большое количество заявок на продолжение данного проекта.

Приложение 2

Данные опроса учителей гимназии

Приложение 3

Курс «Базовая компьютерная подготовка» (для начинающих)

Курс предназначен слушателям на первом этапе их освоения компьютера. Он интересен и тем, кто пытался самостоятельно освоить такие программы, как Windows, Word и Excel, Internet Explorer и электронную почту E-mail. Современная работа практически в любых областях профессиональной деятельности всегда означает работу на компьютере. Научиться этому – значит более уверенно чувствовать себя в жизни. Освоив основной курс пользователя ПК, каждый может усовершенствовать свои знания и использовать их в своей учебной деятельности.

Обучение происходит дифференцированно:

  • группа для начинающих
  • группа для владеющих основами работы на компьютере.

Для каждого уровня своя программа, рассчитанная на 2 раза в неделю (по 2 часа) в течение 6 недель.

Продолжительность курса: 24 часа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

«Современные компьютерные информационные технологии. Основные сведения о ПК и ПО».

«Основы работы в операционной системе MS Windows»

2 ч

2 ч

2

«Текстовый редактор MS Word»

 6 ч

3

«Подготовка электронных

презентаций MS PowerPoint»

4 ч

4

Работа в сети Интернет

6 ч

5

Работа с интерактивной доской и мультимедийными материалами

4 ч

Итого

  24  ч

Программа обучения по курсу «Базовая компьютерная подготовка»

I тема Современные компьютерные технологии. Основные сведения о ПК и ПО. Основы работы в ОС.

Теоретический материал излагается в виде лекций. На практике обучаемым демонстрируется подключение различной техники, таких как подключение проектора, принтера, сканера, их установка и пр.

Основные компоненты компьютера и их функции. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы: Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

№ 1. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимания сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

№ 2. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы). Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

II тема Текстовый процессор Word.

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

№ 3. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, "слепой" десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

№ 4. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

№ 5. Вставка в документ формул. Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

№ 6. Сканирование и распознавание "бумажного" текстового документа. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета)

№ 7. Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

III тема Подготовка  электронных презентаций MS Power Point.

Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Практические работы:

№ 8. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

№ 9. Запись изображений, и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Обработка материала, монтаж информационного объекта.

IV тема Работа в сети Интернет.

Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации.

Практические работы:

№ 10. Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Гиперссылки на web-страницах..

№ 11. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

№ 12. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. Путешествие по Всемирной паутине. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

№ 13. Поиск информации. Компьютерные Энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

V тема Работа с интерактивной доской и мультимедийными материалами

Что такое интерактивная доска. Подключение, настройка и использование доски. Программное обеспечение для интерактивной доски. Использование доски на различных этапах урока. Электронные справочники, библиотеки. Возможности и правила пользования. Электронные учебники, энциклопедии.

Практические работы:

№ 14. Подключение, настройка и использование доски. Установка программного обеспечения для интерактивной доски. Использование доски на различных этапах урока.

№ 15. Работа с электронными справочниками, библиотеками. Установка программ. Правила пользования электронными учебниками, практикумами и энциклопедиями.

По окончанию курса обучаемый овладеет следующими компетенциями:

  • Основные функциональные устройства ЭВМ, их связь и назначение. Общие сведения о программном обеспечении.
  • Организацию файловой структуры данных. Правила работы в операционной системе Windows.
  • Методы защиты от компьютерных вирусов.
  • Основные возможности текстового процессора Word: основные приемы редактирования; основные приемы форматирования; способы управления параметрами абзаца; способы представления информации в табличной форме и в виде списков; способы встраивания объектов в документы.
  • Основные понятия, используемые при работе с интерактивными презентациями.
  • Структуру глобальной сети Интернет (Internet). Основные возможности программ – браузеров.
  • Приемы работы с электронной почтой.
  • Выполнять основные операции по работе с операционной системой Windows; работать с файлами и папками (поиск, просмотр, копирование, перемещение, удаление, создание, переименование).
  • Работать с текстовым процессором Word (редактировать, форматировать текст, маркировать и нумеровать списки, создавать и редактировать таблицы, встраивать иллюстрации в документ).
  • Работать с электронными таблицами Excel (вводить в ячейку формулы, редактировать информацию в таблице, производить простые вычисления, представлять информацию в виде диаграмм, выводить на печать созданные таблицы, выполнять элементарные действия по обработке баз данных).
  • Работать с программой Internet Explorer. Просматривать информацию в Интернет.
  • Работать с электронным почтовым ящиком.

Приложение 1

схема.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юные помощники природы"

Городская акция "Спешите делать добро". Мероприятия экологического направления....

Внеклассное мероприятие для среднего звена по теме "Компьютер - друг, помощник, враг?"

Данное мероприятие поможет обогатить жизненный опыт учащихся знаниями о влиянии компьютера на здоровье человека. Поможет развивить умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютер...

Творческий проект "Волшебная мелодия красок"

Творческий проект "Волшебная мелодия красок".В данном проекте описывается открытие и проведение персональной выставки, ученицы художественного отделения, профориентированного класса Каневой Дарьи.Пред...

Творческий проект "Машины - помощники людей".

Проект создан для детей 7-8 лет. Направление художественное творчество, конструирование из бумаги. Идея проекта: конструирование, прекрасный вид творчества для младших школьников, развивает конструктр...

Проект "Родители-помощники!"

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка....

Проект на тему: «Математика волшебного кубика»

Проект на тему: «Математика волшебного кубика»...

Проектная деятельность. Авторская разработка. Проект "Волшебный мир театра". Итог проекта "Театральная шкатулка"

Проектная деятельность носит информационный, практический, творческий характер, способствует развитию индивидуальных способностей обучающихся. Продукт проектной деятельности показан на общешкольном ме...