Многофункциональное дидактическое пособие ростовая игрушка «Квакушка- Говорушка»
методическая разработка на тему

Дементьева Татьяна Николаевна

Материал предназначен для учителей- логопедов, воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunkts_posobie_kvakushka_govorushka.docx178.72 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное дидактическое пособие ростовая игрушка «Квакушка- Говорушка»

Дементьева Татьяна Николаевна

Учитель-логопед,

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №25 «Успех»,

г. Канск.

Главная особенность дошкольного образования - отсутствие целенаправленного обучения, так как это не соответствует уровню развития ребенка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода. Пробуждение интереса в процессе обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.

Логопедическая практика в дошкольном учреждении показала эффективность использования дидактических игр. Ведь не секрет, что работа по коррекции речевых нарушений у дошколят - процесс долгий, требующий терпения не только от педагога, но и от самого ребёнка. И очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. В процессе коррекции звукопроизношения трудно даётся постановка звука, ведь эта работа включает в себя большой объём заданий, упражнений, направленных на подготовку артикуляционного аппарата. В этом случае выручает игра. Игра создаёт комфортные условия для дошкольника на логопедических занятиях и монотонную работу превращает в увлекательную деятельность.

И поскольку чёткая артикуляция обеспечивается сильными, упругими и подвижными органами речи - языком, губами, нёбом, тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика, является необходимым приёмом в коррекции звукопроизношения.

Сделать артикуляционную гимнастику интересной и увлекательной поможет Логопедическая ростовая игрушка «Квакушка - Говорушка»:

Описание игрушки-пособия:C:\Users\admin\Desktop\IMG_2601.JPG

Для изготовления этой ростовой игрушки были использованы следующие материалы:

-ткани: бязь, фланель, фетр

-синтепон;

-нитки;

 -швейная машина;

 -ножницы;

 -фурнитура.

Голова ростовой игрушки смоделирована и сшита таким образом, чтобы при необходимости руку педагога или самого ребенка можно продеть в отверстие, находящееся с задней части головы в мешочек-язык, и управлять им укладывать язычок в любую артикуляционную позу, что позволяет более точно понять положение языка во рту. И самое важное, что через тактильное восприятие артикуляционной позы языка у игрушки, ребёнок проецирует правильную позу своего язычка, у себя во рту. 

Лапки «Квакушки - Говорушки» сшиты в виде перчаток, которые можно надеть на руки, что позволяет свободно манипулировать руками игрушки для показа пальчиковой гимнастики и других жестов. Одновременно происходит развитие точных движений мелкой моторики рук.

Данное дидактическое пособие можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой работе. По своему назначению пособие многофункционально.

 

Фрагмент индивидуального занятия по автоматизации звука [Л].

Артикуляционная гимнастика с использованием

ростовой игрушки «Квакушка - Говорушка»

Логопед: здравствуй, (имя ребенка), я рада тебя видеть. Ты пришёл заниматься? Чему ты хочешь научиться? (Ответ)

Логопед: отгадай загадку и узнаешь, кто пришёл к нам сегодня?  

На болоте проживает,
Ловит мух и комаров.

 Только «Ква» она и знает.
Кто назвать её готов?      
 (лягушка)

Логопед: да это лягушка, а зовут ее «Квакушка – Говорушка».

Как ты думаешь почему она к нам сегодня пришла? (Ответ) 

Уточнение артикуляции, фонетической характеристики [Л]

Логопед: (имя ребенка)  какие звуки мы учимся правильно произносить? Ответ [Л]

А что должен делать язычок, чтобы правильно произносить этот звук?

Где он должен быть? Вверху или внизу? (Вверху) И что делает?

(упирается в верхние зубы). Давай вместе с «Квакушкой - Говорушкой» выполним это упражнение

Теперь правильно произнеси звук [Л]. Какой это звук твёрдый или мягкий звук? (Твердый)

Логопед: ребенок рассматривает «Квакушку - Говорушку», а она рассказывает о себе.

Я горжусь красой своей

И улыбкой до ушей,

Длинным красным языком

Ребятишкам он знаком.

Свой ты язычок заставь трудиться,

Ведь ему нельзя лениться.

Ты за мной не отставай

И заданья выполняй.

Покажу тебе дружок, как поставить язычок.

Будем мы с тобой дружить

И красиво говорить! (А. Кочнева)

Логопед: -Понравилась гостья? Слушай её внимательно. И повторяй за ней.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ:

 «Улыбка»

Улыбнись моя Квакушка

Губки вытяни ты к ушкам.

«Хоботок»

Улажи Квакушечка губы узкой трубочкой.

Нам скорее покажи, всех знакомых удиви.

«Окошко»

Лягушечка - Квакушечка в окошко посмотри,

рот пошире отвори. 

Упражнения для язычка:

 «Лопаточка»

 Лягушечка - Квакушечка за мной ты повтори,

язычок широкий спокойно подержи.

«Чашечка»

Языку красиво края мы поднимаем,

всех на чай мы приглашаем.

«Грибок»

В небо языком упрись,

 и в грибочек превратись.

«Лошадка»

 «Цок-цок-цок». Как лошадка поскачи.

 Но бородкой не води.

«Маляр»

Язык к небу подними,

 вперед-назад им поводи.

«Дятел»

Язык вверх ты подними

за зубами постучи, д-д-д произнеси.

(автор стихотворений к артикуляционной гимнастике учитель-логопед Дементьева Т.Н.)

Логопед: как ты думаешь (имя ребенка) почему наша гостья загрустила? Наверно устала. Давай вместе с ней передохнем и поиграем.

Дыхательная гимнастика  

 «Лягушонок».

Представим, что мы превратились в лягушонка. Сгибаем «лапки», прижимаем их к груди. Находясь в таком положении, слегка приседаем и делаем вдох. На выдохе произнося «ква-а-а», неожиданно делаем резкий прыжок вперед, раскидывая в прыжке руки и ноги.

Теплый дождик капает,

Выросла трава. Лягушонок

квакает: «Ква-ква-ква-ква-ква!

Надоела мошкара –

Проглотить ее пора!»

Понравились ли тебе лягушачьи прыжки? Почему? Какие мышцы были напряжены? Сейчас они расслабились? Каким стало твое настроение?

Логопед: «Квакушка-Говорушка» приготовила для тебя игру с пальчиками.

Твои пальчики

Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы мы считать. (на ладошке из центра к пальцам рисуем спираль)

Первый пальчик самый большой, он забавный и смешной! (массаж фаланги большого пальца)

Второй указательный, говорит нам будь внимательней. (массаж фаланги указательного пальца)

За ним стоит средний, не первый ни последний (массаж фаланги среднего пальца)

Четвертый безымянный, он не деревянный (массажфаланги безымянного пальца)

Самый маленький, мизинец, отдыхает как ленивец! (массаж фаланги мизинца)

(автор стихотворения к пальчиковой гимнастике учитель-логопед Дементьева Т.Н.)

Логопед: «Квакушка - Говорушка» приготовила для тебя следующее задание. За язычком моим смотри и за мною повтори.

Автоматизация звука [л] в обратных слогах

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].

ал-ыл-ел                  ял – ил -ёл

ыл-ел-ал                  ил- ел - ял

ел-ал-ыл                  ел – ял - ил

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Бал, вал, вокзал, галка, дал, жал, жалко, зал, залп, мал, металл, мочалка, палка, писал, спал, скучал, стучал, фиалка. Паял.

Был, бутылка, выл, жил, забыл, завыл, мыл, мылся, ныл,
рыл, стыл, шил.        ...

Бил, вил, вилка, вился, водил, возил, косил, мил, Нил, носил, носилки, пилка, поилка, силки, таил, тащил.

Использование в работе с дошкольниками этой ростовой игрушки «Квакушки - Говорушки» повышает мотивацию к занятию, улучшает результаты. создаёт положительную психологическую атмосферу на занятии, а все это создаёт хорошие условия для обучения.

Литература:

1. Нищева Н. В.Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с. + цв. вкл.40 с.

2.Нищева Н.В.

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи._Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.-528с.

 http:// www.vsemzagadki.narod.ru


http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/igrovaya-deyatelnost-doshkolnikov-v-usloviyah-fgos.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Использование многофункционального дидактического материала «Помогайка» для развития познавательной и речевой деятельности у детей с ДЦП.

Материал представляет собой описание методического пособия по теме "Посуда" предназначенного  для коррекции речевых нарушений, развития математических представлений, обогащения сенсорного опыта у...

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...

Интерактивная дидактическая игра "Почини игрушку"

Вашему вниманию представлена интерактивная дидактическая игра на развитие зрительного внимания, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи....

Многофункциональное дидактическое пособие «Геометрические фигуры» (авторский вариант)

Многофункциональное дидактическое пособие «Геометрические фигуры» (авторский вариант)...

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные камешки" (авторский вариант)

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные камешки" (авторский вариант). Дидактическое пособие предназначено для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью....