Программа внеурочной деятельности. Кружок "Рюкзачок". направление : Спортивно - оздоровительное. Возраст школьников: 5-7 классы.
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс) по теме

Камзаракова Мария Николаевна

Программа внеурочной туеведческой деятельности учащихся ( общий объём- 210ч) ориентирована на детей 5-7классов.  В соответствии с этим в программе выделены два модуля 

 

          1-й модуль – « Начало туризма и краеведения» ( общий объём – 70ч) .Рассчитан на один год, исходя из 2-ух часов в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 5 –х классов нацелен на обучение детей первоначальным туристским навыкам, общефизическое развитие  школьников и воспитание у них самостоятельности.  

       2-ой модуль – «Основы туризма и краеведения» ( общий объём -140ч).Рассчитан на 2 года, исходя из 2-ух часов в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 6-7 классов и предполагает овладение детьми

основными туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их

здоровья , развитие воли и выносливости, формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности к своей малой и большой родине.

      Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов.

Занятия могут проводиться в виде кружковых, факультативных и клубных занятий.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………..
  2. Цель программы……………………………………………….
  3. Учебный план………………………………………………....
  4. Учебно – тематический план 5  класс………………………..
  5. Учебно – тематический план  6  класс…………………………
  6. Учебно – тематический план   7 класс………………………..
  7. Примерное содержание занятий …………………………….
  8. Предполагаемые результаты реализации программы ……….
  9. Перечень оборудования, туристического снаряжения и инвентаря.
  10.  Список литературы  ……………………………………………

Пояснительная записка

        Туристско – краеведческая деятельность  -  непростая, трудоемкая, но бесконечно интересная и полезная  работа по организации детского досуга. Ведь туризм  обладает  огромным воспитательным  потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения, сдерживает развитие эгоизма и капризности, учит брать на себя ответственность за общее дело, бережному отношению к родной природе и культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки самообслуживающего труда и способствует их самостоятельности.

       Утверждение подростком себя как « взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей:

  • в самопознании ( проявление интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих потенциальных возможностей, стимулируемого к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире подростка)
  • в  самореализации( раскрытии своих потенциальных возможностей и личностных качеств, а также предъявлении их окружающим),
  • в самоидентификации ( определение своей принадлежности к тем или иным социальным группам).

      В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет её характер – во многом зависит от той среды, которая окружает подростка ,общности, с которой он себя идентифицирует, и деятельности, в которую он включён. Все вместе это образует некое пространство его

личностного  самоутверждения . Педагогам важно создать для подростков подобное пространство, которое отвечало бы насущным возрастным потребностям подростка и при этом было бы благоприятным для его нравственного развития. Взрослым надо поддержать его природное любопытство и желание всё испытать самому, неуемную физическую  энергию и страсть к приключениям, стремление к независимости и самостоятельной ответственности, потребность проявить себя среди других.

    На мой взгляд ,в наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности детей в естественной, природной, « нецивилизованной», не обустроенной среде – и в том числе самодеятельные туристские путешествия. Здесь ребёнку предоставляются дополнительные «ниши», где он смог бы реализовать свои природные свойства и актуальные устремления. Здесь подросток в большей степени  ( по сравнению с семьей и школой ) ощущает собственную независимость от взрослых. Здесь ослабевает влияние родительских сценариев и тем самым  открываются возможности для его свободного бытия, для самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции. Здесь, попадая в новую обстановку, он имеет больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. Здесь, при повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу, у него появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим. Здесь , в сложных ( физически и морально) жизненных условиях при поддержке педагога он может научиться поступаться собственными интересами, благополучием ради других.

           Туристско – краеведческая деятельность, таким образом, позволяет

решать как возрастные задачи, которые встают перед школьником подросткового возраста, так и собственно-педагогические задачи, связанные с воспитание этих детей. Эта особенность туристко-краеведческой  деятельности и положена в основу данной образовательной программы.

           Итак, программа внеурочной туристко - краеведческой деятельности учащихся ( общий объём- 210ч) ориентирована на детей

5-7классов.  В соответствии с этим в программе выделены два модуля.

          1-й модуль – « Начало туризма и краеведения» ( общий объём – 70ч) .Рассчитан на один год, исходя из 2-ух часов в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 5 –х классов нацелен на обучение детей первоначальным туристским навыкам, общефизическое развитие  школьников и воспитание у них самостоятельности.  

       2-ой модуль – «Основы туризма и краеведения» ( общий объём -140ч).Рассчитан на 2 года, исходя из 2-ух часов в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 6-7 классов и предполагает овладение детьми

основными туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их

здоровья , развитие воли и выносливости, формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности к своей малой и большой родине.

      Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов.

Занятия могут проводиться в виде кружковых, факультативных и клубных занятий.

Цель программы:

Развитие индивидуально - личностных, социокультурных, духовных

образовательных потребностей и запросов детей средствами туризма, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.

                                               

Основные задачи программы:

  • укреплять здоровье, закаливать организм, содействовать правильному физическому развитию воспитанников;
  • обучать жизненно важным двигательным действиям;
  • формировать умения, необходимые для выживания в экстремальных ситуациях;
  • воспитывать привычки к систематическим занятиям туризмом и прививать необходимые гигиенические навыки и умения;
  • расширять у школьников представления об историческом, экономическом и культурном развитии родного края;
  • развивать эстетическое восприятие окружающей среды, экологическое воспитание учащихся;
  • воспитывать у юных туристов добросовестное отношение к труду и общественной собственности, чувства долга, товарищества и взаимовыручки;
  • воспитывать у юных туристов волевые качества: целеустремленность , настойчивость и инициативу, решительность и смелость;
  • получать и развивать разнообразные практические навыки самоорганизации и самоуправления, самостоятельность, преодолевать препятствия и обеспечивать безопасность.

Учебный план

п/п

Название раздела

Общее

количество

       Часы аудиторных

       занятий

        Часы внеаудиторных

активных          занятий

1.

Модуль «Начала туризма и краеведения»

( для учащихся 5-х классов)  

1.1

Вводное занятие

2

2

1.2

Безопасность юного туриста

2

2

1.3

Поход- знакомство

4

1

3

1.4

Быт юного туриста

2

2

1.5

Кухня юного туриста

6

2

4

1.6

Легенды и были родного края

8

2

6

1.7

Ориентирование на местности

8

2

6

1.8

Топография

4

4

1.9

Туристские узлы и их назначение

4

4

1.10

Преодоление препятствий

10

10

1.11

Туристские игры

6

2

4

1.12

Природоохранные акции

8

8

1.13

Походы выходного дня

     

6

70

2

21

4

49

2

Модуль « Основы туризма и краеведения»

(для учащихся 6 класса)

2.1

Вводное занятие

2

2

2.2

Краеведение

        8

4

4

2.3

Топография

12

6

6

2.4

Туристские узлы

         10

10

2.5

Спортивное туристское многоборье

6

6

2.6

Спортивное ориентирование

10

10

2.7

Природоохранные акции

8

8

2.8

Походы выходного дня

4

              4

2.9

Спортивные походы

         8

2

6

2.10

Туристская газета

2

              2

70

14

56

2

Модуль « Основы туризма и краеведения»

(для учащихся 7 класса)

2.1

Вводное занятие

2

2

2.2

Краеведение

        10

8

2

2.3

Топография

10

4

6

2.4

Туристские узлы

         10

10

2.5

Спортивное туристское многоборье

6

6

2.6

Спортивное ориентирование

10

10

2.7

Природоохранные акции

6

6

2.8

Походы выходного дня

6

             6

2.9

Спортивные походы

         8

2

6

2.10

Туристская газета

2

               2

      Итого

70

210

16

51

54

159

Учебно – тематический план

5класс

п/п

Тема

Кол.

часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6-8

9

10

11

12

13

14

15-16

17-18

19

20-24

25

26

27-

28

29-32

33

34

35

36

37

38-

39

 40

41

42

43

44

44

46-

47

 48

49

50

51

52

53

54

55

56

57-

58

59-

60

61-

62

63-64

65-66

67-

68

69-

70

Вводное занятие

Что такое туризм и каково его значение

 духовном и физическом развитии.

Нормы поведения и правила личной гигиены. Конкурсы.

Безопасность юного туриста

 Правила поведения в лесу, у водоёмов , на болоте, в горах ; правила  по дорогам; правила обращения с огнём.

 Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением, с местными жителями; правила гигиены туриста.

          Поход – знакомство

Техника безопасности ; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели  и маршрут ознакомительного похода. к первому походу.

Пеший однодневный поход группы по заранее  намеченному маршруту .

Быт юного туриста

Туристское снаряжение: групповое и личное.

 Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками.

              Кухня юного туриста

  Продукты в походе.  Упаковка и транспортировка продуктов.

 Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях

 Туристская посуда.

 Уход за котлами и канами. Приготовление пищи на костре.

   Легенды и были родного края

История  родного края в годы Великой Отечественной войны, в Новое время и т.п. Местные легенды и мифы.

 Герои, труженики войны и другие яркие личности родного края.

 Экскурсия в краеведческий музей.

   Ориентирование на местности

Правила поведения в лесу.

Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса.

Ориентиры на местности.

Карты.

Спортивное ориентирование: Обучение и тренировки.

                 Топография

Топографическая карта.

Топографические знаки.

Топографические игры.Топографический кроссворд.  

Топографический диктант.

    Туристские узлы и их назначение Узлы, их назначение и применение в походе.

 Отработка навыков завязывания туристских узлов.

Конкурс « Узелок завяжется – узелок развяжется».

             Преодоление препятствий

Виды препятствий.

Страховка и самостраховка.  Страховочные обвязки.

Правила преодоления  завалов. Переправа по кочкам  и гатям.

Спуск с крутого склона и подъём  при помощи верёвки.

Переправа по бревну.

Переправа по параллельно натянутым верёвкам.

Переправа рюкзаков.  

              Туристские игры  

Правила игры и техника безопасности

«Веревочка»

« Игра в зверей»

« Сосчитай до 30»

«Прищепка»

«Цвета»

             Природоохранные акции

Уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах

Расчистка близлежащих родников.

Развешивание кормушек и скворечников для птиц.

 Огораживание муравейников .

            Походы выходного дня 

Поход в осенний лес

Поход в зимний лес

Поход в весенний лес

2

1

1

2

1

1

4

2

6

8

8

4

4

10

6

8

6

2

1

1

2

1

      1

     

     1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

     4

1

1

1

1

     2

3

4

1

1

2

6

1

      5

6

1

1

4

4

1

2

1

10

1

1

1

1

1

2

1

1

1

4

8

2

2

2

2

6

2

2

2

Учебно - тематический план

6 класс

п\п

Тема

Кол.

часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5-6

7-9

10

11-

13

14-

16

17

18-

22

23

24-

32

33

34

35

36

37-38

39

40-41

42

43-45

46

47-48

49-52

53

54

55-

56

57

58-

60

61

62

63-64

65-66

67-68

69

70

              Вводное занятие 

Цели и значения занятий туризмом и краеведением.

 Правила поведения и техника безопасности во время занятий.

                  Краеведение

 Рельеф и климатические особенности родного края.

 Животный и растительный мир родного края.

История родного края.

Краеведческая работа в походе.

 Правила оформления краеведческого материала.

                Топография

Топографическая карта и топогра-фические знаки.

 Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт.

Рисование топознаков.

Изображение высоты местности с помощью горизонталей.

                Туристские узлы 

Узлы и их применение в туризме.

Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмёрка,.

 Спортивно-туристское многоборье

Спортивно- туристское снаряжение. Страховки  и самостраховки. Преодоление препятствий. Горизонтальный и вертикальный маятник.

Переправа по веревке с перилами

 ( параллельные перила).

       Спортивное ориентирование   

Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви.

 Правила соревнования по спортивному ориентированию.

Спортивное снаряжение.

Действия участника перед стартом, на старте , на дистанции, в финишном коридоре, на финише.

Техника ориентирования.

 Определение  точки стояния.  

Природоохранные акции 

Экологическая проблема посёлка и района.

План работы по экологической проблеме.

Выбор дела. Создание совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды.

   Походы выходного дня

Техника пешеходного туризма.

 Сбор краеведческого материала .

Спортивные походы

Пешеходный, лыжный, горный, водный, спортивные походы.

Принципы комплектования групп и требования к участникам спортивных походов.

Ориентирование на маршруте.

Хронометраж на маршруте.

Краеведение на маршруте.

       Туристическая газета

Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки,  оформление.

Выбор названия для туристической газеты..

  2

8

12

10

6

10

8

4

8

2

  2

1

1

4

1

1

2

6

3

3

2

1

1

4

3

1

6

1

5

10

1

9

6

1

1

1

1

1

1

10

1

2

1

3

1

2

8

4

1

1

2

4

1

3

6

2

2

2

2

1

1

Учебно - тематический план

7 класс

п/п

Тема

Кол.

часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5-6

7-8

9-10

11

12

13-16

17-18

19-20

21

22

23-

31

32

33

34

35

36

37-38

39-

40

41

42-44

45

46

47-

48

49-

50

51-

52

53

54-

56

57-58

59

60

61-

62

63-66

67-68

69

70

                Вводное занятие 

Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписанные этические правила туристов.

Краеведение

Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала.  

Правила оформления краеведческого материала.

 Презентация краеведческого материала.

Краеведческий отчёт туристской группы.

Краеведческие викторины.

Фотовыставка « Знай родной край!»

                Топография

Топографическая карта и топографические знаки .

 Изображение высоты местности с помощью горизонталей.

Определение крутизны склона и его высоты.

Измерение расстояний до недоступных предметов. Топографическая съёмка местности.

           

   Туристские узлы 

Узлы и их применение в туризме. Отработка навыков туристских узлов. Наведение и снятие верёвочных перил для преодоления препятствий           

Спортивно-туристское многоборье

 Спортивно- туристское снаряжение. Страховки  и самостраховки. Преодоление препятствий. Горизонтальный и вертикальный маятник.

Подъём и спуск по склону по перилам спортивным способом.

  Спортивное ориентирование

Правила участника перед стартом, на старте , на дистанции, в финишном коридоре, на финише.

Техника ориентирования.

Измерение расстояний на местности ( шагами, по времени, визуально). Спортивный компас.

  Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу .

     Природоохранные акции.

Выявление экологической проблемы посёлка.

Разделение на группы.Распределение обязанностей.

Подготовка инвентаря и спецодежды. Проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке, в лесу и т.п. фоторепортаж о проведении акции. Анализ проведенного дела.

Рассказ об экологических проблемах посёлка учащимися младших классов.

 Походы выходного дня

 Техника пешеходного туризм.

Сбор краеведческого материала и т.п.

Спортивные походы

Пешеходный, лыжный, горный, водный, спортивные походы.

 Изучение исторических событий на местности, встречи с местными старожилами, тружениками тыла, посещение школьных и сельских музеев боевой славы.

Благоустройство могил ветеранов и участников великой Отечественной войны.

                 

Туристическая газета.

 Экологические проблемы посёлка.

Анализ совместной деятельности

2

10

10

10

6

10

10

2

    8

2

1

1

8

2

2

2

1

1

4

4

2

1

1

        6

2

2

1

1

10

9

1

6

1

1

1

1

2

        10

2

1

3

1

1

          2

     10

2

2

1

3

2

2

1

1

8

2

4

2

2

1

1

Примерное содержание занятий

Модуль 1. Начала туризма и краеведения  (70ч)

        1.1. Вводное занятие ( 2 часа). Что такое туризм и  каково его значение в  физическом и духовном развитии ребёнка. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы  начальных туристских навыков: укладка рюкзака , бег в спаль-ных мешках, переправа через « болото» по « кочкам» т.д.

          1.2.  Безопасность юного туриста ( 2 часа). Правила поведения в лесу, у водоёмов , на болоте, в горах ; правила  по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила обращения с местными жителями; правила гигиены туриста.

          1.3 Поход – знакомство (4 часа) .Подготовка к ознакомительному походу; техника безопасности ; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели  и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответст-

венных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку личного снаряжения туристов и состояния рюкзаков, за разведение костра и заготовку дров, за приготовление обеда, за соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фотоотчёт о походе. Сборы и проверка готовности к первому походу. Пеший однодневный поход группы по заранее  намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам; правильному движению по дорогам и пересеченной местности, установке палаток, заготовке дров, разведе-

нию костра, приготовлению пищи на костре, уход за собственной одеждой и обувью. Анализ в группе состоявшегося ознакомительного похода; самочувствия туристов, полученных ими впечатлений, проведенной ими работы и т.п.

             1.4. Быт юного туриста ( 2 часа). Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак.

Место для костра. Топливо. Правила хранения. Трудовая этика туриста.

Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.

             1.5. Кухня юного туриста ( 6 часов).  Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов.

Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами и канами. Приготовление пищи на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.

             1.6. Легенды и были родного края ( 8 часов). Интересные  страницы истории родного края: родной край в годы Великой Отечественной войны, в Новое время и т.п. Местные легенды и мифы. Герои, труженики войны и другие яркие личности родного края. Экскурсия в краеведческий музей; посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведенной экскурсии. Экскурсии и походы выходного дня к местам интересных исторических событий.    

                1.7. Ориентирование на местности ( 8 часов). Что нужно делать, если заблудился  в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Спортивное ориентирование: Обучение и тренировки.

                1.8. Топография ( 4 часа). Топографическая карта. Топогра-фические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.

                1.9. Туристские узлы и их назначение ( 4 часа). Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс « Узелок завяжется – узелок развяжется».

             1.10.  Преодоление препятствий ( 10 часов). Виды препятствий. Лесные завалы , Овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи  и реки и т.д.

Страховка и самостраховка.  Страховочные обвязки. Правила преодоле-ния  завалов. Переправа по кочкам  и  гатям. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при  помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам.

Переправа рюкзаков.  Отработка навыков преодоления препятствий.

              1.11.Туристские игры (6 часов). Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно- туристских игр и краеведческих викторин.  

            1.12. Природоохранные акции (8 часов). Уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников;

развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание мура-вейников .

           1.13. Походы выходного дня (6 часов). Совместная подготовка, осуществление  и последующий анализ похода в осенний лес – с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода в зимний лес -  с целью изучения  следов животных. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в весенний лес – с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода  вдоль небольшой лесной речки – с целью отработки навыков преодоления препятствий.

Модуль 2. Основы  туризма и краеведения. (140 часов)

               2.1. Вводное занятие ( 2 часа). Цели и значения занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоёмов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнём. Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписанные этические правила туристов:  трудовая этика туриста, распределение  общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе , поведение у вечернего костра и «за столом», отношение к памятникам  истории и культуры, отношение и помощь  пожилым людям, отношение к природе.

                 2.2. Краеведение ( 18часов).  Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала.  Правила оформления краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчёт туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 6-7-х классов, фотовыставки

« Знай родной край!»

                2.3. Топография (12 часов). Топографическая карта и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топо-графических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояний до недоступных предметов. Топографическая съёмка местности.

               2.4. Туристские узлы ( 12 часов). Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмёрка, стремя , прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, штык, схватывающий, и т.п. Отработка навыков туристских узлов. Наведение и снятие верёвочных перил для преодоления препятствий.

               2.5. Спортивно-туристское многоборье (14 ч). Спортивно- туристское снаряжение. Страховки  и самостраховки. Преодоление препятствий. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по веревке с перилами ( параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным способом. Спуск по склону по перилам спортивным способом. Навесная переправа.

              2.6. Спортивное ориентирование ( 20 часов).  Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнования по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте , на дистанции, в финишном коридоре, на финише.

Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности ( шагами, по времени, визуально). Спортивный компас.  Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу . Определение  точки стояния.  

                 2.7. Природоохранные акции (12 часов). Анкетный  опрос  школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. «Что мы можем сделать ?» - проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке, в лесу и т.п. фоторепортаж о проведении акции. Анализ проведенного дела. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведенной акции учащимися младших классов.

                    2.8. Походы выходного дня (14 часа). Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.

                    2.9. Спортивные походы ( 30 часов). Пешеходный, лыжный, горный, водный, спортивные походы, комбинация. Протяженность спортивных походов, локальные и протяженные препятствия, категории сложности спортивных походов. Принципы комплектования групп и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Маршрутно-квалификационная комиссия, маршрутная книжка и маршрутный лист, отчет о спортивном походе в МКК. Спортивные значки и разряды. Изучение исторических событий на местности, встречи с местными старожилами, тружениками тыла, посещение школьных и сельских музеев боевой славы, благоустройство могил ветеранов и участников великой Отечественной войны. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчета, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы.

                 2.10. Туристическая газета (10 часов). Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки,  оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета дела для выпуска туристической газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященного Всемирному дню туризма. Выпуски номеров, посвященных экологическим проблемам района, интересным страницам родной истории, совершенным  туристическим походам и экспедициям.

Предполагаемые результаты реализации программы

          Воспитательные результаты внеурочной туристской – краеведческой деятельности  школьников распределяется по трём уровням.

         1.Результаты первого уровня ( получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьниками знаний

о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах  передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми ; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе отношения к природе,  к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; об истории и культуре родного края; о нормах  поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.

          2. Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников ): развитие ценностных отношений школьников к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту, физкультуре, к природе, к  родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

         3. Результаты третьего уровня( приобретение школьниками опыта

Социально значимого действия): приобретение школьниками опыта самообслуживания, самоорганизации и организации  совместной деятельности с другими детьми; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей.

Перечень оборудования, туристического снаряжения и инвентаря.

№             Наименование

п/п

  1.  Компасы
  2.  Условные знаки спортивных, топографических карт.
  3.  Палатка
  4.  Рюкзак
  5.  Верёвки ( 60м, 40м, 30м)
  6.  Лыжи
  7.  Аптечка медицинская .
  8.  Мячи
  9. Топор в чехле
  10. Лопата
  11.  Тент хозяйственный, клеенка кухонная.
  12. Моющие средства
  13. Фотоаппарат
  14. Обувь спортивная
  15. Сапоги резиновые
  16. Головной убор
  17. Штормовка и брюки
  18. Спортивный тренировочный костюм
  19. Столовые принадлежности ( тарелка, кружка, ложка, нож складной)
  20. Фляжка или емкость для питьевой воды
  21. Блокнот и ручка
  22. Спальный мешок
  23. Коврик туристский
  24. Мазь от кровососущих насекомых
  25.  Перчатки рабочие
  26. Блокнот и ручка.
  27. Видеофильмы и  звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.

Список литературы

  1. Комплексная программа физического воспитания. Программы общеобразовательных учреждений 1-11классы  /авт. – сост. В.И.Лях, А.А.Зданевич. – Москва « Просвещение» - 2011г.
  2. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе / авт.- сост. М.В. Видякин.-  Волгоград:  Учитель, 2006г.
  3. Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры в школе /авт.- сост. М.В. Видякин. – Волгоград:

Учитель, 2007.

  1. Сценарии спортивных праздников в школе / А.И. Мальцев. Ростов н/Д.: Феникс, 2011г.
  2. Беседы по краеведению Кузбасса Текст: учебное пособие / Л.И. Соловьёв.- Кемерово: Изд-во КРИПКи ПРО,2010.
  3. Географо- топонимический словарь по Горной Шории. – сост.Г.П.Старков.- Кемерово 2000
  4. А.А.Остапец. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся Текст: метод.рекомендации / А.А.Остапец ;

Рос.междунар.акад.туризма. –М.:РМАТ, 2001

  1. Смирнов Д.В. Педагогические  компетентностьи компетенции педагога дополнительного образования- руководителя туристско- краеведческого подхода Текст / : Д.В.Смирнов. – 2008г.
  2. Методические разработки. Ориентирование на местности ( способы ориентирования по положению солнца, по звёздам, по снежному покрову, по расположению растений и др.

http:revolution. Allbest.ru/sport/00153421    0.html

   10.Смирнов Л.Л. Дидактические материалы( электронное пособие) «Готовимся к турслёту» http: //www.turcentrrf.ru/stran/metod  razrab.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)

Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мини-футбол» (спортивно – оздоровительное направление)

Срок реализации программы – 4 года.Возраст обучающихся: 10 – 15 лет.Цели программы:•      обеспечение   прав   и   возможностей   учащи...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для 7-9 классов

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Основы чертежной грамотности" расчитана на учащихся 7-9 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)

Внеучебная деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления с...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Защитники Отечества» (спортивно – оздоровительное направление)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Сегодня определена не только госуда...

Программа внеурочной деятельности социальной направленности "Мир психологии" для учащихся 6-7 классов

Дополнительная общеобразовательная программа под названием «Мир психологии» отнесена к программам  внеурочной деятельности социальной  направленности. Ее цель и задачи направлены...

Рабочая программа внеурочной деятельности (патриотическое направление) «С чего начинается Родина?» для 5 класса

Программа «С чего начинается Родина?» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщ...