Главные вкладки

    Рабочая программа (5 класс) на тему:
    Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год

    Глухова Марина Викторовна

              Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Инзенская СШ №2  на основе программы  Н.Ф. Виноградовой  Основы духовно-нравственной культуры народов Рос­сии: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Вино­градова. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 64 с.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл odnknr_5_klass_rabochaya_programma_2017_-_18.docx34.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

              Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Инзенская СШ №2  на основе программы  Н.Ф. Виноградовой  Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 64 с.

        Основной целью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.

       В процессе изучения учебного предмета у обучающихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нём нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.

       Основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.

       Таким образом, учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обогащает процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

        Основными целями и задачами  учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» являются следующие:

    • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
    • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
    • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной  жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
    • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определённому этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим её, к их культуре и традициям.

              Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета — развивать общую культуру  обучающегося, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

              Исходя из этого главной особенностью учебного предмета, как было подчёркнуто выше, является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Подчеркнём ещё раз, что речь идёт о формировании у обучающихся представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определённому этносу и конфессии, но и с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

    Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

       В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

      Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

    • осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

    • принятие норм нравственного поведения;
    • проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
    • стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

        Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

    • понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;
    • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье;
    • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

       Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

    • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
    • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
    • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
    • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

       Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

    • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
    • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
    • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

    Содержание учебного предмета, курса

    Раздел 1. В мире культуры

             Величие  российской  культуры.  Российская  культура  –  плод  усилий  разных народов.  Деятели  науки  и  культуры  –  представителей  разных  национальностей  (К. Брюллов,  И.  Репин,  К.  Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г.  Уланова,  Д.  Шостакович,  Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).  

             Человек  –  творец  и  носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

    Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

              «Береги  землю  родимую,  как  мать  любимую».  Представления  о  патриотизме  в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).

             Жизнь  ратными  подвигами  полна.  Реальные  примеры  выражения патриотических  чувств  в  истории  России  (Дмитрий  Донской,  Кузьма  Минин,  Иван Сусанин,  Надежда  Дурова  и  др.).  Деятели  разных  конфессий  –  патриоты  (Сергий Радонежский,  Рабби  Шнеур-Залман  и  др.).  Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом.

              В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

              «Плод  добрых  трудов  славен…».  Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде  и трудолюбии.

              Люди  труда.  Примеры  самоотверженного  труда  людей  разной  национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

              Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.  Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

             Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность,  симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка  –  главные  семейные  ценности.  О любви  и  милосердии  в  разных  религиях.  Семейные  ценности  в  православии,  буддизме, исламе,  иудаизме.  Взаимоотношения  членов семьи.  Отражение  ценностей  семьи  в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

    Раздел 3. Религия и культура

              Роль  религии  в  развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной и духовной культуры общества.

               Культурное  наследие  христианской  Руси.  Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и  образование  в  Древней  Руси.  Великие  князья Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

              Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу  мировой  культуры.    Декоративно-прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  –  часть  исламской культуры.  Исламский календарь.

              Иудаизм  и  культура.  Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный  дом иудеев.  Особенности  внутреннего  убранства  синагоги. Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

              Культурные  традиции  буддизма.  Распространение  буддизма  в  России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

    Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

              Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

              Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России.  

    Раздел 5. Твой духовный мир

              Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.  

    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

    № урока

    Наименование раздела и темы  урока

    Количество

    часов

    Дата проведения урока

    по плану

    по факту

    Раздел 1. В мире культуры (4 часа)

    1-2

    Величие многонациональной            российской культуры.

    2

    7.09

    14.09

    3-4

    Человек – творец и носитель культуры.

    2

    21.09

    28.09

    Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (15 часов)

    5-6

    «Береги   землю родимую, как мать любимую».

    2

    5.10

    12.10

    7-9

    Жизнь ратными подвигами полна.

    3

    19.10

    26.10

    9.11

    10

    В труде – красота человека.

    1

    16.11

    11

    «Плод  добрых  трудов  славен…».  

    1

    23.11

    12-13

        Люди  труда.

    2

    30.11

    7.12

    14

    Бережное отношение к природе.

    1

    14.12

    15-19

    Семья – хранитель духовных ценностей.

    5

    21.12

    28.12

    11.01

    18.01

    25.01

    Раздел 3. Религия и культура (11 часов)

    20

    Роль  религии  в  развитии  культуры.  

    1

    1.02

    21-23

    Культурное  наследие  христианской  Руси.  

    3

    8.02

    15.02

    22.02

    24-26

    Культура ислама.

    3

    1.03

    15.03

    22.03

    27-28

    Иудаизм  и  культура.  

    2

    5.04

    12.04

    29-30

    Культурные  традиции  буддизма.  

    2

    19.04

    26.04

    Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2 часа)

    31

    Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  

    1

    3.05

    32

    Хранить память предков.

    1

    10.05

    Раздел 5. Твой духовный мир (3 часа)

    33-35

    Что  составляет  твой  духовный  мир.  

    3

    17.05

    24.05

    31.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по истории древнего мира. 5 класс. 2017 - 2018 учебный год

    Рабочая программа по истории древнего мира. 5 класс. 2017 - 2018 учебный год...

    Рабочая программа по английскому языку для 5 класса. 2017-2018 учебный год

    Рабочая программа ориентирована на УМК для 5—9 классов общеобразовательной школы серии “Rainbow English”....

    Рабочая программа по математике для 5 класса 2017-2018 учебный год

    Рабочая программа по математике для 5 класса рассчитана на 5 часов в неделю по УМК Н.Я. Виленкина...

    Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год

    Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год, базовый уровень...

    Рабочая программа. 10-11 класс. 2017/2018 учебный год

    Рабочая программа. 10-11 класс.Календарно-тематическое планирование 10-11 класс....

    Рабочая программа по ОБЖ для 5 классов 2017-2018 учебного года

    Настоящая рабочая программа по ОБЖ для 5 классов составлена в соответствии со следующими документами:Закон  Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерац...

    АДАПТИРВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 9 класса по программе КРО VII вида

    Настоящая программа по математике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной п...