Осенины - славянский обрядовый праздник урожая
план-конспект на тему

Ревякина Татьяна Николаевна

Данное занятие является итоговым в разделе "Знакомство с историей появления народной куклы и ее значение в русских обрядовых традициях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Народная обрядовая кукла22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта учебного занятия

1.

Направление дополнительной образовательной программы

Художественное

2.

Название образовательной программы

Кукольная мастерская

3.

Срок реализации

1 год

4.

Целевая группа обучающихся

9-12

5.

Краткий психолого- педагогический портрет целевой группы

Младший школьник

6.

Цель образовательной программы

Формирование творческих способностей ребенка средствами декоративно — прикладной деятельности, наличие мотивации к творческому труду.

7.

Раздел образовательной программы

Знакомство с историей появления народной куклы и ее значение в русских обрядовых традициях

8.

Тема занятия

Осенины - славянский обрядовый праздник урожая.

9.

Количество часов на изучение темы

2

10.

Номер занятия

6

Конспект учебного занятия

Цель занятия: Обобщить знания полученные в течении первого раздела.

Задачи:

1.Закрепить знания о назначении обрядовых кукол

2.Расширять знания о славянских праздниках.

3.Развивать навыки чтения стихов выразительно, участвовать в общем мероприятии.

4.Воспитывать любовь к своему народу, своим традициям.

 Планируемые результаты:

1.Сплоченность детей в детском объединении.

2.Закрепят представление о традициях русского народа.

Образовательная форма занятия.

Учебное методическое обеспечение занятия

1.Куклы обереги.

2. Овощи изготовленные детьми.

3.Сценарий, музыка, наряд для осени-сарафан, ленты

Этапы учебного занятия:

1.Организационно-мотивационный этап

Цель этапа: Приветствие обучающихся, настрой на праздничный лад.

Методы организации деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Осень:

Добрый день и поклон вам, 
Красны девицы да добры молодцы!
Гости желанные и дорогие!
Давно я вас жду – поджидаю…

Здесь, для вас, гостей дорогих,
Будет праздник большой – 
Праздник радостный!
По обычаю старинному,
Называется Осенинами.

Ребёнок: 
Это чьи-то именины?
Это праздник Осенины.
В благодарность за осенние дары
Осенины отмечают на Руси!

Чтение стихов

Контрольно –оценочная деятельность педагога: педагогическое наблюдение

Учебно-дидактическое обеспечение:

II.  Содержательно-оперативный этап.

Цель этапа: Закрепить знания о народных куклах их назначении; играх и плясках русского народа

Способы организации деятельности обучающихся

Содержание деятельности обучающихся

Осень:
Собралось к нам гостей со всех волостей.
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?

Ребёнок:
Весна красна цветами,
Зима – белыми снегами,
Осень щедрыми дарами.
Ребёнок:
Мы сегодня вам расскажем, 
Мы сегодня вам покажем,
Как нас осень удивила, 
Чем она нас одарила.

Осень: Да все лето вы трудились, поливали, не ленились, вы пололи огород. Вас теперь награда ждет.  (Достает овощи, сшитые детьми) Вот какой богатый нынче урожай, надо еще потрудиться и собрать урожай до дождя.

Эстафета: «Собери урожай»

Осень: Потрудились вы на славу в огороде все прибрали в народе говорят у нас:
«Делу время, потехе - час.»

Танец «Есть у нас огород»

Ребёнок:

Довольно развлекаться, 
Пора за дело браться.

Вы совсем забыли, что после сбора урожая нам надо сделать Куклу - крупяничку и наполнить ее зерном нового урожая.

Осень: Совсем не забыли, куклы у нас давно готовы.

Ребёнок: (выходит с куклой)

Крупеничку, Зерновушку буду делать я толстушкой

Так как дело для нее очень важное дано

Целый год не есть не спать, урожай наш охранять.

Осень: Да Зерновушку мы изготовили и наполнили ее зерном нового урожая, а еще испекли пирог

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют: Да экий он высокинький, Да экий он широкинький, Да экий он мякошенький, Режь его да ешь. Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Осень: Уборка урожая закончилась, освободилось время и для рукоделия, а значит можно изготовить и других кукол помощниц.

Выходят девочки с куклами (Кукла-пеленашка,  Кукла берегиня,  Кукла на счастье)

Кукла-пеленашка  -  дедова рубашка, мамин сарафан,

Теткин платочек, отцов поясочек: так получилась она.

Не смотря на это краше всех одета, и роднее нету куклы у меня!

Кукла берегиня молча всех встречает,

Кукла берегиня дом оберегает,

От гостей непрошеных, от плохих вестей,

И беду проводит быстро до дверей.

Куколка на счастье – маленькая крошка

Куколка на счастье спряталась в ладошке

Меж пальчиков виднеется лишь длинная коса-

Здоровье, долголетие, достаток и краса.

Пляска «Барыня»

Осень:

Мы и пели, и плясали,
Так, что ноженьки устали!
Но какое веселье без шуточек,
Без потешек да прибауточек?

Есть у меня игра одна,
Под названием «Он – она»!
И пускай играет тот, кто игру мою поймёт:
- Он слон, она?... (слониха)
- Он лось, она?... (лосиха)
- Он ёж, она?... (ежиха)
- Он кот, она?...
Ну, конечно, это кошка!
(Ну, ошиблись вы немножко!)
(Так сыграем ещё раз. Обыграть хочу я вас!)
- Он морж, она?... (моржиха)
- Он заяц, она?... (зайчиха)
- Он олень, она?... (олениха)
- Он бык, она?...
Вам знакомо это слово, ну конечно же корова!

Инсценировка сказки «Репка»

Пляска «Урожайная»

Чтение стихов

Игра на скорость

Танец-иммитация

Чтение стихов

Игра

Чтение стихов

Общая пляска

Дети инсценируют сказку

Пляшут по показу

Контрольно-оценочная деятельность педагога: похвала, наблюдение, показ.

III.Рефлексивный этап

Цель этапа : подвести итог

Способы организации деятельности обучающихся

Содержание деятельности обучающихся

Ребёнок:
Полно петь да плясать,
Пора чай разливать,

Осень:
Мы гостей всегда встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником
Пироги мы вам подносим
Поклонясь отведать просим.
Вы хозяюшку потешьте
Пирогов моих поешьте.

Чаепитие. Дети обсуждают праздник. Что понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарии праздников "Цветок для мамы" и Праздник Урожая

Сценарии Праздника Урожая и Дня матери "Цветок для мамы" разработаны для детей разновозрастной группы от 4 до 15 лет....

Праздник урожая. Осенины.

Осенний праздник для пятиклассников. Повод поближе познакомиться с классом в неофициальной обстановке, весело провести время....

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Публикация для родителей. Знакомьтесь вместе с нами.ХОРОВОД - славянский обрядовый танец.

Хорово́д — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Отнимите у  русского  народа  поэзию,  уничтожьте...

Праздник осени-праздник урожая

Классный час "Праздник осени-праздник урожая" . Социально-нравственное направление....