Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему:
    ПКТП по Основам Финансовой грамотности для 9 класса

    Васюнина Виктория Вячеславовна

    Основы финансовой грамотности  9 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ofg_9_klass_tehnologiya.docx44.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Лицей №4»

    г. Королев Московской области

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учителя экономики

    Васюниной Виктории Вячеславовны

    Предмет                                                Технология

    Класс                                                9-а,9-б,9-в

    Количество часов в неделю                1 ч

    Предметная область                                математика и информатика

    Кафедра                                                «Архимед»

    Уровень                                                базовый

    Учебный год                                        2017-2018

    Пояснительная записка

             

              Одним из модулей учебной программ курса «Технология» является программа предпрофильного курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2014.

               Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Обучающиеся 9-х классов  с правовой точки зрения обретают часть прав и обязанностей, в том числе и в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся 9-х классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение обучающихся, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности обучающегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения обучающегося. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у обучающихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне,  исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге  финансовых отношений.

                  Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый предпрофильный  курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.

              Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса состоит из двух модулей:

    - Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)

    - Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)

    Цели и задачи курса

    Цель -  сформировать у обучающихся 9 классов основы финансовой грамотности.

    Задачи -

    • усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
    • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
    • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
    • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
    • освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
    • формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.

    Методы и формы обучения:

    Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:

    • лекции,
    • практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
    •  семинары,
    • дискуссии,
    • деловые игры,
    • решение тестов, задач, проблемных ситуаций.

    Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.

    Методы и формы контроля:

    Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.

    Критерии оценивания курса:

    Для оценивания предпрофильного курса применяется зачетная система. Предпрофильный курс считается пройденным, если обучающийся посетил не менее 80% занятий и  выполнил итоговую тестовую работу по завершению каждого модуля не менее 50%. Оценка выполнения итоговой тестовой работы выставляется в соответствии с процентным выполнением заданий:

    100-90% - отлично

    80-70% - хорошо

    60-50% - удовлетворительно

    менее 50% - неудовлетворительно

    Планируемые результаты обучения 

    В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен знать и понимать:

    • понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
    • структуру денежной массы;
    • структуру доходов населения страны и способов её определения;
    • зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
    • основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
    • возможные нормы сбережения;
    • способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
    • различные виды страхования;
    • виды финансовых рисков;
    • способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
    • способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.

    В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:

    • умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
    • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
    • умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
    • умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.

    Структура курса

    Курс «Основы финансовой грамотности» в 9 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.

    Раздел

    Количество часов

    Раздел 1

    Управление денежными средствами семьи

    10

    Раздел 2

    Способы повышения семейного благосостояния

    6

    Раздел 3

    Риски в мире денег

    5

    Раздел 4

    Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

    7

    Раздел 5

    Человек и государство: как они взаимодействуют

    6

    34

    Содержание курса

    Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)

    Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч) 

    Базовые понятия и знания:

    Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи.  Статьи семейного и личного бюджета.  Обязательные ежемесячные затраты семьи.

    Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч) 

    Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.

    Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

    Учебно-тематический план

    Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)

    Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч)

    Кол. часов

    Планируемая дата проведения

    Фактическая дата проведения

    Тема 1. Происхождение денег

    2

    1.

    Деньги: что это такое?

    1

    2.

    Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

    1

    Тема 2. Источники денежных средств семьи

    3

    3.

    Какие бывают источники доходов

    1

    4-5.

    От чего зависят личные и семейные доходы

    2

    Тема 3. Контроль семейных расходов

    1

    6.

    Как контролировать семейные расходы

    1

    Тема 4. Планирование семейного бюджета

    4

    7-8.

    Что такое семейный бюджет и как его планировать

    2

    9.

    Как оптимизировать семейный бюджет

    1

    10.

    Практическая работа

    1

    Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

    6

    Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

    3

    11-12.

    Для чего нужны финансовые организации

    2

    13.

    Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

    1

    Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

    3

    14-15.

    Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

    2

    16.

    Итоговое тестирование

    1

    Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)

    Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч) 

    Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.

    Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)

    Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса.  Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.

    Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч) 

    Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц  Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.

    Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)

    Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч)

    Кол. часов

    Планируемая дата проведения

    Фактическая дата проведения

    Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

    2

    1.

    ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

    1

    2.

    ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

    1

    Тема 8. Риски в мире денег

    3

    3-4.

    Какие бывают финансовые риски

    2

    5.

    Что такое финансовые пирамиды

    1

    Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

    7

    Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

    2

    6.

    Что такое банк и чем он может быть вам полезен

    1

    7.

    Польза и риски банковских карт

    1

    Тема 10. Собственный бизнес

    3

    8-9.

    Что такое бизнес

    2

    10.

    Как создать свое дело

    1

    Тема 11. Валюта в современном мире

    2

    11.

    Что такое валютный рынок и как он устроен

    1

    12.

    Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

    1

    Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

    6

    Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

    6

    13-14.

    Что такое налоги и зачем их платить

    2

    15.

    Какие налоги мы платим

    1

    16-17.

    Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

    2

    18.

    Итоговое тестирование

    1

    Учебно-материальное обеспечение

    Для обучающихся

    1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма- териалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2014.
    2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2014.
    3. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.
    4. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 9 класса. – М.: Вита-пресс, 2010.

    Для учителей

    1.  Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2014.
    2.  Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: Вита-Пресс, 2014.
    3. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хо- зяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2014.

    Учитель _____________________Васюнина В.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План мероприятий по основам финансовой грамотности

    Проведение меропрятий по основам финансовой грамотности....

    по курсу «Основы компьютерной грамотности» для 5 класса

    Данное планирование разработанно для обучения "Основам компьютерной грамотности" детей со сложной структурой дефекта для 5 класса...

    КУРС «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» для школьников.Вводное занятие.

    КУРС «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»для школьников.Вводное занятие...

    Презентация по Основам финансовой грамотности "Кредит. Брать или не брать- вот в чем вопрос..."

    Презентация для учащихся 9 класса по Основам финансовой граммотности на тему :"Кредит. Брать или не брать- вот в чем вопрос...."...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...