ПКТП по Основам Финансовой грамотности для 9 класса
календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему

Васюнина Виктория Вячеславовна

Основы финансовой грамотности  9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ofg_9_klass_tehnologiya.docx44.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №4»

г. Королев Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя экономики

Васюниной Виктории Вячеславовны

Предмет                                                Технология

Класс                                                9-а,9-б,9-в

Количество часов в неделю                1 ч

Предметная область                                математика и информатика

Кафедра                                                «Архимед»

Уровень                                                базовый

Учебный год                                        2017-2018

Пояснительная записка

         

          Одним из модулей учебной программ курса «Технология» является программа предпрофильного курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2014.

           Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Обучающиеся 9-х классов  с правовой точки зрения обретают часть прав и обязанностей, в том числе и в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся 9-х классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение обучающихся, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности обучающегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения обучающегося. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у обучающихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне,  исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге  финансовых отношений.

              Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 9 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый предпрофильный  курс является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.

          Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса состоит из двух модулей:

- Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)

- Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)

Цели и задачи курса

Цель -  сформировать у обучающихся 9 классов основы финансовой грамотности.

Задачи -

  • усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
  • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
  • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
  • освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
  • формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.

Методы и формы обучения:

Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:

  • лекции,
  • практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
  •  семинары,
  • дискуссии,
  • деловые игры,
  • решение тестов, задач, проблемных ситуаций.

Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.

Методы и формы контроля:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.

Критерии оценивания курса:

Для оценивания предпрофильного курса применяется зачетная система. Предпрофильный курс считается пройденным, если обучающийся посетил не менее 80% занятий и  выполнил итоговую тестовую работу по завершению каждого модуля не менее 50%. Оценка выполнения итоговой тестовой работы выставляется в соответствии с процентным выполнением заданий:

100-90% - отлично

80-70% - хорошо

60-50% - удовлетворительно

менее 50% - неудовлетворительно

Планируемые результаты обучения 

В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен знать и понимать:

  • понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
  • структуру денежной массы;
  • структуру доходов населения страны и способов её определения;
  • зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
  • основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
  • возможные нормы сбережения;
  • способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
  • различные виды страхования;
  • виды финансовых рисков;
  • способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
  • способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.

В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:

  • умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
  • умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
  • умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.

Структура курса

Курс «Основы финансовой грамотности» в 9 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.

Раздел

Количество часов

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

10

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

6

Раздел 3

Риски в мире денег

5

Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

7

Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

6

34

Содержание курса

Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч) 

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи.  Статьи семейного и личного бюджета.  Обязательные ежемесячные затраты семьи.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч) 

Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.

Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Учебно-тематический план

Модуль 1. Ресурсосбережение – основа финансового благополучия (16 ч.)

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч)

Кол. часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема 1. Происхождение денег

2

1.

Деньги: что это такое?

1

2.

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

Тема 2. Источники денежных средств семьи

3

3.

Какие бывают источники доходов

1

4-5.

От чего зависят личные и семейные доходы

2

Тема 3. Контроль семейных расходов

1

6.

Как контролировать семейные расходы

1

Тема 4. Планирование семейного бюджета

4

7-8.

Что такое семейный бюджет и как его планировать

2

9.

Как оптимизировать семейный бюджет

1

10.

Практическая работа

1

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

6

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

3

11-12.

Для чего нужны финансовые организации

2

13.

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

3

14-15.

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

2

16.

Итоговое тестирование

1

Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)

Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч) 

Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)

Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса.  Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч) 

Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц  Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.

Модуль 2. Финансы и кредит (18 ч.)

Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч)

Кол. часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

1.

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

2.

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

Тема 8. Риски в мире денег

3

3-4.

Какие бывают финансовые риски

2

5.

Что такое финансовые пирамиды

1

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

7

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

2

6.

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

7.

Польза и риски банковских карт

1

Тема 10. Собственный бизнес

3

8-9.

Что такое бизнес

2

10.

Как создать свое дело

1

Тема 11. Валюта в современном мире

2

11.

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

12.

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

6

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

6

13-14.

Что такое налоги и зачем их платить

2

15.

Какие налоги мы платим

1

16-17.

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

2

18.

Итоговое тестирование

1

Учебно-материальное обеспечение

Для обучающихся

  1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Ма- териалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2014.
  2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2014.
  3. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.
  4. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 9 класса. – М.: Вита-пресс, 2010.

Для учителей

  1.  Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2014.
  2.  Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: Вита-Пресс, 2014.
  3. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хо- зяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2014.

Учитель _____________________Васюнина В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс

Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...