Конспект урока ОРКиСЭ "Совесть и раскаяние", 4 класс
план-конспект урока на тему

Чубарь Надежда Александровна

Конспект составлен в соответствии с ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest_i_raskayanie.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ – 4

Урок 10. СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ

Цели урока:

углубление представлений о добре, зле, преступлении;

ознакомление с понятиями «грех» и «раскаяние» в свете православного мировоззрения.

Задачи урока:

  • продолжить развитие представлений о нравствен- ных   православных  категориях;
  • создать условия для формирования личной ответ- ственности за свои поступки на основе представлений, православного учения о совести и  раскаянии.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся обогатят знания о добре, зле,    совести;
  • задумаются о том, что грех можно осознать и рас- каяться, а также о том, почему в православии покаяние считается лекарством для души.

Основные термины и понятия: добро, зло, грех, преступление, совесть, раскаяние (покаяние), отречение.

Основные средства наглядности: иллюстративный ряд учебника,   фотографии,   репродукции    картин.

Ход урока

  1. этап.  Вводный (мотивационно-организационный)
  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Чтение православной молитвы детьми, которые выучили её наизусть.

Представление выполненных проектов по теме «Православное учение о человеке» и их обсуждение.

  1. Работа с понятиями «добро» и «зло». Самостоятельная   творческая   работа:   сочинение   из   4—5   предложений на тему «Душа обязана трудиться». Обсуждение результатов самостоятельной       работы.
  2. Работа с материалами рубрики «Вы узнаете» и обсуждение того, что нового в понимание темы урока внесло знакомство с этим материалом.
  3. Чтение материала рубрики «Вопросы и задания». Учитель спрашивает: «На какие вопросы вы можете ответить, не читая материал в учебнике? Какие из них показались трудными? Особенно     интересными?»
  1. этап. Основной (информационно-аналитический)
  1. Подготовка к восприятию нового материала:
  • комментированное чтение текста урока;
  • работа с репродукциями, помещёнными в учебнике (с. 52). Найти на мозаиках апостола Петра, ответить  на вопрос: «Почему петух изображён между Христом и Петром?»
  1. Групповая работа с иллюстративным материалом (учебник, с. 51—57 или электронное приложение).

Прочитать  подписи  под   репродукцией   и   фотографиями в учебнике: «Храм — место покаянной молитвы» (группа  1),

«Кающийся человек ненавидит свой поступок» (группа  2),

«Раскаяние обновляет душу» (группа 3).

Учащиеся должны объяснить, почему автор учебника так назвал изображения.

  1. Выборочный пересказ фрагментов текста: «Отречение Петра», «Работа совести», «Раскаяние».
  2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника (с. 57).
  3. Подведение итогов. 

Учитель задаёт вопросы учащимся: «Изменилось ли ваше восприятие понятий «добро» и «зло» в ходе урока? Как? Что такое раскаяние? Вы раскаиваетесь в своих поступках? После этого вам становится легче?»

  1. Работа с материалами рубрики «Это интересно» (с.   53,  56).

Чтение и обсуждение. Запись в тетрадь основных мыслей.

  1. этап.  Заключительный (оценочно-рефлексивный)
  1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

Возможные вопросы к учащимся:

  • Что бы вы хотели рассказать близким о сегодняшнем уроке?
  • Что   нового   вы узнали?
  • На что обратите особое внимание?

Эту работу можно провести в виде игры «Экзаменаторы».

Класс делится на группы. Каждая группа, используя материал учебника, готовит вопросы для беседы с родителями. Потом обсуждаются результаты работы каждой группы, корректируются формулировки.

  1. Закрепление основных понятий урока: запись новых понятий, составление предложений с этими понятиями. Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся.
  2. Задание на дом: прочитать текст в учебнике и ответить на вопросы (с. 57). Рассказать родителям, друзьям о том, что узнали на уроке.

Приложение

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое. И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю.

(Лк. XXIII, 42,  43)

* * *

Жил на свете человек 70 лет, и прожил он всю жизнь в грехах. И заболел этот человек, и не каялся. И когда пришла смерть, в последний час заплакал он и сказал: «Господи! как разбойнику на кресте, прости мне!» Только успел сказать — вышла душа. И возлюбила душа грешника Бога, и поверила в милость Его, и пришла к дверям рая.

И стал стучаться грешник и проситься в царство небесное. И услыхал он голос из-за   двери:

  • Какой человек стучится в двери райские? И какие дела совершил человек этот в жизни  своей?

И отвечал голос обличителя, и перечислил все грешные дела человека этого, и не назвал добрых дел никаких.

И отвечал голос из-за двери:

  • Не могут грешники войти в царство небесное. Отойди отсюда.

И сказал  человек:

  • Господи! голос твой слышу, а лица не вижу и имени тво- его не  знаю.

И отвечал голос:

  • Я — Пётр-апостол. И сказал грешник:
  • Пожалей меня, Пётр-апостол, вспомни слабость человече- скую и милость Божию. Не ты ли был ученик Христов, не ты ли из самих уст его слышал учение его и видел пример жизни его? А вспомни, когда он тосковал и скорбел душою и три раза просил тебя не спать, а молиться, и ты спал, потому глаза твои отяжелели, и три раза он застал тебя спящим. Так же и я.

А вспомни ещё, как обещал ему самому до смерти не отречься от него и как ты три раза отрёкся от него, когда повели его к Каиафе. Так же и  я.

И вспомни ещё, как запел петух и ты вышел вон и заплакал горько. Так же и я. Нельзя тебе не впустить меня.

И затих голос за дверьми райскими. И, постояв недолго, опять стал стучаться грешник и проситься в царство небесное.

И послышался из-за дверей другой голос и  сказал:

  • Кто человек этот? И как жил он на  свете?

И отвечал голос обличителя, и опять повторил все худые дела грешника, и не назвал добрых дел никаких. И отвечал голос из-за  двери:

  • Отойди отсюда: не могут такие грешники жить с нами вместе в  раю.

И сказал грешник:

  • Господи, голос твой слышу, но лица твоего не вижу и имени твоего не  знаю.

И сказал ему  голос:

  • Я — царь и пророк Давид.

И не отчаялся грешник, не отошёл от двери рая и стал говорить:

  • Пожалей меня, царь Давид, и вспомни слабость человече- скую и милость Божию. Бог любил тебя и возвеличил пред людь- ми. Всё было у тебя — и царство, и слава, и богатство, и жёны, и дети, а увидел ты с крыши жену бедного человека, и грех вошёл в тебя, и взял ты жену Урия, и убил его самого мечом амонитян. Ты, богач, отнял у бедного последнюю овечку и погубил его самого. То же делал и я.

И вспомни потом, как ты покаялся и говорил: «Я сознаю вину свою и сокрушаюсь о грехе своём». Так же и я. Нельзя тебе не впустить  меня.

И затих голос за дверьми.

И, постояв недолго, опять стал стучаться грешник и проситься в царство небесное. И послышался из-за дверей третий голос и сказал:

  • Кто человек этот? И как прожил он на свете?

И отвечал голос обличителя, и в третий раз перечислил худые дела человека, и не назвал   добрых.

И отвечал голос из-за двери:

  • Отойди отсюда: не могут грешники войти в царство небесное.

И отвечал грешник:

  • Голос твой слышу, но лица не вижу и имени твоего не знаю.

И отвечал голос:

  • Я — Иоанн Богослов, любимый ученик Христа. И   обрадовался   грешник,   и сказал:
  • Теперь нельзя не впустить меня: Пётр и Давид впустят меня за то, что они знают слабость человеческую и милость Божию. А ты впустишь меня потому, что в тебе любви много. Не ты ли, Иоанн Богослов, написал в книге своей, что Бог есть любовь  и что кто не любит, тот не знает Бога? Не ты ли при старости говорил людям одно слово: «Братья, любите друг друга!» Как же ты теперь возненавидишь и отгонишь меня? Или отрекись от того, что сказал ты сам, или полюби меня и впусти в царство небесное.

И отворились врата райские, и обнял Иоанн кающегося грешника и впустил его в царство   небесное.

Л. Н. Толстой. «Кающийся грешник»

* * *

Был у персидского царя правдивый визирь Абдулла. Поехал  он раз к царю через город. А в городе собрался народ бунтовать. Как только увидели визиря, обступили его, остановили лошадь   и стали грозить ему, что они его убьют, если он по-ихнему не сделает. Один человек так осмелился, что взял его за бороду и подёргал ему бороду.

Когда они отпустили визиря, он приехал к царю и упросил его помочь народу и не наказывать за то, что они его так обидели. На другое утро пришёл к визирю лавочник. Визирь      спросил,

что ему надо. Лавочник говорит: «Я пришёл выдать тебе того самого человека, который тебя обидел вчера. Я его знаю — это мой сосед, его звать Нагим; пошли за ним и накажи   его!»

Визирь отпустил лавочника и послал за Нагимом. Нагим догадался, что его выдали, пришёл ни жив ни мёртв к визирю и упал в ноги.

Визирь поднял его и сказал: «Я не за тем призвал тебя, чтобы наказывать, а только за тем, чтобы сказать тебе, что у тебя сосед нехорош. Он тебя выдал, берегись его. Ступай с     Богом».

Л.  Н.  Толстой.  «Визирь Абдулла»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...