Работа с отстающими учениками
статья на тему

Кравченко Константин Олегович

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _rabota_s_otstayushchimi.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с отстающими в школе

В любом образовательном коллективе всех учащихся можно условно разделить на три категории: высоко мотивированных «передовиков-отличников», крепких середняков — вполне способных детей, которые по разным причинам не демонстрируют высоких результатов, и, наконец, явно отстающих. Мастерство отдельного педагога, а также совместная слаженная работа всего педагогического коллектива, призваны создать наиболее благоприятную академическую обстановку, учитывающую особенности каждой категории учащихся для обеспечения раскрытия их максимального потенциала и достижения результата.

Очевидно, что наибольшую проблему для любого образовательного учреждения представляют отстающие дети.   При организации работы с этой категорией учащихся необходимо, в первую очередь, рассмотреть причины отставания каждого ребенка. Этих причин можно выделить несколько. Рассмотрим эти причины, а также возможные подходы к работе с этими детьми.

Самая первая и самая легко устраняемая причина отставания — это отсутствие мотивации к успеху у вполне способного и благополучного ребенка. Ребенку попросту не интересен успех. Это может быть элементарная лень. В некоторых случаях  причиной является увлеченность ребенка своей «повесткой дня», которая делает его безразличным и апатичным к одному, нескольким и даже всем учебным предметам. В этом случае задача учителя (в идеале, работая в тесной связке с родителями) - создать для ребенка условия «принуждающие» его к успеху, к достижению определенных показателей успеваемости.

Чаще всего это достигается жесткой дисциплиной в отношении академических требований. Однако цель несколько больше, чем просто добиться требуемых учебных результатов. Цель — заставить такого ребенка ощутить «вкус» успеха, и на собственном опыте убедиться, что усилия по достижению этого успеха с лихвой возмещаются полученным результатом. Вскоре дисциплина «по принуждению» становится для ребенка дисциплиной «по привычке».

Вторая возможная причина отставания — это своеобразный комплекс неполноценности, который ощущает ребенок в академическом процессе. Стоящие перед ним образовательные задачи кажутся ему слишком масштабными и непосильными, чтобы предпринимать хоть какие-то усилия. При этом ребенок, зачастую, занижает или неверно оценивает свои академические способности. Нередко он попросту не осознает, что объем знаний, которые ему предстоит освоить в рамках обучения какой-то дисциплине, вполне конечен.

В этом и состоит задача учителя — помочь такому ребенку убедиться в его успешности и способности; учитель должен помочь ученику понять истинные масштабы стоящей перед ребенком задачи, ее соизмеримость с имеющимися у него возможностями.

Данная причина отставания может наблюдаться в тех случаях, когда на каком-то этапе обучения у ребенка возник пробел в ключевых знаниях, понятиях и принципах, после чего последующий материал уже «не ложится». Порой, размеры этого пробела незначительны, и его устранение довольно быстро выправляет ситуацию. В связи с этим задача учителя — это максимально своевременно обнаружить и устранить этот пробел. В тех случая, когда ситуация не является «запущенной», со стороны учителя требуются совсем незначительная индивидуальная работа с учеником.

Иногда пробел в знаниях связан с какой-то смежной дисциплиной. В подобных случаях требуются усилия не только одного педагога, а скоординированные усилия всего учебно-методического объединения, к которому относятся данные смежные дисциплины.

Третья, более серьезная причина академического отставания — это поведенческие проблемы ребенка. Это может проявляться в элементарном отсутствии дисциплины, что может объясняться недостаточной воспитательной работой в семье. Родители просто не привили ребенку необходимые правила и стандарты учебной деятельности. В этом случае способом исправления ситуации является тесное сотрудничество педагога и родителей в целях установления одинаковых стандартов и требований к учебной деятельности ребенка в школе и дома, а также неукоснительная требовательность к соблюдению этих требований. В этом случае от педагога в большей степени требуется «воспитательная» работа по отношению к родителями, а также особое внимание к выполнению школьником предъявляемых к нему требований.

Более сложную проблему представляет собой ситуация, когда поведенческие проблемы ребенка связаны с тем, что в образовательном коллективе у него уже сложился вполне устойчивый имидж — имидж неуспешного и недисциплинированного школьника («разгильдяя», «хулигана», «шута» и т.д.). Часто это имидж , который тяготит самого носителя. Он как бы становится «заложником» своего имиджа, будучи  не в силах выбраться из оков этого образа.

Такие дети легко переходят к иной парадигме поведения при переходе в новый образовательный коллектив. Это может являться наиболее правильным рецептом действий, если проблема проявляется на протяжении длительного времени, а не возникает в силу определенного возрастного «бунтарства».  

И, наконец, наихудший случай — это когда поведенческие проблемы объясняются особенностями психологического профиля ребенка. В этом случае, очевидно, требуется особое внимание специалиста психолога, задача же педагога своевременно идентифицировать такую проблему.

Четвертая возможная причина академического отставания ребенка, и, возможно, самая сложная из всех — низкие когнитивные способности ребенка. Эта проблема, в первую очередь, требует подбора подходящей для ребенка образовательной среды. Неподходящая образовательная среда будет лишь способствовать ухудшению ситуация: явное интеллектуальное неравенство будет заставлять ребенка терять мотивацию, когда он объективно ощущает, что физически не может угнаться за сверстниками.

Причем нередко учитель не в силах скомпенсировать это неравенство в классе: учитель не может пожертвовать успехом тех, кто впереди, ради работы с отстающим. Поэтому единственной остающейся возможностью является индивидуальная работа с таким отстающими, однако, возможности учителя, в том числе и временные, весьма ограничены. В связи с этим важную роль в работе с отстающими учащимися может играть помощь сверстников (по аналогии с тем, как в советские времена отстающих брали «на буксир»). Задача учителя - незаметно для школьников организовать такую работу, как в классе, так и вне класса.

Тем не менее необходимо признать, что далеко не всегда эти подходы могут иметь желаемый успех, и тогда для этой категории учащихся единственной альтернативой является выбор иного  образовательного маршрута.

Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что любая из причин академического отставания требует отдельного анализа и выработки индивидуального подхода. От педагога же требуется особая творческая работа по выявлению этих проблем и разработке методов их преодоления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с отстающими детьми.

Вниманию Родителей! Уважаемые родители, обратите внимание на следующую информацию по работе с отстающими детьми в группе продленного дня....

Работа с отстающими учащимися по русскому языку и предупреждение неуспеваемости

В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся....

план работы с отстающими учениками

план работы с отстающими учениками...

База цифровой платформы «ЯКласс», как эффектная и эффективная форма работы с отстающими учениками

Причины низкой успеваемости могут быть разными: медленный темп работы, сложные темы, лень. В любом случае, неуспевающему школьнику нужно помочь. Как это сделать — в этой статье....

План работы с отстающими учениками

План работы с отстающими учениками...

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками...

Подготовка к ОГЭ по математике отстающих учеников

Организация работы с неуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ по математике...