Задоринка
учебно-методическое пособие на тему

Скирман Светлана Юрьевна

Предлагаемая  методическая  разработка  по хореографии включает : комплекс   бесед и  конспекты учебных занятий по народно-сценическому танцу, которые   основаны  на собственном педагогическом опыте автора – руководителя хореографического коллектива «Радость». Методическая разработка «Задоринка» предназначена   для педагогов –хореографов и  может   быть использована   в системе дополнительного образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картинки по запросу народный танец логотип

               « Задоринки»

    Методическая разработка

 (на материале русского и народно-сценического танца)

Составитель:

Светлана Юрьевна Скирман-

педагог дополнительного образования

                                                          2016 г.

Предлагаемая  методическая  разработка  по хореографии включает : комплекс   бесед и  конспекты учебных занятий по народно-сценическому танцу, которые   основаны  на собственном педагогическом опыте автора – руководителя хореографического коллектива «Радость». Методическая разработка «Задоринка» предназначена   для педагогов –хореографов и  может   быть использована   в системе дополнительного образования детей.

Опубликованао на сайте:

http://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya deyatelnost/library/2016/09/21/monitoring-obrazovatelnyh-rezultatov-i

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                          стр. 4

РАЗДЕЛ 1 « РАДОСТЬ ТАНЦА»

Конспект учебного занятия

 «Основы  музыкально-ритмических способностей детей»       стр. 5-7

Конспект учебного занятия

 «Основы создания сценического  образа »                                  стр. 7-9

Конспект учебного занятия

 «Элементы русского танца.  Дробные выстукивания»               стр. 9-12

РАЗДЕЛ  2  « НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ТАНЦА  »

Беседа  «Русский народный танец»                                               стр.12-15

 
Беседа « Музыка русской души »                                                  стр. 15-17

 

Беседа « Основные жанры русского  танца»                                стр. 17-21

Литература                                                                                        стр. 22

Введение

     Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен, это один из самых древнейших видов народного искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Каждый народ хранит свои танцевальные сокровища, передавая их из поколения в поколение, накапливая и оттачивая гармонию составляющих их выразительных средств.

      Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям.

Раздел «Народно-сценический танец» занимает особое место в преподавании хореографии по программе дополнительного образования детей в танцевальном коллективе «Радость» , где особый акцент ставится  на изучение танцев народов России. Преимущественно – русских народных танцев, ведь изучение традиционной культуры русского народа  способствует развитию духовного мира человека, формирует его художественный вкус.

 

РАЗДЕЛ 1. « ТАНЦЫ ДЛЯ ДУШИ»

«Основы  музыкально-ритмических способностей детей»

Конспект учебного занятия

Тема занятия:

Основа развития музыкально-ритмических способностей детей, средствами народной хореографии

Возраст детей:

7-8  лет, группа.«Лапушки» первого года обучения.

Цель:

  • Развитие музыкально-ритмических способностей детей.

Задачи :

  • формировать умение выполнять движения под музыку;
  • развивать музыкально-ритмический слух;
  • закреплять   правила выполнения движений партерного экзерсиса ;

Тип занятия:

практическое занятие.

Форма организации занятия:

фронтальная.

Технические средства и оборудование:

  - хореографический зал с зеркалами;

  - СD, USB проигрыватель;

  - СD диски;

  - флешка;

  - форма для занятий хореографией.

Методы и приёмы:

-рассказ педагога;

-показ педагога;

-объяснение педагога;

-метод тренажа;

-показ детей;

-наглядные (показ движений учащимися);

-музыкально-ритмические игры.

Структура занятия:

1.Организационная часть – 3 мин.

-поклон;

-сообщение темы занятия.

2.Основная часть – 37 мин.

-разминка стоя;

-партер;

-одинарные и тройные хлопки;

-движения по диагонали: поскоки, галоп, галоп с поворотом, шаг польки;

-танцевальные элементы.

3.Заключительная часть – 5 мин.

-игра;

-поклон.

Ход занятия:

1.Организационная часть включает в себя настрой на занятие и поклон (приветствие) педагогу и гостям.

2.Основная часть.

Выполнение упражнений для разогрева  мышц шейного отдела позвоночника и плечевого пояса. Повороты, наклоны головы, наклоны корпуса выполняются точно под музыку. Первые 2-3 раза исполнения упражнения дети выполняют под счет и показ педагога, затем самостоятельно, только под музыку. Этим проверяются знания детей о правилах и технике исполнения движений под музыку.

-приняв исходное положение на ковриках, детям предлагается «совершить путешествие в зоопарк». Первое животное, которое дети «увидят» - жираф (вытянутая шея, прямая спина, высоко держит голову). Чтобы легко идти по зоопарку, исполняем движения стопой («струночки», «топорики», «окошечки»), ногами (поочередное поднимание натянутых ног). Во время «прогулки» по зоопарку «увидели ежика» (упражнение на укрепление позвоночника - «ежик»);

На пути встречаем водоем, в котором живет лягушка (упражнение для выворотности бедра: «лягушка» с наклоном корпуса) и крокодил (упражнения лежа на спине: «крокодил зевает» - поочередное медленное поднимание и опускание ног, «кормим крокодила» - поочередное быстрое поднимание и опускание натянутых ног);

Попрощавшись с обитателями водоема, идем дальше и видим на полянке избушку, в которой горит свечка (упражнение «свечка») и стоит береза (упражнение «березка»). «Течет речка» и, чтобы перейти на другой берег, надо пройти по мостику (упражнение на развитие эластичности и гибкости позвоночника: «мостик»).

Упражнения, выполняются лежа на животе.

«Начался» дождик и мы вынуждены вернуться к избушке (упражнение: поочередное поднимание и опускание натянутых ног). «Дождик кончился», и мы спускаемся к речке. А там стоит лодочка (упражнение на развитие и укрепление мышц спины «лодочка»). «Высоко светит солнце», детям предлагается на него посмотреть (упражнение на развитие гибкости и эластичности позвоночника: перегибы корпуса назад); Посмотрев вниз в воду, увидели рыбку (упражнение «рыбка»); Вот причалили к берегу, достали свои корзиночки (упражнение «корзиночка»). Отдохнув, пошли дальше. «Вот на встречу к нам выбегает кошечка» (упражнение «кошечка»), высоко держа свой хвостик (стоя на четвереньках: поочередное поднимание и опускание натянутых ног).

-Педагог спрашивает: понравилось ли «путешествие по зоопарку»? Дети отвечают, хлопают (упражнение с хлопками под музыку); прыгают (прыжки);

-Выполнение одинарных и тройных хлопков: отдельно и в сочетании;

-Выполнение движения по диагонали: поскоки, галоп, галоп с поворотом, шаг польки;

-Выполнение танцевальных элементов.

3. Заключительная часть

- Игра - миниатюра в народном характере.  «У околицы ».

Результативность:

Для того, чтобы проверить усвоение материала, детям дается возможность самостоятельно, без помощи педагога, выполнить упражнение ритмично, в соответствии с музыкой.

Педагог подводит итоги и благодарит обучающихся за трудолюбие и добросовестное отношение к занятиям.

Занятие заканчивается поклоном педагогу и гостям.

«Основы создания сценического  образа  »

Конспект учебного занятия

Раздел:

Народно-сценический танец.

Возраст:

9-10 лет гр.Лапушки 2-год обучения.

Тема занятия:

«Сценический  образ в народном танце»

Цель :

Создание сценического образа, через  эмоциональное  и выразительное  исполнение элементов народного танца.

Задачи:

  • развивать технику исполнения упражнений народно-сценического экзерсиса у станка и на середине;
  • применять полученные знания и умения для раскрытия сценического образа в исполнении танцевальных этюдов;
  • формировать сценическую культуру.

Тип занятия:

Комбинированное, практическое.

Форма организации занятия:

фронтальная.

Методы обучения:

Словесные (объяснение, диалог).

Практическая работа (показ воспитанниками)

Технические средства и оборудование:

  - хореографический зал с зеркалами;

  - СD, USB проигрыватель;

  - СD диски;

  - флешка;

  - форма для занятий хореографией.

Структура занятия:

1.Организационный момент (3 минуты)

-построение детей на занятие, знакомство с темой занятия.

-поклон приветствие педагогу и гостям.

2.Основная часть

(40 минут)

Экзерсис у станка:

Упражнения для развития подвижности стопы:

  • demiplies, grandplies (маленькое, большое приседание) в русском характере.
  • battementtendu (скольжение ногой по полу) в русском характере.
  • battementgete (бросок ноги на 45) в украинском характере.
  • rondsdejambs (круговые движения ногой по полу) в русском  характере.
  • каблучные упражнения.
  • grandsbattement (бросок ноги на 90) в русском характере.

На середине зала:

Теоретическая часть:

Работа над созданием сценического образа в постановках «Зоренька», «Земляничка ягодка». Формы, методы и приёмы, способствующие его созданию и раскрытию.

Практическая часть:

Повторение и закрепление ранее изученных танцевальных элементов и комбинаций (упражнения выполняются точно под музыку с эмоциональным и выразительным исполнением).

Верчение по диагонали в народном характере. Танцевальная постановка «Зоренька», «Земляничка ягодка».3.

Заключительная часть занятия

(2 минуты).

  • подведение итогов занятия.
  • поклон.

Ход занятия

1.Организационная часть включает в себя ознакомление детей с темой занятия и поклон (приветствие) педагогу и гостям.

2.Основная часть начинается с диалога педагога с воспитанниками.

Перед началом народного станка педагог опрашивает воспитанников об отличии народного станка от классического. Дети четко и подробно отвечают на поставленные вопросы педагога, тем самым напоминая себе о правильности и характере исполнения народных комбинаций у станка. Во время исполнения народного экзерсиса педагог следит за правильной осанкой, постановкой головы, позиции рук, грамотном выполнении движений у воспитанников. После исполнения детьми каждой комбинации педагог проводит краткий анализ работы с выявлением ошибок сделанных воспитанниками.

После выполнения народного экзерсиса у станка педагог приглашает детей на середину для отработки движений из танцевальных композиций, этюдов с передачей соответствующего характера.

Педагог напоминает детям тему, замысел и идею танцевальной постановки «Зоренька», «Земляничка ягодка».рассказывает историю событий и фактов, которые отражает хореографическая постановка. Такой подход помогает детям настроиться и сконцентрироваться на самом главном, на передаче сценического образа в композиции, на эмоциональном и выразительном исполнении танцевального номера. На середине зала педагог предлагает повторить и отработать наиболее сложные танцевальные па, акцентируя внимание обучающихся на грамотном выполнении каждого элемента движения.

В заключении воспитанниками показываются композиции «Зоренька», «Земляничка ягодка»с эмоциональным и выразительным исполнением, создавая сценический образ в каждой постановке.

3.        В заключительной части занятия педагог подводит итоги пройденного занятия и благодарит воспитанников за трудолюбие и добросовестное отношение к занятиям. Занятие заканчивается поклоном педагогу и гостям.

«Элементы русского танца.  Дробные выстукивания».

Конспект учебного занятия.

Цель: формирование  интереса  к народному танцу;

Задачи:

  • разучить дробные  комбинации;
  • развивать  исполнительское мастерство;
  • совершенствовать технический уровень  исполнения танцевальных движений, элементов, комбинаций народного характера.                                

   Материально техническое обеспечение занятия:

  - хореографический зал с зеркалами;

  - СD, USB проигрыватель;

  - СD диски;

  - флешка;

  - форма для занятий хореографией.

  Форма работы: групповая.

  Методы обучения:

  - практический;

  - словесный;

  - наглядный показ;

  - метод контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль,      

     подведение итогов.  

  Тип урока: комбинированный.

План урока:

Вводная часть урока (3 мин.)

- вход в танцевальный зал;

- поклон педагогу;

- обозначение темы и цели урока.

Подготовительная часть урока (7мин.)

- разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега).

Основная часть урока (25 мин.)

- повторение материала по теме (вопрос-ответ);

- разучивание  дробной комбинации;

- повторение изученных движений на середине зала и тройками;

- танцевальная комбинация на основе дробей.

Заключительная часть урока (10 мин.)

- упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере);

- подведение итогов урока;

- поклон педагогу;

-выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.

Вступительная часть:

Народный танец развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребенка разнообразием ритмов и пластики. Народное творчество издавна передавало представления о прекрасном, смешном и безобразном. Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца. Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер. По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими - стучащими, но они могут быть и тихими - журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Они могут быть и простыми и очень сложными. Этому способствовало ритмическое богатство русских народных песен и импровизационный талант народных мастеров - плясунов и плясуний, сочинявших новые дроби. Порой исполнитель не только выстукивает ритмический рисунок песни или музыки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в момент исполнения.Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.

Ход  урока:

  1. Вводная часть урока (3 минуты)

- Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в три  линии в шахматном порядке хороводным шагом.

- Поклон педагогу в русском характере.

- Обозначение темы и цели урока.

  1. Подготовительная часть урока (7 минут)

Перестроение на круг хороводным шагом.

Разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега):

- простой ход с носка;

- хороводный ход на полупальцах;

- переменный ход;

- переменный ход с полупальцами;

- переменный ход с притопом;

- переменный ход с выносом ноги через 1 позицию;

- припадание (лицом и спиной в круг);

- бег с захлёстом ног;

- бег с захлёстом ног с молоточком (четыре бега, два молоточка);

- бег с чередованием ног с молоточком (два бега, один молоточек);

- бег с молоточком (восемь молоточков назад, восемь молоточков вперёд).

  1. Основная часть урока (25 минут)

Перестроение  на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

1. Повторение материала. Учащиеся отвечают на вопросы:

- Что такое дробь?

- Какая самая простая дробь?

2.  Разучивание комбинации состоящей из ключей (все вместе и по линиям):

-  Как правильно мы исполняем дроби?

-  Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.

-  Как мы поднимаем ноги?

Учащиеся сначала отхлопывают ритмический рисунок ладошками, затем исполняют ногами (по линиям).

-  ключ № 1;

- Чем отличается второй ключ от первого?

- Двойная дробь – это два удара ногой на один счёт.

- Когда исполняется двойная дробь?

- ключ № 2;

- Чем отличается третий ключ?

- ключ № 3;

Построение тройками. Исполнение простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей:

- дробная дорожка;

- простая дробь с подскоком;

- тройной притоп в продвижении с правой и левой ноги;

- переменный  ход на ребро каблука  с притопом на всю стопу;

- двойная дробь с проскальзыванием;

- двойная дробь с притопами правой и левой ногой (с правой и левой ноги);

- двойная дробь правой, левой,  правой  ногой и два притопа (с правой и левой ноги);

- дробь с перескоком и ударом каблуком (с правой и левой ноги);

- дробная комбинация (переменный  ход на ребро каблука с притопом  и  ковырялочкой).

4. Заключительная часть урока (10 мин.)

Перестроение  на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

- Упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере).

- Подведение итогов урока.  Отметить работу каждого учащегося, поощрение за успешную работу, установка на дальнейшую деятельность.

- Поклон педагогу в русском характере – земной поклон.

- Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.

РАЗДЕЛ  2  « НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ТАНЦА  »

«Русский народный танец»
   Беседа

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие "танец"? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?" На этот вопрос я и постараюсь отыскать ответ в нескольких источниках.

Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества – посуда, одежда, кружева и т. д.)

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.

Стиль – характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

Танцевальная лексика является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально – подражательной.

2. Естественно – пластическая – подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная – выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

Интонация – это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный – грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.


« Музыка русской души »

Беседа

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

Праздничный мужской костюм был более устойчивым и однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.

Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный – сарафанный и южный – поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан – преимущественно девичья одежда (замужние женщины носили поневы) Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.

Приведём в пример два вида русского женского костюма: северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев, описанных в приложении.

Северно-русский женский костюм на примере Архангельской области

Северно-русский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани – полики, а под мышками, для свободного движения руки, - квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани.

В каждом районе костюмы отличаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, – длинный сарафан. Праздничный летний девичий костюм, распространённый в Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах Архангельской области, состоит из длинного штофного голубого сарафана – "штофника", поверх которого надевается "коротена" (душегрея без рукавов из парчи). На голове "повязка" - полукокошник или малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полос позумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами. Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра и серьги из перламутра.

В Пинежском районе поверх "коротена" обязательно накидывалось несколько (не менее трёх) больших платков, которые, как правило, находились на плечах, и концы их закалывались. "Коротена" у поморок в Мезенском районе шьётся "клёшем" в виде солнышка, а на Пинеге она лишь немного расклешена и называется "полушубкой". В Карпогольском районе области сарафан малинового цвета, шьётся из шёлка и спереди украшается золотым кружевом. Короткая душегрея на длинных лямках здесь называется "перо". На голове вместо "повязки" сверкает высокий кокошник – "венец", унизанный белым бисером и цветным стеклом, имитирующим драгоценные камни. На шее – бисерные бусы на ленте. В Шенкурском районе сарафан синий, из набивной ткани – "набивник", украшенный серебряным позументом. Душегреи нет, на голове высокий, полумесяцем ажурный "венец", шитый бисером, стеклярусом и украшенный фольгой. Праздничный костюм дополняют янтарные бусы и серьги.

Южный женский костюм на примере Курской области

Основной распространённый костюм в Курской области – это длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани, или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Сарафан отделывался либо парчой, либо шёлковыми лентами и широкими поясами, На сарафан надевается "завеска" – передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафан надевается кофта из клетчатой или белой ткани. Поверх кофты – много рядов разноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.

Красочный и замысловатый женский головной убор состоит из кокошника и подзатыльника, сшитых из парчи. Кокошник обвязывается цветным шёлковым платком. По бокам кокошника прикрепляются цветы, часто бумажные, павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Поверх кокошника, впереди, пришивается большой бант из цветной шёлковой ленты. Иногда богатый головной убор заменялся шерстяным или шёлковым цветастым платком.

В каждом районе, городе или селе Курской области костюм имеет свои особенности, свои отличия в деталях, в покрое, в цвете, в вышивке. Так, на юге области, в Судженском, Обоянском районах, он более ярких расцветок, чем на севере, в Касторной или в Фатеже, где тона сарафанов более строгие, однообразные.

Конечно же, народный костюм в современной обработке шьётся из более лёгких тканей, для быстрых, ритмичных плясок используются укороченные варианты сарафанов, но покрой, цветовые особенности, форма головного убора, вышивка остаются неизменными и в наши дни. Без них танец теряет смысл и идею, которые были заложены в него многие века назад.


« Основные жанры русского народного танца»


Беседа

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле.

Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

Хоровод – русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец – мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что - то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг – это образ солнца, поклонение божеству – Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Основные и наиболее часто используемые фигуры этих видов хороводов указаны и описаны в приложении.

Орнаментальные хороводы.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков – фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот – тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. Пример орнаментального хоровода указан в приложении ("Северный хоровод с шалями").

Игровые хороводы.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

Мы разобрали основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

Пляска

Пляска – наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.

Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.

Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера – показать свою манеру исполнения ("выходку"). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, "верёвочку", "гармошку", различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.

Существует много видов русской пляски. Вот наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

Групповая традиционная пляска.

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто - либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весь рисунок. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса. Типичные и наиболее часто используемые фигуры групповых плясок приводятся в приложении.В каждой области есть своя традиционная, самобытная пляска, и поэтому групповые пляски часто называют традиционными или областными. Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов, создание образа и т. д., групповые пляски дают исполнителям возможность показывать также и своё индивидуальное мастерство. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе. Групповые пляски создавались на основе народных традиций, с учётом особенностей местной манеры исполнения, обычаев и бережно передавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть своя определённая задача и своё содержание. На протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями. Это делалось для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главного – мысли, идеи. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам долгую жизнь.

Если сравнивать фигурные построения хоровода и пляски можно обнаружить общее и различия.

Основой фигурного построения танца является круг и линейное построение. Они используются как в хороводе, так и в пляске. Причём очень часто в этих жанрах фигуры смешиваются, то есть в пляске можно увидеть основные построения хоровода и наоборот. Это доказывает существование тесной связи между хороводом и пляской. Но все же существуют и различия в фигурах двух основных жанров. Так построения хороводов очень плавно переходят друг в друга, они как бы перетекают, переливаются. Основу композиции этого танца составляет круг, линии используются реже. Фигуры плясок более чётки и конкретны, их смену легче проследить, большее внимание здесь уделяется лексике, нежели фигурным перестроениям. Эти различия существуют потому, что пляска и хоровод несут в себе разные задачи, цели. У каждого из этих жанров своё назначение и содержание, и для раскрытия идеи используются свои средства, одними из которых и являются различные фигуры и перестроения.Поэтому для постановки танца даже для младших групп детских хореографических студий нельзя обойтись без двух основных жанров: хоровода и пляски и простейших, элементарных фигур. Таких как "круг", "два круга рядом", " круг в круге", " восьмёрка", "гребень", "улитка", "змейка", "колонна", "улица", "ворота" и т. д.. Для плясок это " шен", "звёздочка", "карусель", " челнок", "ручеёк", "волна", "цепочка" и т. д.Итак, танец, это не только набор движений, соединённых между собой. Танец - это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.

Литература

  1. Абакумова, Е.М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования [Текст] / Е.М. Абакумова // Учитель в школе. - 2008. – № 4.
  2. Бекина, С.И. Музыка и движение [Текст]: упражнения, игры и пляски для детей 5 – 7 лет / С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. - М., 1984. - 288 с.
  3. Захаров, В.М. Поэтика русского танца [Текст]: учебное пособие /  В.М. Захаров // Т. 1: Народная художественная культура регионов России: обряды; песня; танец; костюм; промыслы. – М.: Издательский дом «Святогор», 2004. - 440 с.
  4. Климов, А.А. Основы русского народного танца [Текст]: учебное пособие  для студентов вузов искусств и культуры / А.А. Климов. – М.: Изд-во МГИК, 1994. - 320 с.
  5. Пинаева, Е.А. Ритмика и танец [Текст]: примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств (подготовительные классы) / Е.А. Пинаева. – М., 2006.- 11с.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы у солнца и у ветра взяли пламенный задор

Текст экскурсии по одноименной экспозиции школьного музея, посвященного пионерской организации школы...

Рабочая программа объединения дополнительного образования ансамбля ложкарей «Задоринка»

Программа содержит инструкцию по охране труда для занятий, пояснительную записку и календарно- тематическое планирование на 2 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"...

Искра задора, искра добра...

Юбилейный выпуск школьной газеты к 90 - летию пионерской организации...