Дополнительная общеобразовательная программа "Семья - территория счастья"
рабочая программа на тему
Семейное воспитание детей в условиях Центра - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в Центры из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
ГБУ Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково
«Рекомендовано к утверждению» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Педагогический совет ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково Протокол заседания №____ «_____» __________ 2017г. | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково __________Е.В.Абрамова | Директор ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково ______________ Т.А.Бузаева Приказ №_____от «_____» __________________ 2017г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА «СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ СЧАСТЬЯ»
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации программы: 10 часов
Разработал: воспитатель Колесова Елена Анатольевна
Балаково
2017
Паспорт программы.
Наименование программы | «Семья – территория счастья» |
Разработчик программы | Воспитатель Колесова Елена Анатольевна |
Цели и задачи программы | Цель: формирование положительного опыта семейной жизни. Задачи: сформировать у детей основные понятия об этике семейных отношений развить у воспитанников мотивации к приобщению к положительным традициям национальной культуры и русской семьи воспитать нравственные основы при подготовки к будущей семейной жизни. |
Сроки реализации программы | 10 часов |
Исполнители программы | Воспитатель Колесова Е.А |
Ожидаемые конечные результаты программы | Представления: -о семье, как основном институте общества. -о важности и роли семьи в жизни человека. Умения: - воспитывать в себе чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям. - воспитывать в себе чувство ответственности за сохранность семьи и воспитание детей. -создавать красоту и уют в доме. |
Организация контроля реализации программы | Административный контроль. Итоговый контроль: тестирование, открытое занятие. |
Пояснительная записка.
Семейное воспитание детей в условиях Центра - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в Центры из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
Новизной программы является то, что по сравнению с другими доступными автору программами, работа по семейному воспитанию будет способствовать овладению ребёнком комплексом социальных ролей, и навыками построения взаимоотношений в семье. Программа «Семья – территория счастья» рассчитана на детей 7 -16 лет, именно этот период является значимым в развитии детей, и получением им навыков для успешной адаптации в социуме. По уровню направленности дополнительных образовательных программ данная программа является социально-педагогической.
Назначение программы: Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социализированности ребенка в этом учреждении и за его пределами. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье.
Актуальность программы: Анализ работы с воспитанниками Центра показывает, что дети хотят получить знания о доме, семье, своих корнях, семейных отношениях, о семейных традициях. В Центре воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. Есть дети, которые воспитывались в семье, но их родители умерли. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди. Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой Центр, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи.
Цель: формирование положительного опыта семейной жизни.
Задачи:
Образовательная: сформировать у детей основные понятия об этике семейных отношений
Развивающая: развить у воспитанников мотивации к приобщению к положительным традициям национальной культуры и русской семьи
Воспитательная: воспитать нравственные основы при подготовки к будущей семейной жизни.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных Центром целей и задач по воспитанию полноценной, развитой личности, подготовленной к будущей семейной жизни.
Отличительной особенностью программы является то, что она основана на принципе преемственности, последовательности и систематичности обучения. Т.е направлена на закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование, формирует целостное мировоззрение. А так же адаптирована под разный возраст детей.
Возраст детей, участвующих в программе, 7-14 лет.
Срок реализации – 10 часов по 1 часу в неделю
Формы занятий – коллективные.
Формы подведения итогов – тестирование, итоговое занятие.
Учебно-тематический план программы
№ | Наименование тем занятия | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Входная диагностика | 1 | - | 1 |
2. | «Мы выбираем – нас выбирают» беседа | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | «Легко ли быть родителем» беседа | 0.5 | 0.5 | 1 |
4. | «Конфликты в семье» деловая игра | - | 1 | 1 |
5. | «Как создать уют в доме» практикум | - | 1 | 1 |
6. | «Брак и семья» беседа | 0.5 | 0.5 | 1 |
7. | «Семейные праздники» беседа | - | 1 | 1 |
8. | «Экономика семьи» семейный час | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. | «Семья – территория счастья» Открытое занятие | 0.5 | 0.5 | 1 |
10. | Выходная диагностика | 1 | - | 1 |
| Итого | 4,5 | 5,5 | 10 |
Содержание программы.
Тема1. Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2.«Мы выбираем – нас выбирают». Понятие приёмной семьи. Возможность узнать больше о приёмной семье, обо всех её особенностях и отличиях от других форм устройства. Адекватно определить собственные потребности.
-Вводное слово.
-Актуализация опорных знаний.
-Предъявление нового материала.
-Работа в группах.
-Рефлексия.
Тема3. «Легко ли быть родителем». Беседа. Осознание ролевых позиций матери и отца из положительного семейного опыта на примере героев кинофильмов, книг и жизненного опыта, подкрепляя позитивным настроем на будущее.
-Вводное слово.
-Актуализация опорных знаний.
-Предъявление нового материала.
-Проблемная ситуация «Отцы и дети».
-Индивидуальная работа.
-Рефлексия.
Тема 4. «Конфликты в семье». Беседа. Каждая семья основана на своих внутренних законах. Что будет, если преступить этот закон. Как можно разрешить конфликт в семье.
-Вводное слово.
-Актуализация опорных знаний.
-Предъявление нового материала.
-Проблемная ситуация «Конфликт».
-Работа в группах.
-Рефлексия.
Тема 5. «Как создать уют в доме». Практическая работа. Поддерживать порядок в доме проще, чем его наводить. Практические занятия о том, как создать уют и содержать свои вещи в порядке.
-Вводное слово.
-Предъявление нового материала.
-Практическая работа.
-Рефлексия.
Тема 6. «Брак и семья».Беседа. Рано или поздно, человек сталкивается с понятиями: «брак», «регистрация»,«свадьба». Что входит в «семейный кодекс»? Чтобы Вы, поменяли в нём?
-Вводное слово.
-Актуализация опорных знаний.
-Предъявление нового материала.
-Работа в группах.
-Индивидуальная работа.
-Рефлексия.
Тема 7. «Семейные праздники». Беседа. Осознании семейных ценностей, в осмыслении и укреплении ценностей семейных межпоколенных связей. Дети обучаются использовать накопленный социальный опыт предыдущих поколений в собственной жизни. Традиции нашей группы- семьи.
-Вводное слово.
-Предъявление нового материала.
-Презентация «Фотоальбом».
-Работа в группах. Создание альбома «Традиции группы- семьи».
-Рефлексия.
Тема 8. «Экономика семьи». Практическое занятие. Что такое семейный бюджет. Как спланировать и распределить деньги так, чтобы хватило от «зарплаты до зарплаты». Научиться простым житейским мудростям.
-Вводное слово.
-Актуализация опорных знаний.
-Предъявление нового материала.
-Практическое занятие «Шоппинг». Распределить семейный бюджет и сделать покупки для семьи.
-Рефлексия.
Тема 9. «Семья – территория счастья». Открытое занятие.
-Вводное слово.
-Актуализация опорных знаний.
- Игра «Портрет». Составление портрета «счастье» по технике синквейн.
-Игра «Найди ошибку». Найти ошибку в выражениях известных людей о счастье.
-Работа в группах.
-Рефлексия.
Тема10. Выходная диагностика.
Оценка эффективности реализации программы.
Критерий | Показатель | Индикатор | Диагностический инструмент |
Критерий освоения образовательной программы | 1.Теоритическая подготовка по освоенному материалу. | 1. Соответствие теоретических знаний воспитанника программным требованиям. | 1. Тестирование. |
2.Практическая подготовка. | 2.Соответствие практическим умений и навыков воспитанника программным требованиям. | 2. Практическая работа. | |
3. Общеучебные умения и навыки. | 3. Умение планировать свою деятельность, самостоятельность, сформированность, коммуникативные навыки. Рефлексивные навыки. | 3.Наблюдение. |
Группа критериев личностного развития воспитанника.
1.Нравственная воспитанность. | Отношение к другим людям, тактичность, отзывчивость. | Проявление данных качеств. | Педагогическое наблюдение за поведением. Экспертная оценка. |
2.Социализированность. | Готовность помочь, проявление инициативы. | Проявление данных качеств. | Анкета социализированности по Рожкову М.И |
Ожидаемые результаты.
-Расширят знания о семье, как основном институте общества.
-Сформируют убеждения о важности и роли семьи в жизни человека.
-Научатся воспитывать в себе чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.
-Научатся воспитывать в себе чувство ответственности за сохранность семьи и воспитание детей.
-Научатся создавать красоту и уют в доме.
Методическое обеспечение реализации программы.
Форма занятий | Приёмы и методы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Теоретические и практические занятия. | Беседа с элементами игрового тренинга, деловая игра, практическая работа, метод проблемно-развивающего обучения, продуктивный метод | Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкальное оборудование. | Тестирование, открытое занятие. |
Список рекомендуемой литературы для педагога.
1.ГринбергС.Н.,СавельеваЕ.В. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги- С-Пб, Речь, 2007. – 338с
2.Егоров В.В Как построить семейную жизнь и воспитать детей-М.:Амрита,2012.-160с
3.КлюеваН.В, Касаткина Ю.В. Учим детей общению- Ярославль, «Академия развития», 1997г.-340с
4. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых-М.:АмритаРусь 2007г.-176с
5.Шереметьева Г. Сила материнской любви- 4-е изд.-М.:Амрита,2013г-240с
6.Шереметьева Г.Род, семья и судьба человека-М.:Свет,2016-368с
Список рекомендуемой литературы для детей.
1.Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых-М.:АмритаРусь 2007г.-176с
2.Олкотт Л. Маленькие женщины- Литрес,2012г.-340с
3.Рерих Н.К. Мудрость в сказках и наставлениях-М.:Амрита,2014г.-320с
4. Санаев П. Похороните меня за плинтусом –АСТ Астрель ВКТ, 2010г.-288с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/15/picture-296661-1379238915.jpg)
Детская комната - территория счастья!
Детская комната - это особый мир, в котором маленький человек проводит большую часть своего времени.Дети быстро растут и изменяются. Вместе с ними должно меняться и их жилое пространство.То, что...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/26/picture-237909-1506446756.jpg)
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-961273-1664190341.jpg)
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/16/picture-237892-1668612884.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Лаборатория «Экспериментариум- территория будущего»
Данная программа формирует навыки исследовательской работы, учит выдвигать гипотезы, ставить опыты, сопоставлять результаты. Благодаря синтезу и анализу, полученных исследований обучающиеся самостояте...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-820978-1474887830.jpg)
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...