Учителя и ученики в учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеурочное время).
учебно-методический материал на тему

Сиркина Марина Сергеевна

Педагогический процесс уникален по многим причинам. Одна из главных − субъект-субъектный характер обучения и воспитания. Никакого положительного результата нельзя достигнуть без учета личностного фактора − особенностей личности обучаемых (воспитуемых) и тех людей, кто обучает или воспитывает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelya_i_ucheniki_v_uchebno.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АТЮРЬЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Доклад

На тему: «Учителя и ученики в учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеурочное время)»

        Подготовила: Сиркина М. С.

Каменка

Введение

Педагогический процесс уникален по многим причинам. Одна из главных − субъект-субъектный характер обучения и воспитания. Никакого положительного результата нельзя достигнуть без учета личностного фактора − особенностей личности обучаемых (воспитуемых) и тех людей, кто обучает или воспитывает.

 Иногда учитель много сил и энергии тратит на то, чтобы его поняли, но эффект бывает минимальный. Чтобы передать то, что он хочет, его должны услышать, принять информацию, ввести ее в свой субъектный опыт, оценить, приумножить (не только с точки зрения объема), совершить своего рода микрооткрытие, быть интеллектуально активными. Тогда сообщаемое становится личностно значимым. Психологи считают, что очень многое зависит и от самого педагога: пришел в класс в одном настроении, урок проходит вяло, скучно; в другом − учиться можно легко, победно, интересно. Бывает так, что именно образовательный процесс и учитель вызывают у ученика отрицательные эмоции.

В одном исследовании изучались психические травмы, полученные в школе. Студент Егор А. сказал: «Я эту школу хотел взорвать. Ко мне все пристали: то им штаны не такие, то серьги в ушах не нравятся. Мать сначала в школу ходила, а потом перестала, потому что дома валидол пила. Так болело сердце... А я ведь хулиганом не был, мне так хотелось выделиться. Наш городок маленький, все похожи друг на друга...». Этот     пример − свидетельство отсутствия взаимопонимания школьников и учителей, что мешало полноценному процессу воспитания и обучения.

Учитель и ученик в образовательном процессе предстают по-разному. В воспитании педагог передает опыт, накопленный человечеством, вводит в мир культуры, стимулирует к самовоспитанию, помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения. Воспитанник же овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры, работает над собой, усваивает способы общения и манеры поведения. Это способствует тому, что воспитуемый изменяется, начинает иначе относиться к миру и самому себе.

В процессе обучения ученик учится, овладевая передаваемой информацией, и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно, пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить, проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Интернет), занимается самообразованием.

Учитель преподает, целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания, руководит процессом освоения знаний, навыков, умений, создает условия для развития личности учащихся (памяти, мышления, внимания, речи, направленности и потребностей личности, ценностных ориентации, характера и способностей).

Способности учителя

Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основные элемента социального опыта-знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально-ценностного отношения к миру. Своей высшей эффективности при наличии всех необходимых учебных пособий процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и ученика.

В процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях – и всего себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника. Масштаб личности учителя определяется мерой его включенности в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает. Любимый учитель, как правило, передает учащемуся и содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.

Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым предметом.

В системе «Ученик – учитель – предмет» учитель оказывает одинаково обращенным как к своему ученику, так и к предмету, который он преподает. Это и обуславливает комплекс личностных и профессиональных качеств, предъявляемых к его деятельности. Дидактические способности учителя заключаются в умении передавать учащимся знания о предмете. Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что то, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.

В звене «Учитель – ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются коммуникативные и организаторские способности.

Коммуникативные способности, умение общаться со своими учениками, включают в себя: способность к эмпатии, сопереживанию духовного мира ученика, умение тонко чувствовать его настроение в данный момент; умение ясно и четко выражать как содержание преподаваемого им предмета, так и свои собственные чувства и настроения. Искренность, эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса, выразительные, но умеренные жесты и мимика – все это составляет основу для проявления данной способности.

Принципы руководства учителя учеником.

Процесс общения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь три вида: авторитарный стиль диалогический и конформный.

При авторитарном стиле общение учителя с учеником содержание сознания учителя как бы вытесняет содержание сознания, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям, пожелания и просьбы со стороны ученика не принимаются во внимание. При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений и каждый участник стимулирует своими высказываниями рассуждения своего партнера. При конформистском стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведет к изменению их собственных позиций, взглядов и мнений. Положительного воздействия на личность в данном случае не происходит.

Когда беседуют два человека, то их взаимодействие может быть двух видов: предметно-ролевое и личностное.

При первом типе коммуникации учитель выступает в роли преподавателя соответствующего предмета, сообщающего ученику секреты мастерства своей профессии, оснащая его умениям, знаниями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных действий в изучаемой учеником области. Деловая информация, сообщаемая ученику, не требует того, чтобы учитель раскрывал себя перед учеником как личность, как человек с присущими ему сильными и слабыми сторонами.

При межличностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизирует и обогащает другого. Создаются благоприятные возможности не только для профессионального роста ученика, но и для его личностного развития. В этом случае учитель помогает войти ученику во всеобъемлющий мир культуры, стать значительной личностью. Очень хорошо об этом процессе сказала театральный режиссер и педагог О. Л. Кнебель в книге «Поэзия педагогики»: «Это удивительное сложное и волнующее общение педагога с учеником. Пытаешься понять личность и делаешь все, чтобы помочь этой личности вылупиться из скорлупы». Только при этом случае педагог, преподающий тот или иной предмет, из простого преподавателя становится Учителем в высоком значении этого слова, формирующим характер отношения ученика к самому себе, к искусству, другим людям, обществу. Но это возможно только в том случае, если сам учитель постоянно озабочен проблемами своего личностного роста и развития, если он имеет что сказать своему ученику помимо знаний о своем предмете.

Развитию личности ученика способствует демократический стиль общений, когда учитель признает право ученика на собственную точку зрения и не пытается ее подавить своим авторитетом. Спорные вопросы должны решаться на основе дискуссии, в которой выясняются сильные и слабые стороны той или иной позиции.

Демократический стиль общения учителя и ученика характеризуется следующими особенностями:

- признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрение такой самостоятельности;

- построение воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания;

- стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижающие ребенка насмешки, замечания, раздражительность и нетерпимость;

- желанием педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не ставятся в укор другим и ученики не противопоставляются друг другу;

- умением видеть трудности переходного периода и способность педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.

Формирование мотивации в обучении

Как бы ни было значение хороших межличностных взаимоотношений учителя с учеником, но еще большее значение имеет наличие внутренней мотивации процесса познания предмета. Психологические исследования мотивации достижения связаны с именами американских психологов Джона Аткинсона и Дэвида Макклелланда, которые установили, что данный мотив складывается из двух видов мотивации – стремления к успеху и избегания неудачи. Если человек показывает низкий уровень стремления к успеху, то это стремление может быть усилено за счет специального тренинга, который включает в себя:

- самоанализ, нахождение в себе сильных и слабых сторон;

- поиск собственного эго-идеала на примере людей, добившихся общественного признания;

- формирование синдрома достижения успеха – быть по возможности лучше других в выполняемом деле, выполнять его с предельной добросовестностью;

- обучение выбору целей как в конкретной ситуации, так и в жизни в целом.

Для повышения мотивации рекомендуется всемирно активизировать внимание учащихся в процессе прохождения курса, подчеркивая при этом его значимость в последующей жизни; воспитывать личность учащихся на примере жизни выдающихся людей, что способствует формированию эго-идеала и личностному принятию мотивов учения; привлекать полученные знания к реальным жизненным ситуациям.

Учитель может повысить мотивацию своего ученика в достижении высоких результатов в учебе также в том случае, если он объяснит ему, что причины его неудач кроются не в недостатке способностей, а в недостаточности приложенных усилий. Чаще всего школьники свои успехи приписывают действию внутренних факторов – своим способностям и усилиям, а свои неуспехи – действию внешних факторов – трудностью задачи и невезению. С точки зрения психологов именно причинная схема «неуспех – недостаточность усилий» является наилучшей для развития мотивации учения. Когда по рекомендации психологов учителя стали говорить своим ученикам: «Ты сможешь ответить (сделать) лучше, если приложишь больше усилий», то участники экспериментального обучения улучшили свои показатели по тестам умственных способностей и стали лучше учиться».

Что же способствует возникновению внутренней мотивации?

- Ощущение учащимися своей компетентности, когда в процессе обучения они получают заслуженные похвалы и награды. Это нашло свое отражение в известной пословице – «От успеха крылья вырастают»;

- предоставление учащимся свободного выбора. Это могут быть задачи для домашней работы, варианты самостоятельной работы;

- переход от фронтальных методов, актуализирующих ощущения внешней подконтрольности, к групповым, вызывающим ощущения внутренней свободы;

- поддержание необходимого равновесия между автономией учащихся и контролем за их действиями;

- осуществление педагогического воздействия на основе передачи смысловой, личностно значимой для учащихся информации, а не на основе контроля за их поведением.

Очень часто увлеченность предметом вырастает из наблюдения детей за поведением своего учителя и его отношения к преподаваемому предмету. Увлеченность ученика является зеркальным отражением увлеченности учителя, его энтузиазма, его интереса к предмету. Если такого интереса нет, то воспитать у учащихся внутреннюю мотивацию оказывается практически невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса

Без сотрудничества учителей нет успешного развития учебно-воспитательного процесса Это презентация к моему выступлению на заседании педагогического совета. В  своём выступлении я раскрыла вопрос...

Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное время

Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное времяПедконцепцияЭкологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательных задач – выработке у ...

Рекомендации педагогам по организации индивидуального подхода к интеллектуально одаренному ученику в учебно-воспитательном процессе.

Рекомендации педагогам по организации индивидуального подхода к интеллектуально одаренному ученику в учебно-воспитательном процессе....