«Развитие коммуникативных способностей на уроках немецкого языка методом проектирования»
статья на тему

Арламова Лариса Владимировна

Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики, разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения - все это новые педагогические технологии, позволяющие в определенной степени помочь решить проблему мотивации и создать положительный настрой к изучению иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_tema_projektarbeit.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема:

«Развитие коммуникативных способностей на уроках немецкого языка методом проектирования»

Арламова Л.В.,

учитель немецкого языка ГБОУ школа № 1

Московского района

Санкт-Петербурга


Литература:

1.Айбетова Р.Х. Педагогика сотрудничества на уроках немецкого языка

   // Иностранные языки в школе. 2002, №1

2.Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум         иностранным языкам // Иностранные языки в школе 2002, №1

3.Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка // Ин.языки в школе 1998, №2

4.Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка

 // Иностранные языки в школе, 2002 №1

5.Зимняя И.А. Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку

  // Иностранные языки в школе 1991, №3

6.Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике // Иностранные языки в     школе 2002, №1

7.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе 2000, №1

8.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в   школе 2000, №2,3

9.Сокова Г.А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского    языка в VII классе // Иностранные языки в школе 2002,№4

10.Тамбовкина Т.Ю. Региональный материал на уроках немецкого языка

  // Иностранные языки в школе 1995, №1

11.Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка //     Иностранные языки в школе 2002, №3

12.Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // Иностранные языки в школе 2002, №3

13.Scherlich G.M. Handlungsorientierte Projektarbeit // Иностр. языки в школе 2002, №3

14.Фазлова Р.Л. Проект на уроках немецкого языка // Иностр. языки в школе 2002, №6

Современное общество в целом осознало значимость изучения ИЯ. Любому специалисту, желающему преуспеть в своей области, владение хотя бы одним ИЯ жизненно необходимо. Поэтому мотивация резко возросла. Однако это не означает, что исчезли трудности при овладении ИЯ, особенно в массовой школе.

Одна из основных целей  обучения ИЯ – это формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению ИЯ. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом. Основной проблемой при изучении ИЯ является  то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на ИЯ, т.е. пользоваться полученными знаниями. Современные мультимедийные технологии пока для них также остаются недоступными из-за слабой материальной базы школы.

У части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует вовсе, т.к. при изучении ИЯ они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления).

С отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению ИЯ при осознании в обществе важности его изучения и связан поиск новых педагогических технологий.

Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики, разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения – все это новые педагогические технологии, позволяющие в определенной степени помочь решить проблему мотивации и создать положительный настрой к изучению ИЯ, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.

Что же понимается под технологиями обучения? Это совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности (диктуемой логикой познавательной деятельности и особенностями используемого метода) реализовать данный метод на практике.

Метод – это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Все больше сторонников за рубежом, а в последнее время и в России приобретает метод проектов.

Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.п. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации. Поэтому, если говорить о методе проектов, то имеется в виду  именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

История возникновения метода проекта

Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного, самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Ее решение требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблема, как правило, была чисто прагматичной. Ее решение позволяло реально увидеть результаты. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

Проблемному методу много внимания уделялось и в отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер). Однако у нас проблемный метод не связывался с методом проектов. А главное, как это часто бывает в дидактике, он не был технологически проработан..

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Но обратимся к ИЯ, его специфике.

Зачем нужен метод проектов в преподавании ИЯ и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?

Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.

Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления  владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может решить эту дидактическую задачу.

 Проект – результат труда, большой работы – труд ученика и учителя. Но во время работы над проектом строятся новые отношения между учителем и учеником. Использование метода проектов реально превращает ученика из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Меняется и роль учителя. Он уже не единственный источник информации. Он становится равноправным партнером и консультантом, он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность ученика.

Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, т.к. при этом решается ряд важных задач. Метод проектов способствует преодолению инертности, безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на ИЯ из-за возможных ошибок в речи.

Проектная методика позволяет не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Это в свою очередь затрагивает эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении ИЯ. В результате совместной учебной деятельности школьников удается значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке.

Таким образом, проектная методика – это одна из наиболее удачных форм контроля при обобщении, закреплении и повторении, а особенно при организации практического применения  учебного материала, которая стимулирует речемыслительную деятельность учащихся. Если целенаправленно и систематически использовать эту работу при обучении ИЯ, то эффективность будет высокой. Данный метод способствует созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса.

В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на ученика: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным особенностям, потребностям, интересам и талантам. Для каждого находится дело по душе и по силам. Школьник выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни. Итак, обучение в сотрудничестве позволяет проводить индивидуализацию обучения.

Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс помогает педагогу не только в обучении детей ИЯ, но ив их воспитании. В проекте школьник выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными. Дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать. Формируется и культура общения.

«Защита проекта» – это форма групповой деятельности учащихся. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде». Совместная работа сплачивает коллектив: растет взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить начатое ими дело до конца, чтобы показать результат своего труда. «Учиться вместе» – главное в этом подходе.

Обучение ИЯ протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Применение новых обучающих технологий способствует созданию максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка. Работая над проектом, учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить. Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время. Они получают возможность самостоятельно добывать необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников; планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач. В проекте школьник выступает как творческое лицо, пробующее предложить новое решение отдельных жизненных проблем.

Требования к учащимся

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не   только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести  умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом.

Формирование многих из названных умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся прежде всего умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется,  в целостной системе обучения в школе (не только в обучении ИЯ), причем совсем не обязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

Основные требования к использованию метода проектов

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, проблема свободного времени у молодежи, проблема отношений между поколениями).

2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (план обустройства дома, планировка квартиры).

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5.Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования творческих отчетов, защиты проекта и т.п.).

Для организации проектной работы желательно отбирать только тот материал, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость. Таким образом, в курсе ИЯ метод проектов может использоваться практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное – сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.Перспективной признана разработка проектов, темами которых вляются сравнительное изучение традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и своего региона.

Типология проектов

Обратимся еще к одному важному вопросу – типологии проектов.

Рассмотрим общедидактическую типологию проектов.

  1. 1) доминирующие в проекте метод или вид деятельности:

исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные проекты

2) предметно-содержательная область:

монопроекты (в рамках одной области знания) и межпредметные проекты

3) характер координации проекта:

проекты с открытой, явной координацией (непосредственные) и со скрытой координацией (неявные, имитирующие участника проекта)

4) характер контактов (среди  участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира):

внутренние или региональные, и международные проекты

5) количество участников проекта:

личностные, парные или групповые проекты

6) продолжительность проекта: краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные проекты

Координация проекта

Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя – передача способов работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение. На всех этапах урока учитель должен инициировать самостоятельную, поисковую, творческую деятельность учащихся, направлять на определение проблемы и поиск путей ее решения.

При организации работы над проектом учителю- консультанту целесообразно вести тетрадь контроля за работой, в которой отмечаются следующие моменты:

Класс

Тема проекта

Сроки

Состав группы

Задача подготовительного этапа

Форма представления

Индивидуальные задания

Проблемы при работе, ошибки, выводы

Организация работы по проекту

I. Подготовительный

1.Планирование учителем проекта в рамках тем программы

2.Выдвижение идеи учителем на уроке

3.Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е.  длительном проекте).

II. Организация работы

1.Формирование микрогрупп

2.Распределение заданий

3.Практическая деятельность учащихся в рамках проекта: чтение текстов, выполнение лексико-грамматических упражнений учебника – сбор информации

III. Завершение работы над проектом

1.Промежуточный контроль (при длительном проекте)

2.Обсуждение способов оформления проекта

3.Документирование проекта

4.Презентация результатов проекта всей группе

5.Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок

IV. Этап практического использования результатов работы над проектом

Работа над проектом должна вестись поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя.

Подготовительный этап: этап мотивации

Работа над реальным проектом начинается с совместной деятельности учителя и учащихся. Работу над любым материалом  можно начинать не с учебника, а с установки на проблему. Причем проблема, которую нужно выявить, сформулировать, может быть предложена ученикам в скрытом виде. Помогут наводящие вопросы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. В основе вводного слова может лежать заметка из газеты, журнала, телепередачи. Формированию интереса и личностного восприятия материала способствует:

  • выдвижение в качестве предмета обучения проблем, не имеющих однозначного решения
  • акцентирование внимания на проблемах, интересующих в первую очередь самих учащихся

Этот этап очень важен, т.к. от него зависит в большей степени успех работы над материалом. Учащиеся могут получить опережающие домашние задания (установка на проблему).

Итак, задачи этого этапа:

1.Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике,

2.Формулировка цели реализации проекта. При этом можно наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые намечены учителем заранее. Совместно определяются определенные виды информации относительно объектов исследования. Также определяются способы получения информации.

Далее следует разработка пошаговой схемы работы над проектом.

Организация работы

1.Формирование микрогрупп

Перед началом работы над проектом группа или класс делится на малые группы (по 3-4 человека) с учетом психологической совместимости, а также, чтобы в каждой группе были ученики с разными уровнями владения ИЯ. В таком составе группа работает в течение изучения всей темы.

2.Распределение заданий в микрогруппах

Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта. Поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

К тем ученикам, которые быстро и успешно осваивают материал, можно прикрепить учащихся со средними и слабыми знаниями по языку. Таким образом, слабые учащиеся могут, не стесняясь выяснить то, что они не поняли на уроке. Заодно и сильный ученик, помогающий усвоить трудный для слабых учеников материал, еще раз более сознательно закрепит свои знания.

3.Практическая деятельность учащихся в рамках проекта

На этом этапе происходит мощная информационная загрузка. Для этого могут быть задействованы все компоненты УМК, материалы Интернета, периодика. Задача этого этапа – дать учащимся возможность познакомиться с полным объемом информации по данному вопросу. Учащиеся ориентированы на сбор информации параллельно с поэтапной работой над проектом, проводится работа по совершенствованию сформированных ранее навыков иноязычного общения, т.е. тем коммуникативным шагам, которые помогли бы школьникам высказываться логично, связно и продуктивно. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам.

Вначале ребята учатся выражать свое собственное мнение. В данном случае используются клише типа: „Ich meine, …  .“ „Ich glaube, …  .“ „Meiner Meinung nach …“.

„Ich bin sicher, … .“ Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и несогласия:

“Ja, ich meine auch so.

Das stimmt (nicht).

Ich bin (nicht) einverstanden.”

Тренировка школьников в использовании этих речевых клише должна вестись на протяжении всего учебного процесса в различных упражнениях. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному, логичному изложению мыслей, этичному обращению к собеседнику. Такого рода коммуникативные связки очень нужны при проведении дискуссии в группах.

Наряду с этой работой должна проводится и работа по формированию языковых и речевых умений учащихся в рамках обсуждаемой проблематики. А именно:

1.Актуализация уже известного языкового материала по теме.

Ознакомление с новым языковым материалом, необходимым для чтения сообщений по выбранной проблеме и ее обсуждения.

Способы введения лексики различны: использование контекста, наглядности, языковая догадка, опора на структурный состав, сходство со словами родного языка и т.д. В дальнейшем, в ходе изучения источников информации учащиеся сами выписывают необходимую лексику для обсуждения проблемы.

С целью закрепления лексики и подведения учащихся к высказыванию гипотез, школьникам предлагаются различные виды упражнений, например, описание коллажа, просмотр заголовков текстов, статей с последующей догадкой об их содержании. Опираясь на имеющиеся знания учащихся, полученные на других уроках, идет обсуждение проблемы.

2.Наряду с активизацией лексики идет работа по овладению грамматическим материалом. Сначала следует начать с высказываний по образцу. На этом же этапе учащимся предлагается открыть так называемые «копилки» для своих проектов. Ребятам предстоит собрать информацию и отобрать необходимый минимум для выполнения проекта.

Помимо приведенных выше упражнений учащимся предлагаются упражнения на подстановку, расширение, трансформацию, восстановление отдельных фраз и текстов. Это этап, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников.

В качестве содержательно-смысловой основы, позволяющей успешно реализовывать речевые и исследовательские умения учащихся, выступают тексты различных функциональных стилей. Тексты могут быть взяты из учебника. В последнее время наблюдается тенденция помимо учебных текстов использовать также аутентичные тексты. Содержание этих тестов служит стимулом последующих высказываний учащихся. Мысли, содержащиеся в тексте, могут служить поводом к общению. Важно научить ребят использовать тексты в качестве образца высказывания, применяя к себе то, что необходимо, и трансформируя текст так, чтобы он соответствовал мыслям и желаниям школьника. Сначала следует начать с высказываний по образцу. На этом же этапе учащимся предлагается открыть так называемые “копилки” для своих проектов.

Итак, на этом этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учащихся.

Деятельность учителя ИЯ на этом этапе работы по проекту связана с решением следующих задач: необходимо заранее разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень.

Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем, типа «Образуй нужную форму глагола»; «Назови отрицательный вариант данного предложения»; «Уточни информацию»; «Переведи на немецкий язык». Кроме того, ученики должны уметь составлять все типы вопросов.

Завершение работы над проектом

1.Промежуточный контроль

Если проект длительный, то в процессе проектирования важно постоянно осуществлять отслеживание деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом. При этом необязательно оценивать деятельность учащихся отметками. Можно использовать разнообразные формы поощрения (устная похвала), также может использоваться балльная система (если проект предусматривает соревновательный характер). Часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя придти на помощь. Основная поисковая работа ведется во внеурочное время, но и на уроке нужно отводить время (10-15 минут), чтобы потрудиться над проектом. На переменах, до урока или после него, учитель может поинтересоваться ходом работы и, если учащиеся сталкиваются с языковыми или иными трудностями, придти на помощь (но не как готовое решение, а в виде совета; подсказать направление поиска, снабдить источниками или дать опоры). С этой же целью (отслеживания деятельности ученика) используются возможности само- и взаимоконтроля.

2.Документирование проекта

Свои впечатления об осуществленном проекте учащиеся могут изложить письменно в форме микросочинения или обсудить устно: Was habe Neues ich erfahren? Собранный материал можно использовать для оформления стенгазеты, коллажа, альбома, устного журнала.

При рассмотрении оформления принимается во внимание: 1)аккуратность, 2)привлекательность дизайна для большинства присутствующих, 3)грамотность и логичность изложения материала.

3.Презентация результатов проекта.

По окончании работы над темой представляется проект. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала на репродуктивном этапе. Каждая группа защищает перед аудиторией (класс, приглашенные) свой проект по ранее обсужденному плану. Обычно это сдвоенный урок. При защите проекта в устном выступлении  учитывается следующее:

  • качество представленного материала: композиция, полнота представления работы, результатов, аргументированность
  • объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи
  • культура речи, эмоциональность, использование наглядных средств
  • умение реагировать на вопросы оппонентов защиты, полнота, аргументированность
  • фонетическое звучание: интонация, паузы, логическое ударение, беглость речи

После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Как подготовить эту дискуссию? Прежде всего, необходимо предварительно просмотреть готовые проекты учащихся, чтобы на их основе организовать обсуждение темы. Кроме того, заранее следует: 1) предложить учащимся подготовить возможные вопросы по теме проекта, 2) определить правила ведения дискуссии: организационные моменты, этические нормы, обязательность использования речевых клише, активность учащихся, аргументированность высказываний, но вместе с тем, ограничить объем речевого высказывания сильными учениками.

Для того, чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, например, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный ответ или вопрос, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише и т.д. В конце урока баллы суммируются и по этим результатам проставляются оценки.

4.Подведение итогов выполнения проекта

Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Учитель анализирует высказывания учащихся: как усвоена ими лексика, правильно ли употребляют грамматические структуры; оценивает ответы. На уроки защиты проектов можно пригласить других учителей ИЯ, которые могут выступить как эксперты.

На заключительном этапе дается анализ проделанной работы, подводятся итоги, дается оценка работе по проекту в целом, оформляются результаты.

Трудности при работе над проектом

 Следует отметить, что при такой форме работы, несмотря на все ее  преимущества, имеются определенные трудности. Они обусловлены следующими факторами:

1.Невысокая мотивация к данному виду деятельности вследствие непривычности к этой форме работы.

2.Недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах и соответственно, трудность вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию. Не всегда дети готовы обсуждать организационные моменты на ИЯ. Подчас сложно создать такие условия, чтобы общение велось только на ИЯ на всех стадиях работы над проектом. Поэтому роль и участие учителя в работе велики: в некоторых случаях перед разработкой проблемы необходимо ввести и отработать лексико-грамматический материал, учащимся можно дать всевозможные лексико-семантические схемы, которые помогут им при ведении дискуссии.

3.Нехватка времени – по учебному плану на изучение каждого раздела отводится в среднем 3 недели, т.е. 10 уроков.

4.Нехватка дополнительной литературы на ИЯ, часто информацию приходится брать из русских источников, а затем ее переводить.

5.Есть риск трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.

От самого преподавателя требуется высокая профессиональная подготовка, знание психологических особенностей и творческих наклонностей детей. Чем вдумчивей учитель готовится к уроку, прогнозируя возможные речевые и неречевые действия учеников, планируя уровень опор, необходимых для школьников, тем продуктивнее проходит занятие. Велика роль юмора и экспромта на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка

Данный материал преназначен для молодых специалистов....

Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка

В процессе обучения учащиеся должны овладеть иностранным языком как средством общения и уметь им пользоваться в устной форме. Устная форма включает понимание звучащей речи на слух-аудирование и ...

Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС на примере использования метода проектов

УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов унив...

Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»

Министерство образования  и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистовС...

Развитие коммуникативной компетенции на уроке немецкого языка с помощью обучения по станциям

Методическая разработка урока немецкого языка с использованием обучения по станциям. В данной разработке рассмотрены основные вопросы и примеры использования этой формы обучения вместо традиционной фр...

Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка

Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка...

Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка.

Статья представляет собой опыт по реализации инновационной деятельности. Обучение второму иностранному языку является творческим процессом, направленным в первую очередь на развитие коммуникативных на...