Статья "Специфика организации коррекционных курсов в школе для детей с умственной отсталостью"
статья (6 класс) на тему

Рсчитана для детей с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorskaya_sumarkova_metodicheskaya_razrabotka.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект экологической тропы на базе музея почвоведения

им. В.В.Докучаева

На данный момент в России остро стоит вопрос экологической грамотности населения. Сейчас, в эпоху постиндустриального общества, когда урбанизация в нашей стране достигла внушительных цифр, жители городов начинают забывать о необходимости сохранения природы, как ресурса, и бережного отношения к ней, как к нашей естественной среде обитания, что безусловно пагубно сказывается на экологической обстановке в целом. Состояние окружающей среды- очень важный фактор для комфортной и здоровой жизни человека на земле.

Вопрос повышения экологической грамотности  должен опираться, в первую очередь,  на школьников. В период изучения основной школьной программы, детям легче всего усвоить основы экологии , а так же правила поведения на природе, что несомненно отражается на культуре поведения во взрослом возрасте. Формирование экологически грамотного поведения – это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение жизни планеты, на сознательную, социально-экономическую деятельность общества.

Проблему можно считать актуальной, как в общеобразовательных школах, так и в коррекционных учреждениях. У детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь, из-за нарушения познавательной деятельности, затруднено правильное восприятие, обобщение и анализ природных явлений, что и является основной трудностью на пути к освоению экологической культуры поведения. Именно поэтому, в программе экологического образования воспитанников коррекционных учреждений, необходимо рассматривать наглядно-практический подход в обучении как основной. Упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность. Во время наблюдений и экспериментов развивается и обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Такая форма обучения и воспитания, как экологическая тропа, является отличным примером грамотного подхода в экологическом образовании.

Один из способов организации экологической тропы- ее подготовка в подходящем для этого помещении. Музей почвоведения имени В.В. Докучаева, располагает всеми ресурсами для проведения этого мероприятия. На экскурсии в музей почвоведения периодически приходят воспитанники, как коррекционных школ VII вида, так и поддерживающих учреждения для взрослых людей с умственной отсталостью. В музее есть интересные интерактивные экспозиции, представленные разрезами почв, например «подземное царство», которое, представляет собой подземный тунель с горизонтами почв, а так же представителями флоры и фауны. Так же, в музее есть зал, в котором представлены основные почвы мира в разрезах, что очень наглядно помогает изучить строение почв. Имеется зал, посвященный земледелию.

На основе постоянных экспозиций музея, нами была подготовлена экологическая тропа для лиц с ОВЗ, учитывающая стороны их развития и познавательной сферы. Занятие предполагается в рамках программы по природоведению для пятого класса, предусмотренного во второй учебной четверти по теме «почва».

Перед занятием в музее, педагогами должна быть проведена подготовительная работа, рассказ о музее, чтение литературы по теме на внеклассных занятиях, например: сказка о волшебной кладовой.

По приезду в музей, необходимо напомнить детям о правилах поведения, о том, что без разрешения старших руками экспонаты трогать не разрешается.

Начинается наша тропа около зала «подземное царство».

Стоя наверху, у входа , мы объясняем, что подземное царство- это модель почвы. Задача этой модели-показать какие животные живут в почве в разных природных зонах. Рассказываем, что сейчас мы будем спускаться вниз и пройдём по почвенному тоннелю, предупреждаем, что боятся не стоит, это модель, здесь всё театральные декорации, почва не настоящая, животные тоже. Музей принципиально не использует чучела животных, только макеты(куклы).

Спускаемся до первого слепыша.

Сопровождающий(С.)-Посмотрите кто вас встречает. Как вы думаете кто это?

Далее, необходимо, чтобы дети посмотрели в каталоге объектов на всех представителей животных, внимательно рассмотрели слепыша, выглядывающего из разреза почвы и, опираясь на признаки и описание, определили представителя фауны. Когда участники выполнили задание, сопровождающий дает короткую справку о слепыше.

С.- Зверёк ведёт исключительно подземный образ жизни, выходя на поверхность в редких случаях. Создаёт длинную сильноразветвлённую систему нор, состоящую, как правило, из двух ярусов, из которых наиболее протяжённым является верхний «кормовой», залегающий на глубине около 20—25 см. Кроме кормового яруса, устраивает систему летних и зимних гнезд, а также хранилищ корма, соединённых вторым, более глубоким (до 3—4 метров) ярусом ходов. Слепыш активен круглый год, не впадает в спячку, хотя к зиме его активность резко снижается. Живут слепыши для грызунов довольно долго, средняя продолжительность поколения составляет 2,5—4 года, отдельные особи живут до 9 лет. Выживаемость молодняка высокая, около половины и более особей.

Проходим в первый зал, группируем детей под первым отверстием.

С.-Представьте, что вы находитесь в почве, а над вами настоящая степь, травянистая растительность, небо, солнце. Как называется почва под степью?

Даем ребятам потрогать образец почвы, рассмотреть поближе.

С.- Какого цвета эта почва? Черная, название ей-чернозем, самая плодородная из почв России.

С.- Посмотрите, мы снова видим животное, которое встречало нас у входа, как оно зазывается(слепыш). Кто еще смотрит на нас из своих норок?

По справочнику представителей фауны, дети снова отыскивают животных(хомяк, паук, мышь, суслик, крот).

Даем краткую справку об определенных детьми животных.

Акцентируем внимание на кроте.

Рассказываем, что на втором уровне основное жилище крота. От него отходят охотничье тоннели, где крот ищет (показываем) дождевых червяков, жуков, личинки, ящериц, может съесть мышат.

Крот роет землю лапами, как экскаватором. Ладошки очень большие и сильные, длинные, мощные когти. Копая, выворачивает ладошки наружу.

У крота обмен веществ идёт очень быстро. Поэтому ему необходимо есть каждые три часа, а нахождение без еды более 14 часов- смертельно. Крот часто делает запасы, но не зёрен, как хомяки, а дождевых червяков. Крот спокойно сидит в норе и выделяет мускусный запах, который привлекает червяков и они сами, добровольно, залезают к нему в нору. Затем крот прикусывает каждого червяка, так что они остаются живыми, но выбраться из норы не могут- у крота появляются запасы.

С.-Теперь мы предлагаем вам почувствовать себя исследователями. Здесь в закуточке спрятан скелет норного млекопитающего. Ваша задача внимательно его разглядеть и определить это животное по справочнику. (Кролик).

Смотрим мультфильм про дождевого червяка.

После мультфильма спрашиваем: Что дождевой червяк ест? (листья) Кто на них поселяется?(Бактерии).

Далее направляем детей в зал, находящийся наверху, где представлены горизонты почв.

С.-Что представлено на данной диораме? Посмотрите, нет деревьев, много трав. Правильно-степи.

Обращаем внимание на срез почв, находящихся под диорамой.

С.- Посмотрите внимательно на эти срезы почв и найдите чернозем(все срезы подписаны снизу).

С.-Теперь, вы знаете, как выглядит чернозем, если землю разрезать пополам. Каждый отдельный слой, называется горизонтом почвы. А что же растет на этом самом черноземе?

Подходим к образцам растений. Просим определить овес по справочнику.

С.- Помогите мне найти в этом зале лесную почву.

Дети ищут в зале горизонт лесной почвы.

С.- Посмотрите и вспомните, как выглядит срез чернозема, есть ли отличия у лесных почв от черноземов? В чем?

Показываем детям картинки деревьев, просим назвать.

С.- А теперь снова возвращаемся в наше подземное царство.

Подземное царство. Лесные почвы.

С.- Под какими почвами мы находимся? Сверху нас растет лес.(Лесные почвы).

Обращаем внимание на барсука, просим определить животное по справочнику. После того, как определили, даем краткую справку о барсуке.

Барсук- крупное хищное животное из отряда куньих, весит 25-30 кг. Делает большую нору с отнорками в разные стороны. Очень чистоплотный, туалет устраивает в отдельной камере, ближе к поверхности.

Барсук полезен истреблением вредных в лесном и сельском хозяйстве мышевидных грызунов и насекомых и их личинок (личинки и взрослые майские хрущи, личинки горной цикады, медведки, саранча, личинки жуков-дровосеков и пилильщиков). Из мышевидных грызунов в его питании наибольшее значение имеют вредные в сельском и лесном хозяйстве обыкновенные полевки.

Проходим в комнату с проектором. Смотрим фильм о сохранении природы.

В конце рассказываем детям, что все эти замечательные животные не смогут жить без только что изученных нами чистых почв, а почвы не смогут быть домом для животных, если их засорять.

В заключении, в классе с педагогом, провести беседу-итог, выяснить, что понравилось, а что нет, что необходимо делать для сохранения чистоты почвы. На внеклассном занятии попросить нарисовать понравившееся животное.

Экологическая тропа не только позволяет школьникам с ОВЗ получить новые знания и навыки, но и как мероприятие, вносит вклад в мировую экологическую обстановку. Являясь интересным, и, при правильной подаче материала, доступным для учеников коррекционных заведений, источником информации и умений, этот метод обучения вкладывает в неокрепшие умы те истины, которые в современном обществе являют собой большую ценность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса «Занимательная математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 класс

Программа коррекционного курса «Занимательная математика»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)5-9 класс 1. Пояснительная запискаПрограмма  по коррекционном...

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В данной статье рассмотрены основы организации современного урока музыки с учащимися младшего школьного возраста ГБОУ «СКОШ № 3 VIII вида»....

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная запискаРабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образователь...

Проект "Цифровая школа" в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью.

Выступление на педсовете, которое сопровождается презентацией по теме "Цифровая школа в коррекционной школе для умственно отсталых учащихся". Основные направления развития школы в проекте &q...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенорное развитие" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллект...

Программа коррекционного курса " Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...