Мультимедийное пособие по краеведению
методическая разработка по краеведению по теме

Сунинова Джамиля Азатулловна

Данное мультимедийное пособие посвящено истории края, содержит презентации. Пособие  отражает современное содержание технологий, используемых педагогом в школе с целью  усиления мотивации учебной деятельности учащихся, интереса к предмету.

Пособие можно использовать для организации учебной и внеурочной деятельности школьников. Оно ориентировано на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, развитие кругозора.

В основу мультимедийного пособия положена совместная поисковая деятельность учителя и учащихся в ходе изучения тем.

Использование иллюстраций, анимации, видеофрагментов помогают разнообразить учебный процесс и внеурочную деятельность.

Данную разработку целесообразно использовать  для изучения нового материала в классе, а также для самостоятельного изучения дома.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uchitiel.ppt856 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt675 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учитель-это звучит гордо!»

Слайд 2

Учитель наш, земной поклон тебе За все, за все, чему нас научил. За честный труд, что подвигу сродни, За жизнь твою, которой чужд покой, За ученичества счастливейшие дни, Учитель наш, прими поклон земной.

Слайд 3

Эта дорога ведет в Усманку

Слайд 4

Наша деревня Усманка возникла в 1800г.Расположена она в красивой местности. Кругом окружена лесами, полями и озёрами. Первые её жители –сибирские татары дали ей красивое название «Сарчабалык»,что в переводе означает «Жёлтая рыба»

Слайд 5

До революции у нас в деревне существовала медресе (мусульманская школа). После революции с 1926 года появилась начальная школа, где преподавание велось на латыни. Учителя приезжали на время учебы, а во время каникул уезжали. С завода «Сибсельмаш» для ликвидации безграмотности был прислан «25-тысячник». И так появился в деревне учитель по имени Хабибчан(это все,что о нем известно). По словам старожилов, он у нас проработал год. С 1926 года в школе работали учителя Дауд и Харис. С 1935 – 1942 годы работала учительница Яншина Сайда. В период с 1946 -1948 года был учителем и заведующим Сайфулин Идрис Первая школа

Слайд 6

В этом здании раньше размещалась начальная школа

Слайд 7

До войны и во время войны работала учительница Сайфулина (Бескунова) Сулу Шафиковна. С 1946года учил детей Абульхасанов Хурмат Хайдаршинович.

Слайд 8

1952 года по 1984 год работала в школе учительница Вахитова Мавлида Ярмухаметовна

Слайд 9

Начальная школа была реорганизована в восьмилетнюю школу в 1975 году. Первым директором школы была назначена Мансурова Софья Халимовна. Период ее работы 1975-1979г. С 1979 по 1981 год директором работала Аллоярова Нина Федоровна, уроженка города Ярославля. С 1981 года по 1984 год директор школы Кананова Людмила Дмитриевна. С1984 – 1985год директор школы Захарова Мария Курбатовна. С 1985 по1986 год – Аллоярова Халида Набиуловна.

Слайд 10

На одном посту С 1986 года директором школы работает Аптулова Гульнур Сайбавовна

Слайд 11

Долгие годы в школе работает учителем физкультуры ветеран труда -Яншин Марат Сайбавович его заслуги в работе известны всему району и области Учитель физкультуры

Слайд 12

Хоккейная команда ветеранов и школьников

Слайд 15

Диплом врученный команде за 1 место в областных соревнованиях на приз клуба ЦК ВЛКСМ «Золотая шайба» от 23 марта 1986 года заслуженным тренером СССР А.В.Тарасовым Достижения команды

Слайд 16

Кубки за призовые места

Слайд 18

Почётные грамоты

Слайд 19

Профессия учителя – одна из самых благородных и необходимых профессий нашего общества. Именно Учитель играет большую роль в формировании в становлении личности, а значит, влияет на дальнейшую судьбу общества.

Слайд 20

Источники : 1.Материаллы из воспоминаний старожилов деревни 2.Материалы из фондов районного архива 3.Краеведческие материалы собранные учителем истории Суниновой Д.А. и ее учениками.

Слайд 21

Над проектом работали : 1.Гореев Амир-ученик 8 кл. 2.Сунинова Гузалия- ученица 8 кл. 3.Сайфулина Юля- ученица 8 кл. 4.Суненова Динара- ученица 8 кл. Руководитель: учитель и педагог доп. Образования - Сунинова Джамиля Азатулловна

Слайд 22

СПАСИБО!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сибирские татары -кто они?

Слайд 2

Сибирские татары-кто они? Составьте кластер и укажите слова-ассоциации к названию сибирские татары

Слайд 4

И. Фишер –участник Камчатской экспедиции 1740-1745 г. Сведения о народах Сибири оставили путешественники Л. Ланге - участник русско-китайской экспедиции 1715-1717гг. Д.Белл-участник русско-китайской экспедиции 1719-1722гг .

Слайд 5

Вознесенское городище. В Венгеровском районе Новосибирской области на левом берегу р.Оми напротив с.Вознесенка расположен археологический памятник Вознесенское городище В нем обнаружено значительное количество изделий из керамики, кости (наконечники стрел),керамические пряслица, Большой интерес представляет обнаружение фрагмента керамической фигуры идола. Памятник датируется 14-18н.э.,принадлежал барабинским татарам .

Слайд 7

Курганный могильник Малый Чуланкуль-1 расположен в Венгеровском районе Новосибирской обл.(Памятник 14-15 вв.относится к барабинским татарам ) В курганном могильнике Малый Чуланкуль обнаружены захоронения взрослых и детей .Все умершие завернуты в берестяные чехлы Особый интерес представляет погребение женщины 35-40 лет Над основным погребением обнаружены скелеты ещё четырёх человек –трёх мужчин и женщины причём два из этих погребённых были обнаружены в зеркально симметричных позах .

Слайд 8

Топонимика края Многие названия рек и населённых пунктов нашего края происходят от тюркских слов Тара Кыштовка Майзас Сузун Чаны

Слайд 9

Сибирские татары состоят из трех разнообразных этнических групп – томских , барабинских и тоболо – иртышских татар.В наиболее общем виде этногенез сибирских татар представляется как процесс смешения угорских ,самодийских ,тюркских и отчасти монгольских племён и народностей. Угорскими народами являются венгры, манси , ханты считается что они приняли участие в формировании барабинских и тоболо-иртышских татар Сохранилось 4 народа ,говорящих на самодийских языках: нгасаны , ненцы, энцы, и селькупы когда-то их были больше и жили они гораздо южнее Сибирские татары

Слайд 10

Занятия . Традиционными занятиями сибирских татар являлись земледелие. У некоторых групп оно существовало и до прихода русских. В южной части региона выращивали пшеницу, рожь, овёс, просо. У барабинских татар в хозяйстве большую роль играло озёрное рыболовство, а у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота. Скотоводство было возможно на лесостепных участках, а так же на богатых разнотравьем солонцах в степи. Разводили крупный рогатый скот и лошадей. Из ремёсел были распространены кожевенное дело, изготовление верёвок из липового лыка, вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж. Сибирские татары занимались торговлей, отхожими промыслами (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах), извозом - перевозкой купеческих грузов на своих лошадях. Хозяйство и быт

Слайд 11

Ткацкий станок

Слайд 12

Одежда сибирских татар Женский камзол имел покрой, аналогичный с мужским. Он отличался лишь тем, что расширения к подолу было больше, чем в мужском камзоле. Женский камзол большей частью шился с рукавами, с прямым стоячим воротником, застегивался он на 4-5 пуговиц, но татарки часто носили и камзолы-безрукавки (енгсес камсул). Пожилые женщины обычно носили камзолы длиной ниже колен, молодежь носила камзолы несколько короче. Камзол - одежда, которую татарки носили постоянно..

Слайд 13

Интерьер дома В интерьере домов сибирских татар в каждой группе были свои особенности, но в обстановке большинства жилищ центральное место занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями. Нары заменяли всю необходимую мебель. Так же в домах были столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых татар встречалась и другая мебель, например шкафы и стулья.

Слайд 15

Духовная культура Распространение мусульманства в Сибири началось ещё в14 в. выходцами из Средней Азии Широкое распространение мусульманства приходится на XVIII век. Религиозный центр татар-мусульман находится в г. Уфа. Духовное управление мусульман европейской части страны и Сибири существует с 1789 года. Из мусульманских праздников в Сибири наиболее широкое распространение имеют ураза, рамазан и курбан-байрам. Некоторая часть татар после прихода русских приняла христианство (православие), но таковые татары, как правило отрывались от своей этнической среды, подпадая под ассимиляцию со стороны русского населения. В некоторых деревнях сибирских татар ещё во второй половине XIX века действовали служители древних языческих культов. Среди части барабинских и томских татар вплоть до 1920-х годов, встречались шаманы, которые лечили больных и камлали во время жертвоприношений, используя свой основной атрибут - бубен и колотушку в виде лопатки. При камлании шаманы надевали специальную одежду, сшитую из шкур, голову венчали короной. Обряд камлания мог проходить как в доме, так и около костра. Шаманами могли быть и мужчины, и женщины.

Слайд 16

Сабантуй –праздник окончания полевых работ

Слайд 17

Верования Довольно глубоко в сознании сибирских татар сохранялась вера в духов-хозяев различных природных и хозяйственных объектов. Верили в лесного духа урман худжасе (хозяин тайги), который представлялся в образе чёрного всадника на чёрном коне. Некоторые татары называли лесного духа шурале. С этим термином связаны были представления о человеке фантастического облика - с длинными когтями на руках и ногах, с рогами на голове. Домовой (ий иясе, ийл хужа) в представлениях сибирских татар, был духом-покровителем живущих в доме. Он мог показываться в образе старика, девочки или девушки с жёлтыми (золотыми) волосами, чёрной кошки, коровы или других животных. Злые духи чаще всего олицетворялись в образе духов-женщин и духов-животных. Злой дух (убыр) мог вселиться и в обыкновенную женщину, а после её смерти выходить из могилы и мешать людям. Представления о душах человека в начале XX века в целом не выходили за рамки мусульманских верований: душа раван-джан, олицетворявшая жизненную силу человека (она умирает вместе со смертью её носителя) и душа арвах - собственно душа покойника. Из домусульманских представлений сохранились лишь сведения о душах-привидениях покойников, выходящих по ночам из могил. Считалось, что кладбища заселены группами таких духов, называвшихся обырлар или убэрлар.

Слайд 18

Выводы Сибирские татары называют себя сибиртар или сибиртатарлар. В России их проживает около 190 тысяч человек. Ещё около 20 тысяч человек живут в Казахстане и некоторых странах Средней Азии. Среди сибирских татар выделяются следующие этнические группы: - тоболо-иртышские - барабинские и томские В антропологическом плане татары крайне неоднородны. Часть сибирских татар по физическому облику приближается к южносибирскому типу большой монголоидной расы. Этногенез сибирских татар представляется как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племён и народностей.Однако, основное ядро составили тюркские племена. Сибирские татары расселены в основном в средней и южной частях Западной Сибири от Урала и почти до Енисея. Селения их разбросаны среди русских деревень. Значительные группы татар живут в городах Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Новосибирске, Томске и др. История сибирских татар представлена рядом исторических источников, которые говорят о разнообразии жизни сибирских татар . На современном этапе сохраняется культура ,возрождаются мечети ,религиозные праздники, но дискуссионным остается вопрос истории татар как этноса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных пособий на уроках истории

В современной школе учитель не может обойтись без знания новых технологий, применяемых в процессе обучения. Основой современной системы обучения, как и прежде, является урок и это необходим...

Мультимедийное пособие по геометрии

Линейная перспектива в геометрии и изобразителнос искусстве...

Применени мультимедийных пособий при изучении биологии

Данная работа содержит рекомендации по применению мультимедийных пособий ра уроках биологии...

Методическое мультимедийное пособие для учителей начальных классов с использованием мнемотехнологии

Методическое мультимедийное пособие для учителей начальных классов с использованием мнемотехнологии...

НАГЛЯДНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ для проведения урока физики

Даны ссылки на материалы по физике из "Единой коллекции ЦОР"(файлы в формате swf, можно открыть программой Adobe Flash Player )...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе Тема пособия: «Музыкальные загадки»

Описание работы с алгоритмом использованияэлектронного интерактивного дидактического мультимедийного пособияв образовательном процессеТема пособия: «Музыкальные загадки»Возраст целевой гру...