Из опыта изучения «Слова о полку Игореве» в 9 классе от сквозных образов тьмы, света, солнца и золота к мотиву мудрости.
методическая разработка (9 класс) на тему

Жданова Татьяна Викторовна

         При изучении  в школе  «Слова о полку Игореве» мы сталкиваемся с целым рядом трудностей, в частности, с тем, что произведение это ученикам непонятно, а значит, неинтересно. Сосредотачивая внимание на целом ряде проблем этого литературного памятника, составители Программ по литературе не учитывают, что в основании его кроются мотивы, связанные с эстетическими и нравственными традициями, «которые пронизывают всю историю нашей литературы – от глубокой древности до сегодняшнего дня» [8, c.256]. Традиции эти при внимательном прочтении произведения объясняют такие пласты, без которых оно так и останется нераскрытым.     

         Так как «Слово…» непросто для изучения, мы предлагаем изучать его в два этапа – в VIII и IX классах.  Цель такого подхода – «найти ключи, открывающие текст, с тем чтобы направить чувства и мысли учащихся на истинные нравственные и культурные ценности, помочь школьникам открыть для себя  живой  памятник русской литературы, прожить его, чтобы это произведение стало частью жизненного опыта 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.В.Жданова

ОБПОУ «Курский педагогический колледж»

Из опыта изучения «Слова о полку Игореве» в 9 классе: от сквозных образов  тьмы, света, солнца и золота к мотиву мудрости.

         При изучении  в школе  «Слова о полку Игореве» мы сталкиваемся с целым рядом трудностей, в частности, с тем, что произведение это ученикам непонятно, а значит, неинтересно. Сосредотачивая внимание на целом ряде проблем этого литературного памятника, составители Программ по литературе не учитывают, что в основании его кроются мотивы, связанные с эстетическими и нравственными традициями, «которые пронизывают всю историю нашей литературы – от глубокой древности до сегодняшнего дня» [8, c.256]. Традиции эти при внимательном прочтении произведения объясняют такие пласты, без которых оно так и останется нераскрытым.     

         Так как «Слово…» непросто для изучения, мы предлагаем изучать его в два этапа – в VIII и IX классах.  Цель такого подхода – «найти ключи, открывающие текст, с тем чтобы направить чувства и мысли учащихся на истинные нравственные и культурные ценности, помочь школьникам открыть для себя  живой  памятник русской литературы, прожить его, чтобы это произведение стало частью жизненного опыта [5,  с.54].

         Ученикам важно показать, что «всякое  художественное произведение порождается той или иной исторической эпохой, способно запечатлеть черты своего времени, показать исторические причины событий, исторические условия, формирующие человеческие характеры» [8, с.256].

         Из курса истории девятиклассникам известно, что неудачный поход Игоря осложнил ситуацию на Руси: после поражения дружины князя Игоря набеги половцев на русские княжества участились. То есть, поход Игоря принёс раздробленной, разорённой русской земле новые беды. Ученики также знают, что этому походу предшествовали другие, в частности, в 1184 году «большой и успешный» (Д.С.Лихачёв) поход Святослава,  закончившиеся победой над половцами. Почему же внимание автора привлек именно этот поход, почему для своего произведения он выбрал одно из самых трагических событий в истории Руси?

         Своими задачами мы ставим:

  -    исследовать, каково значение образов тьмы,  света, солнца, золота в «Слове…», как они связаны с мотивом мудрости в свете эстетических и нравственных идеалов эпохи создания этого литературного памятника;     выяснить, какую роль  играют эти сквозные образы и мотив мудрости в раскрытии образа князя Игоря;

  -   объяснить на основе анализа сквозных образов  смысл являющихся контрастными завязки «Слова…» (выступление Игоря в поход) и финала (возвращение Игоря из плена домой);  -   прокомментировать настроение финала «Слова…» и сравнить его с тоном завязки; выяснить, какие изменения могли произойти  в князе Игоре за год пребывания его в плену.

  -     основываясь на нравственно - эстетических традициях эпохи, подойти к пониманию авторской оценки похода князя Игоря, объяснить, почему автора привлёк поход, закончившийся поражением, а не победой русской дружины;

         Чтобы решить поставленные задачи, выясним, каково значение  выделенных нами образов в «Слове…».                

          Обращаем учеников к тексту. Ученики видят, что образы «тьма» и «свет» являются сквозными в произведении, и подтверждают это цитатами: Игорь «увидел воинов своих тьмою прикрытых» [10, с.49], «Солнце ему тьмою путь заступало» [10, с.53], «темно было в третий день» [10, с.75] , «оба багряные столба погасли, и с ними два молодых месяца тьмою заволоклись и в море погрузились» [10, с. 75], «На реке на Каяле тьма свет покрыла»  [10, с. 75].    

         Девятиклассники замечают, что слово «тьма» в произведении употребляется и в значении «предвестие беды», «знамение поражения», «позор», «плен», «смерть»,  и в значении «враги», «иноверцы», «поганые», «бесовские дети». «О победе половцев над Игоревой дружиной говорится: «На реке на Каяле тьма свет покрыла». Я думаю, здесь «тьма» - символ смерти, исходящей от половцев,, а  «свет» – защитников русской земли, жизни», - говорит Настя Б.  Контраст образов «тьма» - «свет» в «Слове…» очевиден для учеников.  Из фольклора они знают, что в роли символа жизни выступает ещё один образ – солнца. В поэме образы солнца и света оказываются  в одном семантическом ряду. Таким образом,  контраст несколько усложняется: «тьма – свет, солнце».

         Фрагмент «Слова…», где Ярославна обращается к солнцу как носителю живительного света: «Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: зачем, владыко, простёрло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?» - вызывает у девятиклассников  вопросы. Приводим некоторые из них: «Если солнце в начале «Слова…» предупреждает князя Игоря об опасности, то почему потом наказывает, простирая «горячие свои лучи на воинов» русской дружины?» (Миша Р.); «В народных песнях и былинах солнце  всегда доброе, начало всего, оно несёт жизнь, а здесь с солнцем связано и известное нам значение, и какое-то ещё: оно представляет грозную силу. Почему?» (Кристина А.)

          Пытаясь ответить на вопросы своих одноклассников, ученики рассуждают: «Мне кажется, что солнце в этой фразе предстаёт в качестве  бога, не знаю какого, может, языческого,  которому принадлежит власть жалеть и миловать» (Валя Г.); «На мой взгляд, солнце в этом фрагменте достаточно жестоко, оно судит Игоря и наказывает. Ведь Ярославна говорит, что оно не помогло, а навредило  своими горячими лучами воинам её любимого» (Надя Ф.); «Я думаю, что солнце не случайно названо Ярославной «владыко»: оно наделено силой Всевышнего – наказывать или миловать» (Кирилл Х.), «Мне кажется, что важно не только то, что важно и то, что солнце названо владыкой, и то, что его Ярославна определяет его как  солнце «светлое и трижды светлое». Здесь уже чувствуется его божественность» (Кристина С.)

         Таким образом, мы видим, что девятиклассники замечают, что солнце в «Слове…» не только символ жизни, но и воплощение особой силы: оно всемогуще,  оно наделено особой властью – судить и наказывать. Кроме того, ученики отмечают, что автор открывает читателю не просто образ солнца, а образ светлого солнца.

         Остановимся на более внимательном рассмотрении этого образа, и определим его значение. Выясним  значение слов «светлый» и «солнце».

         По мнению одних учеников,  «светлое солнце» - значит, «ясное, яркое», по мнению других (эти ученики делают акцент на том, что речь идёт о переносном значении) – «почитаемое», «мудрое», «святое», «божественное».  Эти учащиеся приводят пример из текста, где Игоря его брат Всеволод называет «светлым»: «Один брат, один свет светлый – ты, Игорь!», подчёркивая таким образом его божественное начало.

          От исследовательской группы своих одноклассников ученики узнают, что одно значение, связанное со словом  «свет» в тексте, вытекает, вероятно, из генеалогического мифа о происхождении русских князей от царя-солнца Даждьбога: дважды  в  произведении названы русские  «даждьбожьи (Дажьбожьи) внуки». Они основываются на материале статьи словаря-справочника «Русский фольклор» под редакцией Т.В.Зуевой. [3, с.100]. Приведённый миф, по мнению учеников, подготовивших этот материал, частично объясняет, почему Всеволод говорит о своём брате: «свет светлый ты, Игорь». Мы добавляет к этому, что на  мифологическое начало в значении этого слова указывает и искусствовед Н.Н.Третьяков: «Свет в понимании его как света всей Вселенной был почитаем нашими предками  и составлял основу славянской мифологии».  [11, с.193]. Но это лишь одна сторона …….   

          На первом уроке по «Слову о полку Игореве» мы говорили ученикам, что слово в этом произведении неоднозначно. Одной из причин этого является то, что в нём тесно переплетаются языческое и христианское миропонимание.

          Нельзя понять смысла литературного памятника, не выяснив значения  ключевых, сквозных образов, которые проходят через всю ткань произведения. Их же значение невозможно до конца понять вне контекста времени создания произведения. Поэтому мы обращаем учеников к  некоторым произведениям XI – XII веков и сопоставлению образов, выделенных нами, в них и в «Слове о полку Игореве». В  «Шестодневе» Иоанна Экзарха болгарского говорит о Святой Троице: «Тремя светы сияющее». В «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона находим: «…христиане же при благодатном солнце своё спасение созидают», там же: «… прозрели для света Трисолнечного Божества» [7, с.46], «…помиловал нас Бог – и воссиял в нас свет разума» [7, с.25], «Тому радуйся и веселись, что семена веры твоей не иссушены зноем неверия, но с дождём Божия поспешения принесли обильные плоды» [7, с. 45].

          Но понятна ли книжная культура Средневековья ученикам этого возраста?  Верный ли путь избран нами для работы над литературным памятником Средневековья? Предлагаем девятиклассникам объяснить значение слов «свет», «солнце» в любой из предложенных цитат. Вот некоторые  ответы: «Образ солнца в этих цитатах имеет значение божественного» (Катя М.), «Если говорится о спасении христиан под «благодатным солнцем», то значит солнце – Бог» (Дима И.), «Может быть, «трисолнечное божество» связано со Святой троицей» (Артём Ш.), «Если хорошее в себе не поддерживать, то вера умрёт. Неверие сравнивается со зноем, который всё уничтожает, а вере  нужна вода, влага, чтобы семена веры прорастали» (Полина Г.).

        На основе этих ответов учеников мы делаем вывод, что они готовы к такому непростому сопоставлению, а значит, к осознанию нравственных  проблем, поднятых в этом тексте.

        Последняя цитата из «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона вызывает, на наш взгляд, особый интерес. На то, что ученики готовы к её истолкованию, указывает ответ Полины Г.  Предлагаем объяснить её значение и сопоставить со словами Ярославны из текста: «Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: зачем, владыко, простёрло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?».

        Вот некоторые ответы девятиклассников: «Словосочетание «зной неверия» напоминает о зное солнца. Значит, зной солнца может иссушить веру. Может быть, поэтому Ярославна жалуется, что солнце обожгло горячими лучами  Игоря и его воинов». (Лиля Л.); «Слово «светлый» означает «божественный», «святой», «мудрый», но не каждый человек, наверное,  может осознать божественность и мудрость, а в ком-то они могут поколебаться, иссохнуть, сгореть. Я думаю, что поскольку Игорь с самого начала не прислушался к тому, о чём его предупреждало светлое солнце, то в нём самом не было света, не было веры и мудрости» (Саша Н.), «Светлое солнце всем несёт свой свет, но не всякий обращает на него внимание. Тот, кто его не видит, может быть наказан. Игорь наказан за то, что не захотел увидеть». (Дина А.).

        Возникает вопрос: «Видит ли в «Слове…» кто-нибудь из князей этот особый свет мудрости?»

       Ученики называют Святослава и доказывают это тем, что князь Киевский осуждает Игоря за то, что тот выступает в поход не только во имя избавления от вражеских набегов, а и ради собственной славы. Ученики приводят цитату из текста: «Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!»   Девятиклассники замечают, что автор называет  слово этого князя «золотым», то есть «правильным», «праведным», «мудрым». Таким образом, по их мнению, «автор «Слова…» выказывает своё отношение к выступлению Игоря против половцев с немногочисленной дружиной, заведомо обречённой на поражение» (Кристина С.). «В самом имени Святослав  есть отблеск света -  «свят» - «свет», - говорит Оля К.

        Таким образом, мы подходим к мотиву мудрости в «Слове о полку Игореве», который открывают для нас «золотое слово»,  образы солнца и света  в произведении.

         Остановимся на более подробном анализе выделенных слов и их значении в контексте эпохи написания «Слова…». «Нетрудно заметить, что в нашей древней поэзии, прежде всего, говорится о свете, его действии [11, С. 224], - пишет искусствовед Н.Н.Третьяков. – В искусстве свет передаётся в двух категориях: как освещение, с определённым реальным источником в виде солнца, луны … и как явление духовной энергии» [11, с.193]. Для эпохи Средневековья особое значение имела вторая категория.

         Изучая  «Слово…», ученики должны знать, что христианство неотделимо от понятия «духовный свет», «нетварный». В «Шестодневе» святителя Василия Великого сказано о сотворении света: «Первое Божие слово создало природу света, разогнало тьму…. Божьим словом всё изменено в приятнейший и честнейший вид» [11, с.192].

         В подтверждение того, что слово «золото» в выделенном нами  контексте оказывается в одном тематическом ряду со словами «свет» и «солнце», сошлёмся на слова С.С.Аверинцева: «<…> как золото – «абсолютная метафора» света, так свет – «абсолютная метафора» Бога: «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы». [1, с.411]. И далее: «<…> сопряжение Солнца и золота остаётся непререкаемым со времён Ветия Валенса (II в.н.э.) до конца Средневековья и даже далее. Общий знаменатель символики золота и символики Солнца – идея сакрального царя, приносящего подданным «золотой век», или, что то же, «царство Солнца». Ибо Солнце есть царь» [1, с.417].  Учёный указывает, что «золото было для византийца образом света как истины и славы» и поэтому - образом божественных энергий <…> ».  «Золото – образ света как истины и славы и через это – образ Божественных энергий»   [Аверинцев С.С. Богословие образа. С.55].

           Девятиклассники замечают, что «свет» и «золото» определены как явление духовной, божественной энергий, что приводит их к мысли о том, что Игорь вышел на путь поиска истины.  А это значит, что,  хотя в конце произведения о суде Божьем  автор уже не упоминает,  к иконе Божьей Матери Игорь отправляется,  прежде всего, для покаяния и искупления греха. Подтверждение этим находкам содержится в исследованиях Аверинцева С.С.: «Для Нового Завета золото есть не просто нечто блистающее и драгоценное, но связано с идеей страдальческого очищения и грозного испытания» [1, с.421], «для христиан драгоценный металл становится «специально идеей мученичества» [1, с. 421].. С.С.Аверинцев передаёт архитектонику средневековой символики: «золото – «икона» света, свет – «икона» божественных энергий» [1,С. 413]  – и  выделяет две грани в образе света как качестве духовного символа – ясность и блистание. Верность уставу Божьему, благоверие, добродетельность, мудрость -  воплощение идеальных качеств христианина.

          Обращаем внимание девятиклассников к иконописи, мозаике и архитектурным творениям 11 – 12 веков, потому что теперь, когда ученики  выяснили значение ряда сквозных образов «Слова…», мы ставим своей задачей познакомить учеников с культурой рассматриваемого нами периода, чтобы  они могли сделать сопоставление со  своими наблюдениями.

         « Факты истории и сама природа по средневековым представлениям – лишь письмена, которые необходимо прочесть. Природа – это второе откровение, второе писание. Цель человеческого познания состоит в раскрытии тайного, символического значения явлений природы. Всё полно тайного смысла, тайных символических соотношений с писанием. Видимая природа – «как бы книга, написанная перстом божиим», - указывает Лихачёв Д.С. [4, с.162]. На это же указывает и Третьяков Н.Н. Он пишет, что всё в Древнерусском искусстве строилось на раскрытии истины Евангельского слова. [11, с.27].

          Знакомим учеников с изображением фрагмента мозаики Св. Софии Киевской. 1040 – 1053 гг. «Иисус Христос» (слайд).   Обращаем внимание девятиклассников на то, что мозаика, особенно византийская, имеет «уникальное  свойство как бы излучать свет, что достигается действием золота и смальты» [1, с.194]. В мозаике важно световое воздействие камня на камень, форма самих камней, некоторые цветные камни, которые используются в мозаике, обладают способностью отражения. В такой «мозаике всё сияет». Именно поэтому в византийском искусстве не бывает тени, оно «основывается на понимании «чистого света».  «Этот образ «Света от Света», входящий в «Символ веры», пронизывает всё пространство византийского и древнерусского храма» [1,с.194].

          Предлагаем учащимся рассмотреть слайд с фреской из Успенского собора во Владимире с изображением летящего Судии. «Он представлен в движении на контрастном фоне тёмно-синей сферы». Сделанная копия-реконструкция, восстанавливающая утраченные фрески, даёт возможность представить, как в своё время «сияла золотым ассистом  фигура Христа, горела светом, подобно солнцу в зените неба». Тёплые охристые тона выдвигали вперёд композиционный центр», а фоновый  тёмно-синий цвет становился символом беспредельности пространства. «Здесь цветовой контраст имеет глубокий духовный смысл, раскрывающий тему грядущего  Страшного Суда …» [11, с 227].

           Обращаем внимание девятиклассников на золотой ассист на ликах Матери и Младенца, на их одеждах. Небесный свет чистоты и божественного человеколюбия.  Свет, золотой ассист подчёркивают непостижимость бесконечности. «Свет непостижим, - пишет ТретьяковН.Н., - некоторые его особенности не поддаются его логическому анализу. Свет бесконечен, он пронизывает собой всю структуру мира, распространяется с огромной скоростью, доходя до нас из глубин Вселенной… Свет приносит радость красоты. Собственно, он и есть выражение красоты» [11,с.192]. И далее: «духовная энергия»  мыслится как «свет нетварный». «Летопись повествует, что в 1131 году из Константинополя была принесена на Русь икона, получившая впоследствии наименование Владимирской». [2, с.272]. Из неё же мы узнаём, что эта  икона была написана греческим иконописцем, её «исполнение свидетельствует об удивительном мастерстве и совершенном художественном вкусе неизвестного гениального нам иконописца». О Пресвятой Деве Марии говорится как «о Жене, победившей змия, облекшейся в солнце, как образе Премудрости Божией в самой её основе: целостности и целомудрии» [2, с. 272] . Вот что написал о Божьей Матери  святой Григорий Палама: «Желая воплотить образ абсолютной красоты и явить ангелам и людям величие Своего творения, Бог создал Марию поистине прекрасной. Он сосредоточил в Ней всю красоту, розданную другим созданиям, и сделал её украшением всего видимого и невидимого мира, иными словами явил в Ней совокупность всех дивных совершенств, ангельских и человеческих, высшую красоту, украшающую оба мира, возвышающуюся от земли и даже превыше него…» [9, с.274].

        Ученикам предлагается определить основной мотив, мотивы в предложенном им материале. Они называют мотив чистого света – «Света от Света», абсолютной красоты, как «воплощения всех дивных совершенств», высшей красоты,  духовности, Премудрости Божией.

         Обратимся к началу текста «Слова…»: Игорь взглянул «на светлое солнце» и «увидел воинов своих тьмою прикрытых». Не просто солнце, а «светлое солнце», несущее свет и  наделённое, как уже заметили девятиклассники, особым  знанием о происходящем, возникает перед глазами Игоря, отправляющегося в поход. И знание это приобретает смысл духовного, поскольку смысл его в том, что  поступающий вопреки  воле Божьей будет лишен блага. «Не сулит нам добра это знамение! [7, с.353] – читаем  в Ипатьевской летописи Х11 века о солнечном затмении. И там же: Игорь говорит, что «знамение творит бог», но  «тайны божественной никто не ведает» [7, с.353]. «Ум князя уступил желанию, - пишет автор  «Слова…», - и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование». «Разумный, не ослеплённый страстью герой должен был бы отменить поход или – во всяком случае – предпринять шаги к предотвращению несчастья» [6, с.30], - замечает Е.Осетров. И дальше: «Игорь претерпел за то, что не внял небесным предзнаменованиям и отправился в поход» [6, с.53].   Мы видим, что Игорь ещё не готов внять божественной  мудрости, не хочет понять, что маловероятно нанести решительный удар половцам с небольшим войском, не объединившись с другими русскими князьями. В «Лаврентьевской летописи» о походе князя Игоря находим: «Подошло к ним войско всё, бесчисленное множество. Наши же, увидев их, ужаснулись и забыли о похвальбе своей, ибо не ведали сказанного пророком: «Тщетны человеку и мужество, и мудрость, и замысел, если бог противится» [7, с.369].  И там же:  «Сменили половцы коней своих, а у наших кони изнемогли, и были побеждены наши гневом божьим» [7, с.369]. Из «Ипатьевской летописи» узнаём, что Игорь обращается к Богу перед побегом: «О, если бы ты спас меня, владыка, недостойного!» [7, с.363],- а затем с иконой и крестом покидает шатёр.

       Просим девятиклассников сопоставить образ Игоря в начале «Слова…» и в конце, основываясь на наших находках и дополнительном материале, который был предложен ученикам  на уроке. Ученикам предлагается  работа в форме «письменный ответ на вопрос».

       Приводим  некоторые рассуждения учеников:  «Я думаю, что в конце поэмы перед нами уже не тот Игорь, что был в начале. В конце произведения Игорю передался ум (мудрость) через свет солнца, то есть, в «Слове…» это божественный свет: «солнце светится на небе, а Игорь-князь в Русской земле». Я думаю, что он раскаивается в том, что сделал, в том, что не посчитался с другими князьями, а славы хотел только себе» (Ксения Т.).

        «Если в начале поэмы образ Игоря - это образ самоуверенного, далёкого от божественной правды князя, выступающего в поход во многом ради собственной славы, то в конце – перед нами образ просветленного солнечным светом, светом мудрости,  князя,  который, я думаю, едет каяться в своих грехах к иконе Божьей Матери. Может быть, он будет просить у Божьей Матери совета, что делать ему дальше, как поступать. Может быть, он скажет после этого всем князьям своё золотое слово» (Инна Б.).

        «Я обратила внимание, что в «Слове о полку Игореве» несколько раз говорится о «суде божьем». Может быть, плен и те страдания, которые перенёс Игорь за время пребывания в плену, и есть суд Божий?  А страдания, я знаю, делают людей добрее и мудрее. Поэтому в конце произведения мы и видим светлого, т.е. мудрого, князя Игоря. Наверное, автор хочет показать, что с возвращением Игоря на Родину связываются надежды на лучшее. Если «солнце светится на небе, а Игорь-князь в Русской земле», значит, свет справедливости и мудрости установится на всей русской земле, и тогда все князья поймут смысл золотого слова Святослава, увидят, что беда на родной земле из-за  их раздоров и несогласия» (Алёна Ш.).

         «Мне показалось, что в «Слове…» Бог –  справедливый и умный, но очень грозный. Он может покарать за непонимание. Поэтому в «Слове…» говорится о «суде божьем», которого не сможет избежать никто. И Игорь его тоже не избежал. Сурово наказанный, но не отвергнутый Богом, воплощенном в этом произведении в образе солнца, Игорь отправляется к иконе Божьей Матери. Мне показалось, что это всё не случайно.  Мы говорили, что многие женские образы в этом произведении, например, дерево, наделены способностью знать заранее и предупреждать об опасности. Автор говорит нам, что князь Игорь отправляется в церковь молиться Божьей Матери. Может быть, Божья Матерь научит его мудрости?» (Владик Я.)

         Отметим, что при сопоставлении образа Игоря в начале и в конце поэмы, ученики старались объяснить изменения в рассматриваемом образе, опираясь на  то значение образов свет, солнце, золото, которое мы выявили на уроке. Такой путь помог ученикам выйти на очень важный для понимания этого произведения мотив мудрости, который являет собой отражение одной из характерных особенностей эпохи Православия на Руси: культ Божьей Матери, являющейся воплощением мудрости – Софии.

         Итак,  мы видим, что через исследование сквозных образов в тексте учащиеся девятого класса открывают важный для произведения мотив - мотив  мудрости,  который  выявляет идеалы эпохи Средневековья и  позицию автора «Слова…». «Игорю-князю бог путь указывает из земли Половецкой на землю Русскую, к отчему золотому престолу», - пишет Е.Осетров. Стремление князя Игоря   принять  покаяние и испросить мудрости у святой Богородицы оценивается автором особо: «Солнце светится на небе, а Игорь-князь в Русской земле…» [6, с.105].

       «Праведники просветятся, как солнце, во славе Отца своего»     [7,  с.343] - приводит слова Господа в «Слове о князьях» Кирилл Туровский. В «Житии Феодосия Печерского», написанном во времена событий «Слова…», есть  рассказ о прозревшем рабе Пресвятой Владычицы Богородицы и святого Феодосия. Раб Георгий, сын Симонов, благословлённый  «святой рукой» Феодосия Печерского, признаётся: «Некогда болел я три года глазами, не видел и солнечных лучей, и по слову его был исцелён - и прозрел». Прозревший   Георгий  рассказывает о том, как  половцы, сразившись у  высокого города, который возник ниоткуда (на самом деле на этом месте было село Пресвятой Богородицы, Печерской обители), «были много поранены», а жители села, «выйдя поутру и увидав разлитую кровь, изумлялись». [С.131 -132]. Как видим, мысль о связи прозрения человека с солнечными лучами, солнцем соответствует духу эпохи Средневековья. А Пресвятая Богородица являла собой образ заступницы  православных людей как воплощение божественного света, мудрости.

       Таким образом, исследование ряда основополагающих сквозных образов и мотивов помогают девятиклассникам постичь нравственные идеалы эпохи написания «Слова…», переданные создателем немеркнущего творения: христианство неотделимо от понятия «духовный свет», «нетварный».

       Из приведённых выше письменных работ девятиклассников следует, что они обратили внимание на мотив суда, тесно связанный с мотивом мудрости, красоты. Обращаясь к немеркнущему литературному памятнику, нужно показать ученикам,  почему князь Владимир из всех предложенных ему вер, магометанской, иудейской,  остановился  именно на христианстве. «Его поразило самое главное в христианстве, - пишет П. Флоренский, -  именно то, что оно – религия абсолютных оценок, религия   с у д а, а вместе с тем религия с п а с е н и я» [12,  С.473]. Мотив суда возникает в «Слове…» несколько раз. Е. Осетров замечает, что «опрометчивость и неразумность Игоря» показаны «на широком историческом фоне», так как автору  важно привести моральную сентенцию о том, что «в прошлом похвальбы уже приводили князей на суд божий» и что «Игорь находится в таком же положении, как и участники былых распрей, что и его не минует наказание за дерзкую вылазку в Поле, за стремление к личной славе, за нежелание умерить свой пыл и быть с другими князьями – «за одно сердце» [6, С.33 - 34].

          На наш взгляд, один из верных путей преодоления целого ряда  проблем в связи с изучением «Слова…» заключается в знакомстве с этим  Итак, знакомство с шедевром на основе исследования сквозных образов,  мотивов, связанных с традициями предшествующих памятников, -  один из эффективных подходов, обеспечивающий постижение авторской позиции, вырабатывающий умение воспринимать художественный текст целостно, создающий возможность для выявления метафорической сущности целого ряда образов в «Слове…», что открывает перспективу видения литературного процесса как непрерывного и обусловленного сложными связями явления.

Список использованной литературы

1.  Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004.

2.  Евдокимов Павел. Искусство иконы. Богословие красоты. Христианская     жизнь. Клин, 2005.

3.  Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М., 2002.

4.  Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

5.  Маранцман Е.К. От образа к смыслу. - С.- П., 2005.

6.  Осетров Е. Мир Игоревой песни.  М.: 1977.

7.  Памятники литературы Древней Руси Х11 века. М., 1980.

8.  Рез З.Я. Методика преподавания литературы. М., 1985.

9. Св. Григорий Палама. РG. 151, 468 АВ. Слово на Успение. С.274 (у Евдокимова П.)

10.  Слово о полку Игореве.  М., 1980.

11. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001.

12.  Флоренский П. Христианство и культура. М., 2001.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по "Слову о полку Игореве" (9 класс)

Тест содержит 17 вопросов с выбором варианта ответа...

Заключительные уроки по "Слову о полке Игореве" 9 класс

quot;Слово о полку Игореве" как памятник древнерусской литературы. Заключительные уроки....

Опыт использования приема "Ромашка Блума" при изучении "Слова о полку Игореве..."

Один из приемов технологии развития критического мышления - прием составления вопросов - "Ромашка Блума". Использование этого приема на уроках литературы позволяет повысить познавательную ак...

Презентация к изучению "Слова о полку Игореве"

Материалы к изучению «Слова о полку Игореве на уроках литературы в 9 классе: картины, гравюры, монеты,миниатюры по мотивам "Слова..."...

"Слово о полку Игореве" - Плач Ярославны и Золотое Слово Святослава в переводах Д. С. Лихачева и В. А. Жуковского

Плач Ярославны и Золотое Слово Святослава в переводах Д. С. Лихачева и В. А. Жуковского Малериалы можно тспользовать для сравнения переводов "Слова о полку Игореве"...