Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
статья на тему

Клюйкова Татьяна Юрьевна

Современные компьютерные технологии используются во всех сферах нашей жизни, в том числе и в образовании. Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность занятий. творчество и воображение.

Использование компьютерных технологий на занятиях иностранным языком можно представить в разнообразных формах. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

Автор: Костылева Т.Ю.

Современные компьютерные технологии используются во всех сферах нашей жизни, в том числе и в образовании. Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность занятий. Компьютер может применяться учителем в различных целях:  

- предъявление информации в различных формах

- формирование у учеников общих и специальных знаний и умений по предмету

 - контроль, оценка и коррекция результатов обучения

 - организация индивидуального и группового обучения

 - работа с интернет ресурсами и дистанционный контроль выполнения заданий

Интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения и  ученики с удовольствием  работают с компьютером. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения, т.к. они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые навыки,  развивать творчество и воображение.

Использование компьютерных технологий на занятиях иностранным языком можно представить в разнообразных формах. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.  Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых. Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников в классе. Кроме того трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные “ключи” для успешного решения задания. Важной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может вести диалог с учащимся. Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для развития речевой деятельности и навыков аудирования. Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – “изображения” движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. Малыши делают все с радостью, а учителю приходится приобретать необходимые электронные учебники и делать подборку по ним нужных ситуаций, а также распечатку дополнительных вопросов и текстов и перенос их на все компьютера, чтобы в определенный момент на уроке учащиеся могли сесть и выполнить то или иное задание. Это большой труд, но себя оправдывает. Радость познания предмета и своего потенциала – вот что дает использование компьютеров на уроках. Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных программ, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний. Например, “Bridge to English – Doki English” - это мультипликационный мир, где вы можете в игровой форме обучиться английскому языку. “Movie Talk. Английский. Интерактивный видеокурс” поможет вам усовершенствовать восприятие английской речи на слух. “English in action. The royal family” – это компьютерный курс на основе видеоматериалов из жизни британской королевской семьи. Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа “Профессор Хиггинс. Английский без акцента” и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы. Работа над фонетикой с помощью компьютерной программы формирует такие навыки, как вывод, сравнение, логика, развивает фонематический слух. Компьютер позволяет учащемуся услышать свои ошибки, а не только увидеть. Это и приводит к повышению качества произношения учащихся.

 Интернет может помогать и при обучении школьников письму. Идеально подойдет для этой цели общение по переписке с носителем языка. Более того, с помощью  компьютерных программ, учащиеся овладевают компонентами коммуникативной компетентности, которые включают в себя не только умение выбирать адекватные ситуациям общения лексические и грамматические средства, но и их соответствующее интонационное оформление. Существуют три области, в которых Интернет может помочь учащимся проявить себя и употребить свои знания. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, публикация может осуществляться путём создания собственной страницы в Интернете, где публикации имеют большую аудиторию, которая тут же может комментировать свое отношение к публикации автора.   С дидактической точки зрения преимущество Интернета перед традиционными средствами обучения заключается прежде всего в доступности и актуальности аутентичных материалов, а также в облегчении и ускорении межнациональной коммуникации. Время от времени можно использовать материал онлайн газет. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Все, о чем можно прочитать в газете, видно на первой странице - она представляет собой комбинацию рекламной афиши и содержания. Здесь представлены названия наиболее важных статей с выдержками из них, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основными положениями в них обсуждаемыми. В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета является прекрасным помощником. Она позволит учащимся быть в курсе  мировых событий, происходящих в данный момент. Можно предложить ученикам исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру. Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры. В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации из первых рук, а не к недельной или того более давности печатным изданиям.

Возможности использования Интернет  огромны. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

-развивать  монологическую и диалогическую речь на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети

-пополнять свой словарный запас лексикой современного иностранного языка

-знакомиться с культурой других стран, эталонами речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Итак, компьютерные технологии помогают:

•      делать занятия более наглядными;

•             обеспечивать учебный процесс новыми материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

•      приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

•      обеспечивать моментальную обратную связь;

•      повышать интенсивность учебного процесса;

•   повышать познавательную активность учащихся, а следовательно, желание изучать предмет;

•     объективно оценивать действия учащихся;

•     реализовывать личностно-ориентированный и дифференцируемый подходы в обучении

•     повышать уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания, памяти);

У учащихся в настоящее время популярны сервисы: Блог (Blog), Вики (Wiki), Закладки (Bookmarks), Фликр (Flickr), ЮТьюб (YouTube), Подкаст (podcast). Учащиеся имеют возможность контактировать в сети на изучаемом языке.

 Для учителей Интернет также открывает бесконечный простор для саморазвития и совершенствования деятельности, где коллеги делятся своим опытом, в нашей всемирной сети имеется множество обучающих и развивающих сайтов и программ. Сайт http://quizlet.com/, на странице которого предлагается много материала для обучения лексике. Там имеется синтезатор речи,  превращающий печатный текст в звук. Обучающиеся имеют возможность выполнять упражнения в игровой форме на запоминание слов и выражений. На сайте  http://www.palabea.com/  можно найти учебные видео и аудио записи, общаться с носителями языка в системе онлайн, обмениваться материалами.

 BBCWorldService (http://www.bbc.co.uk/worldservice) предоставляет возможность не только прочитать, но и прослушать новости на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Видео уроки на сайте сайта оснащены разработками к фильмам и аудиозаписями.  Британцы рассказывают интересную  информацию об особенностях фонетики, лексики и грамматики английского языка. В обучении английскому языку на старшем этапе и подготовке к ЕГЭ возможно применение он-лайн  тестирования, которое можно выполнить на сайтах:  http://www.languagelink.ru,  http://www.primavista.ru,  http://www.english.ru/tests.html , http://www.homeenglish.ru.

Подводя итог, следует отметить, что несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является переход на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся. Это помогает воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой личности.  Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет. По окончании раздела в учебнике в целях контроля усвоенного учащимися материала можно предложить учащимся выполнить презентацию по теме, несколько вариантов работы и отправить на электронную почту учителю для проверки и получить ответ с оценкой и комментариями, учащимся нравится такой вид проверки, или в классе защитить презентацию, где учащиеся сами оценивают свою деятельность.

Вывод: использование  ИКТ при обучении английскому языку способствует:

повышению качества обучения по английскому языку;

развитию творческих возможностей и способностей учащихся

созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний на иностранном языке;

повышению уровня использования наглядности на уроке;

установлению межпредметных связей;

приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;

обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка"

Опытно-методическая разработка на тему:«Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка(мультимедийные презентации и интерактивная доска)...

Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка

Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет высокой эмоциональности и св...

Использование информационно-комуникационных технологий на уроках английского языка

Я, Морозова Людмила Владимировна , учитель английского языка, считаю, что цилю применения ИКТ на уроках английского языка - это раазвитие речевых компетенций, самостоятельности и мотивации. На своих у...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка. Игровые технологии.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека р...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Доклад для МО учителей иностранного языка по теме: Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.

Доклад. В нем рассматриваются проблемы здоровья детей, психические особенности школьников, проблема здоровьезбережения....