Выступление на заседание педагогического совета
статья на тему

Борькин Алексей Олегович

Выступление на заседании педагогического совета по теме:«Информационная компетентность педагога, в рамках профессионального стандарта педагогических работников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovet.doc49.5 КБ
Файл prezentatsiya_pedsovet.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Выступление

 на заседании педагогического совета

по теме:

«Информационная компетентность педагога, в рамках

  профессионального стандарта педагогических работников»

Подготовил: учитель физической культуры

Борькин А.О.

Г. Новомосковск, 2017.

 В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривалось с 1 января 2017 года.

«Под профессиональным стандартом педагогической деятельности мы будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности»

Док.психол.наук, профессор

Шадриков В.Д.

Иными словами,  профессиональный стандарт педагогической деятельности представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности заниматься педагогической деятельностью и определяющими успех в этой деятельности.

Модель профессионального стандарта педагогической деятельности можно представить следующим набором профессиональных компетенций:

  1. Социально-личностные компетентности
  2.  Компетенции в области постановки целей и задач педагогической деятельности
  3. Мотивация учебной деятельности
  4. Информационная компетентность
  5. Компетентность в разработке программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений
  6. Компетенции в организации учебной деятельности

Темой  моего выступления является информационная компетентность, в рамках профессионального стандарта педагога.

  На данном этапе развития общества можно смело утверждать, что материя существует в трех ипостасях – вещество, энергия и информация.

В первобытные времена человечество освоило вещество, затем – энергию. Современный этап развития, вполне справедливо называют «информационной революцией».

Развитие компьютерных технологий, средств массовой информации и телекоммуникаций привели к тому, что человечество оказалось перед фактом: накоплено такое огромное количество знаний о мире, что для получения всей информации необходимо овладеть специальными знаниями, умениями, развить необходимые способности и выработать новые качества психики, которые позволили бы получать и овладевать информацией в нужной мере. Если все накопленное человечеством знание назвать общей информацией, то для овладения ею необходима специфическая информация о том, как можно правильно получить интересующие человека знания. Ученые указывают на необходимость целенаправленной подготовки личности к жизнедеятельности в информационном обществе: человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией, обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям, иметь мировоззрение информационного общества. Все эти задачи ложатся на плечи учителей, преподавателей и воспитателей, ими и определяется вся сущность этой компетенции.

Информационная компетентность отражает теоретическую и методическую составляющую педагога, свободное владение предметом, объем знаний о профессиональной деятельности, предметом которым он владеет, умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, знание условий педагогической ситуации, особенностей обучающихся, взаимоотношения педагога и учеников.

Информация является обязательным компонентом педагогической деятельности как системы. Чем адекватнее, точнее и полнее будет информационная основа деятельности, тем эффективнее будет осуществляться профессиональная педагогическая деятельность.

Данная компетентность может быть раскрыта через четыре ключевых
показателя: компетентность в методах преподавания, компетентность в 
предмете преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности и способность вести самостоятельный поиск информации. Разберемся по подробнее.

  1. Компетентность в предмете  преподавания.

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения. Показатели оценки  

  1. Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);
  2. Возможность применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений;
  3. Владение методами решения различных задач. Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных;
  4. Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания;
  5. Знание жизненного пути воспитанника;
  6. Знание семейной обстановки;
  7. Знание травмирующих ситуаций;
  8. Умение установить социальный статус воспитанника.

  1. Компетентность в методах преподавания.

Она обеспечивает возможность эффективного усвоения знаний и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход к творческой личности и её развитие. Критериями ее оценки являются:

  1. Знание методов и методик преподавания
  2. Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторская программа
  3. Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий
  4. Использование в учебном процессе современных методов обучения.

3. Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов).

 Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности. Показатели оценки здесь следующие:

  1. Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные  особенности обучающихся;
  2. Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом)
  3. Использование знаний по психологии в организации учебного процесса
  4. Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся. Владение методами социометрии
  5. Учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе
  6. Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности.
  7. индивидуальный подход к организации воспитательного процесса.
  8. Знание индивидуальных особенностей учеников.
  9. Владение методами диагностики, индивидуальных особенностей воспитанников.

4. Способность вести самостоятельный поиск информации 

– это заключительная компетенция, рассматривается как профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск, показатели ее оценки, следующие:

  1. Профессиональная любознательность
  2. Умение пользоваться различными информационно - поисковыми технологиями
  3. Использование различных баз данных в образовательном процессе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Информационная компетентность педагога, в рамках профессионального стандарта педагогических работников» Выступление на заседании педагогического совета по теме: Подготовил: учитель физической куьтуры Борькин А.О . Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14»

Слайд 2

«Под профессиональным стандартом педагогической деятельности мы будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности» Док.психол.наук , профессор Шадриков В.Д.

Слайд 3

Профессиональный стандарт педагогической деятельности представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности заниматься педагогической деятельностью и определяющими успех в этой деятельности.

Слайд 4

Модель профессионального стандарта 1. Социально-личностные компетентности 2. Компетенции в области постановки целей и задач педагогической деятельности 3. Мотивация учебной деятельности 4. Информационная компетентность 5. Компетентность в разработке программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений 6. Компетенции в организации учебной деятельности

Слайд 6

Информационная компетентность К омпетентность в предмете преподавания К омпетентность в методах преподавания К омпетентность в субъективных условиях деятельности Способность вести самостоятельный поиск информации

Слайд 7

Компетентность в предмете преподавания Показатели оценки: 1. Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось); 2. Возможность применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений; 3. Владение методами решения различных задач. Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных; 4. Знание внутреннего мира ребёнка как основа воспитания; 5. Знание жизненного пути воспитанника; 6. Знание семейной обстановки; 7. Знание травмирующих ситуаций; 8. Умение установить социальный статус воспитанника.

Слайд 8

Компетентность в методах преподавания Знание методов и методик преподавания 2. Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторская программа 3. Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий 4. Использование в учебном процессе современных методов обучения.

Слайд 9

Компетентность в субъективных условиях деятельности 1. Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся; 2. Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом) 3. Использование знаний по психологии в организации учебного процесса 4. Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся. Владение методами социометрии 5. Учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе 6. Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности. 7. индивидуальный подход к организации воспитательного процесса. 8. Знание индивидуальных особенностей учеников. 9. Владение методами диагностики, индивидуальных особенностей воспитанников.

Слайд 10

Способность вести самостоятельный поиск информации Профессиональная любознательность 2. Умение пользоваться различными информационно - поисковыми технологиями 3. Использование различных баз данных в образовательном процессе.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"

Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и  России.     Забота о здоровье нации – одно из...

Выступление на тематическом заседании педагогического совета "Индивидуальный подход на уроках русского языка и литературы

Представлен материал выступления по теме личного опыта с использованием дифференцированного похода в обучении....

выступление на заседании педагогического совета

«Социализация глухих и слабослышащих детей через духовно-нравственное становление личности»...

Реализация ФГОС "второго поколения" на уроках русского языка и литературы в 5 классе (выступление на заседании педагогического совета)

В выступлении отмечаются  особенности урока русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС "второго поколения", его отличия от традиционного урока, основные этапы подготовки и проведения ...

Выступление на заседании педагогического совета школы.

Анализ работы школьного методического объединения учителей математики, информатики и физики  за 2014-2015 учебный год....

Непрерывное самообразование учителя (выступление на заседании педагогического совета)

Непрерывное самообразование учителя (выступление на заседании педагогического совета)...

Материал выступления на заседании педагогического совета.

Тема: «Определение эффективных механизмов и систематизация форм внеурочной деятельности обучающихся по предметным блокам ( областям) обучения и развития».Вопрос: «Проведение декады и...