Верные друзья человека
план-конспект на тему

Симонова Наталья Григорьевна

Урок по окружающему миру. Главная цель - знакомство детей с собакой и кошкой, их "служением" человеку. Важная задача урока - не только донести до детей значимость этих животных в жизни человека, но и рассказать, как правильно ухаживать за ними, заботиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vernye_druzya_cheloveka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет – окружающий мир.

Тема «Верные друзья человека»

Цель:

  • познакомить детей с жизнью кошек и собак, закрепить знания о домашних животных;
  • развивать познавательную активность;
  • воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.

Оборудование:

  • мультимедийное устройство
  • презентация «Породы кошек» и «Породы собак»;
  • карточки с изображением животных;
  • маска кота;
  • раскраска с изображением котёнка и щенка.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Закрепление ранее изученного.

Работа в группах. Игра «Мозаика»

Учитель. Ребята, рассмотрите карточки, на которых изображены части животного и сложите изображение данного животного.

Назовите животное, которое у вас на картинке.

Дети. У нас на картинке курочка, корова, козочка, овечка

Учитель. Какую пользу приносят эти животные человеку?

Дети. Корова даёт молоко, из которого получают сливки, творог, сметану.

Козочка тоже даёт молоко, а еще тёплый пух.

Овечка дает шерсть.

Курочки дают яйца.

Учитель. Ребята как называют этих животных?

Дети. Этих животных называют домашними животными.

Учитель. Почему их так называют?

Дети. Эти животные живут рядом с человеком, у него дома, человек заботится о них.

III. Сообщение темы и цели.

1. Загадки.

Учитель. Отгадайте загадки.

1) Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
Две медали на груди -
Лучше в дом не заходи (собака)

2) Что за зверь со мной играет? -
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки (кошка)

Учитель. Ребята, как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

Дети. Мы будем говорить о кошках и собаках.

Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о тех животных, которые живут рядом – в одном с нами доме, в нашем дворе. Разговор пойдёт о домашних животных – кошках и собаках. Мы выясним, как нужно относиться к домашним питомцам.

III. Работа по теме.

Учитель. Очень давно кошки и собаки живут рядом с человеком. В древности кошки были дикими животными, человек охотился на них, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное. Родиной домашней кошки является Африка. Кошка – это обыкновенное домашнее животное, но с необыкновенными качествами. О некоторых из них я расскажу.

Учитель. У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие шорохи, которые производят мыши. А потом поворачивает уши, как спутниковые антенны, и точно определяет, где прячется добыча.

У кошки очень хорошее зрение. Кошачий глаз можно сравнить со светоотражателями машины: у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят в одном направлении. Кошка правильно определяет расстояние до предмета.

Несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств становятся усы. Благодаря ним кошка ощущает малейшие колебания воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы.

Кошка очень чистоплотна и часто умывается. Она вылизывает не столько свою грязь, сколько свой запах. Все кошки – охотницы, а охотятся они из засады. И если добыча почувствует запах кошки, то кошка может остаться голодной.

Учитель. Послушайте случаи из жизни кошек.

Этот случай пpоизошёл в Туапсе. Мальчик возился со своим pыжим котом около дома. Большим пpутом он слегка поддевал кота, а тот лениво отбивался отнего лапой. Hеожиданно конец пpута попал в отвеpстие фундамента дома и оттуда стpемительно метнулась пpямо к лицу мальчика змея. Кот как будто ждал этого : мгновенный удаp лапой - и пеpехваченная на лету змея упала на землю. Кот не дал ей уйти под кpыльцо, схватил её зубами за хвост и вытащил... Кот защитил мальчика от ядовитых зубов змеи.

Кошка в доме - это ваш домашний психотерапевт. Она поможет вам снять стресс, преодолеть усталость, вернет вам ощущение вашей значимости. Аптечные средства нынче дороги и небезвредны, а кошка практически всегда рядом, всегда под рукой. Эти кошки - самые неприхотливые из домашних животных, сложного ухода за собой не требуют, потому что чрезвычайно самостоятельные. Но когда Вы заболеваете, кошки очень даже могут Вам пригодиться. Чем крупнее кошка, тем больше у нее энергетический потенциал и тем легче ей помочь человеку. У кошек хорошо развита чувствительность. Они очень тонко ощущают состояние энергетики вокруг себя и состояние человека, который рядом с ними находится. И не секрет, что многие кошки, живущие в доме, пытаются помочь хозяевам. Когда болит сердце или живот, они страраются лечь на это место и взять на себя боль. Вряд ли при этом они руководствуются разумом. Скорее всего, особое чутье подсказывет им, что надо помочь человеку, который о них заботится и которого они по-своему любят. Они забирают на себя отрицательную энергетику, негатив, который скапливается у людей, прекрасно умеют его перерабатывать сами и не страдают от этого, тем самым освобождают человека, помогают ему бороться с болезнью.

Презентация «Породы кошек»

(фотографии различных пород кошек: абиссинская, британская короткошерстная, канадский сфинкс, русская голубая, тайская, персидская, рекс корниш, сиамская)

Игра «Кот и мыши»

Учитель. Ребята, вы ничего не слышали? Мне показалось, кто-то мяукает. Кто же это?

Дети. Кошка!

(Учитель достаёт маску кота, одевает на одного из детей).

Учитель. Вот наш котик, а вы мышки. Прячьтесь от котика.

Дети сидят на корточках. Кот «спит» на стуле.

Мышки в норочках сидят и на котика глядят,

Коготками пол скребут.

Ах, как много мышек тут!

Тише, мыши, кот идёт.

Он вас всех подстережёт!

(Кот выходит, обходит норки, громко мяукает.)

Котик мышек не нашёл, погулял, и спать пошёл.

Только котик засыпает, мышки пляску начинают.

(Звучит плясовая музыка, мышки пляшут)

Тише, мыши, кот идёт.

Он вас всех подстережёт!

Учитель. Ребята, а знаете ли вы кошачий язык?

1. Кошка ласково мурлычет – что это означает?

Дети. Это означает, что у кошки хорошее настроение.

2. Кошка мяукает – что это значит?

Дети. Кошка либо приветствует вас, либо что-то просит.

3. Кошка трётся об ноги – что это значит?

Дети. Кошка говорит вам «спасибо», а может, что-то у вас просит.

Учитель. А ведь кошки и впрямь умеют говорить. Но их язык нам с вами не всегда понятен.

Сценка «Кошка».

Мальчик. Говорит мне тихо кошка…

Кошка.     Пожалей меня немножко!

Мальчик. Не пойму я кошку эту.

                 Я ей тычу в рот конфету,

                 Я под самый Кошкин нос

                 Лучший свой значок поднёс.

                 Я обнял её за шею –

                Вот как я тебя жалею!

                 Ну, чего ты хочешь кошка?

                 Говорит она…

Кошка.     Немножко,

                 Хоть немножко пожалей –

                 Отпусти меня скорей.

Учитель. Да, ребята, кошка очень свободолюбивое и своенравное животное. Её нельзя принуждать делать то, что она не хочет. Но если ей что-то потребуется, кошка сама придёт к вам.

Физкультминутка
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)

Учитель. Ребята, кто хочет рассказать что-то интересное о своей кошке?

Учитель. Послушайте внимательно правила ухода за кошкой.

1. Кошкам необходимо развивать когти, для этого можно использовать доску или сделать специальный валик на подставке.

2. Для ухода за шерстью используют гребни и щётки. Это хорошо влияет на самочувствие кошки, служит для массажа и дыхания кожи.

3. Посуда для еды и питья должна быть устойчивой и неглубокой. Посуду нужно регулярно мыть.

4. Взрослую кошку лучше кормить 2 – 3 раза в день. Котят надо кормить 6 раз в день.

Учитель. А теперь наш разговор о собаке.

Презентация «Породы собак».

Собака – верный помощник человека с древних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно. Первобытный человек жил в пещере и постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху и незнакомому звуку: не подкрадывается ли зверь, враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, недоступные человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником. Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал верным другом человека. Человек приручил собаку сторожить дом – пещеру, лаем подавать сигнал тревоги, помогать на охоте и защищать скот. Повсюду, где живёт человек, рядом с ним – собака - верный друг.

  • По снегам тундры бегут ездовые собаки. В упряжке 8 – 10 собак. Они перевозят различные грузы.
  • Собака облегчает тяжёлый труд чабана. Хорошо выдрессированный пёс по знаку чабана подгонит отставших животных, завернёт налево – направо отару овец, предупредит о незнакомце или звере.
  • Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: проводит домой и на работу, оберегает в пути.
  • Есть собаки – пожарные. Они находят в дыму и огне пострадавших и выносят их из опасного места.
  • Собака помогает найти преступника по запаху.

Легенда о собаке. Земля задрожала, и по ней пошла трещина, отделяющая первых мужчину и женщину от остального животного царства. По мере того как пропасть углублялась и ширилась, все остальные создания, опасаясь за свою жизнь, вернулись в лес. Все, кроме собаки, которая после долгих размышлений перепрыгнула через опасный разлом, чтобы остаться с людьми на другой стороне. Она объяснила это тем, что ее любовь к людям сильнее, чем связь с другими существами. Чтобы доказать это, собака добровольно отказалась от положенного ей места в раю.

Учитель. Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за собакой?

(Учитель выслушивает ответы детей)

Учитель. (Обобщает ответы детей)

1. Собаке следует выделить её территорию. Место должно содержаться в чистоте.

2. Нужно иметь плошку для воды и миску для корма. Миску собаки необходимо мыть после каждого кормления, плошку для воды – раз в день.

3. Необходимо иметь предметы ухода: расчёски, щётку, ошейник и поводок, для выгула – намордник.

Ребята, если вы когда-нибудь захотите завести кошку или собаку, сначала изучите правила содержания, кормления, ухода за животным.

Учитель. Говорят, что о человеке можно судить по тому, как он относится к животным. Как вы это понимаете?   

Учитель. К сожалению, нередко люди берут в дом питомца, а потом безжалостно выбрасывают его на улицу. Послушайте стихотворение «Котёнок».

Ученик.

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали «кис», «кис».

Замирая от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

Учитель. Грустное стихотворение. К сожалению, человек не всегда достойно ведёт себя по отношению к домашним животным. Плата за предательство человека – одичавшие и опасные своры собак. Ребята, помните: мы в ответе за тех, кого приручили.

IV. Итог занятия.

Учитель. Что интересного узнали на занятии?

Чему оно научило вас?

Дети. Нужно помнить о тех, кто рядом с нами, кто нуждается в нашей заботе.

Учитель. Ребята, у меня в руке картинки с изображением котёнка и щенка, раскрасьте эти картинки (дети выбирают одну из картинок по желанию и раскрашивают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Витамины и я-верные друзья"

Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ (для учащихся2-3 классов) по теме» Витамины и я – верные друзья». Данное мероприятие учит детей заботиться о своем здоровье, формирует представление ...

Классный час «Наши верные друзья»

Цели: объяснить учащимся, для чего служат светофоры; рассказать о назначении трехсекционного светофора, последовательности расположения его сигналов; познакомить учащихся с другими видами пешеходных с...

Классный час в 3 классе на тему "Кошки и собаки – наши верные друзья"

Цель: Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное отношение к животным. Задачи:1. Закрепить и расширить знания детей о домашних животных.2. Развивать мышление, посредством вы...

Птицы наши верные друзья

Конспект внеклассного мероприятия...

Птицы наши верные друзья

Методическая разработка...

Птицы наши верные друзья

сценарий мероприятия...

Внеклассное мероприятие "Наши верные друзья"

Данное мероприятие поможет в доступной игровой форме ещё раз напомнить учащимся основные правила поведения на проезжей части....