Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья на тему

В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формирующей максимальную доступность к получению необходимых знаний, развитию творческого потенциала, а также к оказанию эффективной логопедической помощи. В статье представлен опыт исследования по созданию коррекционно-развивающей среды у старших дошкольников с нарушениями речи, обоснованы его результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Аннотация: В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формирующей максимальную доступность к получению необходимых знаний, развитию творческого потенциала, а также к оказанию эффективной логопедической помощи. В статье представлен опыт исследования по созданию коррекционно-развивающей среды у старших дошкольников с нарушениями речи, обоснованы его результаты.

Для формирования полноценной личности ребёнка необходимо совершенствовать среду, которая позволяет сформировать у каждого ребёнка представление о цели жизни. Ребенок начинает сопоставлять среду, в которой он развивается с деятельностью, преобразовывать ее в соответствии со своими представлениями. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка как личности. Создать благоприятную обстановку в ДОУ это большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. [4]

Задача педагогов в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая может позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. [5]

Изучением механизмов воздействия среды на речь и психические процессы ребёнка занимались видные отечественные психологи.

 В своих работах Л.С.Выготский важную роль отводит «социальной ситуации развития», понимая под ней своеобразное, соответствующее возрасту неповторимое отношение ребёнка с окружающим миром. [6]

В исследованиях А.Н. Леонтьева мы видим, что он придаёт большое значение предметно-развивающей среде. Он утверждает, что это человеческое творчество и культура, а психологическая наука стоит на позиции понимания среды, как результата и процесса собственного творческого саморазвития.[7]

Таким образом, правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности воспитательно-образовательного процесса в детских садах. При этом эффективность влияния окружающей среды на развитие речи выступает в качестве воспитательных средств.

         В настоящее время перед педагогом возникает проблема выбора наиболее эффективных, приоритетных средств воспитания ребенка дошкольного возраста. Одним из таких средств  и есть создание коррекционно - развивающей среды.

Коррекционно-развивающая среда – это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. [8]

Наше исследование проходило на базе. БМДОУ «Тополёк» г. Волгодонска, Ростовской области. В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста.

         Цель нашего исследования: создать коррекционно-развивающею в ДОУ для улучшения речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи

Задачи исследования:

- изучить теоретические основы организации коррекционно-развивающей среды ДОУ, направленной на речевое развитие старших дошкольников с ОНР;

- определить уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

- создать предметно-пространственную коррекционно-развивающую  среду в ДОУ;

- разработать и апробировать содержание работы  по созданию коррекционно-развивающей среды;

- выявить динамику развития речи у старших дошкольников с ОНР

Работа проводилась в несколько этапов:

  1. анализ научно-методической литература по проблеме исследования
  2. проведение экспериментов по изучению связи речевого развития и коррекционно-развивающей среды
  3.  выявлена динамика речевого развития детей с ОНР

Организуя коррекционно-развивающую среду кабинета, мы руководствовались следующими принципами:

  1. Доступность: материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках.
  2. Системность: весь материал систематизирован по тематикам; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.
  3. Здоровьесбережение:  достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация, мебель для детей регулируется по высоте. Стены кабинета имеют светло – розовый цвет, цвет мебели и ковра пастельных тонов.
  4. Природосообразность, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно – методический материал и игры подобранны с возрастом детей группы.
  5. Мобильность: дидактические пособия, дидактические куклы, планшеты легко снимаются и переносятся во время игр, детские столы во время занятий отодвигаются, окно по мере необходимости закрываются шторами – жалюзи.
  6. Вариативность: наглядно – методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) могут вноситься и убираться благодаря приспособлениям из липучек, магнитов, петель (н-р, д/пособие «весёлая корзинка»- имеет плоские липучки, петельки с пуговичками; настольные игры имеют варианты для детей разных возрастов «Теремок», «Цветик - Семицветик», «Корзина», «Паровозик»)
  7. Эстетичность: наглядно – методические пособия и игры выполнены их современных материалов, ярких, легко обрабатывающих материалов, эстетически оформлены.

 В ходе эксперимента было выявлено, что речевое развитие детей находится в основном на низком и среднем уровне. Для устранения этой проблемы мы разработали систему работы по созданию коррекционно-развивающей среды в ДОУ, оказывающую положительное влияние на речевое развитие детей.

В детском саду была создана коррекционно-развивающая среда, в которой представлены:

  1. Центр индивидуальной работы.

 Центр находится в освещённом месте. Рабочее место оснащено зеркалом 150-200см с дополнительной подсветкой, перед ним стол для индивидуальной работы. В контейнере хранится инструментарий для постановки звуков: логопедические зонды, зубочистки, шпателя, вата, стерильные салфетки, спирт. На зеркале «Речевые полянки» для артикуляционной гимнастики. На дополнительной полке игры и дидактическая литература для автоматизации поставленных звуков.  Для проведения логопедического массажа имеется мобильное мягкое кресло, которое фиксирует разное положение, также вибромассаж и световой аппарат «BIOPTRON» для стимуляции речевых зон.

  1. Учебный центр.

Здесь расположены:

  • Магнитная  доска 120-150см (для написания мелом) разлинована на квадраты размером: 5-5см.
  • детские столы для занятий: установлены вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении. Столы имеют матовое покрытие светлого тона.
  • Ведущая игрушка кабинета – дидактическая кукла обезьяна Фифа. Поезд «Букв» (по мере изучения букв заселяются весёлые вагончики), «Волшебный лес звуков». Здесь же имеются «Облачки - подсказки» («Что такое звук?», «Что такое буква?», характеристика и артикуляция звуков, звуко – слоговой анализ предложения).
  1. Центр хранения наглядно – дидактических пособий и документации.

Находится в шкафу на отдельной полке. Весь материал систематизирован по разделам: речевые игры, конспекты занятий (по разделам речи, фонетические занятия, грамматический строй речи, развитие связной речи). Наглядно – методический материал хранится в отдельной папке «Тематические картинки». Дидактические игры и пособия хранятся в папках-коробках.

  1. Сенсомоторный центр.

Находится на доступном для детей месте (на нижних полках шкафа). Содержит материал для использования в самостоятельной игре:

  • Для развития мелкой моторики рук: дети собирают пазлы, играют с массажными мячиками, шнуровками, работают с трафаретами и разукрашками, работают с прищепками «Весёлое солнышко»;
  • Для развития дыхания: в логопедическом кабинете дети играют в игры с вертушками, мыльными пузырями, поддувают на различные лёгкие предметы: пёрышки, «снежинки», ватные шарики, листочки, надувают воздушные шарики. Эти упражнения способствуют развитию правильного дыхания, отрабатывают силу воздушной струи, что необходимо для подготовки органов артикуляции к правильному произношению звуков.
  • Для развития лексико – грамматического строя речи: «Что напутал художник», «Что сначала, что потом», «Угадай сказку» и т.п.
  • Для развития тактильного ощущения и осязания: «Набивные подушечки» - различной фактуры и размера (внутри насыпаны песок, рис, горох, камушки); «Чудесный мешочек» с мелкими предметами – сделают занятие не только развивающим, но и увлекательным.
  • Для развития обоняния: совершенствуется в играх с флакончиками, наполненными разнообразными пахучими веществами. Ароматные флакончики «Найди пару»(необходимо расставить по степени приятности), «На что похоже», «Как пахнет это слово». Эти игры дают возможность не только расширить диапазон чувствительности и запахов, но и обогатить словарный запас ребёнка, создать особую неповторимую ассоциативную связь – новых слов, понятий, запахов.
  1. Центр «Волшебных картин». 

Включает передвижные ширмы с набором съёмных предметов, картинок, для создания картин по лексическим темам, составлению рассказов.

  1. Центр консультаций.

Предназначен для встреч с родителями, педагогами. Оснащен удобными креслами и журнальным столиком.

  1. Рабочее место учителя – логопеда. 

Оборудовано столом «Фасолька», мягким стулом. Имеется ТСО: магнитофон с аудиозаписями; компьютер с набором обучающих компьютерных программ; фонотекой звуков окружающей среды: пением птиц, шум моря, детским пением.

В созданной нами коррекционо-развиваюшей среде была проведена коррекционная работа по речевому развитию. После проведенной целенаправленной работы, мы увидели, что дети вышли на новые уровни владения речевыми умениями, появился даже высокий уровень речевого развития, а низкий уровень не был выявлен ни у одного ребёнка.

Таким образом, мы увидели, что правильно созданная, коррекционно-развивающая среда в ДОУ помогает в развитии речевого общения и в формировании личности ребёнка в целом.

Список литературы:

  1. Нищева Н. В. Предметно-развивающая среда в детском саду. М., 2007 г
  2.  Новоселова С.Л. Развивающая среда. М.,2003.
  3. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в ДОУ. М.: Новая школа, 2003.
  4. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М., 2008.
  5. Cкуратовская М.Л. Расти, малыш, здоровым. Часть 2. Организационные аспекты построения коррекционно-развивающей среды в ДОУ. Ростов-на-Дону 2003.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Сборник сочинений. Том 2, 2002г
  7. Леонтьев А.Н. Речь и мышление. М., МГУ, 2009.
  8. Л.И.Плаксина и Л.С.Сековец "Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида". 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

Инновационный образовательный проект: Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Инновационный образовательный проект: Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием ...

Коррекционный потенциал логопедической ритмики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи

Логопедическая ритмика рассматривается как коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития средствами движения, музыки и речи....

Курсовая работа на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ"

Актуальность проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи третьего уровня обусловлена тем, что данный навык является основным при дал...