Материалы по дополнительному образованию обучающихся
рабочая программа на тему

Хабибуллина Гульнара Талгатовна

Образовательная программа дополнительного образования детей "Ученик ТВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uchenik_tv.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Цель реализации программы: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру тележурналистики.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • образовательных:
  1. дать основные понятия о профессии журналиста вообще и телевизионного журналиста в частности;
  2. научить оперативно собирать полную информацию и обрабатывать ее;
  3. содействовать усвоению правил грамотного оформления сценария;
  4. совершенствовать умения рассуждать в устной и письменной форме, читать текст, как в кадре, так и за кадром;
  • развивающих:
  1. развивать  творческие способности личности;
  2. расширять общий  кругозор;
  • воспитательных:

              1. воспитывать интерес к творческой и исследовательской деятельности в сфере журналистики;

2. учить организации индивидуальной и коллективной  творческой деятельности.

В основе реализации программы внеурочной деятельности лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-  учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий.

Особенностью программы является её практико - ориентированный характер. Подростки проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом - телепередачами для школьного телеэфира. Такая работа в составе детской редакции имеет четкие сроки, накладывает на весь коллектив и каждого человека большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.

Школьный телеканал – в первую очередь, образовательный канал. Телепроекты  так или иначе  будут связаны с разными областями знаний, а значит, будут дополнять и расширять знания, полученные обучающимися на уроках географии, истории, музыки, изобразительного искусства и др.

В основу практических занятий положена проектная деятельность учащихся. Метод проектов позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию школьников; формировать не просто умения, а компетенции, он приоритетно направлен на развитие познавательного интереса учащихся. Всю работу над проектом осуществляют сами школьники, а учителю отводится роль куратора, помощника, наставника.

В работе над проектом можно выделить несколько этапов:

  1. Определение социально значимой задачи.
  2. Проектирование проекта (поэтапная разработка действий, определение сроков)
  3. Работа с информацией (сбор, обработка, осмысление и оформление).
  4. Представление продукта (в нашем случае это - видеоролики).

Программа представляет собой интенсивный курс, требующий больших затрат по времени от участников, в том числе на самостоятельную работу вне рамок учебного плана. Деятельность на основе создания детской телепередачи требует большого количества времени на практическую работу: съёмки телесюжетов, создание сценария, запись закадрового текста, видеомонтаж.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам тележурналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Школьное телевидение рассматривается в рамках данной программы как сфера социальной практики детей и подростков, в рамках которой они развивают свои творческие способности, приобретают культурный, нравственный, мировоззренческий и социальный опыт..

Учебная программа строится в соответствии с историей развития телевидения: «от немого кино к звуковому». Такое построение материала, во-первых, позволяет уже на первых занятиях сформировать у ребят устойчивый интерес, так как с первых занятий ребята работают над созданием собственных проектов; во-вторых, постепенное усложнение материала позволяет воспитанникам творчески расти, а главное, наблюдать эти изменения.

Программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 13-16 лет (7-11 класс).

Программа рассчитана на 64 часа в год . Периодичность занятий- 2 раза в неделю по 1 часу.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
  • объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей;
  • проявлять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать другую культуру, не допускать оскорблений;
  • осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной оценки себя и других;
  • способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • целеполаганию;
  • планировать пути достижения целей;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • выделять альтернативные способы достижения целей и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей;
  • осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской  деятельности;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотезы;
  • делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников;  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместной деятельности (деловое лидерство);
  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения; оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения;
  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу в достижении этих целей.

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся

Обучающийся научится:

  • правильно использовать устройства ИКТ (блоки компьютера, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровую видеокамеру);
  • соблюдать технику безопасности при работе с устройствами ИКТ;
  • выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной задачей;
  • проводить обработку цифровых фотографий и видеофайлов  с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации и видеоролики на основе цифровых фотографий и видеофрагментов;
  • проводить обработку звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
  • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала;
  • использовать звуковые и музыкальные редакторы, программы звукозаписи и микрофоны;
  • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
  • избирательно относиться к информации, отказываться от потребления ненужной информации;
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права;
  • использовать различные приёмы поиска информации;
  • проектировать и организовывать индивидуальную и групповую деятельность с использованием ИКТ.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком;
  • различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
  • создавать презентации, видеоролики;
  • использовать музыкальные и  графические редакторы.

Основы проектной деятельности

Обучающийся научится:

  • планировать и выполнять исследование,
  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме: опросы, объяснения, использование статистических данных, интерпретации фактов;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • отличать факты от суждений, критически относиться к суждениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять социальный проект;
  • использовать разнообразные методы получения информации;
  • осознавать свою ответственность за достоверность информации, представленной в проекте, за качество выполненного проекта.

  1. Содержание программы внеурочной деятельности

Тема 1. Теория -1 ч. Вводное занятие. Техника безопасности. Природа современного телевидения и его специфика.

Тема 2. Теория – 1 ч. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Информационная политика телеканалов.

ПРОФЕССИЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА – 13 ч.

Тема 3. Теория – 1 ч. Социальный и должностной статус тележурналиста. Квалификационные и образовательные требования .

Тема 4. Теория -2 ч. Система информационных жанров. Телевизионные новости. Аналитическая публицистика. Развлекательное и познавательное телевидение…

Тема 5. Теория –1 ч. Поиск нужного слова. Подбор синонимов. Основные ошибки, связанные с употреблением омонимов и паронимов.  Методы абсолютной импровизации и тренинг. Необходимость импровизации в эфире.

Практика – 2 ч

Тема 6. Теория – 1 ч. Трудные тексты. Упражнения на сложность текста. Цифры, цитаты в текстах. Основные правила употребления.

Практика – 2 ч

Тема 7. Теория – 1ч. Общение как процесс передачи информации. Деловой этикет и общение. . Распознавание манипуляций и противодействие им.

Практика – 2 ч

Тема 8. Теория – 1 ч. Этика журналиста. Основные требования к внешнему облику: внешность, прическа, одежда. Основные требования к культурному уровню.

ФОТОКОМПОЗИЦИЯ – 15ч.

Тема 9. Теория – 1 ч.Фотографическая основа кино- и теле изображения.

Тема 10. Теория -2 ч. Основы фото композиции. Цветная и черно-белая фотография. Культура зрения. Тональность, контраст, ракурс.

Практика – 3 ч.

Тема 11. Теория –1 ч. Портрет в фотографии; пейзаж; съемка архитектуры, интерьеров.

Практика – 3 ч.

Тема 12. Практическая съемка портрета, натюрморта.

Практика – 2 ч.

Тема 13. Теория – 1 ч. Съемка фотоэтюда и фотофильма.

Практика – 2 ч.

ОПЕРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО. КИНОКОМПОЗИЦИЯ – 16 ч.

Тема 14. Теория – 2 ч. Роль кино-, телеоператора в создании фильма, его творческие и профессиональные обязанности. Эволюция кинооператорского искусства: освещение, движение камеры, усложнение кинематографического пространства.

Тема 15. Теория – 1 ч. Информационные возможности видеокамеры. Съемка событий и явлений действительности. Художественно-изобразительные возможности кинокамеры. «Постановочная» съемка художественных фильмов.

Практика – 3 ч.

Тема 16. Теория – 2 ч. Композиция в живописи, фотографии, кинематографе. Изобразительно-монтажная конструкция фильма. Нарушение привычных (гармоничных норм), как способ воздействия на зрителя.

Тема 17. Теория –1 ч. Кинокадр – съемочная и монтажная единица фильма. Основные изобразительные формы кинокадров: общий, средний, крупный, панорама и их назначение в изобразительно-монтажной конструкции фильма.

Практика – 7 ч.

ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ – 18 ч.

Тема 18. Теория – 1 ч. Режиссёр на съёмочной площадке. Работа со съёмочной группой.

Тема 19 Теория – 1 ч. Соблюдение условий съемки под монтаж. Понятие «монтажности». Дифференциально-психологические черты восприятия видеоизображения.

Практика – 1 ч.

Тема 20. Теория – 1 ч. Значение монтажа в композиционном построении экранного произведения.  Разнообразие типов монтажных решений.  Значение монтажной фразы в создании звукозрительного образа.

Практика – 2 ч.

Тема 21. Теория – 1 ч. Потребности современного телевизионного рынка.

Тема 22.  Теория – 1 ч. Создание клипа, видеоролика, игрового короткометражного фильма. Разработка сценария, составление плана съемок, съемка, монтаж и презентация готового фильма.

Практика – 9 ч.

Тема 23. Итоговое занятие – 1 ч: просмотр и обсуждение отснятых короткометражных игровых фильмов, клипов, роликов.

  1. Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Всего

часов

Теория

Практика

1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

1

1

-

2

Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.

1

1

ПРОФЕССИЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА

3

Социальный и должностной статус тележурналиста

1

1

-

4

Система информационных жанров.

2

2

-

5

Поиск нужного слова.

3

1

2

6

Трудные тексты.

3

1

2

7

Общение как процесс передачи информации

3

1

2

8

Этика журналиста.

1

1

-

ФОТОКОМПОЗИЦИЯ

9

Фотографическая основа кино- и телеизображения.

1

1

-

10

Основы фотокомпозиции. Цветная и черно-белая фотография. Культура зрения. Тональность, контраст, ракурс.

5

2

3

11

Портрет в фотографии; пейзаж; съемка архитектуры, интерьеров.

4

1

3

12

Практическая съемка портрета, натюрморта.

2

-

2

13

Съемка фотоэтюда и фотофильма.

3

1

2

ОПЕРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО. КИНОКОМПОЗИЦИЯ

14

Роль кино-, телеоператора в создании фильма.

2

2

-

15

Информационные возможности видеокамеры.

4

1

3

16

Композиция в живописи, фотографии, кинематографе. Изобразительно-монтажная конструкция фильма.

2

2

-

17

Кинокадр – съемочная и монтажная единица фильма.

8

1

7

ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ

18

Режиссёр на съёмочной площадке.

1

1

-

19

Соблюдение условий съемки под монтаж.

2

1

1

20

Значение монтажа в композиционном построении экранного произведения.

3

1

2

21

Потребности современного телевизионного рынка.

1

1

-

22

Создание игрового короткометражного фильма

10

1

9

23

Итоговое занятие.

1

-

1

ИТОГО

64

25

39

Материально-технические условия

реализации программы внеурочной деятельности

Оборудование, необходимое для реализации программы:

  • ноутбук;
  • компьюьерная
  • цифровая видеокамера или цифровой фотоаппарат;
  • телевизор

IV. Список литературы

I.        Нормативно-правовая

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Концепция модернизации дополнительного образования детей в РФ до 2010 года.
  3. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002 - 2005 г. (25.01.02. №193)
  4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (11.06.02. №30-15- 433/16)

5. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования РФ №28-02-484/16 от 18.06.03

II.        Психолого-педагогическая

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов.  /Г.С. Абрамова;- М.: Академия, 1997.-206с.

2.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Кулагина.- М., 1998.-133с.

  1. Рахимов, А.З. Психодидактика творчества [Текст]: учебное пособие/ А.З. Рахимов.  - Уфа, 2002.-109 с.

4.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.. [Текст]: практическое пособие для работников образовательных учреждений / И.С.Сергеев . - М.: «Просвещение», 2005.-204 с.

  1. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов./ А.Э. Симановский.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-156с.

III.        Методическая литература

1. Абрамович, А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактированию. [Текст]: методическое пособие/ А.В.Абрамович, Э.А.Лазаревич. -Изд-во МГУ, 1963.-308с.

  1. Волынец, М.М. Принципы работы телеоператора со светом.  [Текст]: учебное пособие /-  М.М.Волынец. -М., 1997.-165с.
  2. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка [Текст]: учебное пособие /И.Б.Голуб - М. «Просвещение», 1997.-156 с.

4. Груздева, 3.А., Куцкая, С.В. Руководство по технике речи. [Текст]: пособие для преподавателей ВУЗов / З.А.Груздева, С.В.Куцкая. - М., 1974.-167с.

5. Макарова, С.К. Техника речи. [Текст]:  учебное пособие для дикторов телевидения и радиовещания./ С.К.Макарова. - М., 1995.-68с.
6. Уорд, П. Работа с цифровой видеокамерой.  [Текст]: учебное пособие/ П. Уорд. - М.: Мир, 2001.-67с.

IV. Электронные ресурсы

1.Жанры телевизионной журналистики. [Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://www.textfighter. org/text6/32.php.

2. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. [Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://journ-port.ru/publ/28-1-0-259.

3. Телевидение в системе СМИ. Социальные функции телевидения. История и тенденции развития. [Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://libbabr.com/?book=3516.

4. А.Ю. Юровский. Репортаж как жанр тележурналистики. Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/reportazh_kak_zhanr_telezhurnalistiki/6-1-0-167.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к комплексу учебно-методических материалов объединения дополнительного образования «Народный костюм Белгородчины»

Дидактический материал «Русский народный костюм», поможет учащимся ориентироваться в видах народного костюма Белгородской области и самостоятельно под руководством учителя технологии или п...

Перечень наградных материалов педагога дополнительного образования Погребновой М.Д. 2015-2018гг

Перечень наградных материалов педагога дополнительного образования Погребновой М.Д. 2015-2018гг...

публикация для конкурса методических материалов педагогов дополнительного образования

Роль исследовательской и опытно-экспериментальной работы  в системе дополнительного образования.       В настоящее время важным аспектом является становление гармони...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении X районного конкурса авторских материалов по дополнительному образованию и воспитанию детей

ПОЛОЖЕНИЕо проведении X районного конкурса авторских материаловпо дополнительному образованию и воспитанию детей...

Приказ о проведении X районного конкурса авторских материалов по дополнительному образованию и воспитанию детей

Приказ о проведении X районного конкурса авторских материалов по дополнительному образованию и воспитанию детей....