Игровые приемы работы с текстовой информацией
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Разуева Елена Анатольевна

Данные методические материалы содержат примеры приемов работы с текстовой информацией как на уроках литературы, так и на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_priemy_raboty_s_tekstovoy_informatsiey.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы работы с текстовой информацией.

Викторина

Перед вами текст. Прочитайте его. Разбейтесь на две команды. Первая команда должна обозначить абзацы цифрами и придумать вопрос-загадку к каждому абзацу текста. Затем эта команда в разбивку задаст свои вопросы-загадки второй команде. Правая команда должна ответить на вопрос и сказать, к какому абзацу он относится.

Первой команде дается время на подготовку вопросов-загадок, а вторая в это время обсуждает текст, выделяя в каждом абзаце главную мысль. После подготовки первая команда задает вопросы, вторая отвечает.

Оценивается глубина заданных вопросов и качество ответов.

Древо мудрости

Внимательно прочитать текст. Каждый из учащихся пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. Далее следует им завернуть записку, прикрепить ее скрепкой к дереву. Теперь по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и как можно более полно отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, следует еще раз прочитать заданный текст.

Метод Sopl

На доске пишется какое-либо утверждение в соответствии с изучаемой темой. Затем учащиеся разбиваются на пары и придумывают по 2-3 вопроса, которые они хотели бы задать в связи с данным утверждением. Вопросы собираются и записываются на доске. Далее звездочками помечаются сходные, чтобы выделить тематику, интересную для всех учащихся. Таким образом, вопросы собираются, классифицируются.

На данном этапе учащиеся готовы воспринять новую информацию. Далее педагог предлагает классу прочитать раздел учебника, посвященный данному утверждению и, найдя в нем ответы на собственные вопросы, записать их в тетради. Время от времени следует останавливать чтение, чтобы обсудить ответы на записанные на доске вопросы.

Доклад.

Прочитать текст. Учащимся предлагается передать содержание этого текста при помощи рисунков, знаков, схем и отправить шпаргалку соседу справа. Теперь каждый зачитывает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Оценивается более подробный доклад и представленное наглядное пособие.

Блок-схема текста.

Следует усвоить некоторую текстовую информацию. Для рациональной работы с текстом предлагается его законспектировать в разных видах. Можно построить работу в группах, каждой из которых предлагается поработать с абзацем данного текста или со всем текстом. Для этого следует разлиновать лист бумаги на три вертикальные полосы. На первой полосе будут отмечаться ключевые слова, на второй полосе – суть, смысловые ряды, на третьей – тезисная характеристика (расшифровка, пояснения). Можно соединить эти блоки линиями, указателями. За определенное время выстраивается блок-схема на уровне ключевых слов, смысловых рядов, пояснений. Подводится итог качеству конспектирования текста.

Карточки.

Для проведения этой игры у каждого ученика должен быть стандартный лист бумаги А4. Учащиеся рисуют простой рисунок, например домик или букет цветов – на весь лист бумаги. Теперь разрезается этот лист на равные карточки. Сколько смысловых частей в тексте, столько и должно быть разрезанных карточек.

Читается текст и конспектируется по одному предложению на каждой карточке (слева направо и сверху вниз), причем карточки должны лежать в таком порядке, чтобы на их обороте складывался ранее нарисованный рисунок. Теперь каждый участник перемешивает свои карточки и передает соседу справа. Сосед спрва, получив чужие карточки, смотрит на конспект и раскладывает их в нужном порядке. Если на обороте сложился рисунок (это легко проверить) – карточки разложены верно, а значит, учащиеся поняли учебный текст.

Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Учащиеся моделируют дальнейший финал рассказа. Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям -  "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления  с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.

Чтение с пометками и таблица INSERT

Название приёма представляет английскую аббревиатуру:

I -- interactive

N -- noting

S --system

E -- effective

R -- reading and

T --thinking

и переводится как "самоактивизирующая системная разметка  для эффективного чтения и размышления". Приём традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов.

Во время чтения текста необходимо попросить учеников делать на полях пометки:  V (я это знал(а), + (новое для меня), -- (думал(а) иначе), ? (непонятно, нужно разобраться), а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти значки станут заголовками граф таблицы.

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект.

Значение этой стадии: происходит вызов  того, что ученик знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую ему предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет  уровень собственных знаний (формирует  собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочныи только тогда, когда оно увязывается с уже известным. Овладение данным приёмом позволит учащемуся выработать навык активного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстовой информацией на уроках истории. "Методическая копилка" для молодого специалиста.

Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, поскольку, школьники получают доступ к любой информации и точкам ...

методика работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы

Данная работа представляет собой выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы. В работе рассматривается пошаговое обучение учеников 5-го класса анализу ...

"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...

Работа с текстовой информацией как способ формирования метаумений на уроках истории.

В работе на практических примерах показано как, используя методику работы с текстовой информацией Ярославцевой, можно формировать метаумения на уроках истории....

тест "технология работы с текстовой информацией"

Попова Татьяна ВасильевнаМОУ СОШ №1 , г. Бийск«Технология работы с текстовой информацией»8 класс, общеобразовательныйВ тесте содержится 20 вопросов разного уровня сложности, 4 варианта ответа к ...

Информатика 10 класс тема "Работа с текстовой информацией"

Дидактический материал по форматированию. ВНИМАНИЕ! Некоторые работы распечатываются с 2-х сторон листа....

Практическая работа "Кодирование текстовой информации" 8 класс

Практическая работа, где представлены различные задания по кодированию текстовой информации...