Эссе «Я - преподаватель профессиональных дисциплин»
статья по теме

Важенин Вячеслав Алексеевич

Эссе «Я - преподаватель профессиональных дисциплин»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Покоряя вершину – покоряешь мечту»

Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал.

Высоцкий В.С.

Если бы мне, 15-летнему подростку, мечтавшему путешествовать по миру  и покорять горные вершины, сказали: «Ты будешь преподавателем», я бы не услышал, потому что в мечтах стоял на вершине Эвереста…

Июль 2016. Я – выпускник педагогического университета. В руках– диплом с отличием, в глазах - огонь, а в голове крутится мысль: «Одна вершина покорена, что же дальше?».

Насколько важно для преподавателя иметь «красный» диплом, достаточно ли его для эффективной педагогической деятельности? Проанализировав свои «активы» и способности, я пришел к выводу, что помимо профессиональных качеств, необходимы надпрофессиональные («SoftSkills»). «Навыки будущего»: креативность и гибкость, лидерство, умение найти общий язык с воспитанниками, регулировать конфликты – не менее актуальны для моего профессионального становления.

Сентябрь 2016. Я –  педагог-организатор детского загородного лагеря АНО ОСООЦ «Витязь». Каждый день был как праздник, я чувствовал свою причастность к созданию атмосферы дружбы, заботы, мира, где сбываются мечты. Как педагог, я осознал – вот она «Настоящая педагогика»! Здесь, где дети познают мир с помощью игр, культурно-массовых мероприятий, свободного общения, совмещают отдых, физическое оздоровление с использованием методик развития социальных навыков. Лагерь стал своеобразной школой «SoftSkills» для меня и воспитанников. Параллельно я более глубоко изучил наследие А.С. Макаренко, И.П. Иванова, С.Т. Шацкого, технологии коллективного воспитания и творческой деятельности.

Январь 2017. Случайно встречаю любопытную вакансию: «Требуется педагог по физической культуре» в один из тюменских колледжей. В голове появляется мысль «Любопытная вершина, а главное новая для меня, стоит попробовать». Система среднего профессионального образования мне интересна, контингент своеобразный, и сфера деятельности моя – звоню. Договорились о встрече. В этот же вечер срываюсь из Челябинска, семь  часов в дороге, приезжаю в Тюмень, прямо с вокзала прямиком лечу на собеседование…

Февраль 2017.  Я – преподаватель специальных дисциплин в ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж». В голове мысли: «Я на пороге новой вершины, но как ее покорить? Как учить?Какой будет моя педагогическая позиция?

После долгих раздумий пришел к выводу, что для студентов я – «Старший товарищ». Не друг, не приятель, ни в коем случае не диктатор, а товарищ, который научит и подскажет, даст «дельный» совет, вдохновит личным примером. До сих пор считаю эту позицию правильной, ведь: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитывать, прежде всего, себя» (Н.В. Гоголь).

В рейтинге тревог второе место занимал небольшой опыт работы, а, вернее, его отсутствие. Способен ли преподаватель, только что сошедший со студенческой скамьи, чему-либо научить? Может быть и нет… Но, создать креативное пространство, «полигон» игры, не виртуальной, а естественной, побуждающей к творческой деятельности, может. Начал поиск методов и технологий, помогающих зажечь в студентах искорку интереса, чтобы каждый захотел самостоятельно открывать знания в процессе познавательной и проектной деятельности.

Цель взаимодействия увидел в обмене «личностными фондами», в ходе которого, через диалог, рождается новое знание, происходит ценностное согласование позиций.

Как говорил Дж. Юбер, «Преподавание – это возможность обучиться чему-то дважды». Я постоянно учусь у тех, кто уже прошел путь к вершинам педагогического мастерства (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, М.И. Махмутов, А.В. Хуторской и др.), они оставили знаки: выступ, за который удобно зацепить веревку, расщелину, куда можно вбить крюк, они помогут мне в восхождении.

Меня волнует вопрос: Чем я отличаюсь от своих коллег, что во мне особенного? Мне представляется чрезвычайно значимым принцип педагогического оптимизма, у которого несколько проявлений: вера в добро, вера в ребенка, вера в себя.

Чем бы я мог запомниться своим воспитанникам? Осмысление себя в образовательном процессе – отличный трамплин педагогического роста. Ответ на этот вопрос мне подсказали студенты. Как оказалось, в силу молодости, мой главный «козырь» – это актуальность. Понимание того, что у студентов в трендах, чем они «дышат», чем восхищаются и что их привлекает в современном мире.

Сентябрь 2017. Моей профессиональной карьере полгода. С 1 сентября получил предложение стать председателем предметно-цикловой комиссии. В голове мысль «Снова новая вершина, а готов ли я? Ответственность большая…». Составил список самого необходимого для этого похода: нормативно-правовые акты, теория управления, технология организации научно-методической и исследовательской работы и др. Потребовалось много энергии и энтузиазма…

Октябрь 2017. Мне предложили стать тьютором участника Национального чемпионата «Абилимпикс 2017». Наставничество предполагало подготовку студента с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному конкурсу по компетенции «Адаптивная физическая культура и спорт». Одержав победу в региональном чемпионате, летим в Москву. А в голове мысль: «Такую вершину я и предположить себе не мог». Оценив свои силы и возможности на национальном уровне, определили для себя точки роста. Путь на вершину оказался дольше, чем мы предполагали… Между нами и вершиной  - непроходимые леса, то, что так ясно и просто на карте, в действительности - очень трудно. Но с каждым покоренным метром, мы открывали для себя непознанное, становились увереннее и сильнее.

Возвращаясь домой, сидя в самолете (авиаромантика – вещь волшебная), вспомнил слова Ивана Пинженина:

Спасательный жилет под вашим креслом,

Всё остальное в ваших же руках…

Так что в следующем году крепись, г. Москва, тюменцы едут покорять! Мы готовы пройти лишний километр…

Январь 2018. Моей педагогической карьере ровно год, и я участник конкурса «Педагог года-2018». Неоднозначная новость... Абсолютно согласен с тем, что конкурсное движение повышает профессионализм преподавателя. Но «Педагог Года» не просто конкурс, а масштабное педагогическое явление, хранившее в себе десятилетние традиции и историю. В голове мысль: «Достоин ли я такого звания? Может быть, и нет, но проверить стоит. Не всегда можно взять высоту, иногда нужно потренироваться на скалодроме».

Март  2018. На часах три часа ночи. Последний раз проверяю своё эссе, завтра  отправлять. В голове: «С этой вершиной стоит помериться силами. Знаю, что буду вспоминать это время с улыбкой. Куда важнее, какой будет следующая вершина», но это будет завтра, а сейчас пора спать. Засыпаю, а в голове слова Владимира Семёновича:

Весь мир на ладони – ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим, у которых вершины еще впереди…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о городском методическом объединении преподавателей хореографических дисциплин учреждений дополнительного образования.

Современная концепция начального хореографического образования ориентированна  на целостный процесс развития и обогащение творческого потенциала личности, на специфическое обучение и воспитание д...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя по дисциплине: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (английский) по специальности: 1190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» для 1-2 курсов

Данные методические рекомендации предлагаются по курсу «Иностранный язык» (английский), входящему в цикл ОГЭС, для преподавания иностранного языка в образовательных учреждениях среднего професси...

Обобщение опыта работы преподавателя общественных дисциплин ГБОУ СПОУ "ТАТ" Сафроновой С.В. на тему :"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"

В работе я делюсь опытом применения на уроках и истории и обществознания современных технологий, таких как: технология проблемного обучения, групповая технология и коллективное творческое дело, технол...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Наименование дисциплины: Правовое обеспечение профессиональной деятельности

КТП составлен в соответствие с учебным планом для специальности 140409 "Электроснабжение (по отраслям)"....

Применение методов самостоятельной работы студентов во время аудиторных занятий. Работа в соавторстве с преподавателем юридических дисциплин Максимовой О.А.

В данной работе раскрывается необходимость использования самостоятельной работы в учебной деятельности студентов СПО....

Интеграция как способ совместной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и воспитателей.

выступление на педагогическом совете в рамках проведения методической недели по теме "Интеграция как способ совместной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей специальны...