Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Малышева Татьяна Евгеньевна

Личностно ориентированный подход в образовании предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.

   Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.  Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Речь идет о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы

 

Задача:

Повысить   качество образования, способствовать социализации выпускников школы.

 

Цели:

•1.       Ввести учащихся в мир ценностей и оказать им помощь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций.

•2.       Обеспечить учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, природе и т.д.

•3.       Формировать у учащихся разнообразные способы деятельности, творческие способности.

•4.       Обеспечить самопознание, развивать рефлексивные способности, овладение способами     саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения.

•5.       Формировать собственную жизненную позицию.

•6.       Создать  условия для проявления познавательной активности учеников.

 

    Личностно ориентированный подход в образовании предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.

   Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.  Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Речь идет о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

   Цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания».

   В основе личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего,  как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

   Обучить в принципе можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуально выработанные способы учебной работы и руководствуясь личностным отношением к ней.

   Личностно ориентированная система обучения предполагает:

❿✓  признание ученика основным субъектом процесса обучения;

❿✓  признание основной целью развитие индивидуальных способностей  ученика;

❿✓  определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели  посредством выявления субъектного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.

     В личностно ориентированном образовании предполагается следующая позиция педагога:

❿✓  Оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление  педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим с помощью адекватных средств.

❿✓  Отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность.

❿✓  Опора на личностный смысл и интересы каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

 

Психолого-дидактические характеристики, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока

•1.       Формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся:

❿✓  инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;

❿✓  создание ситуации выбора;

❿✓  организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

❿✓  стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;

❿✓  приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.

•2.       Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся:

❿✓  опора на субъектный личностный опыт учеников;

❿✓  применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, действия с учебным материалом;

❿✓  формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других;

❿✓  создание ситуаций, позволяющих ученикам проявить собственные способности, возможности, интересы.

•3.       Ориентация на формирование учебной деятельности школьников:

❿✓  развитие мотивационной сферы учащихся;

❿✓  создание условий для освоения учащимися компонентов учебной  деятельности; учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;

❿✓  повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;

❿✓  поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе.

•4.       Знание и учет  психо-физиологических  особенностей учащихся:

❿✓  использование приемов внешней и внутренней дифференциации;

❿✓  выбор методических приемов, типа урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

❿✓  использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;

❿✓  обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам.

•5.       Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного смысла учения:

❿✓  ориентация учащихся на освоения процесса обучения;

❿✓  обучение целеполаганию;

❿✓  создание ситуации успеха;

❿✓  создание ситуации нравственного выбора.

•6.       Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных способностей:

❿✓  постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;

❿✓  поощрение творческой активности учащихся;

❿✓  ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;

❿✓  использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуаций.

❿✓  разнообразие используемых методов и приемов деятельности;

❿✓  повышение доли учебных заданий продуктивного творческого характера.

•7.       Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:

❿✓  создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

❿✓  формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;

❿✓  формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;

❿✓  стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат).

•8.       Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия:

❿✓  организация сотрудничества учителя и учеников;

❿✓  приоритет диалогических форм учебной деятельности;

❿✓  организация сотрудничества учеников между собой;

❿✓  оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

❿✓  доброжелательность в общении.

•9.       Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:

❿✓  поощрение инициативы и активности учащихся;

❿✓  использование таких вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности партнеров;

❿✓  подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности;

❿✓  поощрение познавательной активности детей.

•10.    Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:

❿✓  обучение учеников рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов;

❿✓  открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников;

❿✓  возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности;

❿✓  взаимность обратной связи;

❿✓  заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.

•11.    Личностно ориентированная позиция педагога:

❿✓  установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;

❿✓  признание самобытности и уникальности каждого ученика;

❿✓  доверительная позиция; склонность выражать собственное мнение;

❿✓  умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.

  

   Рассматривая основные требования к личностно ориентированному уроку, следует отметить, что его основная цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

   Средства достижения учителем этой цели следующие:

❿✓  использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

❿✓  создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

❿✓  стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения  заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

❿✓  использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

❿✓  оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

❿✓  поощрение стремления находить свой способ работы; анализировать способы работы других учеников в ходе урока;

❿✓  создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

   Позиция педагога в личностно ориентированном процессе обучения характеризуется новыми функциями:

•1.       Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки).

•2.       Учитель как исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:

❿✓  умение учителя проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения, отслеживать личное продвижение каждого подростка в учебном взаимодействии;

❿✓  использование учителем в процессе обучения психо-диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии подростка, о его успехах и трудностях;

❿✓  применение учителем в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста.  Учитель должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ученика в учебном общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знаний.

•3.       Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция).

•4.       Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция).

  

   Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации:

•1.       Метод экспрессии в творческой ситуации.

•2.       Метод чтения вслух.

•3.       Метод интроспективного анализа.

•4.       Метод развития творческого самочувствия.

•5.       Метод творческого самовыражения.

•6.       Метод дискуссии.

•7.       Игровые методы.

   Суть личностно ориентированных ситуаций на уроках русского языка и литературы чаще всего заключается в выработке индивидуальных смыслов и обмене ими в рамках учебного взаимодействия на уроке. Это приобретает форму:

❿✓  выражения отношения к изучаемому;

❿✓  актуализация эстетических переживаний;

❿✓  осознание собственных переживаний.

   На уроках литературы создание личностно – ориентированной  ситуации связано прежде всего с переносом акцентов на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей; с учетом особенностей внутреннего мира ученика. Эмоциональность литературы является фактором присвоения культурных ценностей субъектом. Литература обладает возможностями для формирования самооценки школьников (через идентификацию с героем); для самопознания и осмысления внутреннего мира человека (через осмысление и понимание внутреннего мира героя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы

Материал к педсовету , обучению педагогов по ФГОС...

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы

Материал может быть использован для подготовки докладов к педсовету. для обучения педагогов новым технологиям, ФГОС...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...