Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.
статья по литературе (8 класс)

Нагаева Юлия Витальевна

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования. В настоящее время особое значение придаётся тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно – ориентированного и развивающего обучения. Мы готовим детей к выходу в жизнь, где они уже сами будут искать ответы на жизненно важные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no5.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:


«Использование личностно-ориентированных педагогических  технологий  на уроках русского языка и литературы»

Подготовила:

Нагаева Юлия Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №29 г. Химки

Научить школьников грамотно и красиво говорить, правильно излагать свои мысли на бумаге и в речи, быть грамотными – основная задача учителя.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования. В настоящее время особое значение придаётся тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно – ориентированного и развивающего обучения. Мы готовим детей к выходу в жизнь, где они уже сами будут искать ответы на жизненно важные вопросы.

Ребёнок – уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога – осознавать ценность развития личности ребёнка, а для обучаемых – осознавать жизненные явления и процессы и выбирать правильное решение в различных ситуациях.

Дети доверяют учителю, и он должен проявить своё педагогическое мастерство так, чтобы не разочаровать, не оттолкнуть современного школьника, а отзывчивостью, пониманием, любовью к ученику привлечь его к процессу познания нового.

Своеобразие целей личностно – ориентированных технологий определяется ориентацией на свойства личности и её формирование и развитие в соответствии со способностями человека. Основным средством достижения поставленной цели является урок. Это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности.

   Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

  Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.

  Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:

  • стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
  • выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;
  • способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;
  • предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
  • использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;
  • вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
  • помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;
  • поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;
  • побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения;
  • создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.

 Личностно - ориентированная технология позволяет  использовать различные типы уроков: доминирующий тип - урок-диалог, урок-размышление, урок - деловая игра, урок-взаимообучение,урок-презентация, урок-защита проекта и т.д.

  Составляя план урока, всегда думаешь, как сделать так, чтобы детям  было интересно на моём уроке и, в то же время, чтобы они получили необходимые знания, которые пригодятся им в жизни. В моей педагогической копилке собраны разные приёмы, методы, формы преподавания русского языка и литературы, активизирующие учебный процесс.  

Нетрадиционные методы, применяемые на уроках:   метод экспрессии; приёмы метода - образные разговоры, написание мини-сочинений. Так, например, на уроках русского языка даю инструкцию: «Почувствуйте себя в лесу. Опишите свои чувства, используя причастия». Так развивается воображение  и творчество подростка через развития фантазии. Метод даёт возможность выражать свои чувства в социально приемлемой манере. Метод проблемного изложения формирует способность к теоретическому мышлению, воспитывает деятельного человека, укрепляет механизмы памяти, так как то, что открыли и сформулировали сами, лучше запоминается.

  Изучая литературное произведение,  использую любую возможность обратиться к личностному опыту ребёнка, стараюсь вовлечь его в размышление не только над литературоведческими проблемами, но и общечеловеческими.

   Большинство из нас больше запоминают не то, чему нас учат, а то, как нас учат. Важно, не какой объём знаний ребёнок получил на уроке, а то, КАК он его получил.

   Литература по своей сути предмет личностно-ориентированный. Для того чтобы ученик испытывал отвращение к уроку литературы достаточно просто игнорировать его личность, «проходить» программу так, как удобно, интересно нам, взрослым, не вникая в проблемы того, ради кого всё это происходит. Как сделать урок литературы личностно-ориентированным, как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для учеников величайшими ценностями, как научить их понимать себя, другого человека - важнейшие вопросы, которые помогут нам, педагогам, понять своих воспитанников.

  Я убеждена, что педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения. Это и есть основная задача личностно-ориентированного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Конспект сообщения позволяет рассмотреть кратко основные принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Личностно-ориентированный подход  на уроках русского языка и литературы...

Статья об использовании личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку и литературе.

Из опыта работы по использованию личностно-ориентированных технологий в обучению русскому языку и литературе....

Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...

Освоение технологии проблемного обучения через личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассмотрены методы, приемы и формы, а также разработки уроков, реализующие личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы....

Методическая разработка. Способы обогащения нравственно-эстетического опыта учащихся на основе личностно ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы – это уроки, во время которых учитель может заинтересовать, увлечь, создать условия для развития и реализации творчества каждого ребенка, открыть путь к самовыражению...