Статья об использовании личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку и литературе.
статья (9 класс) на тему

Из опыта работы по использованию личностно-ориентированных технологий в обучению русскому языку и литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход  на уроках русского языка и литературы

Учителя   русского языка и литературы на своих уроках стараются поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности, которые лежат в основе личностно-ориентированного подхода. В основе которого заложены  следующие принципы:

вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;

синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;

приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.

Данные принципы лежат в основе следующих методов обучения, которые зависят от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала

Личностно-ориентированные методы обучения, используемые на уроках русского языка: Исследовательский, Проблемный, Эвристический

 Методические приёмы:

Внутренний диалог

Деловая игра

Кластерный анализ

Лингвистическое моделирование

Сочинение-миниатюра

Проектная деятельность

Сочинение на лингвистическую тему

Тематический анализ

Прием  дискуссии

Имитационная  игра

«Мозговой штурм»

Метод  группового принятия решений

Прием  беседы

Постановка  риторических вопросов

В условиях личностно-ориентированного подхода учителя русского языка и литературы на своих уроках используют такие  виды деятельности  учащихся на уроке как:

  1. Индивидуальная
  2. Групповая
  3. Коллективная
  4. Самостоятельная работа (над учебным лингвистическим текстом или литературоведческой статьей; эта форма обучения особенно важна . Исследования психологов показали, что только 0,3 % учащихся владеют элементарными приемами работы  с книгой).

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. А для этого необходимо знать основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждения интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия  развития и совершенствования личности ребенка:

   1)  использование субъектного опыта ребенка;

2)  актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие,

способствующее пониманию и введению нового знания;

3)  вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

4)  обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;

5)  создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

6)  создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).

Область применения: 8 – 10 классы

Продуктивность:

    Повышение качества знаний учащихся.

    Успешность учебной деятельности.

    Формирование личностного смысла ученика.

    Эмоциональное благополучие ребенка в классе.

1 Логические упражнения  на разграничение однозначных и многозначных слов, на составление и анализ словосочетаний, включающих слова с различными значениями:

    1.1 Подчеркните многозначные слова. Докажите, что данные слова

 являются многозначными: сирень, теплый, холодно, ограда, дерзкий;

   1.2 Из списка слов выберете слова, с которыми употребляется

слово холодный. Запишите словосочетания:

          человек, песок, путешествие, тон, класс.

          Какой вывод можно сделать о слове холодный? Чем интересно

          это слово?

   1.3 Докажите, что слово крепкий многозначное.

Составьте словосочетание или предложение с этим словом в разных значениях.

   

 2 Упражнения, связанные с толкованием лексического значения слова.

   1.1 Объясните значение выделенных слов путем подбора

а) синонимов

              крепкий человек

              крепкие нервы

              крепко поссорились

          б) способом разъясняющего толкования

              свежий хлеб

              свежее утро

              свежая газета

          в) по толкованию лексического значения узнать слово:

               быстро перебирая ногами, перебираться в каком-либо направлении

              совершать побег, самовольно, тайком уходить куда-либо

          г) слово глубокий имеет значение:

             1) находящийся на значительной глубине от поверхности

             2) очень сильный, достигший значительной степени.

              Составьте по два словосочетания с этим прилагательным

              в каждом    из значений.

          1.2 Найдите в «Сказке о мертвой царевне»   Пушкина

              прилагательное глубокий (в отрывке, где королевич

              Елисей  обращается к солнцу, месяцу и ветру).

              В каком значении оно употреблено?

   1.3 Закончите словарную статью о глаголе жить, составив

для примера свои предложения на каждое из значений слова.

         Жить: 1) существовать, быть живым

                    2) вести тот или иной образ жизни

                    3) поддерживать свое существование

                    4) проживать где-либо

         В каком из значений употреблено слово жить

         в следующих предложениях:

                    1)Жил старик со своею старухою у самого синего моря.

                    2)Жили они бедно, с хлеба на квас перебивались.

                    3)Старая барыня жила в Москве, в сером доме

                       с белыми колоннами.

   1.4 Рядом со словосочетаниями записать в скобках значение

 слова стоять:

           стоял прямо; стоял шум; стоял январь; стоять за победу;

           стоит полк в селе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....

Статья "Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В этой статье рассказывается о том, как на уроках русского языка и литературы используются компьютерные технологии, способствующие более успешному усвоению нового материала и закреплению ранее и...

Статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе".

В статье дана подробная информация применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Показаны методы и приемы использования. Подробно описана технология развития  критиче...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...