Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении русскому языку и литературе»
статья

Дашиева Саяна Николаевна

Статья на конференцию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konf.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

ДашиеваСаяна Николаевна,

Учитель русского языка и литературы

МОУ Гильбиринская СОШ

Иволгинский район Республика Бурятия,

 «Использование информационно-коммуникационных технологий

в обучении русскому языку и литературе»

Познание начинается с удивления.

Аристотель

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Изменяются и технологии обучения.

 Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок учебных предметов в общеобразовательном учреждении. Информационно-коммуникационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Каждый учитель задаётся вопросом о том, какие средства позволят наиболее эффективно сформировать познавательный интерес обучающихся, активизировать их деятельность, раскрыть интеллектуальный потенциал каждого ученика. Одним из самых эффективных средств достижения такого результата является формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе использования информационных технологий.

Сейчас в сети размещено огромное количество интерактивных материалов и пособий, различных тренажеров и прочих образовательных ресурсов, позволяющих включить обучающегося в активную познавательную, исследовательскую, проектную, творческую деятельность.

Развитие информационных технологий- это динамичный процесс и сегодня мы живем в эпоху развития социальных сервисов Web 2.0 До появления этих сервисов пользователи могли искать информацию в сети, общаться на форумах и в чатах, но лишь немногие могли создавать собственные сайты, чтобы выражать себя максимально полно.

Совсем недавно о массовом использовании в школе новейших информационных технологий мы только мечтали. А сегодня каждый школьник имеет такую возможность. Современные информационные технологии – это не просто новая техника, позволяющая повысить, улучшить, заинтересовать. Это возможность изменить формы и стиль взаимодействия ученика и учителя и эффективно добиваться основных результатов обучения. Сегодня сервисы Web 2.0 активно используются в педагогической практике. Благодаря социальным сервисам процесс обучения может стать не просто более интересным для учителей и ребят, но и подняться на очередную ступень своего развития. В последнее время сервисы активно используются для организации сетевых образовательных проектов.

Технологии Web 2.0 прочно укрепились в нашей повседневной жизни, как средства коммуникации (социальные сети:Facebook, Twitter, Вконтакте), быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги).

Казалось бы, как еще можно применять возможности технологии Web 2.0, причем в целях педагогической практики? На этот опрос есть ряд ответов:

  • Использование сетевых сообществ для свободного распространения учебных материалов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных целях.
  • Самостоятельное создание сетевых учебных материалов. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого содержания.
  • Участие в новых формах деятельности без специальных знаний и навыков в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов.
  • Наблюдение за деятельностью участников сообщества. Общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью.

Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учеников в создании собственных материалов. Во всех сферах технологии Web 2.0, наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная деятельность.

Одним из сервисов, предоставляющих учителю и самим обучающимся возможность создавать интерактивные учебно-методические пособия, является LearningApps.org.

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным.

На сайте имеются готовые интерактивные упражнения, систематизированные как по популярности, так и по предметным областям. Здесь  представлено 34 макета для создания интерактивных дидактических материалов. Макеты распределены по блокам в зависимости вида деятельности: выбор, распределение, последовательность, заполнение, онлайн-игры, инструменты. Так, например, в блоке «Выбор» можно создать собственную игру «Кто хочет стать миллионером».

С помощью сервиса LearningApps.org можно создать свои задания различного типа (игры на развитие памяти, кроссворды), викторины с выбором правильного ответа, тесты, найти пару и установить соответствие за незначительный временной промежуток, а интерактивная форма способствует повышению мотивации учащихся к предмету.

Упражнения создаются очень просто:

1. Зарегистрироваться на сайте.

2. Выбрать тип упражнения.

3. Создать подобное приложение.

4. Сохранить приложение.

 Освоение таких сервисов позволяет учителю сформировать интерактивную среду учебной деятельности в классе и сделать процесс обучения насыщеннее, интереснее, ярче; ученику – получить компетенции в области информационных технологий, овладеть навыками самостоятельной и коллективной работы, структурировать свои знания, связывать теоретические знания с практикой, получить мгновенный отклик на свои учебные действия.

Создание таких интерактивных заданий и упражнений способствует формированию и развитию коммуникативных и познавательных УУД у обучающихся.

Литература:

1. Бурданова Л.Ю. Роль ИКТ в реализации требований ФГОС ООО. [Электронный ресурс] \\ URL: http://www.slideshare.net/Burdanova/ss-12982425

2Галузо И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе.- Витебск, 2003.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.,1988.

. LearningApps.org. URL: http://learningapps.org/about.php

4. Винницкий Ю. А. Учимся - играя, или старый добрый LearningApps   [Электронный ресурс]: Сообщество учителей IntelEducationGalaxy. Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=6885&showentry=5530

5. Сидоров С. В. Возможности создания интерактивных модулей в обучающих приложениях LearningApps.org. [Электронный ресурс]: Сайт педагога-исследователя. - Режим доступа: http://si-sv.com/blog/2013-08-02-48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно   интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его раз...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...

Статья об использовании личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку и литературе.

Из опыта работы по использованию личностно-ориентированных технологий в обучению русскому языку и литературе....

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...

Информационно - компьютерные технологии в обучении русскому языку и литературе

Опыт работы по внедрению информационно-компьютерных технологий в практике преподавания русского языка и литературы....

Статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе".

В статье дана подробная информация применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Показаны методы и приемы использования. Подробно описана технология развития  критиче...