Главные вкладки

    «Роль общения в жизни школьника. Профилактика суицидального поведения у детей».
    план-конспект занятия (5 класс) на тему

    Тен Татьяна Владимировна

    В развитии каждого конкретного человека от стадии детства до вступления в самостоятельную жизнь ведущим фактором является общение с окружающими людьми. 
    В связи с этим очень важным является то, что "есть все основания дополнить принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание формируется, развивается и проявляется в деятельности, аналогичным принципом, относящимся к проблеме сознания и общения,-сознание формируется, развивается и проявляется в общении людей".
    Общение школьников-это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими), который происходит как в форме диалога школьника с другим "я", так и в процессе взаимодействия учащихся с окружающими их людьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_3.docx21.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание№ 3  

    на тему:

    «Роль общения в жизни школьника. Профилактика суицидального поведения у детей».

    Дата проведения: 27.12. 2017.

    Классный руководитель:   Тен Т.В.

    План

     

    1. Лекция «Общение в жизни школьника. Профилактика суицидального поведения у детей»

    2. Анализ учебных достижений учащихся за  2 четверть  

    3. Разное (инструктажи по ТБ на зимние каникулы)

    Общение как одна из основных сфер жизнедеятельности школьников

    В развитии каждого конкретного человека от стадии детства до вступления в самостоятельную жизнь ведущим фактором является общение с окружающими людьми. 
    В связи с этим очень важным является то, что "есть все основания дополнить принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание формируется, развивается и проявляется в деятельности, аналогичным принципом, относящимся к проблеме сознания и общения,-сознание формируется, развивается и проявляется в общении людей".
    Общение школьников-это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими), который происходит как в форме диалога школьника с другим "я", так и в процессе взаимодействия учащихся с окружающими их людьми.

    Этот обмен оказывает как объективное, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность личности. Анализ реального общения школьников позволяет выявить две цели общения и в соответствии с ними определить два вида общения школьников. Если общение имеет цель в себе самом, то это общение-межличностное. Межличностным (свободным) общением можно считать то, которое происходит у школьников в процессе их взаимодействия с окружающими людьми независимо от деятельности не обусловлено ею.

    Свободное общение предполагает возможность для его участников вступать в него и прерывать его по своему желанию. Целью межличностного общения является создание или поддержание удовлетворяющих школьника взаимоотношений с окружающими.
    В зависимости от меры личностной значимости контактов и эмоциональных проявлений в них партнеров различают знакомство, приятельство, дружбу.

    Межличностное общение реализуется школьниками в процессе взаимодействия со своим кругом общения, под которым понимается "совокупность лиц (состав может изменяться), постоянно встречающихся и поддерживающих постоянные личные контакты, не обладающих ни четким принципом обособления, ни выкристаллизованной внутренней организацией".

     В круге общения школьников различаются сферы общения: сверстники своего и противоположного пола, ребята младшего и более старшего возраста, взрослые, функции круга общения в общем виде могут быть представлены как обмен информацией и предоставление возможности выбора партнеров для общения различной степени близости.
    Круг общения имеет определенную структуру, под которой понимается совокупность тех общностей, в составе которых школьник имеет контакты со всеми лицами.

     Она включает в себя семью, родственные и соседские группы, коллективы, в которые входит школьник, дружеские и приятельские группы. Если общение имеет цель вне себя, связано с каким-либо видом деятельности или игрой школьников, то это межролевое общение. Межролевое (деловое) общение осуществляется в процессе различных видов организованной деятельности (или в игре). В зависимости от характера отношений участников деятельности или игры к целям и друг к другу между ними складывается партнерское или товарищеское общение. Товарищеское общение предполагает взаимопомощь, доброжелательность и заинтересованность участников в достижении цели деятельности не только ими самими, но и их сотрудниками по ее реализации.
    Объединяясь в коллективе или в стихийной группе первоначально с целью только реализовать ту или иную деятельность или игру, школьники в процессе их реализации вступают в общение. Это общение может включать в себя и элементы свободного общения. Оно может продолжаться вне процесса деятельности или игры, став межличностным. И наоборот, межличностное общение оказывает существенное влияние на общение в процессе какой-либо деятельности или игры.

    Общение играет существенную роль в процессе формирования личности: в освоении школьниками норм социально-типического поведения (общение как нормативный процесс); в эмоциональном развитии в приобретении школьниками индивидуального социального опыта (общение как познавательный процесс); в реализации типичных и индивидуальных сторон личности школьника (общение как способ и средство социального утверждения личности).
    Общение-познавательный процесс.

    Познание выступает как освоение школьником и выработка им системы значений (смыслов), которая дает ему возможность адекватно понять мир и себя в нем. Значения, обращающиеся в обществе, по мере их познания школьником формируют не только его эталоны восприятия, но и, это, пожалуй, главное, сам механизм познания действительности. Связь познания и общения обнаруживается в познавательной деятельности школьника.

     Социальная суть познавательной деятельности выступает как система целей деятельности, как предметы познания, и как взаимодействие людей в процессе познавательной деятельности, т. е. как общение в процессе познания. В связи с этим особым вопросом проблемы усвоения общественной культуры является изучение процесса познания в групповом общении. Будучи членом различных коллективов и групп, школьник общается в них и в процессе этого общения получает разнообразные знания как о предметном мире, так и о мире идей и отношений. Причем, как утверждают специалисты, это очень эффективный путь познания, ибо он связан с высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени.

            Проблема детского суицида актуальна для современной школы, а значит, взрослые должны знать не только особенности и причины суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики детских суицидов. Особенно это актуально в начальной школе, где проблемы только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом и юношеском возрасте. Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя: суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т. д.). Суицидальными попытками считают демонстративно- установочные действия, при которых человек чаще всего знает о безопасности совершаемого им акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни. Личностный смысл самоубийства может быть разным, поэтому ученые выделяют несколько видов суицидов: 
    1. Протест или месть. Человек считает, что его никто не любит, никто не понимает. Агрессию обидчиков он переносит на себя. 
    2. Призыв. Человек считает, что он никому не нужен, и своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи. Цель суицида – изменить ситуацию с помощью других людей. 
    3. Избегание. Человек испытывает страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже, и он не в силах этого вынести. Смерть рассматривается как способ избежать страданий. 
    4. Самонаказание. Человек совершил поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на "судью и подсудимого". Наказывая себя, он искупает свою вину. 
    5. Отказ. Человек отказывается от жизни, если он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было. 
    "СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ". Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них нет понимания о том, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется. 

    2. Перейдём к следующему вопросу. Анализ учебных достижений учащихся за 1 четверть.

    На конец четверти 2 четверти 1 отличник. 

    Особое внимание обращается на формирование стойкой мотивации к учению, потребности в учении.

    Рекомендации родителям: обращать внимание на заполнение дневников учащимися, тетрадей. Наличие учебных принадлежностей: ручек, карандашей, линеек.

    Внешний вид учащихся, наличие сменной обуви.

    Справки, объяснительные в случае болезни или пропуска.

        3. Разное (инструктажи по ТБ на зимние каникулы.)

    Вопросы родителей.  

    Индивидуальные консультации с родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Роль семьи и школы в профилактике суицидального поведения»

    План работы школы-интерната по профилактике суицида....

    Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

    доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...

    «Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»

    В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...

    Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

    Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков...

    План работы по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

    План работы по профилактике  суицидального поведения среди детей и подростков...

    Проективная диагностика в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.

    Сказки - это и мощное психотерапевтическое средство и одновременно психологическая диагностика. Сочинение собственных сказок открывают знания, которые живут в душе учащегося и активизированы в данный ...

    Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                    В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...