Урок мужества «Героическое прошлое нашего города. Дорога Жизни».
план-конспект на тему

Олийник Людмила Ивановна

Урок мужества «Героическое прошлое нашего города. Дорога Жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_zhizni.docx42.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Урок мужества

«Героическое прошлое нашего города. Дорога Жизни»

Л. И. Олийник,

Санкт-Петербург

Пояснительная записка.

Урок рассчитан на учеников специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида. Дети с тяжёлой речевой патологией обладают некоторыми психолого-педагогическими особенностями, затрудняющими их социальную адаптацию и требующими коррекции имеющихся нарушений. Кроме того, большинство учащихся нашей школы из социально-неблагополучных семей. Детям присущи нестойкость (а иногда и извращение) интересов, негативизм,  неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, трудности в общении с окружающими. Поэтому передо мной, как классным руководителем, стоят специфические задачи. Каждая из них направлена на благо учащихся: а именно, на коррекцию познавательной деятельности и коррекцию личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, что является его реабилитацией в обществе. Я пытаюсь также компенсировать недостаточное или полностью отсутствующее нравственное и патриотическое воспитание в семье.

Урок призван развивать  у детей-логопатов культуру речи, эмоциональную сферу личности, организовывать взаимодействие ребенка с обществом, взаимодействие, которое способно стать определяющим в формировании его представления об окружающем мире, характере мышления, стиле поведения. Дети приобретают уверенность в себе, знакомятся с замечательными людьми, их судьбами и стараются быть достойными их. Надеюсь, что урок продолжит прививать детям такие необходимые для социализации качества, как коммуникабельность, осознанная поведенческая свобода, культура поведения.

Урок рассчитан на учащихся 5-10 классов.

Цель

Формирование духовно-осмысленного отношения учащихся к историческому прошлому России, осмысление через себя подвигов защитников Отечества, воспитание патриотизма и гражданственности школьников.

Задачи

  1. Образовательные
  1. Развитее представлений об окружающем мире и кругозора детей-логопатов.
  2. Развитие речи, пополнение активного словаря учащихся.
  3. Работа с понятийным словарём.
  1. Воспитательные
  1. Воспитывать гордость за свою страну, восхищение её героями, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, жителям блокадного Ленинграда.
  1. Коррекционно-развивающие
  1. Психотерапевтическое воздействие на детей, направленное на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемлённости и подавленности, фиксации на своём речевом дефекте), на перестройку изменённых у ребёнка под влиянием речевого дефекта представлений, отношений и поведения.
  2. Развитие эмоционально-экспрессивной речи.
  3. Закрепление и введение в спонтанную речь звуков, поставленных на логопедических занятиях.
  4. Развитие темпо-ритмической структуры речи.
  5. Нормализация темпа и ритма речи, её просодики.
  6. Развитие фонематического восприятия.
  7. Расширение активного и пассивного словаря.
  8. Совершенствование грамматического оформления  фразы.

Оформление

На заднике сцены укреплены страницы дневника Тани Савичевой, оклеенное крест- накрест окно, под окном – ваза с цветами. Всё подсвечено лучом света, идущим снизу вверх. Сбоку сцены установлен экран. На стенах зала плакаты на тему «Блокада Ленинграда».

Слайд 1

  1. Ведущий

Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой отечественной войне. Одна из самых страшных страниц Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. В этом году  исполняется 70 лет         со дня прорыва блокады Ленинграда и 70 лет Дороге Жизни. В связи с этим мы предлагаем вам совершить виртуальную экскурсию по Дороге Жизни.

Слайд 2

(На экране карта «Зелёный пояс Славы»)

1-ый ученик

8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 900-дневная героическая оборона города. Военный совет Ленинградского фронта в самом начале сентября утвердил план снабжения города и эвакуации его населения через Ладожское озеро. Перевозки возлагались на Ладожскую военную флотилию и Северно-Западное речное пароходство.

12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставившие городу 625 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная коммуникация, которую народ назвал Дорога жизни. До конца первой военной навигации водным путём было доставлено оборонявшемуся городу около 60 тонн различных грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия. На Большую землю эвакуировали33,5 тысячи ленинградцев.

Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге создавали большие трудности. Серьёзную опасность для движения судов представляла вражеская авиация, часто налетавшая на транспортные суда и пристани. Только благодаря мастерству и мужеству команд суда совершали плавания в течение всей навигации.

С наступлением ледостава перевозки водным путём прекратились. Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера. 20 ноября с Вагановского спуска у деревни Коккорево на лёд спустился конно-санный обоз. Около 350 саней направились на восточный берег озера – на Кобону. Погрузив на сани 63 тонны муки, обоз утром 21 ноября прибыл в Осиновец. Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобольной дорогой №101. Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, движение грузового автотранспорта не прекращалось ни на один день. Эти перевозки позволили увеличить с 25 декабря нормы выдачи хлеба жителям блокадного Ленинграда: рабочим и инженерно-техническим работникам на 100 граммов, а служащим, иждивенцам и детям на 75 граммов.

Ледовая дорога бесперебойно действовала до самой весны. 24 апреля, из-за усиленного таяния снега и льда, она закончила своё существование. Всего за зиму 1941-42 года по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361109 тонн различных грузов, в том числе262419 тонн продовольствия. За этот же период было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев.

Значение Ладожской коммуникации невозможно переоценить. Она спасла многим ленинградцам жизнь и была путём, по которому осуществлялась связь города со всей страной. Дорога Жизни действовала до 1943 года.

Она как легенда, как песня, как знамя.

У этой дороги не будет конца-

Она навсегда пролегла через память,

Навеки прошла через наши сердца.

2-й ученик

           Ещё в годы войны, когда город на Неве подвергался непрерывным вражеским артиллерийским обстрелам и бомбёжкам, люди думали о памятниках, которые увековечили бы беспримерный подвиг защитников Ленинграда. Первые временные памятники сооружались на рубежах обороны города в 1944-1945 годы из подручных материалов. Они до наших дней не дошли. В 1965 году, в канун 20-летия победы в Великой Отечественной войне, начались работы по созданию Зелёного пояса Славы. 9 мая 1965 года десятки тысяч ленинградцев выехали на места, где проходил рубеж обороны. Каждый район города получил свой участок. В этот памятный день были заложены первые закладные камни, высажены первые деревья, кустарники, положены первые дорожки…

        Зелёный пояс Славы – уникальный памятник мужеству и героизму. На большом блокадном кольце протяжённостью 200 километров установлено 26 монументов и 9 монументов – на Малой земле (Ораниембаумский плацдарм). Кроме того, 7 монументов и ряд мемориальных сооружений установлены на Дороге жизни. Формирование и благоустройство Зелёного пояса Славы продолжается и в настоящее время.

Стоят монументы. Стихами и в прозе

Взывают к потомкам святые слова.

Но память живёт не в граните и бронзе,

А в людях – без нас эта память мертва.

3-й ученик 

         Идея создания уникального памятника – длиной в сорок пять километров – как дань величайшему мужеству защитников Ленинграда возникла в шестидесятые годы, тогда же методом народной стройки, т.е. на общественных началах, было установлено несколько монументов, которые стали символами Дороги Жизни, известными всей стране: «Разорванное кольцо», «Катюша», неувядаемый «Цветок Жизни» и другие.

Оформление мемориального ансамбля, вероятно, не закончится никогда, как никогда не умрёт память о страшной трагедии и величайшем подвиге XX века.

Слайд 3

(На экране памятный километровый столб)

Памятные километровые столбы, словно в почётном карауле, выстроились от города–героя по всей легендарной дороге. Первый установлен на Финляндском вокзале,

Слайд 4

(На экране памятный километровый столб)

а сорок шестой – на железнодорожной станции Ладожское озеро.

Слайд 5

(На экране стела-указатель)

На шоссе Революции стоят стелы-указатели Ржевского коридора блокады.

Слайд 6

(На экране памятный километровый столб)

Сорок пять мемориальных километровых столбов размещены по всей автомобильной трассе – от станции Ржевка, которую считают символическим началом Дороги Жизни, до филиала Военно-морского музея «Дорога Жизни» на Ладожском озере. По своей форме они отличаются от железнодорожных, а так же между собой. На нечётных столбах помещены звёзды – эмблемы Красной Армии,

Слайд 7

(На экране памятный километровый столб)

а на чётных – серп и молот – символ трудящихся, как напоминание о том, что боевая дорога обслуживалась военными и гражданскими.

Слайд 8

(На экране памятный километровый столб)

От станции Ржевка начинались первые километровые столбы автомобильной Дороги Жизни от Ленинграда до Ладожского озера.

Слайд 9

(На экране стела на станции Ржевка)

Здесь же стоял военный контрольный пропускной пункт, на котором несли службу девушки–регулировщицы, а рядом находилась зенитная батарея.

В настоящее время с этого места начинается мемориальный участок Дороги Жизни – с обелисками, музеями, сооружениями-реликвиями и мемориальными захоронениями.

Слайд 10

(На экране монумент «Зенитка»)

  1. На станции Ржевка установлены монументы «Зенитка»

Слайд 11

  1. (На экране монумент «Регулировщица»)
  2.  и «Регулировщица».
  1. Девчонка в ушанке спокойно и строго

На каменной стеле флажок подняла.

Отсюда в бессмертье уходит Дорога,

Что жизнь Ленинграду в блокаду несла.

Слайд 12

(На экране монумент «Цветок Жизни»)

4-й ученик 

На третьем километре Дороги Жизни растёт, устремляясь ввысь, пятнадцатиметровый цветок из белого бетона с мраморной крошкой.

Слайд 13

(На экране Холм Тани Савичевой)

Главная идея мемориального комплекса – там, где была смерть, через страдания пробилась жизнь. Дорога Жизни спасла тысячи измученных голодом, раненых детей.

По Дороге Жизни, сглаженной, спрямлённой,

Залитой асфальтом, мчит машин поток.

Слева на кургане, к солнцу устремлённый,

Их встречает белый каменный цветок.

Памятью нетленной о блокадных детях

На земле священной он навек взращён,

И к сердцам горячим всех детей на свете

 Он призывом к Дружбе, и к Миру обращён.

Тормози водитель! Задержитесь, люди!

Подойдите ближе, голову склоня.

Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,

Тех, кто детским сердцем город заслонял.

У Дороги Жизни шепчутся берёзы,

Седину лохматит дерзкий ветерок.

Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы,

Плачет вместе с вами каменный цветок.

Сколько их погибло, юных ленинградцев?

Сколько не услышат грома мирных гроз?

Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,

Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз…

Их похоронили в братские могилы.

Был обряд блокадный, как война, жесток.

И цветов тогда мы им не приносили.

Пусть теперь в их память здесь цветёт цветок.

Он рос сквозь камни, что сильней столетий,

Поднял выше леса белый лепесток.

Всей земле Российской, всей большой планете

Виден этот белый каменный Цветок.

Участники композиции исполняют песню «Дети блокады»).

Дети блокады.

Наш город родной над Невой

Не сломлен суровой войной.

Он в годы блокады,

Жестокой, нещадной,

Сражался и в холод, и в зной.

Припев:

Нас память уносит назад,

Туда, где сирены гудят,

Где рвутся снаряды,

А дети блокады

В глаза лютой смерти глядят.

Был в городе голод и мор,

Изрытый бомбёжкою двор,

Но дети взрослели и выжить сумели.

Всё помнится им до сих пор.

Припев.

                                   Но выстоял русский народ,

И память об этом живёт

В сердцах поколений, и точное время

Ведёт непрерывный отсчёт.

Припев.

Блокадные ночи и дни,

Как долго тянулись они!

О, сколько утрат познал Ленинград

В суровые годы войны. (2 раза)

Слайд 14

(На экране страницы дневника Тани Савичевой)

Здесь же, на Холме Тани Савичевой, установлены выполненные в камне страницы дневника ленинградской школьницы

Слайд 15

(На экране портрет Тани Савичевой)

5-й ученик

В годы блокады частым было явление, когда ленинградские семьи вымирали полностью. Одной из многих таких семей стала семья Савичевых, живших в годы блокады на 2-й линии Васильевского острова, в доме №13. Накануне войны эта семья состояла их 8 человек: матери Марии Игнатьевны – 52 года, бабушки Евдокии Григорьевны – 72 года, трёх дочерей: Жени – 34 года, Нины – 23 года, Тани – 11 лет, сына Леонида – 24 года и двух братьев отца – одному было 42 года, другому 48 лет. После эвакуации Нины со своим заводом в семье стало 7 человек, продолжавшие жить в блокадном городе.

Однажды вражеская авиабомба попала в их дом. Пострадала и квартира Савичевых. Пришлось всей семье перебираться в холодную тёмную комнату. Один за другим умирают все члены семьи Савичевых. С 26 декабря 1941 года по 13 мая 1942 года умерли все. Осталась одна Таня.

Слайд 16

(На экране страницы дневника Тани Савичевой)

Об этой трагедии свидетельствует дневник, который вела Таня в блокаду. Дневник, ставший известный всему миру как обличительный документ преступления фашизма.

В живых из семьи Савичевых осталась только сестра Тани – Нина Николаевна, эвакуированная в январе 1942 года с заводом в тыл страны по Ладожской дороге, и брат Михаил Николаевич, воевавший в партизанском отряде.

Слайд 17

(На экране личное дело Тани Савичевой из Понетаевского дома инвалидов)

Как сложилась дальнейшая судьба автора десяти трагических листочков? Таня была определена в 48-й детский дом Смольнинского района. Летом 1942 г. детский дом был эвакуирован в село Красный Бор Шатковского района Горьковской области. Таню сюда привезли в полуживом состоянии. Здоровье её настолько было подорвано голодом, что она не могла даже ходить. Инвалид второй группы, больная дистрофией, теряя зрение, Таня почти всё время нахождения в Красноборском детском доме пролежала в постели. 7 марта 1944 Таню привезли в Понетаевский дом инвалидов. Болезнь прогрессировала. 23 мая 1944 года Таню поместили в Шатковскую районную больницу. Жаль, что этого не было сделано раньше, в1942 году. Врачи бились за жизнь ленинградской девочки… 1 июля 1944  года Тани Савичевой не стало. В журнале Шатковской больницы записано следующее: «Савичева Татьяна Николаевна. 14 лет.. Туберкулёз кишок. Умерла 1 июля».

Слайд 18

(На экране памятник «Балтийские крылья»)

6-й ученик

На пятом километре Дороги Жизни установлен памятник лётчикам авиаторам «Балтийские крылья». Здесь в 1941-1943 г.г. находились аэродромы авиации Краснознамённого Балтийского флота. Обелиск сооружён комсомольцами Всеволжского района.

От станции Ржевка в пяти километрах,

На трассе, овеянной ладожским ветром,

Стоят буквой «V»серебристые крылья,

Храня сквозь века легендарные были.

Морской авиации грозные крылья,

Созвездье Героев – полки, эскадрильи,

Вы эти поля в сорок первом обжили.

Отсюда вы курс на Берлин проложили.

Балтийские крылья, гвардейские крылья,

Вы звёзды свои вечной славой покрыли.

Но главный свой подвиг вы здесь совершили:

Вы городу Ленина жизнь подарили.

Слайд 19

(На экране – первый мемориальный закладной камень)

7-й ученик

На девятом километре Дороги Жизни установлен Первый мемориальный закладной камень. На камне надпись «Здесь в дни блокады проходила Дорога Жизни. 1941-1943 г.г.»

Слайд 20

  1. ( На экране монумент «Дуб и Лавр»)

На десятом километре Дороги Жизни установлен памятник у подножия Румболовской горы «Дуб и Лавр». Огромные листья дуба и лавра символизируют жизнь и славу.

Слайд 21

(На экране «Румболовская гора»)

На Румболовской горе находится братское захоронение защитников ленинградского неба, воинов, погибших на Дороге Жизни и умерших от ран в 1941-1943 г.г.

Слайд 22

(На экране «Румболовская гора»)

 Здесь покоятся Герои Советского Союза: Шишкань Илья Минович, Юрченко Фёдор Сергеевич и Пляшечник Яков Иванович.

Простите нас, погибшие в блокаду,

За то, что вы в земле, а мы живём,

Вкушаем жизни горесть и усладу,

Скорбим и любим, плачем и поём.

Простите нас, что в дикой спешке буден,

                              Быть может, редко навещаем вас.

                              Но мы вас помним, вечно помнить будем,

                              Ведь вы – родные каждому из нас.

Слайд 23

(На экране участок Дороги Жизни)

8-й ученик 

На двенадцатом километре возведён оригинальный комплекс памятных сооружений. Здесь в 1983 году восстановлен участок израненной военной трассы.

Слайд 24

Небольшой отрезок с булыжным покрытием длиной 380 метров – «свидетель» горя и надежды, смерти и победы в жестокие годы блокады.

Слайд 25

(На экране участок Дороги Жизни)

На сооружениях надписи: «1200000 ленинградцев эвакуировано», и «1500000 тонн грузов доставлено в Ленинград»

  1. Казалось, что конец земли…

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив ещё. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под тёмным небом

Толпой у булочных стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются осторожно:

-К заре, сказали, привезут…

-Гражданочки, держаться можно…

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

Слайд 26

(На экране монумент «Катюша»)

9-й ученик 

  1. На семнадцатом километре Дороги Жизни установлен монумент «Катюша». В дни блокады на этом месте находилась зенитная батарея.

                                    Здесь день и ночь, неся дозор за небом,

Бесстрашные зенитчики прикрыли

Дорогу Жизни от фашистских крыльев,

Чтоб в Ленинград дошли машины с хлебом.

И в память тех, кем в яростных сраженьях

Немало вражьих асов было сбито,

Стоят двутавры, как стволы зениток,

И охраняют подвиг от забвенья.

Слайд 27

(На экране  Ириновское братское захоронение)

10-й ученик 

        На тридцатом километре находится Ириновское братское захоронение воинов и мирных жителей, погибших в 1941-1944 г.г.

Их рвал металл, и взрывы их глушили.

И не смогли спасти госпиталя.

Здесь ратный путь герои завершили,

Храни солдат, родимая земля.

Слайд 28

(На экране музей в посёлке Коккорево)

11-й ученик         

На сороковом километре Дороги Жизни, в посёлке Коккорево находится филиал Государственного мемориального музея «Обороны и блокады Ленинграда».

Слайд 29

(На экране ансамбль «Разорванное кольцо»)

        Недалеко от музея, у Вагановского спуска к Ладожскому озеру расположен мемориальный ансамбль «Разорванное кольцо». Здесь начинался самый опасный участок  - ледовая трасса.

Слайд 30

(На экране ансамбль «Разорванное кольцо»)

                     На Невском в сугробах троллейбусы стынут.

Неделю дымится горящий Гостиный.

На некогда шумном проспекте пустынно,

Лишь изредка тихо проедет машина…

А где-то на Ладоге, в белом просторе,

От бомб и мороза взрываются льдины,

И воют моторы, и стонут моторы,

И тянут груженные хлебом машины-

В пургу и обстрелы, без сна и покоя,

За жизнь и борьбу Ленинграда в ответе.

И было на трассе движенье такое,

Как в мирное время на Невском проспекте.

И если бывало, что сил не хватало

На трудном пути у бедняги мотора,

Ему помогало, машину толкало

Усталое, верное сердце  шофёра.

Слайд 31

(На экране ансамбль «Разорванное кольцо»)

Металл не выдерживал этой нагрузки,

И лёд уставал, напряженье изведав.

Лишь люди могли – по-советски, по-русски

Свершить невозможное ради победы.

Слайд 32

(На экране ансамбль «Разорванное кольцо»)

У арки, над Ладогой гордо взметённой,

Пред подвигом этим склоняются люди.

И город, Дорогою Жизни спасённый,

Героев её никогда не забудет.

Слайд 33

(На экране музей «Дорога Жизни» на берегу Ладожского озера)

12-й ученик 

        На 45-м километре находится филиал Центрального Военно-морского музея «Дорога Жизни».

Слайд 34

(На экране музей «Дорога Жизни» на берегу Ладожского озера)

        Собранные здесь многочисленные экспонаты – документы и реликвии рассказывают о мужестве и подвигах тех,

Слайд 35

(На экране музей «Дорога Жизни» на берегу Ладожского озера)

кто защищал водные и ледовые трассы, связавшие в годы войны город на Неве с большой Землёй.

Слайд 36

(На экране музей «Дорога Жизни» на берегу Ладожского озера)

  1. Нам наше прошлое свято и дорого –

Гордость победами, горечь утрат.

Слайд 37

(На экране музей «Дорога Жизни» на берегу Ладожского озера)

Вечная память защитникам города!

Слайд 38

(На экране музей «Дорога Жизни» на берегу Ладожского озера)

Вечная слава защитникам города!

Вечная слава тебе, Ленинград!

Слайд 39

(На экране мемориал «Ладожский Курган»)

13-й ученик 

        Недалеко от музея «Дорога Жизни» находится мемориал «Ладожский курган» - символическое братское захоронение моряков, водителей и эвакуированных курсантов военно-морских училищ, погибших в бурной Ладоге в 1941-1943 г.г.

Слайд 40

(На экране мемориал «Ладожский Курган»)

Сюда приходят в скорби молчаливой,

Здесь тишина и песни не поют.

Луна во мгле над братскою могилой

 Оберегает воинов приют.

Весной взрастёт цветок в земле подталой,

Заплачет дождь, и только иногда

  1. Сверкнёт в веках салютом запоздалым

В ночи с небес летящая звезда.

Слайд 41

(На экране  вокзал-памятник железнодорожникам)

14-й ученик 

        На 46-м километре, на станции Ладожское озеро находится вокзал-памятник ленинградским железнодорожникам.

Слайд 42

(На экране  блокадный паровоз)

Рядом с ним - блокадный паровоз.

  1.                       В конце пути, у Ладоги

Колёсами прирос

В лучах победной радуги

Блокадный паровоз.

Усталый и заслуженный,

Стоит меж двух берёз

Дороги Жизни труженик –

Блокадный паровоз.

Слайд 43

(На экране скульптура «Броня»)

15-й ученик 

        На территории вокзала установлена скульптура «Броня». На пьедестале кусок искорёженного металла из борта корабля, погибшего в блокаду. На табличке надпись: «Сталь можно согнуть, человеческую волю - никогда».

Слайд 44

(На экране поклонный крест)

        На Финляндском вокзале, на станции Ладожское озеро и на территории музея «Дорога жизни» установлены поклонные кресты, поставленные в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне во славу работников тыла, автомобилистов, железнодорожников  защитников Дороги жизни.

16-й ученик 

Слайд 45

(На экране фотография Жучковой Людмилы Алексеевны)

Когда началась Великая Отечественная война, нашему учителю истории Людмиле Алексеевне Жучковой было четыре с половиной года.

Слайд 46

(На экране фотография семьи Жучковой Людмилы Алексеевны)

 Её семья жила в деревне Большие Валговицы Великинского сельского Совета Кингисеппского района Ленинградской области.

        

Слайд 47

(На экране фронтовая фотография Юдина А.П. – отца Жучковой Людмилы Алексеевны)

Отец Людмилы Алексеевны, Юдин Алексей Петрович (1906 года рождения), сразу ушёл на фронт. Алексей Петрович был шофёром. Зимой в блокаду Ленинграда на своей полуторке возил хлеб и продукты по Ладожской Дороге Жизни.

Алексей Петрович видел, как уходили под лёд машины с дорогим грузом, так как лёд был ещё непрочным и не выдерживал. С воздуха постоянно бомбили вражеские самолёты.

Морозы были сильные. Молодые девушки-регулировщицы стояли с флажками, обдуваемые свирепыми северными ветрами. Обогревались они только в постовых домиках, которые стояли по пути следования машин и саней, запряжённых лошадьми. Домики эти были сложены из ледяных блоков. Позже Алексей Петрович рассказывал, что очень жалел семнадцатилетних девчонок, которые наравне с мужчинами выносили тяготы военных будней, мёрзли и погибали под обстрелами.

Слайд 48

(На экране справка о ранении Юдина А.П.)

Алексей Петрович дошёл до Кенигсберга. Был ранен.

Слайд 49, 50

(На экране удостоверения к наградам Юдина А.П.)

Награждён многими медалями и

Слайд 51

(На экране удостоверение к ордену Юдина А.П.)

 орденом Отечественной войны II степени.

Слайд 52

(На экране фронтовая фотография Юдина А.П.)

С фронта он писал письма, даже прислал несколько фотографий, где запечатлён со своими командирами и боевыми товарищами. Людмила Алексеевна в ту пору писать ещё не умела, а рисовала на листке свою маленькую ладонь для папы.

Папу все родные ждали с фронта сразу после 9 Мая, но он вернулся домой только в конце 1945 года, так как был ещё отправлен на Восточный фронт, где воевал с японцами. Дочери он привёз красивую ткань, из которой мама сшила сарафан. Это был любимый наряд Людмилы Алексеевны.

Умер Алексей Петрович в мае 1992 года. Похоронен на родине в деревне Большие Валговицы Ленинградской области.

Слайд 53

(На экране слова «Песни о Ладоге»)

  1. Ведущий

        Предлагаю всем вместе исполнить знаменитую «Песню о Ладоге».

        (Участниками композиции и зрителями исполняется «Песня о Ладоге»).

Песня о Ладоге.

Сквозь шторм и бури, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети!

Дорога здесь пробита сквозь блокаду,

Родней дороги не найти.

Припев:

Эх, Ладога, родная Ладога,

Метели, штормы, грозная волна…

Недаром Ладога родная

Дорогой жизни названа.

Пусть ветер Ладоги поведает народу,

Как летом баржу за баржей

Грузили мы и в шторм, и в непогоду,

Забыв про отдых и покой.

Припев.

Зимой машины мчались вереницей,

И лёд на Ладоге трещал,

Возили хлеб для северной столицы.

И радостно нас Ленинград встречал.

Припев.

И знаем мы: кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень.

Растут и крепнут силы Ленинграда,

Растут и крепнут каждый день.

Припев.

Когда пройдут года войны суровой,

Залечит раны город мой.

Народ вздохнёт и песню с силой новой

Споёт о Ладоге родной.

Слайд 46

(На экране портреты учителей школы – детей блокадного Ленинграда)

  1. Ведущий

                             Вспомним всех поимённо,

Вспомним горем своим:

Это не нужно мёртвым,

Это надо живым.

        Вспомним тех, кто отдал свои жизни за наше счастливое будущее на фронтах, защищая наш город, кто погиб в холодном и голодном  городе, кто пережил блокаду, ещё долгие годы трудился на благо Родины, но совсем недавно ушёл из жизни, в их числе наши учителя – дети блокадного Ленинграда: Ида Филипповна Соловьёва, Юрий Николаевич Гусев, Зинаида Александровна Зайцева. Объявляю минуту молчания. Прошу всех встать.

        (На сцену выходят участники композиции с зажжёнными свечами).

        Прошу всех садиться.

        А теперь пожелаем крепкого здоровья, благополучия и счастья нашим учителям-блокадникам: Ольге Григорьевне Запорожцевой и присутствующим здесь Людмиле Поликарповне Тисовой и Людмиле Поликарповне Идашкиной. Спасибо вам за всё, низкий поклон!

        (Вручение цветов учителям – детям блокадного Ленинграда.

        

Список литературы.

  1. Богданов Н.И. Мемориальный ансамбль «Дорога жизни». – СПб.: Октава, 1997. – 30 с.: ил. Селиванов В.Н.
  2. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб.: Норинт, 1998. – 432 с.: ил.
  3. Селиванов В.Н. Стояли как солдаты. Блокада. Дети. Ленинград. – СПб.: Эго, 2002. – 223 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"

объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...

Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"

Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....

интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».

интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....

Конспект беседы о героическом прошлом нашей Родины «Богатыри земли русской»

Цель:  формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях-защитниках земли русской; подвести к пониманию того, что во все времена народ сл...

Социально значимый проект «Героическое прошлое и настоящее-дорога к процветанию России»

Социальный проект «Героическое прошлое и настоящее - дорога к процветанию России» нацелен на сохранение воспоминаний о людях, благодаря которым мы живы в мирное время, на оказание помощи в...