Методы педагогического исследования
статья на тему

 

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования.

анализа школьной документации. Источники информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п.

Изучение продуктов ученического творчества-домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества

Тестирование –методика диагностики предполагающая ответы на вопросы.

Все тестовые методики могут быть подразделены на вербальные (опосредованные речевой активностью испытуемого) и невербальные, предполагающие использование перцептивных, моторных и др. невербальных способностей. 

 

В другой классификации выделяются следующие разновидности тестовых (психометрических) процедур:

объективные тесты — методики, предполагающие правильный ответ, верное решение задачи, нормативное выполнение задания;

стандартизированные самоотчеты, методики, ориентированные на использование вербальных способностей, мышления, памяти и воображения испытуемого;

проективные техники, в которых недостаточно структурированный и неоднозначный по содержанию материал, выступающий в качестве стимула, активизирует процессы воображения и служит своеобразным экраном для проецирования эмоционально значимых тем и переживаний испытуемого.

 

Методы опроса

Опросы могут различаться:

•по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Интернет;

•типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;

•месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж, в виртуальных пространствах;

•типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

 

Диалогические методы - предполагают высокую зависимость получаемых диагностических результатов от особенностей контакта исследователя с испытуемым. К числу основных диалогических методов традиционно относят беседу и ее разновидность — интервью.

Беседа - это метод получения информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем.

Интервью - вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно подготовленные заранее) вопросы.

 

Интерактивные методы предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследователя и испытуемого.

Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии.

Социометрия - созданная Дж. Морено психологическая теория общества и, одновременно, особая система экспериментальных методов — социально-психологических тестов, применяемых для анализа и оценки межличностных отношений и эмоциональных связей в малой группе (семье, рабочем, учебном или воинском коллективе и т.д.).

Метод экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации. Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты - это компетентные в исследуемой области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в данной области.

Метод сбора информации- анализ документов.

Анкетирование - метод массового сбора материала, с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

Вопросы различают по содержанию:

о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов);

о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения);

о личности респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику личности респондента).

Вопросы, различающие по форме:

вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); могут быть также альтернативными и неальтернативными. Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.

открытые (к которым не прилагаются варианты ответов.Респондент должен сформулировать и вписать ответ);

полуоткрытые(в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

 

Рекомендации по проведению анкетирования.

Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.

 

Вопросы не должны

- превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;

- вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;

- навязывать мнение социолога;

- быть перегружены вариантами ответов.

 

Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокампо содержанию и по форме.

Главную проблему составления качественных анкет можно обозначить так: какой вопрос - такой ответ. Задавая, например, ученику прямой вопрос: «Сколько времени ты ежедневно тратишь на приготовление домашних заданий?» - составитель анкеты ухе провоцирует определенный тип ответа.

 

Большое значение имеет также последовательность вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы лучше задавать в конце интервью, чтобы опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы следует задавать в логической последовательности. Самые обычные ошибки — постановка вопросов, на которые невозможно ответить или на которые не захотят отвечать. Типичный недостаток — вопросы, которые не требуют ответа. Зачастую отсутствуют вопросы, на которые следовало бы обязательно получить ответы. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Праздные вопросы следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы.

Педагогический эксперимент - этопо сути, строго контролируемое педагогическое наблюдение. Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; 

проверочный, уточняющий эксперимент , когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 

созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

 

Социометрический метод -позволяющий анализировать внутри коллективные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа: «С кем бы ты хотел...» (пойти в туристический поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. д.).

 

При проведении исследовании рекомендуется придерживаться определенных этапов:

1) подготовительный этап, включает  формулировку проблемы и выдвижение гипотезы исследования - предположения о некоторых закономерностях, сделанного на основе предварительных сведений и требующего проверки. На этом этапе осуществляется также выбор наиболее адекватного метода, отраженного в конкретных методиках, и организация самой процедуры исследования;

2) собственно исследование - проверка гипотезы, осуществляется с помощью специально подобранных или разработанных методик;

3) обработка данных исследования - количественный и качественный анализ данных;

4) интерпретация полученных результатов — соотнесение полученных данных с поставленной гипотезой, позволяющие сделать выводы о ее достоверности.

 

Последовательности при проведении исследования.

1. Постановка цели и задач эксперимента.

2. Формулировка научной гипотезы. Гипотеза называется научной потому, что должна базироваться на определенных научных данных, подкрепляться теоретическими доводами или умозаключениями.

3. Выбор типа эксперимента.

4. Планирование эксперимента (условия, место проведения).

5. Отбор испытуемых для комплектования экспериментальных и контрольных групп, которые должны быть максимально идентичными по своим характеристикам.

6. Выбор тестов и контрольных испытаний.

7. Составление программы эксперимента, в которой указываются содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставляться и измеряться; какой будет установлен порядок измерения показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструментарий и другие средства, кто будет выполнять работу и какую).

 

Литература

 

  1.   Центр управления финансами. Методы исследования – Режим доступа:

http://center-yf.ru/data/Marketologu/Metody-issledovaniya.php;

  1. www.Grandars.ru. Методы психологии. – Режим доступа:

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-psihologii.html

  1. Cтудопедия ваша энциклопедия. Методы исследования, применяемые в психологии. – Режим доступа: http://studopedia.ru/2_57296_metodi-issledovaniya-primenyaemie-v-psihologii.html

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл основной файл33 КБ

Предварительный просмотр:

Методы педагогического исследования

Наблюдение – научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.

Виды наблюдения:

- неструктурализованное (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации);

- структурализованное (имеется детальный план наблюдения, инструкция, имеется достаточная информация об объекте);

- системное, несистемное.

Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда исследователь работает или живет вместе с изучаемой группой. Это полевая работа, где исследование проводится в естественных условиях в отличие от лабораторного (с созданием определенных условий).

Различают следующие, дополняющие друг друга, виды наблюдения:

кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);

непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);

выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).

Особую разновидность составляет включенное наблюдение, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри» (например, при исследовании малых групп в социальной психологии).

В зависимости выбранного объекта, внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннего (переживания, мысли, психические состояния и процессы) различаются две основные вариации метода наблюдения: объективное наблюдение и самонаблюдение.

Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.

Метод самонаблюдения — это стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами. Элементы этого метода лежат в основе практически любого психологического исследования. Посредством сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в самоотчете (вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни), с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, устанавливается их принципиальное родство, а затем производится сравнение данных внутреннего опыта с внешними проявлениями психики.

Интроспекция - разновидность самонаблюдения, метод психологического самоанализа, который заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо вспомогательных средств, инструментов или эталонов.

При организации наблюдения следует придерживаться следующего плана:

1. Выбор объекта, определение цели наблюдения.

2. Составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе бланков протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и оборудования для наблюдений (аппаратура)

3. Сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.)

4. Обработка и оформление результатов наблюдения.

5. Анализ результатов и выводы из наблюдения.

Требования к проведению наблюдения:

• сохранение естественности психических проявлений;

• должен быть целенаправленным;

• фиксация результатов.

Процессы общей процедуры наблюдения (программа наблюдения):

• определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);

• определение объект, предмет и ситуации (что наблюдать?);

•выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

установка временных рамок наблюдения и составление его графика (как долго наблюдение должно вестись?);

• выборка способа регистрации наблюдаемого и разработка бланков регистрации наблюдаемого по необходимости (как вести записи?);

• определение способа обработки и интерпретации полученной информации (каков результат?).

Эксперимент — это исследовательская стратегия, при которой осуществляется целенаправленное отслеживание какого-либо процесса в ситуации регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания. Таким способом производится проверка гипотезы исследования. Эксперимент, наряду с наблюдением, — один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования, в частности.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследованиям активное вмешательство в нее исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в «поведении» изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать — значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.

основные виды эксперимента:

1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении; 

2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.

 В зависимости от позиции экспериментатора (наблюдательной или активной), различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий.

Тестирование –методика диагностики предполагающая ответы на вопросы.

Все тестовые методики могут быть подразделены на вербальные (опосредованные речевой активностью испытуемого) и невербальные, предполагающие использование перцептивных, моторных и др. невербальных способностей. 

В другой классификации выделяются следующие разновидности тестовых (психометрических) процедур:

объективные тесты — методики, предполагающие правильный ответ, верное решение задачи, нормативное выполнение задания;

стандартизированные самоотчеты, методики, ориентированные на использование вербальных способностей, мышления, памяти и воображения испытуемого;

проективные техники, в которых недостаточно структурированный и неоднозначный по содержанию материал, выступающий в качестве стимула, активизирует процессы воображения и служит своеобразным экраном для проецирования эмоционально значимых тем и переживаний испытуемого.

Методы опроса

Опросы могут различаться:

•по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Интернет;

•типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;

•месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж, в виртуальных пространствах;

•типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

Диалогические методы - предполагают высокую зависимость получаемых диагностических результатов от особенностей контакта исследователя с испытуемым. К числу основных диалогических методов традиционно относят беседу и ее разновидность — интервью.

Беседа - это метод получения информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем.

Интервью - вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно подготовленные заранее) вопросы.

Интерактивные методы предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследователя и испытуемого.

Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии.

Социометрия - созданная Дж. Морено психологическая теория общества и, одновременно, особая система экспериментальных методов — социально-психологических тестов, применяемых для анализа и оценки межличностных отношений и эмоциональных связей в малой группе (семье, рабочем, учебном или воинском коллективе и т.д.).

Метод экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации. Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты - это компетентные в исследуемой области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в данной области.

Метод сбора информации- анализ документов.

Анкетирование - метод массового сбора материала, с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

Вопросы различают по содержанию:

о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов);

о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения);

о личности респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику личности респондента).

Вопросы, различающие по форме:

вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); могут быть также альтернативными и неальтернативными. Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.

открытые (к которым не прилагаются варианты ответов.Респондент должен сформулировать и вписать ответ);

полуоткрытые(в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

Рекомендации по проведению анкетирования.

Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.

Вопросы не должны

- превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;

- вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;

- навязывать мнение социолога;

- быть перегружены вариантами ответов.

Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокампо содержанию и по форме.

Главную проблему составления качественных анкет можно обозначить так: какой вопрос - такой ответ. Задавая, например, ученику прямой вопрос: «Сколько времени ты ежедневно тратишь на приготовление домашних заданий?» - составитель анкеты ухе провоцирует определенный тип ответа.

Большое значение имеет также последовательность вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы лучше задавать в конце интервью, чтобы опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы следует задавать в логической последовательности. Самые обычные ошибки — постановка вопросов, на которые невозможно ответить или на которые не захотят отвечать. Типичный недостаток — вопросы, которые не требуют ответа. Зачастую отсутствуют вопросы, на которые следовало бы обязательно получить ответы. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Праздные вопросы следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования.

анализа школьной документации. Источники информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п.

Изучение продуктов ученического творчества-домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества

Педагогический эксперимент - этопо сути, строго контролируемое педагогическое наблюдение. Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления детального плана проведения эксперимента, строгого соблюдения намеченного плана, точной фиксации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; 

проверочный, уточняющий эксперимент , когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 

созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

Социометрический метод -позволяющий анализировать внутри коллективные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа: «С кем бы ты хотел...» (пойти в туристический поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. д.).

При проведении исследовании рекомендуется придерживаться определенных этапов:

1) подготовительный этап, включает  формулировку проблемы и выдвижение гипотезы исследования - предположения о некоторых закономерностях, сделанного на основе предварительных сведений и требующего проверки. На этом этапе осуществляется также выбор наиболее адекватного метода, отраженного в конкретных методиках, и организация самой процедуры исследования;

2) собственно исследование - проверка гипотезы, осуществляется с помощью специально подобранных или разработанных методик;

3) обработка данных исследования - количественный и качественный анализ данных;

4) интерпретация полученных результатов — соотнесение полученных данных с поставленной гипотезой, позволяющие сделать выводы о ее достоверности.

Последовательности при проведении исследования.

1. Постановка цели и задач эксперимента.

2. Формулировка научной гипотезы. Гипотеза называется научной потому, что должна базироваться на определенных научных данных, подкрепляться теоретическими доводами или умозаключениями.

3. Выбор типа эксперимента.

4. Планирование эксперимента (условия, место проведения).

5. Отбор испытуемых для комплектования экспериментальных и контрольных групп, которые должны быть максимально идентичными по своим характеристикам.

6. Выбор тестов и контрольных испытаний.

7. Составление программы эксперимента, в которой указываются содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставляться и измеряться; какой будет установлен порядок измерения показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструментарий и другие средства, кто будет выполнять работу и какую).

Литература

  1.   Центр управления финансами. Методы исследования – Режим доступа:

http://center-yf.ru/data/Marketologu/Metody-issledovaniya.php;

  1. www.Grandars.ru. Методы психологии. – Режим доступа: 

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-psihologii.html 

  1. Cтудопедия ваша энциклопедия. Методы исследования, применяемые в психологии. – Режим доступа: http://studopedia.ru/2_57296_metodi-issledovaniya-primenyaemie-v-psihologii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект открытого урока по педагогике на тему: "Методы педагогического исследования"

Урок предназначен для студентов 2 курса педагогического колледжа. Цели урока : Познакомить студентов с методами педагогического исследования и их характеристикой. Развивать у будущих учителей умения и...

Буклет Методы педагогических исследований

Буклет "Методы педагогических исследований" может служить раздаточным материалом при организации исследовательской работы в школе...

Эксперимент как метод педагогического исследования

Статья с электронным приложением посвящена эксперименту как методу педагогического исследования...

Методы научно-педагогического исследования

Презентация к выступлению о методах научно-педагогического исследования...

Методы педагогического исследования

Презентация к выступлению о методах педагогического исследования...

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований

Реферат по теме "Беседа, как метод психолого-педагогических исследований".  Рассматривается сущность метода беседы, типы бесед, а также подготовка и проведение беседы. В приложении представ...

Лекция для студентов. Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования.

В данной лекции представлен материал о методологии педагогики, раскрыто понятие "методы научно-педагогического исследования", представлена характеристика методов.На данном занятии используется ИКТ и т...