Гражданско-патриотическое воспитание учащихся
учебно-методический материал на тему

Ледовская Татьяна Ивановна

Выступление не педагогическом совете содержит методический материал по вопросу гражданско-патриотического воспитания учащихся, что  становится все более актуальным особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда  Россия переживает духовный кризис. В презентацию включены фотографии проведенных мероприятий по данной теме.          

Скачать:


Предварительный просмотр:

(1 слайд) Гражданско-патриотическое воспитание учащихся

Вопросы нравственного развития, гражданско-патриотического  воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда  Россия переживает духовный кризис, проблема гражданско-патриотического воспитания становится все более актуальной.            

 (2 слайд) «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня. Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.

Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновали  выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах  В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой,  Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова,  А.Н. Радищева, Л. Н. Толстого.  К. Д.  Ушинского,  Н.Г. Чернышевского.  Они заостряли внимание  на том, как важно воспитать  сознательных граждан, способных отстаивать интересы  государства,  любящих  свое  Отечество.    Их  идеи  нашли  свое  отражение  в  современных  концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.

 Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

(3 слайд) Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе.       Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения  к его великим вершинам и достойным страницам прошлого.

(4 слайд) Цель гражданско-патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

(5 слайд) Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

  • утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
  • формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;
  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную.

           Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как с ним общаются в раннем детстве, что ему рассказывают, показывают, поют. Колыбельная песня матери – это для ребенка окошко в природу, в окружающий мир, в жизнь. С ее помощью он прикасается к культуре своего народа, слышит звучание родного языка, сопереживает родным, близким людям.

(6 слайд) Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:

  • обеспечение   диалога между поколениями в формировании личности;
  • привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и  созидателей Отечества;
  • формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
  • обеспечение здорового образа жизни.

  Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как  «малая Родина»,  «Отечество»,  «родная  земля»,  «родной  язык»,  «моя  семья  и  род»,  «мой  дом».  Поэтому  работа  классного  руководителя  по  гражданско-патриотическому  воспитанию  невозможна без участия родителей.  

     (7,8 слайд)  В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию  школьников выступали:

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

- индивидуальные и тематические консультации;

- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;

- дни творчества детей и родителей;

- помощь в организации  и проведении внеклассных мероприятий;  

- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;  

-  проведение    совместных    внеклассных  мероприятий  (конкурсы,

спектакли, викторины);

-  наглядные  виды  работы:  информационные  стенды  для  родителей,    выставки  детских  работ;  

- создание родительского актива.

        Одной  из  главных  и  наиболее  распространенных  форм  является  родительское  собрание.  

  Привлечение  родителей  к    проведению  экскурсий  и  походов,  к  организации  поездок  в   театр,   посещение   музеев,   проведение   совместных  праздников   способствовали  установлению      благоприятного      микроклимата      в   отношениях      между     классным  руководителем,     учащимися      и  родителями     и  создавали    благоприятные      условия    для  гражданско-патриотического воспитания  школьников.

         Применение  в  воспитательной  работе    разнообразных  методов,  форм,    создание  определенных  организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности  гражданско-патриотического воспитания.  

(9-15 слайд) Воспитанию  патриотизма  и  гражданственности  способствует  регулярное проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий военно-патриотической направленности. Ребята знакомятся с важнейшими событиями второй мировой и Великой Отечественной войны. На примере документальных фильмов, плакатов, рисунков, документов ребята познают мужество и героизм советских людей, проявленные в эти страшные годы. Традиционными стали проведение уроков Мужества и встречи с ветеранами Вооруженных сил.

К сожалению всё меньше и меньше остается живых свидетелей той жестокой войны. Поэтому проведение встреч с ветеранами оказывает самое действенное влияние на сознание школьников. Общаясь с ветеранами, подростки овладевают огромным духовным богатством, познают азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения любить свою Родину, народ, чтобы в необходимый момент отдать ради них самое дорогое – свою жизнь.

Связь поколений – вот что поможет нашей молодежи сохранить страну в это трудное время и самим стать настоящими патриотами своей Родины.

(16 слайд) Посещая музейно-выставочный центр, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной  войны  наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя  Родины, во имя своего народа. Они  были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может   равняться, брать с них пример честного служения своему Отечеству.

Экскурсии по городам России также являются составляющей содержания гражданско-патриотического воспитания школьников. Работа в данном направлении началась с обзорной 3-х часовой экскурсии по Тамбову. Ребята  познакомились с историей возникновения родного города, узнали о славных традициях Тамбовского купечества. В ходе экскурсии ребята узнали о героях, наших земляках. К сожалению, фотографии этой экскурсии не сохранились.

(17-19 слайд ) Поездка в Липецкую область в семейный парк развлечений «Кудыкина гора» - это не только развлекательное мероприятие. Это знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором. Ребята узнали о старославянских традициях и обычаях, а также попробовали себя в роли воина тех далеких времен.

(20-22 слайд) Экскурсия в город Воронеж – город воинской славы, колыбель Российского флота, где  Петр 1 начал строительство первых кораблей, готовясь к Азовскому походу. В ходе экскурсии ребята посетили Парк Патриотов, где познакомились с техникой времен ВОВ. Посещение Зала Памяти на Чижовском плацдарме стало минутой памяти о тех, кто погиб, защищая город.

(слайд 23) Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

   Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.  

     Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся Подготовила Ледовская Т.И., классный руководитель 6 «Г» класса 30 марта 2016 года

Слайд 2

«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости ». А.С. Пушкин

Слайд 3

Гражданско-патриотическое воспитание - постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите; формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе.

Слайд 4

Цели гражданско-патриотического воспитания: ♦ развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей; ♦ формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества; ♦ формирование верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Слайд 5

З адачи гражданско-патриотического воспитания: ♦ утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историческому прошлому России, к традициям; ♦ повышение престижа государственной, особенно военной, службы; ♦ формирование ведущих интегративных качеств личности; ♦ воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям; ♦ воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранение традиций.

Слайд 6

Семья, важнейший субъект гражданско-патриотического воспитания, выполняет функции : ♦ обеспечение диалога между поколениями в формировании личности; ♦ привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков - защитников и созидателей Отечества; ♦ формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии; ♦ обеспечение здорового образа жизни.

Слайд 7

Формы работы с семьёй по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, проведённые в классе: ♦ родительские собрания гражданско-патриотической направленности; ♦ индивидуальные и тематические консультации; ♦ помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий; ♦ привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников; ♦ совместные внеклассные мероприятия (конкурсы, спектакли, викторины); ♦ наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ ; ♦ создание родительского актива.

Слайд 8

Формы работы с классом по гражданско-патриотическому воспитанию: ♦ тематические классные часы; ♦ встречи с ветеранами войны и труда; ♦ беседы, обсуждения, викторины; ♦ конкурсы, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела; ♦ знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества; ♦ знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Слайд 9

Дневник мероприятий

Слайд 16

«… чтоб навек все сердцами сроднились, Доброте чтобы все научились. Чтоб забыла планета Земля, Что такое вражда и война…»

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Совместная деятельность учащихся и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию»

В проекте рассмотрен вопрос об организации совместной деятельности учащихся 10 класса и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию. Обращение к этой теме не случайно. Сейчас школьники, особ...

статья ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

месте».   (Ж.Ж.Руссо).Время, в которое мы живём, называется в истории временем перемен. Хорошо это или плохо? Сложно сказать, но мы не можем выбрать себе другое. Прежние общественные идеалы ...

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся

Презентация содержит информацию о деятельности школы по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся....

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в системе СПО (НПО)

Патриотическое воспитание учащихся и студентов НПО (СПО)- это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отеч...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...