Педагогический проект «Совместная деятельность учащихся и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию»
статья (10 класс) по теме

Коченкова Галина Леонидовна

В проекте рассмотрен вопрос об организации совместной деятельности учащихся 10 класса и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию. Обращение к этой теме не случайно. Сейчас школьники, особенно старшеклассники, не всегда правильно понимают, что значит быть патриотом, а если и понимают, то считают, что быть патриотом  не современно и не обязательно. Не все знанют, что качества гражданина – патриота проявляются в активной позиции личности, ее ценностной ориентации, подразумевающей ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой, историей, культурой,  достижениями  и ценностями своего народа, олицетворяет уважение к своему Отечеству и готовность к самореализации на благо страны. Основные социальные знания ребенок усваивает в семье, приобретает, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему в дальнейшей жизни. Поэтому процесс воспитания гражданских качеств и патриотических чувств  личности подростка в школе должен быть построен на позициях взаимодействия  с родителями учащихся. В проекте представлен план совместной деятельности учащихся 10 класса и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_g-p_vospitaniyu.docx58.6 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Совместная деятельность учащихся и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию»

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «общебразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, … готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции».

Гражданско-патриотическое воспитание  целенаправленная деятельность, призванная формировать у подростков ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.[1]  Качества гражданина – патриота проявляются в активной позиции личности, ее ценностной ориентации, подразумевающей ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой, историей, культурой,  достижениями  и ценностями своего народа, олицетворяет уважение к своему Отечеству и готовность к самореализации на благо страны.

Основные социальные знания ребенок усваивает в семье, приобретает, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему в дальнейшей жизни. Поэтому процесс воспитания гражданских качеств и патриотических чувств  личности подростка в школе должен быть построен на позициях взаимодействия  с родителями учащихся. Однако в старшем школьном возрасте у учащихся преобладает общение со сверстниками, и в привлечении к воспитательному процессу родителей старшеклассников есть определенные сложности.

Проблема: необходимо найти способы организации совместной деятельности старшеклассников и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию.

Гипотеза: организация совместной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию создаст условия для формирования патриотических чувств и гражданской ответственности школьников.

Объект исследования: совместная деятельность семьи и школы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Предмет исследования: организация совместной деятельности классного руководителя и родителей учащихся по гражданско-патриотическому воспитанию.

Актуальность: только в совместной деятельности учащихся  и их родителей создаются условия для  воспитания  в учащемся  готовности к инициативному труду, к участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей, ответственности за его политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие его способностей в целях достижения жизненного успеха. 

Цель проекта: создать условия для формирования патриотических чувств и гражданской ответственности школьников через  совместную деятельность учащихся и их родителей.

Задачи проекта:

  1. Изучить уровень сформированности патриотических качеств личности и гражданского самосознания учащихся 10а класса.
  2. Разработать и реализовать план совместной деятельности учащихся 10а класса и их родителей  по гражданско-патриотическому воспитанию
  3.  Проанализировать результаты работы, сравнить ожидаемые результаты с реально достигнутыми.

Ожидаемый результат:

Высокая активность учащихся во внеклассной деятельности (увеличение доли учащихся, участвующих в жизни класса).

Уровень удовлетворенности родителей организации внеклассной деятельности  не менее 80% (по результатам опроса).

Повышение интереса родителей к внеклассной деятельности их детей.

Наличие видеоролика о совместных мероприятиях учащихся и их родителей.

Ресурсы:

Нормативно-правовая база и теоретико-методологическое обоснование проекта

Нормативно-правовая база проекта обеспечивается:

  1. Законом об образовании Российской Федерации;
  2. Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.;
  3. Государственными программами “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ;
  4. Письмом Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;
  5. Письмом Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 “Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ”.

Теоретико-методологические основы проекта обеспечиваются

  1. Конвенцией о правах ребенка;
  2. Должностной инструкцией классного руководителя;
  3. Едиными  требованиями к классному руководителю;
  4. Правами  и обязанностями родителей;
  5. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  6. Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
  7. Концепцией развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры.

Условия успешной реализации проекта:

  1. активность родительского комитета и классного органа самоуправления «Совет лидеров», как организаторов и координаторов совместной деятельности классного коллектива и их родителей;
  2. реализация «оптимистической гипотезы» в деятельности ученического и родительского коллективов, то есть желание учащихся и их родителей участвовать в проекте;
  3. условия для выезда школьников за пределы города;
  4. традиции гимназии.

Целевая аудитория

Родители,  учащиеся 10а класса, родителям и классному руководителю.

Этапы работы над проектом

Название и расшифровка   этапа

Содержание этапа

Сроки

I. Подготовительный. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.

  1. Изучение литературы по проблеме;
  2. Изучение опыта гражданско-патриотического воспитания старшеклассников в педагогической практике;
  3. Анкетирование учащихся
  4. Классный час «Люблю отчизну я», позволяющий обратить внимание учащихся на проблему
  5. Родительское собрание по теме «Организация гражданско-патриотического воспитания в нашем классе»

Сентябрь 2011 г

II. Основной. Реализация проекта. 

Разработка и реализация плана совместной работы классного руководителя и родителей учащихся класса по гражданско-патриотическому воспитанию.

Октябрь 2011 г. – май 2012г.

III. Заключительный. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

  1. Анкетирование учащихся и их родителей с целью выявления степени их удовлетворенности содержанием и организацией гражданско-патриотического воспитания в классе
  2. Диагностика уровня гражданско-патриотических качеств личности учащихся.

Май 2012 г.

Подготовительный этап. На первом этапе работы над проектом классным руководителем была изучена литература по проблеме проекта, отобрана необходима информация.

Совместно с психологом гимназии было проведено анкетирование учащихся. Результаты анкетирования показали, что:

  1. Больше половины учащихся  считают себя патриотами.
  2. Наибольшее влияние на формирование патриотических чувств оказывают школа и родители, меньше – СМИ и социум.
  3. Большинство учащихся определяют патриотизм как любовь к родному дому, национальное самосознание, бескорыстную любовь и самопожертвование.
  4. Из качеств, которые присущи патриоту, учащиеся выделяют: уверенность в себе,  волю и честность, активную жизненную позицию, умение осуществлять самоконтроль, смелость, чуткость. Наблюдается некоторая неудовлетворенность своей активностью. Больше половины учащихся отмечают такие качества патриота, как здоровье,  любовь, наличие друзей. Некоторая противоречивость полученных данных может служить хорошей основой для глубоких бесед о патриотизме с учащимися.
  5. В характеристику патриотизма не вошли или получили единичную оценку: материальная обеспеченность, общественное признание, продуктивная жизнь, развлечение, аккуратность, высокие жизненные запросы, непримиримость к другим. Анализ этого материала стал хорошей основой для классного часа.

По мнению учащихся, на формирование у них патриотических качеств большое влияние оказывают семья и школа, можно сделать вывод, что необходима систематическая работа классного руководителя в этом направлении, причем, с привлечением к ней родителей.

Роль организатора и координатора этой работы взял на себя родительский комитет, который разработал план совместной работы классного руководителя и родителей по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Прежде, чем приступить к созданию и реализации плана мероприятий, необходимо определить, что такое гражданско-патриотическое воспитание, какова роль родителей в воспитании гражданина-патриота и найти пути взаимодействия классного коллектива, классного руководителя и коллектива родителей.

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Семья обеспечивает преемственность традиций, в семье формируется физически и психически здоровая, нравственная, интеллектуально развитая личность, готовая к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

II. Основной этап. 

На заседании родительского комитета был разработан план мероприятий, которые могут провести родители вместе с детьми.

План совместной деятельности учащихся и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию

Задачи:

  1. На совместном собрании родительского комитета и актива  класса составить план мероприятий, в которых будут участвовать учащиеся класса и их родители.
  2. Реализовать план мероприятий;
  3. Провести анализ работы и составить план работы на следующий год.

Направления деятельности:

  1. «Познай себя»;
  2. «Наш класс – городу»;
  3. «Семья и мы».

Содержание деятельности:

  1. организация экскурсий на предприятия, где работают родители;
  2. организация экскурсии в этностойбище «Силава»;
  3. организации экскурсии в музей п. Половинка;
  4. проведение бесед по формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек и правонарушений;
  5. организация походов, прогулок на природу;
  6. организация семейных праздников;
  7. проведение социально-значимых мероприятий.

Формы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию:

  1. классные часы;
  2. беседы;
  3. диспуты;
  4. экскурсии;
  5. встречи с интересными людьми;
  6. трудовая и социальная деятельность.


План мероприятий коллектива родителей по гражданско-патриотическому воспитанию

Направление деятельности

мероприятие

сроки

примечание

Познай себя

  1. Посещение музея в п. Половинка

  1. Экскурсия в этностойбище Силава

  1. Праздник - соревнование между девочками класса «Масленица в Сибири. Чьи блины вкуснее?»

  1. Оформление стенда ко Дню защитника Отечества

  1. Встреча с работником МЧС

  1. Встреча с работником МВД

  1. Экскурсия в ЭПУ Сервис

  1. Экскурсия на буровую

  1. Беседа «Зачем нужен режим дня?»

  1. Беседа «Почему порой болит желудок?»

  1. Диспут «Опасные привычки (о наркомании и табакокурении)». Просмотр фильма «Укус скорпиона» с последующим обсуждением.

Март 2012 г

Февраль 2012 г

Март 2012 г.

Февраль 2012 г

Сентябрь 2011 г

Январь 2012г.

Октябрь 2011 г.

Январь  2012 г.

Декабрь 2011 г.

Март 2012 г.

Ноябрь 2011 г.

Организовать эту работу с привлечением работников военкомата

История ХМАО и г. Урай

Наш класс – городу

  1. Помощь ветерану Великой отечественной войны

  1. Посещение «Дома ребенка». Игры с малышами на свежем воздухе

  1. Оформление стенда о земляках – героях афганской и чеченской войн

  1. Письмо солдату

По необходимости

Февраль – март 2012 г.

Февраль 2012 г

Февраль 2012 г

Семья и мы

  1. Дружеская встреча по волейболу между учащимися и их родителями

  1. Прогулка за город

  1. Лыжная прогулка

  1. Классный час с родителями «Мир моих увлечений».

  1. Помощь детям в создании фотоальбома «Летопись семьи»

  1. Участие в дистанционном конкурсе проектов «Виртуальный фотоальбом»

  1. Помощь детям в оформлении классного уголка

  1. Помощь детям в создании фильма о делах класса

Ноябрь 2011 г.

Сентябрь 2011 г.

Февраль – март 2012 г

Март 2012 г.

Октябрь 2011 г.

В течение года

Совместная деятельность родителей и учащихся


III. Заключительный. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми

  1. По завершении  работы над проектом был проведен мониторинг уровня патриотических качеств личности. Проведенное  анкетирование учащихся показало, что произошло повышение уровня патриотических качеств личности. Об этом свидетельствуют следующие результаты.

Диаграмма1. Считаете ли вы себя патриотом?

 

Диаграмма2 и 3. Кто повлиял на формирование ваших патриотических чувств (в сентябре и в марте).

 

Если в начале года результаты анкетирования показывали, что для учащихся патриотизм – неактуальное, несвоевременное  чувство, то в конце года стало очевидным, что учащиеся не только поняли, что чувство патриотизма – одно из главных качеств личности современного человека, но и возросло число учащихся, определяющих патриотизм через любовь к родине, ее традициям и ее судьбе.

Активная жизненная позиция, как важнейшее качество гражданина своей страны,  сместилось с третьей позиции на первую. Изменились и жизненные ценности учащихся. Теперь на первые позиции переместились стремление к познанию, общественное признание, исполнительность, образованность, терпимость и широта взглядов.

  1. Была составлена и проведена анкета для родителей. Результаты анкетирования показали, что родители удовлетворены проделанной работой. Они считают, что их совместное с детьми участие во внеклассных мероприятиях своевременно и полезно, что эту работу необходимо продолжить в седеющем году.
  2. Возросла активность учащихся. Если в начале работы более 20% процентов учащихся отказывались принимать участие в жизни класса, игнорировали коллективные мероприятия, то к концу года процент участия детей возрос до 90-95%.
  3. Результатом работы стал видеоролик о проведенных мероприятиях, который делали дети вместе с родителями.

 Литература.

  1. http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
  2. http://festival.1september.ru/articles/514134
  3. http://infospy.ru/Articles/article_storyid_2775.html
  4. http://www.rg.ru/oficial/doc/postan_rf/122_1.shtm
  5. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  6. Е.Е. Вяземский. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы образования.
  7. Проблемные классные часы. 10-11 классы / авт. –сост. Я.В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006. -157 с.
  8. Спутник классного руководителя. 10-11 классы / сост. В.В. Шумилова, Т.Н. Мишарева, И.С. Сидорчук. Волгоград: Учитель, 2009. -127 с.


[1]Е.Е Вяземский. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Повышение психолого-педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителей обучающихся через деятельность семейного клуба

Социальное развитие  ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет с...

Педагогический проект "Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Педагогический проект, основан на принципах личностно-ориентированного обучения. Реализован в 5-11 кл....

Проект по организации совместной исследовательско – поисковой деятельности учащихся и их родителей «Под крышей дома своего»

АктуальностьКаждая эпоха ставила  свои идеалы воспитания. Защитник Отечества, слуга царю, строитель коммунизма, свободная в своем самоопределении и развитии личность. Идеалы разные,  но в ос...

Педагогический проект: «Сплочение коллектива учащихся и их родителей через вовлечение в совместную творческую внеурочную деятельность»

Цель: Создание сплочённого коллектива.(Работать над групповой сплочённостью. Создать психологический комфорт каждого ученика. Наладить взаимодействие учащихся. Социализация учащихся. Наладить хар...