Рабочая программа по предметно-практической деятельности
рабочая программа на тему

Пояснительная записка

Предлагаемая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности.

Предметно-практическая деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование обеспечивает развитие сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия и развитие представлений об окружающем мире. Работа по предметно-практической деятельности включает лепку и аппликацию.

Занятия по предметно-практической деятельности способствуют развитию у школьников правильного восприятия формы, цвета предмета, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. Работа с бумагой и с пластилином способствует развитию у школьников с нарушением интеллекта координированной деятельности всех анализаторов, коррегирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое развитие. Она доступна всем учащимся, т.к. требует лишь незначительного мускульного напряжения.

С целью повышения эффективности уроков используются различные игровые приемы и игровые ситуации.

Для этой категории школьников характерно преобладание эмоциональной мотивации. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты на каждом этапе обучения.

Весь процесс трудового обучения носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся данной категории. Трудовая деятельность играет роль инструментов самореализации для школьника с нарушением интеллектуального развития. Данная программа направлена на устранение или ослабление психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников.

В процессе выполнения работы учащиеся применяют полученные на уроках знания, умения и навыки. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социальной адаптации учащихся. Школьники становятся более сдержанными, собранными и внимательными.

Важное место в укреплении системы художественно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями.

Программа по предмету «Предметно-практическая деятельность»: является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Искусство» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному  ребенку или группе школьников.

Цель программы по предмету «Предметно-практическая деятельность»: - развитие трудовых возможностей умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся, повышение их трудовой и художественно-эстетической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_predmetno-prakticheskoy_deyatelnosti.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20__ г.

        

Рабочая программа по предметно-практической деятельности

для 3-д класса

Автор-составитель:

Учитель 3-д  класса

Фролова А.П.

Москва, 2014


Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы по предметно-практической деятельности
  3. Требования к уровню подготовки учащихся
  4. Формы и средства контроля
  5. Учебно-методические средства обучения


Пояснительная записка

Предлагаемая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на развитие у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности.

Предметно-практическая деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование обеспечивает развитие сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия и развитие представлений об окружающем мире. Работа по предметно-практической деятельности включает лепку и аппликацию.

Занятия по предметно-практической деятельности способствуют развитию у школьников правильного восприятия формы, цвета предмета, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. Работа с бумагой и с пластилином способствует развитию у школьников с нарушением интеллекта координированной деятельности всех анализаторов, коррегирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое развитие. Она доступна всем учащимся, т.к. требует лишь незначительного мускульного напряжения.

С целью повышения эффективности уроков используются различные игровые приемы и игровые ситуации.

Для этой категории школьников характерно преобладание эмоциональной мотивации. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты на каждом этапе обучения.

Весь процесс трудового обучения носит коррекционно-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся данной категории. Трудовая деятельность играет роль инструментов самореализации для школьника с нарушением интеллектуального развития. Данная программа направлена на устранение или ослабление психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников.

В процессе выполнения работы учащиеся применяют полученные на уроках знания, умения и навыки. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социальной адаптации учащихся. Школьники становятся более сдержанными, собранными и внимательными.

Важное место в укреплении системы художественно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями.

Программа по предмету «Предметно-практическая деятельность»: является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Искусство» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 3-Б классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному  ребенку или группе школьников.

Цель программы по предмету «Предметно-практическая деятельность»: - развитие трудовых возможностей умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся, повышение их трудовой и художественно-эстетической культуры.

Задачи программы по предмету «Предметно-практическая деятельность»:

  • формирование положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности;
  • формирование простейших эстетических ориентиров в практической жизни ребенка;
  • освоение доступных средств предметно-практической деятельности;
  • развитие интереса к деятельности и ее результатам;
  • формирование потребности в отражении действительности доступными средствами (поделки, аппликация);
  • обучение приемам и средствам аппликации и лепки;
  • обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  • формирование трудового опыта практической деятельности;
  • совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обоих рук;

-формирование навыков безопасного поведения при работе с инструментами;

- формирование пространственных представлений, знаний о материалах, с которыми учащиеся работают на занятиях;

-воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия предметов быта, форм растительного и животного мира и др.;

-воспитание аккуратности, целеустремленности, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, рисунки, картины, плакаты. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают формировать самоконтроль и самооценку учащихся.

Основной формой организации процесса обучения предмету «Предметно-практическая деятельность» является урок.

Содержание программы по предметно-практической деятельности

(35 часов в год, 1 час в неделю)

Содержание программы обеспечивает:

-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;

-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;

-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Правила поведения в классе и содержание рабочего места. Элементы техники безопасности при работе с клеем и пластилином. 

Аппликация из бумаги (из готовых форм)

Раскладывание деталей из цветной бумаги на полоске, листе бумаги в указанном порядке.

Изготовление изделий из готовых форм: шариков, листьев,  грибов, елки, бус.

Примерные задания. «Листопад», «Кисть рябины», гирлянды флажков, «Ёлка с шарами, открытки к 23 февраля, 8 марта, 9 мая, узоры из геометрических фигур, украшение пасхального яйца, деревья в разное время года, «Одуванчик», «Скворечник».

Лепка

Знакомство с приемами обработки пластилина (разминание, раскатывание прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на доске, раскатывание кругообразными движениями ладоней, вдавливание углублений на поверхности, сплющивание, сдавливание, вытягивание.

Лепка букв Ш, Л, Ы, цифр 5, 6, 7, овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, божьей коровки, снеговика, елочных украшений.

Работа с нитками

Сортировка ниток по цвету. Наматывание ниток на катушку. Разрывание ниток разной длины. Наматывание ниток на клубок. Помпон из шерстяных ниток.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:

  •  названия основных цветов, цветовой окраски,
  • -  правила техники безопасности;

Учащиеся должны под контролем учителя уметь:

  • - осуществлять анализ пространственных отношений между предметами, соблюдать особенности расположения деталей для составления композиций;
  • - -работать с инструментом (кисточки для клея, клеевой карандаш) и творческими материалами;
  • -верно (по возможности) передавать в  поделках форму, строение пропорции, цвет предметов.


Формы и средства контроля

Проверка  знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться, поощряться и оцениваться с учетом их личностного развития.

Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе трудового обучения и изобразительной умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Контроль за усвоением материала данной программы рекомендуется проводить в конце каждой четверти и в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по предмету «Предметно-практическая деятельность» направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.


Учебно-методические средства обучения

Использованная методическая и учебная литература

Основная литература

  1. Геронимус  Т.М. «Я все умею делать сам». Учебный комплект для начальной школы. М., 1998.
  2. Кузнецова Л.А. «Технология: Ручной труд: 2 класс».- С.П. 2011.
  3. Морозова О.А. Волшебный пластилин. - М., 2010.
  4. Мозговой В.М. Яковлева И.М. Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.
  5. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
  6. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1984.

Дополнительная литература

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: , ВЛАДОС, 1995.- 111 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - 2013.
  3. Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями //Логопед. – 2004. №2.
  4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.


Наглядный материал

  1. Коллекции: «Виды и сорта бумаги» и «Виды картона».
  2. Накопительные папки по темам курса.
  3. Технологические карты.

Раздаточный материал

Материалы

Пластилин разноцветный в коробке. Бумага цветная (разной плотности). Картон белый для труда (тонкий) (21х29 см). Картон цветной для труда (тонкий). Картон цветной для труда (толстый). Клей ПВА. Клей крахмальный (клейстер). Клеящий карандаш.

Инструменты

Плоская кисть для клея (щетина).

Вспомогательные приспособления

Подставка для кисточки. Коробка для пластилина. Салфетки для вытирания рук. Подкладная доска. Клеенка. Баночка для клея. Коробочка для мусора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки  проводятся  в...

Рабочая программа по предметно-практической деятельности 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составленна для обучения детей со сложной структурой дефекта....

Рабочая программа по предметно-практической деятельности "Основы исследовательской культуры"

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Цель курса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы. Данный курс решает следующие задачи:      знакомство с принципами и правилами ор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...

Рабочая программа по предметно-практическим действиям

Программа предназначена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предметно-практической деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предметно-практической деятельности В 7 КОАССЕ...