Дискуссия "Нужны ли заповедники"
материал на тему

Способствовать формирование экологической культуры воспитанников, развитию логического мышления , эстетическому восприятию природы у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diskussiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия. «Нужны ли заповедники»

Цель:

1.Ознакомить воспитанников с понятием «Заповедник», «Заказник» с деятельностью организации охраняемых природных территорий.

2. Формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу, знания об охраняемых территориях.

3. Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность детей.

4. Способствовать формированию экологической культуры воспитанников.

ХОД УРОКА


«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

М. Пришвин

Воспитатель.

- Ребята, прочитайте высказывание Михаила Пришвина. Мы вернемся к нему в конце нашего занятия, и вы скажете, как вы его понимаете.

Указом президента РФ 2017 год объявлен годом экологии. Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим из них сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с лица Земли.

     Почему многие растения, животные находятся на грани исчезновения?

Кто знает, или слышал, что такое заповедник? Зачем люди создают их, какие виды заповедников вам известны? Какие ассоциации у вас возникают с этим словом. (Ответы ребят)

 Заповедники - это острова спасения для растений и животных. В этом храме природы живут и работают ученые – биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть.

Давайте заглянем в толковый словарь В.Даля, какое понятие дается.

ЗАПОВЕДЬ – повеление, приказание, наказ, нерушимое наставление.

ЗАПОВЕДЫВАТЬ – наказывать к непременному, всегдашнему исполнению, завещать какую обязанность, запрещать.

Заповедный лес или роща, место, где рубка заповедана, запрещена.

В заповеднике не стрелять, заповеданного, не трогать.

      Как вы думаете, когда люди задумались о создании заповедников, заказников и почему? ” В ходе беседы дети высказывают свои мысли зачем нужны «Заповедные острова». Глаза земли. Душа земли... Да, земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у нее есть. Эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали со своей маленькой и хрупкой землей! Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие ее от зноя. Осушали озера, поившие ее влагой. Человек много берет из природы: воздух, воду, плодородную почву. Строя дома, города, дороги, мы лишаем места жительства многих животных и растений. Сколько уже птиц, зверей и насекомых исчезло с лица Земли?

Долго терпела земля. Она вздыхала и стонала, люди не слышали ее стонов. И вот земля вскричала: “Спасите меня! Я гибну!”

И люди, наконец, услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то все живое погибнет, и они сами погибнут тоже. Именно Заповедные острова помогают природе восстановить свои силы. И встали люди на защиту земли, на защиту природы.

11 января – День заповедников и национальных парков. Отмечается в России с 1997 г. В этот день в 1916 г. в России был образован первый государственный заповедник – Баргузинский. Символом Баргузинского заповедника является – соболь, флаговый или живой символ, созданный ровно 100 лет назад. Экология в переводе с греческого обозначает “Эко” — дом, “логос” — наука. Наука о доме.

     -    Для того чтобы пополнить свои знания - мы с вами отправимся в путешествие по заповедным местам. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается 103 ЗАПОВЕДНИКА, 50 НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ, 59 ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКАЗНИКОВ. Если взять все Заповедные острова нашей страны, то они заняли столько же места как одна Мексика и 4 Франции – это очень большая территория.

Ребята, что вы можете рассказать о заповеднике Мордовии.

      Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича — заповедник, расположенный в Темниковском районе Республики Мордовия, на правом берегу реки Мокша, на границе зоны хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. Заповедник создан 5 марта 1936 года. Назван в честь государственного деятеля Петра Гермогеновича Смидовича, уделявшего много внимания вопросам охраны природы в стране. Общая площадь заповедника 32 148 га. Общая площадь охранной зоны составляет 6 200 га. Администрация заповедника находится в посёлке Пушта. Там же расположен музей природы Мордовского государственного природного заповедника, в котором собраны образцы флоры и фауны, фотоснимки. Директор заповедника — доктор биологических наук, доцент Ручин Александр Борисович.

     Большую часть заповедника (96,6 %) занимают леса, в основном сосновые и смешанные (ель, осина, липа, чёрная ольха), чисто еловые леса занимают небольшую площадь. В пойме реки Мокша также имеются дубравы и черноольшаники. Луга в основном пойменные, суходольных мало. Флора заповедника представлена 736 видами сосудистых растений, 77 видами мхов и 83 — лишайников, более 200 видов грибов. В числе редких растений: венерин башмачок настоящий, пыльцеголовник красный, водяной орех (чилим), лунник оживающий. На территории заповедника зарегистрировано более 60 видов млекопитающих, 32 вида рыб, 10 видов земноводных, 6 видов пресмыкающихся, 215 видов птиц, около 1500 видов насекомых. В числе охраняемых видов: выхухоль, чёрный аист, бобр, лось, несколько видов оленей и другие.

        Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?

– Сохранение живых организмов.

– Охрана и изучение окружающей среды.

– Предупреждение развития разрушительных процессов.

РАБОТА В ПАРАХ

-Я предлагаю вам составить рассыпавшиеся выражения и прокомментировать их. Например: Птицы — наши друзья.

Задания:

Охранять природу — значит охранять Родину!

Земля — колыбель человека!

Вода — источник жизни

Охрана природы — дело народа.

Поведение человека в природе — это зеркало его души

Итог.

Давайте вернемся к началу нашего занятие и еще раз прочитаем высказывание М.Пришвина. Как вы понимаете его. Обсуждение и подведение итогов занятия.

Человек должен нести ответственность за свои поступки и исправлять свои ошибки, иначе мы все можем оказаться у разбитого корыта. Природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о помощи: защити!

И в заключение я хочу прочитать следующие строки из стихотворения поэта Сергея Смирнова:

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё Природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Алтайский заповедник"

Презентация к уроку географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"...

заповедники Тверской области

презентация к уроку географии - элемент краеведения...

Музей – заповедник «КИЖИ»

В музей, под открытым небом, на острове Кижи, устремляются  миллионы туристов со всех концов света по водным просторам Онежского озера, для того, чтобы узреть одно из чудес света - Преображ...

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль"

Материал данной презентации актуально использовать при знакомстве учителей с учащимися 4 класса или  на первых уроках математики в 5 классе....

Тема. Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.

Подробный конспект урока. Основная цель урока - экологические проблемы Африки, установление причинно-следственных связей....

Богдинско-Баскунчакский заповедник

Познакомить учеников государственным природным заповедником на территории Астраханской области. Можно эту презентацию использовать на внеклассных мероприятиях....

Астраханский заповедник (проект "Заповедники России").

Животный мир Астраханского заповедника. Природоохранная деятельность....