«Внедрение электронных форм учебников в образовательный процесс современной школы».
статья на тему

Елисова Мария Ивановна

Отчет по реализации проекта «Внедрение электронных форм учебников в образовательный процесс современной школы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_realizatsii_proekta_efu_2018_.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

В 2016 году школа приступила к реализации проекта «Внедрение электронных форм учебников в образовательный процесс современной школы». Были закуплены электронные учебники для 7-го и  начальных  классов по математике, истории, английскому языку, русскому языку, окружающему миру.

На сегодняшний день электронные учебники   активно внедрены в учебный процесс и  стали одним из главных компонентов школьной информационной образовательной среды и основным инструментом реализации требований ФГОС нового поколения. В реализации проекта была задействована фокус-группа учителей-предметников.

В современных условиях все больше возрастает потребность в людях, способных самостоятельно мыслить, решать учебные задачи, творчески подходить к решению социальных проблем, быть активным участникомпроектной и исследовательской деятельности.

ЭФУ содержат ресурсы, позволяющие организовать работу

  1. с источниками информации;
  2. практические упражнения;
  3. моделирование;
  4. лабораторные работы;
  5. наблюдения;
  6. опыты;
  7. конструирование.

Одной из эффективных форм организации исследовательской деятельности на уроках русского языка является лингвистическая лаборатория. Лабораторная работа, как правило, свойственна таким предметам, как химия, физика, биология. На уроках русского языка обучающиеся часто проводят исследования на этапе сообщения нового материала и закрепления, например, решают лингвистические задачи, анализируют тексты различных стилей и т.д., что позволяет имприкоснуться к настоящей науке, учит их свободно мыслить, выходя за рамки школьного шаблона,раскрывая исследовательский потенциал. В своей практике учитель русского языка и литературы Винокурова Р.Х. использует данные формы работы в течение двух лет. Кабинет представляет собой мобильный компьютерный класс «на колесах». Ноутбуки в количестве 15 штук сохраняются в мобильном сейфе. Во время урока школьные мобильные компьютеры расставляются на партах и объединяются в беспроводную сеть. Специальное программное обеспечение поддерживает работу мобильного класса, что позволяет юным исследователям выполнять работу самостоятельно в удобном для них режиме.

Выполняя мини-исследование, обучающиеся примеряют на себя роль юного исследователя в области языкознания, решают конкретные задачи, сравнивают, сопоставляют, делают соответствующие выводы и фиксируют их на специальных листах.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для обучающихся, что, несомненно, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе.

Применяя электронные формы учебников, учитель истории  Валиева Л.А.может организовать виртуальную экскурсию в музеи, предложить обучающимся просмотреть видеоролик, воспроизвести события величайших сражений с помощью интерактивной карты, через эмоциональное воздействие пробудить интерес к изучаемому вопросу, развить внимание, творческое воображение, наблюдательность, память и логическое мышление учащихся как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности.

Уроки математики проводятся учителем Горшковой Н.В. в кабинете, оснащенном интерактивной доской и 11 стационарными компьютерами (1 для учителя + 10 для учащихся). При наличии одного экземпляра ЭФУ и интерактивной доски можно организовать фронтальную работу с учебным материалом, а также индивидуальную работу с учащимися у доски. Так как каждое упражнение может быть открыто многократно, 2-3 учащихся могут выполнить задание у доски, таким образом, в урок вводится соревновательный элемент.

Все представленные  в  электронном учебнике типы заданий используются как для закрепления материала, так и для контроля понимания и усвоения изученной темы.

Интегрированные в содержание электронного пособия упражнения сопровождают задания на составление правил и определения (формул), что позволяет учащимся грамотно и точно формулировать правила и алгоритмы, справочные материалы         (позволяют повторить материал, необходимый для изучения нового материала или выполнения задания)

Уроки английского языка учителями Быструшкиной Н.А., Елисовой М.И. проводятся в кабинете, оснащенном интерактивной доской и 12 ноутбуками с наушниками. Электронный учебник английского языка содержит элементы интерактивности. Обучающеся выполняют проверочные работы и получают моментальную оценку своих знаний. Это способствует подготовке к контролю, ОГЭ. Такой подход помогает удовлетворить познавательные потребности обучающихся различных ступеней обучения. При этом  информация может быть представлена визуально и в звуковом формате, что способствует лучшему восприятию и запоминанию учебного материала. При обучении иноязычной культуре электронный учебник играет особую роль. В электронный учебник включены аудиоматериалы к упражнениям, интерактивные объекты для контроля и самоконтроля, иллюстративный материал. Учителя применяют такие технологии  как «перевернутый класс», «смена рабочих зон».

Особое беспокойство у родителей вызывает соблюдение санитарных норм при работе с мобильными устройствами.

Так как обучение иноязычной культуре предполагает развитие умений и навыков устной речи, которая включена в ЕГЭ, то часть урока отводится на работу над этим видом речевой деятельности. Для решения учебных задач урока вполне достаточно того времени, которое определено санитарными нормами.

На данной фотографии - кошмар многих родителей: дети сидят в кружок, не общаются, каждый в своем устройстве. Но на самом деле эти дети сейчас играют в одну и ту же игру все вместе. Они знают, как объединить работу своих устройств, параллельно учат друг друга, помогают, советуют и решают большое количество возникающих проблем. Они осуществляют совместную деятельность - и именно этого они ждут и в учебном процессе. Более того, организовать такую совместную деятельность (а, по сути, обучение друг друга), они могут в любом месте и в любое время. Современные дети очень много играют в компьютерные игры и эти игры научили их тому, что ошибаться это хорошо - только так ты сможешь продвинуться в игре дальше, ведь ты лучше запомнишь то, как нужно действовать. И они совсем не боятся ошибаться - в игре есть сохранения, вернувшись на которые можно продолжать снова и снова.

Учитель английского языка Галактионова Т.В. успешно осуществляет интеграцию мобильного обучения в систему традиционного образования. МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ = ДИСТАНЦИОННОЕ, ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ  + ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ГАДЖЕТЫ.  Это обучение с использованием технологий, позволяющих организовать процесс обучения с помощью устройств мобильной связи, таких как мобильные телефоны, планшеты, карманные компьютеры, ноутбуки, и т.п., не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося, независимое от времени и места, с использованием специального программного обеспечения на педагогической основе междисциплинарного и модульного подходов.

Использование таких приложений как :

 Kahoot  помогает ей  в проведении опросов, проверочных, самостоятельных работ. Учитель выводит на экран вопрос и ответы. Ученики могут присоединиться с любого устройства. Ученики не регистрируются на сайте. Присоединяются при помощи пинкода от учителя.

Plickers. Проведение опросов на уроке. Не требуются моб тел у учеников. У учеников карточки. Учитель сканирует ответы учеников, загружает в свой аккаунт. Порядковый номер для каждого ученика

Quizizz. Проведение опросов. Отображаются и вопросы и варианты ответов. Видят как другие ученики отвечают на вопросы. Мотивация- быстрее отвечать. Можно назначить в качестве дз.

 CАSTLE QUIZ . Ученик выбирает предмет, по которому  нужно  пройти викторину и соревнуется со случайным игроком или с противником с вк или фейсбук. Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ.

На уроке происходит геймефикация. Ученики становятся персонажами и совершают игровые действия, перебираются из одного уровня в другой.

Мобильные технологии позволяют создать дополненную реальность в необорудованной аудитории, что открывает неограниченные возможности применения дополнительных материалов в различных формах.

В то же время мобильные технологии способствуют  вариативности заданий. При разработке и внедрении системной методики мобильного обучения реализуется принцип персонализации обучения,

  • Расширение доступа к обучению
  • Предоставление более гибкой и индивидуальной образовательной услуги
  • Вовлечение обучающегося в процесс обучения в течение всей жизни

Что, в свою очередь является одним из навыков 21 века

В своей практике учитель начальных классов Еловикова Н.С. использует  мобильный компьютерный класс во время фронтальной работы учителя со всем классом, самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащегося.  Учащиеся с не поддельным интересом стремятся выйти к доске попробовать свои силы и показать свои знания. Ряд заданий являются проблемными, некоторые вызывают трудности, и роль доски выполняет большой экран, диалог строится сначала у доски. При выполнении заданий ребята могут допускать ошибки, поэтому корректирующая работа на большом экране просто необходима в начальной школе. Очень хорошо, что уже с начальной школы дети осваивают ЭФУ и, испытывая положительные эмоции, делают свои первые шаги в формировании ИКТ компетенции. Данная форма работы позволяют учителю заинтересовать ученика, сделать свои уроки увлекательными и интересными.

Соединяя традиционные методы обучения с использованием мультимедийных ресурсов, мы можем более эффективно работать на достижение запланированных результатов. У нас появились дополнительные возможности для применения разноуровневых по сложности заданий, учета степени подготовленности и интересов учащихся, выбора для каждого индивидуальной образовательной траектории.

Двухлетний опыт работы в данном направлении позволяет проследить положительную динамику в области  сформированности метапредметных и предметных универсальных учебных действий. Сравнительный анализ показателей уровня сформированности умений у обучающихся показал повышение по различным предметам учебного плана, а также произошло повышение уровня мотивации. Детям очень нравится идти в ногу со временем, использовать гаджеты на уроках.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. А значит, именно уроки с применением ЭФУ позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. В перспективе-дальнейшее использование ЭФУ для повышения  познавательной  активности школьников и, соответственно, качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение в образовательный процесс современных технологий.

Подтверждение публичной презентации результатов педагогической деятельности....

Внедрение новых форм педагогического контроля образовательного процесса в рамках ФГОС

Методическая разработка посвящена проблемам педагогического контроля образовательного процесса. Рассматривается один из вариантов педагогического контроля – компьютерное тестирование. В разработке...

Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы

Презентация выполнена для выступления на методическом обединении учителей физической культуры города Йошкар-олы...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕНОЙ ШКОЛЫ (В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС)

   Особое внимание в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования уделяется реализации в учебном процессе игровых технологий...

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстано

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в ...