Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека» в соответствии с требованиями ФГОС
статья на тему

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Мир природы и человека" в 1-2 классах в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека» в соответствии с требованиями ФГОС

Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  На изучение учебного предмета «Мир природы и человека» в 1-2 классах отводится 2 часа в неделю, во 2 классе дополнительный час введен за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений.

Основная цель учебного предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

К основным задачам реализации содержания учебного предмета «Мир природы и человека» относятся:

  • Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
  • Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

В ходе изучения курса «Мир природы и человека» реализуется современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

– полисенсорности восприятия объектов;

– практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;

– накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации;

– закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;

– постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.

С одной стороны, содержание учебного предмета «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира (например, сезонные изменения в природе, растения, животные и т. д.),  и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. С другой стороны, предмет «Мир природы и человека» закладывает основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создает преемственную систему знаний.

На уроках «Мира природы и человека» решаются традиционные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • формирует знания обучающихся о природе своего края;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Таким образом, основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию  представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (подразделы «Растения», «Животные», «Человек»). 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) практическая направленность учебного предмета реализуется в новом блоке «Безопасное поведение» в разделе «Живая природа. Человек». В данном блоке изучаются гигиенические правила и способы защиты организма от вредных внешних воздействий, правила безопасного поведения в окружающей среде, профилактика ее внешнего вредного воздействия на организм человека. В 1-2 классах блок «Безопасное поведение» носит интегрированный характер, его отдельные темы расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа». Учебный материал блока «Безопасное поведение» изучается как на уроке, так и как отдельных его этапах.   Например, во втором классе при изучении раздела «Сезонные изменения» рассматриваются темы «Правила поведения на улице», «Животные летом. Профилактика укусов насекомых», «Занятия людей летом. Правила поведения на водоеме»; при изучении раздела «Неживая природа. Вода» –  «Правила обращения с горячей водой (в кране, чайнике)».

Согласно требованиям ФГОС обучение детей с интеллектуальными нарушениями  должно носить практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умений и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» используются многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:

  • осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
  • владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

  • умением вступать в контакт и работать в группах;
  • умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
  • умение обращаться за помощью и принимать помощь;
  • умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных  навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и  т. д.

В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
  • самостоятельно ориентироваться в пространстве класса;
  • использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
  • самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
  • корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
  • принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности;
  • характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
  • находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
  • использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
  • знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
  • знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в 1-ом классе в разделе «Неживая природа» отрабатываются навыки составления режима дня,  распределения деятельности в режиме дня. При изучении раздела «Сезонные изменения» обучающиеся учатся выбирать и объяснять свой выбор одежды в зависимости от времени года и погодных условий. При изучении раздела «Живая природа. Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т.д.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными. Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме. В зависимости от года обучения повышаются и требования к планируемым предметным результатам изучения курса «Мир природы и человека». Особое внимание обращено на  формирование практически значимых для ребенка конкретного возраста умений  взаимодействовать с объектами изучения: способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи изучаемых явлений окружающей действительности.

 

Планируемые результаты

освоения учебного предмета «Мир природы и человека»

Класс

Задачи

Планируемые предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1 класс

-формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

-формирование представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, при смене времен года.

-называние изученных объектов, явлений, их признаков;

-различение объектов живой и неживой природы;

-выделение частей растений; узнавание в природе и на рисунках деревьев, кустов, трав;

-называние наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

-называние и показ органов чувств человека, объяснение их назначения;

-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.

-овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

-узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

-отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

-знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.

Класс

Задачи

Планируемые предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

2 класс

-развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

-закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, при смене времен года;

-изучение воды и ее свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;

-воспитание в детях интереса и бережного отношения к природе.

-называние изученных объектов и явлений;

-различение 2–3 видов комнатных растений, называние их частей;

-различение наиболее распространенных овощей и фруктов;

-различение домашних и диких животных, рыб;

-выполнение элементарных гигиенических требований, правил приема пищи;

-различение признаков времен года.

-называние изученных объектов и явлений;

-различение 3–4 вида комнатных растений, их частей, осуществление ухода за комнатными растениями;

-различение наиболее распространенных овощей и фруктов, объяснение, где они растут, как используются человеком;

-различение домашних и диких животных, рыб, описание их повадок, образа жизни;

-выполнение элементарных гигиенических правил;

-различение признаков времен года, объяснение причины сезонных изменений в природе.

Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» реализуются на уроках таких учебных предметов, как чтение, русский язык, речевая практика, математика, рисование, ручной труд, а также закрепляются во внеурочной деятельности (экскурсии, выходы в культурно-просветительские учреждения, участие в различных конкурсах и выставках). Работа с родителями также способствует закреплению полученных знаний на практике. Например, обучающимся предлагаются следующие домашние задания:  помочь взрослому в приготовлении овощного блюда, заварить чай вместе со взрослыми и угостить близких и т.д.

Источники:

  • Приказ Минобрнауки от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным предметам и коррекционным курсам  для обучающихся с умственной отсталостью (размещен в «Реестре примерных основных общеобразовательных программ»  на сайте http://fgosreestr.ru/ (государственная информационная система).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планируемые результаты освоения учебной программы.

Планируемые результаты освоения учебной программы....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре...

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Физическая культура» 1-4 класс Требования к уровню подготовки обучающихся

1 класс В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны: иметь представление:➢ о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоро...

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Достаточный уровень усвоения программы. Минимальный уровень усвоения программы. Личностные результаты....

Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык»

Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, является важнейшей составляющей (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образов...

Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Литература»

Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, является важнейшей составляющей (наряду с содержанием, методами, средствами, формами организации учебной деятельности) образов...