План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема: Выполнение эскиза росписи пасхального яйца.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Наплекова Наталья Анатольевна
                                Аннотация
Данный конспект урока составлен для использования на уроке изобразительного искусства в 5 классе коррекционной школы.
Выполнение эскиза росписи пасхального яйца.
Выполнила учитель ИЗО Наплекова Наталья Анатольевна ГБОУ школы-интернат ст. Полтавской Краснодарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.04_pasha.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

           

   

                     Наплекова Наталья Анатольевна

                   учитель изобразительного искусства

ГБОУ школа-интернат ст. Полтавской Краснодарского края.

5 класс.

Тема урока: Выполнение эскиза росписи пасхального яйца.

Цели урока :

Обучение учащихся умению составлять эскизы росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки;

Ознакомление учащихся с разновидностями росписи яиц;

 Развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и тонкую моторику руки;

Формирование интереса к изобразительному искусству;

Расширение кругозора о работах народных умельцев;

Воспитание любви к народному искусству, аккуратности и трудолюбию.

Ход урока

1.Организационный момент урока. Проверка готовности к уроку.

Для сегодняшнего урока нам нужна гуашь, баночка с водой, палитра и салфетки, кисточки, бумажная основа  в форме яйца, на которой мы будем рисовать .

Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё рабочее место и разложить необходимые материале на столе.

Правила:

Лист бумаги кладём перед собой.

С правой стороны ближе к нам, ставим баночки с гуашью, дальше с водой.

Подготовка красок к работе. Открыть крышечки.

Чтобы на ваши краски и кисточки всегда было приятно смотреть, необходимо вспомнить правила работы с художественными материалами.

Законы юного художника: Слайд 2

Аккуратно смачивать кисточки в воде, излишки воды и краски вытирать о край баночки, можно использовать салфетку для промачивания кистей.

Нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей причёску, а также долго держать опущенной в воде.

Промывать кисть, чтобы не пачкать краски;

После работы гуашь надо плотно закрыть, чтобы она не высохла.

Работать нужно аккуратно.

Молодцы ребята! Все готовы. А мы продолжаем работать дальше. По ходу нашей работы, я попрошу вас на мои вопросы отвечать, не выкрикивая, а поднимать руку. Я вижу ваши руки, а потом слышу вас.

2. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте стихотворение и попробуйте назвать сначала время года, о котором мы сегодня будем говорить, а затем и тему нашей работы.(Слайд 3)

.Вербочки

А. Блок

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для светлого дня.

Сегодня мы поговорим о весне и об одном из весенних православных праздников о пасхе. Кто знает, что это за праздник? Кто отмечает его дома?

Сегодня на уроке вы будете в роли художников, создающие эскизы пасхального яйца, которые вы можете применить при крашении яиц к светлому дню Пасхи.

3.Беседа.

А вот какие виды росписи яиц бывают, сейчас вам расскажу.

Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко. Делается это к Пасхе и Проводам. Их освещали, после чего они считались святым подарком. С крашенкой связано немало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой будет весь год. На праздник Красная горка парни и девицы крашенки с горы скатывают.(Слайд № 7)

Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить – тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз яичко, и будет основным цветом. Крапанки чаще всего делали дети. Так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались сырым, и поэтому с ними нужно было быть бережными. Иначе быть ему разбитым.

Малёванка – это более сложный вид. Используется воск и специальные кистки или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется.(Слайд №8)

Дряпанка – это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия. Есть и ещё так называемая «прорезная роспись» - это когда из цельной скорлупы вырезают ажурное изделие. (Слайд №8)

Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки –это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.

Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный

Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур. Сетка называется – разводом.

Развод - основа орнамента Писанки, позволяющий легко и просто нанести на поверхность яйца самый сложный узор.

Носик кисточки макают в растопленный воск и покрывают горячим воском те части орнамента, которые на Писанке должны быть белыми. После нанесения воска яйцо окунают в желтую краску на 1-2 минуты. Вынув яйцо

Из краски, промачивают мягкой салфеткой. Потом покрывают воском те части узора ,которые должны быть жёлтыми, и окунают яйцо в красную краску. Воском рисуют линии и поля, которые должны быть красными и красят яйцо в чёрный цвет. Завершив крашение и роспись, яйцо помещают в тёплую духовку или нагревают над пламенем свечи. Когда воск на скорлупе растает, стирают его салфеткой, и ярче огня вспыхнет Писанка Смазывают её жиром или покрывают тонким слоем лака.

Достаточно много символов для росписи…. (Слайд №11,12)

Каждый символ имел своё значение. (Слайд 13,14)

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные Писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.

4.Физминутка.

5. Практическая работа учащихся.

Задание: сегодня вы попробуете самостоятельно составить эскиз

Росписи Писанки.

Вспомните, какими цветами пользовались мастера? (белый, жёлтый, красный и чёрный).(вернуться к слайду)

Форму яйца обводим по шаблону.

Этапы выполнения эскиза:

На сферическую поверхность яйца наносим сетку, развод – пересечение кругов и овалов;

Составляем узор;

Расписываем цветом;

Обводка цветом каждого элемента орнамента, для выразительности.

Во время работы учащиеся слушают музыку: звон колоколов, песни о весне и о пасхе.

6. Подведение итога урока.

Выставка работ учащихся и обсуждение.

Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные эскизы у вас получились. По ним вы можете расписать Писанку и подарить маме, бабушке и другим членам семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выполнение эскиза росписи пасхального яйца. Писанки.

Презентация к уроку ИЗО к одному из главных праздников христиан - дня поминовения Чудесного Воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. На уроке дети узнают об основных видах росписи живого куриног...

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему: «Мой сияющий мир» Выполнение эскиза росписи пасхального яйца

План-конспект урока по изобразительному   искусству  в 5 классе   на тему: «Мой сияющий мир» Выполнение эскиза росписи пасхального яйца...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства в 7 классе.

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе адаптивной школы, тема урока: Рисование  снатуры объемных предментов округлой формы (овощи)". Материал к уроку включает  план-к...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.

Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

План - конспект интегрированного урока изобразительного искусства и английского языка для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы». ( по требованиям ФГОС второго поколения)

Аннотация к уроку.Класс: 5Предмет: интегрированный урок изобразительного искусства и английского языка Автор: Григоренко Н.С. и Евженкова Д.Г.Тема урока:  «О чем рассказывают нам ...