Артикуляционная гимнастика
методическая разработка на тему

Жук Наталья Юрьевна

Артикуляционная гимнастика:

- Упражнения для губ

- Упражнения для языка

Дыхательные упражнения

Упражнения для развития мелкой моторики

 

 

Можно использовать для индивидуальных тетрадей, для самостоятельного выполнения заданий детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.m.m.dyh_.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения выполнять ежедневно под счет перед зеркалом по 10-12 раз.

Упражнения для губ

  • Покусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губы;
  • Открыть рот, удерживать его открытым (под счет от 1 до 5) 7 раз – закрыть рот.
  • «Заборчик» - губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены;
  • «Бублик» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны;
  • Чередование – «Заборчик» - «Бублик»;

Упражнения для языка

  •  Покусывать кончик языка зубами;
  • «Лопатка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
  • «Наказать непослушный язык» - рот открыт, язык «лопаткой», пошлепывать язык губами, произнося «пя-пя-пя»;
  • «Обнимаем губку» - рот открыт, язык – «лопаткой», закрыть верхнюю губу языком;
  • «Иголочка» - рот открыт, узкий направленный язык выдвинут вперед;
  • «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх;
  • «Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком, цокать медленно и быстро, тянуть подъязычную связку;
  • «Грибок» - рот открыт, язык присосать к небу;
  • «Гармошка» - рот закрыт, язык присосать к небу, не отрывать язык от неба, пружинить нижней челюстью вниз, вверх;
  • «Кучер» - с силой произносить «тпру», так чтобы задрожали губы;
  • «Индюк» - рот открыт, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, добавить голос (пока не послышится «бл-бл»);

Дыхательные упражнения

  • Вдох и выдох через нос;
  • Вдох и выдох через рот;
  • Вдох через нос, выдох через рот;
  • Вдох через рот, выдох через нос;

Упражнения для развития мелкой моторики

  • Разжимание и сжимание кистей рук (на счет 1-2);
  • Поочередно прикоснуться большим пальцем правой (левой) руки ко 2,3,4,5 пальцам в медленном и быстром темпе;
  • Выполнять предыдущие задания одновременно двумя руками в медленном и быстром темпе;
  • Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого (с мизинца);
  • Положить кисть правой (левой) руки перед собой («игра на рояле»);
  • Изменять положение кистей рук (одна рука сжата в кулак, другая – «ребром» с выпрямленными пальцами);
  • Уложить спички в коробку одной рукой (обеими руками), брать большим и указательным пальцами;

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения выполнять ежедневно под счет перед зеркалом по 10-12 раз.

Упражнения для губ

  • Покусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губы;
  • Открыть рот, удерживать его открытым (под счет от 1 до 5) 7 раз – закрыть рот.
  • «Заборчик» - губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены;
  • «Бублик» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны;
  • Чередование – «Заборчик» - «Бублик»;

Упражнения для языка

  •  Покусывать кончик языка зубами;
  • «Лопатка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
  • «Наказать непослушный язык» - рот открыт, язык «лопаткой», пошлепывать язык губами, произнося «пя-пя-пя»;
  • «Обнимаем губку» - рот открыт, язык – «лопаткой», закрыть верхнюю губу языком;
  • «Иголочка» - рот открыт, узкий направленный язык выдвинут вперед;
  • «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх;
  • «Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком, цокать медленно и быстро, тянуть подъязычную связку;
  • «Грибок» - рот открыт, язык присосать к небу;
  • «Гармошка» - рот закрыт, язык присосать к небу, не отрывать язык от неба, пружинить нижней челюстью вниз, вверх;
  • «Кучер» - с силой произносить «тпру», так чтобы задрожали губы;
  • «Индюк» - рот открыт, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, добавить голос (пока не послышится «бл-бл»);

Дыхательные упражнения

  • Вдох и выдох через нос;
  • Вдох и выдох через рот;
  • Вдох через нос, выдох через рот;
  • Вдох через рот, выдох через нос;

Упражнения для развития мелкой моторики

  • Разжимание и сжимание кистей рук (на счет 1-2);
  • Поочередно прикоснуться большим пальцем правой (левой) руки ко 2,3,4,5 пальцам в медленном и быстром темпе;
  • Выполнять предыдущие задания одновременно двумя руками в медленном и быстром темпе;
  • Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого (с мизинца);
  • Положить кисть правой (левой) руки перед собой («игра на рояле»);
  • Изменять положение кистей рук (одна рука сжата в кулак, другая – «ребром» с выпрямленными пальцами);
  • Уложить спички в коробку одной рукой (обеими руками), брать большим и указательным пальцами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для артикуляционной гимнастики

Для повышения мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать следующую презентацию. Использованы картинки - символы для выполнения упржнений для верхнего подЪема языка...

Артикуляционная гимнастика с опорными картинками

Классические комплексы артикуляционной гимнастики с картинками, которые являются опорным планом для детей, ориентиром в последовательности упражнений....

Презентация "Артикуляционная гимнастика"

Презентация предназначена для подготовки артикуляционного аппарата ребенка. Может быть использована для улучшения звукопроизношения. Презентация является наглядным пособием к открытому занятию "Бурати...

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционая гимнастика для дошкольников и младших школьников с элементами глобальногочтения...

Как проводить артикуляционную гимнастику.

Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнени...

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Презентация. Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей.

В презентации представлены основные отличия в работе логопеда и воспитателя. Описана работа логопеда ДОУ по формированию правильного звукопроизношения. Предлагаются комплексы артикуляционной гимнастик...