Пришкольный лагерь "Солнышко"
методическая разработка на тему

Лапшина Ирина Анатольевна

Программа пришкольного лагеря и план сетка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lager_1.docx57.77 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

пришкольного лагеря  «Солнышко»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=16b2f1bfaa19f4375f9f03bfc28eded6&n=13

 

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых. Исходя из этого, одной из главных задач является разработка педагогических систем, ориентирующих личность ребенка на саморазвитие. Очевидно, что воспитание социально значимых качеств личности становится приоритетным направлением в нашем государстве. Общество осознало необходимость в формировании гражданственности, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье, окружающей природе. Гражданское самосознание определяется сформированностью у ребёнка основополагающих ценностей культуры, являющихся результатом комплекса воспитательных процессов, ориентированных на воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

   Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

*  актуальностью задач гражданского воспитания;

* повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный отдых школьников в условиях города;

* необходимостью завершения реализации групповых и индивидуальных воспитательных траекторий;

* обеспечением преемственности в содержании  работы   лагеря  предыдущих лет;

* модернизацией старых форм воспитательной  работы  и введением новых;

  Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п. 

Таким образом, самоуправление в детском коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми (педагогическими работниками лагеря), по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в отряде и лагере, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития детей и решение других социально ценных задач.

      Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает  в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях  оздоровительного   лагеря.

        По продолжительности программа является краткосрочной.

        Сроки  реализации:   с 1 июня по 21 июня

    Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов и нормативно правовых актов:

* Конвенция ООН о правах ребенка, 1991 г.

* Конституция РФ

* Закон РФ «Об образовании»;

* Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990 г.

* Положение об оздоровительном лагере.

* Правила внутреннего распорядка лагеря

* Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

* Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере.

* Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
* Приказы Управления образования.

* Должностные инструкции работников.

* Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

* Заявления от родителей.

* Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

* Акт приемки лагеря.

* Планы работы.

Цель и задачи программы

Цель программы Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей, развитие у детей фантазии, интереса к экологии, природе и расширению кругозора.

Для достижения поставленной цели необходимы организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на:

*    создание оптимальных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул;

* формирование гражданских качеств, культуры межличностных взаимоотношений;

*     воспитание уважения к символам и атрибутам нашего государства;

*  развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела  смены;

* сплочение детского коллектива, поддержания духа сотрудничества и взаимопомощи;

* расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом интереса возрастных особенностей и интеллектуального уровня;

* формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;

* создание условий способствующих раскрытию и развитию творческих возможностей детей;

* соблюдение  здоровьесберегающих  технологий, способствующих укреплению здоровья ребенка.

Этапы реализации программы

   Вся программа  делится на три этапа:

   В организационный этап основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этот период длится 3-4 дня и заканчивается мероприятием, посвященным старту сюжетно-ролевой игры, на котором принимаются законы совместной деятельности в течение смены, происходит знакомство с главными героями лагерной смены  и идеей.

    Основной этап занимает большую часть времени, 10-11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни.

Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. С целью достижения максимального результата, в течение всего времени основного этапа, коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводятся отрядные и  общелагерные  КТД, отрядные сборы, и др.

В течение всей смены работают креативные площадки (художественного, музыкального, спортивного направления, площадка по формированию и развитию лидерских качеств личности ребенка, площадка «Открытая студия»). Площадка «Открытая студия» (свободный микрофон для детей и взрослых) призвана создавать условия для реализации лидерских качеств, возможности быть услышанным, обсуждения каких-либо тем.

       В итоговый период изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов, формируется молодежный парламент.

    Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы, программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям  лагеря, и действуют согласно своим ролям.

Педагогические принципы программы

  1. «Дойти до каждого» - это основной принцип  работы   лагеря .                       В отряде от 30 до 35 человек, что является почти оптимальным для организации работы в творческих мастерских, и внутриотрядной жизни.
  2. «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями.
  3. «Уважай личность ребёнка».                                                                                                          Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка.
  4. «Принцип открытых дверей».                                                                                                                      Все службы  лагеря  доступны ребёнку (спортплощадка, эстрада, медицинский пункт, креативные площадки)  и не имеют ограниченного режима работы в течение дня.
  5. «У каждого своё дело, а вместе мы команда».                                                                    Каждый в  лагере  занят своим делом, у каждого своя - ответственность, но общий результат. 

Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:

  1. Полноценное питание детей;
  2. Витаминизация;
  3. Гигиена приема пищи;
  4. Режим дня;
  5. Рациональная организация труда и отдыха;
  6. Утренняя гимнастика на свежем воздухе;
  7. Вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух;

Ожидаемые результаты

   Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские умения и навыки.

Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию  условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.

По окончании  смены  у ребенка:

*будут сформированы гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений;

*будет воспитано уважение к символам и атрибутам нашего государства;

*будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;

*будет развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;

*будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;

*будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;

*так же произойдет улучшение качества творческих  работ , за счет увеличения количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах;

*увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;

*у детей сформируются умения и навыки, приобретенные в лагере, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.

Законы:

Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!

Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.

Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.

Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно!

Распорядок дня

Распорядок не пустяк,

 давайте будем жить ВОТ ТАК!

8.00-8.10 – встреча детей

Рано солнышко встает – 

Спать ребятам не даёт.

8.10-8.20 – зарядка  

Чтобы быть весь день в порядке,

Надо сделать нам зарядку.

8.20-8.30 – линейка

Поспешай, детвора,

На линейку всем пора.

8.30-9.00 – утренняя гигиена

Мыло, щетка и вода,

Наши лучшие друзья.

9.00 – 9.30 – завтрак

Каша, чай, кусочек сыра –

Вкусно, сытно и красиво. 

9. 30 – 10.30 – трудовой десант

Надо в порядок все привести,

В корпусах убрать и пол подмести.

10.30 – 11.30 –работа кружков,

Кто-то любит танцевать,

Кто-то петь и рисовать

11.30-12.30- спортивные игры

Лишь заслышав звон игры, не откладывай – беги. Можно прыгать, играть и здоровье поправлять!

12.30-13.00 – обед

Нас столовая зовет.

Суп отличный и компот

13.00-14.00 – отрядное дело

Лучше отряда нет места на свете!

Знают вожатые! Знают все дети

И, если ты полчаса посвятишь отряду,

Будут все веселы, будут все рады.

14.00-15.00 – свободное время

Этот часок себе посвяти,

Ведь у тебя целый день впереди.

15.00-15.30 – полдник  

Поспешай, детвора,

Домой  всем пора.

Система стимулирования

    В конце дня  отряд, получивший наибольшее количество баллов, награждается почётной грамотой, дипломом или подарком, сувениром за активное участие в  работе   лагеря . Предусмотрены различные варианты нематериальных стимулов: благодарственное письмо родителям, исполнение песен по заказу, устная благодарность и др. Активисты  награждаются отличительными знаками – высшей наградой лагеря  и сладкими призами; по итогам – грамотами.

Условия реализации программы

   Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Чёткое представление целей и постановка задач.
  2. Конкретное планирование деятельности.
  3. Кадровое обеспечение программы.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Педагогические условия.
  6. Материально-техническое обеспечение.

План – сетка

1 день

«Встреча гостей»

8.00 - Приём детей, оформление документов. Размещение по отрядам. Знакомство с техникой безопасности и правилами внутреннего распорядка лагеря.

10.30 – Торжественная линейка, открытие лагерной смены, поднятие флага.

12.30 – Игра «Знакомство» с жителями «Зеленого острова»

13.30 – «День России» конкурс рисунков

14.00 - Праздник «С новосельем!». Знакомство с отрядами.

15.00 - Линейка.

2 день

«Экран цвета неба»

(посвящен году кино)

8.30 –история советского кино (просмотр фильма с младшими школьниками «Финист Ясный Сокол» или «Морозко» - беседа о добре и зле)

10.00 – «О, спорт - ты мир» - спортивное мероприятие.

12.00 – история советского кино (просмотр фильма со старшими школьниками «Не могу сказать «прощай»» беседа о любви и преданности, самоотверженности)

14.00 – «Конкурс актерского мастерства»

3 день

«В гостях у Берендея»

9.30-Спортивный турнир «Лесной богатырь».

10.30- Конкурс – эстафета «Там на невиданных дорожках»

11.30 – «Мир леса» - конкурс рисунков.

14.00- «Лесная сказка» - праздник леса.

4 день

 

«Ловцы ветра»

(всемирный день ветра)

9.30 – «Спроси у ветра» - викторина

10.30 - Спортивное мероприятие «Быстрее ветра».

11.30 - Конкурс ветряков (поделки вертушек из подручных материалов, изготовление змей, ветряных колокольчиков) – «Лучшая песня ветра».

15.00 –мероприятие «Роза ветров», конкурс «Танец ветра»

5 день

«Семик» (зеленые святки)

9.30 – «Сила трав» - изучение лекарственных трав Белого Озера, сбор трав по отрядам.

10.30 – Спортивный турнир по пионерболу.

11.30 – «Приглашаем к нам на чай» - конкурс на лучший рецепт чая, реклама своего рецепта.

14.30 Конкурсная программа «Венок здоровья»

6 день

«Тайна болота Лимбай»

9.30 – Поход вокруг озера

10.45 – История болота Лимбай

15.00 –мероприятие «В гостях у Кикимор» - викторина, «Флэшмоб нечистой силы»

7 день

«Гляжу в озера синие…» - моя малая Родина!

19.30 –история озера, исследование природы озера по конкретным заданиям - составление сборника фактов об озере

10.30 – Турнир по пионерболу

14.30 – защита проектов

15.00 – Музыкальное мероприятие

8 день

Троица (праздник березы)

9.30 - Экскурсия в лес, сбор бересты.

11.30 – Подвижные игры.

14.30 - Викторина «Мир лекарственных трав». Конкурс поделок из бересты.

15.00 - Вечерние потехи «Во поле береза стояла».

9 день

День Нептуна

9.00 – Подготовка праздника (распределение ролей по сценарию, подготовка сюрпризов от отрядов)

10.30 – проведение праздника

13.30 – «водные забавы» - игры на воде

15.00 –« Море волнуется раз…» - посиделки.

10 день

«Рождение грома»

9.30- Конкурс «Самые громогласные» -конкурс кричалок
10.30 – «Грозовые ворота»-футбол

13.00 - Конкурс на лучший рисунок.

14.30 - Музыкальная капель «Лучшая отрядная песня».

11день

«Ах, если б не было войны»»

9.30 – Митинг, посвященный началу ВОВ

10.30 – Спортивный турнир «Дорогами победы».

13.30 – просмотр фильма «Офицеры» -знакомство с историей создания фильма.

14.00 – «Ах, если б не было войны» - концертная программа..

12 день

«Олимпийский день»

9.30 – «Малые интеллектуальные игры» - эстафета

10.30 – Олимпийские игры на острове

12.30 – Конкурс спортивных кричалок.

14.00 - Конкурсная программа «Зажги олимпийский огонь»

13 день

«Царство Водолея»

9.30 – хороводы вокруг березки, ярилы; игры в кругу.

10.30 - Турнир на воде.

12.30 –Конкурс на лучший венок.

14.30 – Конкурсная программа «Мисс и мистер острова»

14 день

«День дружбы народов»

9.30 – Презентация народов Поволжья.

10.30 – Спортивные народные игры

12.30 – Орнамент народов Поволжья – конкурс рисунков.

13.30 «Жемчужины Поволжья» - концертная программа.

15 день

«Пернатые друзья»

9.30 –«О чем говорят птицы» - викторина, акция – минута тишины.

10.30-«Птичьи бега» - спортивное мероприятие

14.00 – Операция «Птичкин дом».

14.30 – «Соловьиная трель» - музыкальный конкурс.

16 день

«День добра»

9.30 – Акция «Чистое озеро».

10.30 –Теннисный турнир.

13.30 – конкурс поделок из пластиковых бутылок.

15.00 – «Если добрый ты»

17 день

«Самоуправления – Королевство кривых зеркал»

9.30 - Викторина «Маленькие да удаленькие»

10.30 – Спортивный турнир «Маленький тук»

13.30 – Игры на воде.

15.00 – «Вверх тармашками» - концертная программа.

18 день

«Поиск

сокровища Белозерья»

10.30 -Клад пирата Джона Сильвера.

12.30 - Поединок за титул « Братство пиратов».

15.00 - Танцы Пиратов

19 день

«Природа-творец»

9.30 – Викторина «Знатоки природы»

10.30- «Сила природы» - спортивный турнир

13.00 – «Я люблю тебя Белое озеро» - лучший пейзаж

14.00 -Концертная программа «Тебе природа посвящаю»

20 день

«День Солнца»

9.30 – Игры на воде

11.30 – Ярмарка успеха.

15.00 - Концерт «Жителям Зеленого острова посвящаем»

21 день

«Прощальный день»

8.20 - Заключительная линейка

9. 30 - Операция «Нас здесь не было»

12.00 –ДО СВИДАНИЯ «Солнышко»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ.

Конечно, научные полевые опыты на больших делянках, с применением трактора и сельскохозяйственных машин, не по силам юному опытнику. Для него существуют упрощенные, облегчен­ные, доступные...

заповеди для пришкольного лагеря с дневным пребыванием

заповеди для пришкольного лагеря с дневным пребыванием...

арттерапевтическая работа с детьми с проблемами в развитии в пришкольном лагере

Описывается трехлетний опыт работы с детьми в пришкольном лагере "Солнышко" , где арттерапия занимала большое место в воспитательном процессе.  Воспитателям лагеря была предоставлена коррекционно...

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:УБОРКА ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЯТС С ОВОЩНЫМИ КУЛЬТУРАМИ,СОСТАВИТЬ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ПРИШКОЛЬНЫМ УЧАСТКОМ В ОСЕННИЙ ПЕРИОД,РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ,ВНИМАНИЕ,ВОСПИТЫВАТЬ ТРУДОЛЮБИЕ. -ОТГАДАЙТЕ З...

зимний пришкольный оздоровительный лагерь

О работе зимнего пришкольного оздоровительного лагеря...