Организация работы НОУ с одаренными детьми
статья на тему

В статье описывается понятие "Одаренные дети" , их отличительные личностные качества и свойства от других учащихся.  Качества, необходимые учителю для работы с такими детьми. Также описаны кризисы "одаренности" и как можно их избежать. В данной статье предлагаются формы и методы работы, напрвленные на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_nou_s_odar._detmi-_doklad.docx49.14 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы НОУ с одаренными детьми

Современный мир становится все более сложным, динамичным и противоречивым. Ценностью становится высокий интеллект, так как от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит благосостояние и успешное развитие нашего общества, качество жизни в нем. Поэтому выявление и развитие одаренности обучающихся, изучение условий и факторов, способствующих формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей детей, становятся одной из актуальных проблем процесса образования. Школьный возраст чрезвычайно важен для формирования и развития умственной одарённости и креативности.

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Термин «детская одаренность», напротив, указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.

Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей.

Особое внимание в развитии одаренности учащихся уделяют личностным факторам. Одаренные дети часто выделяются среди остальных детей. Многие исследователи едины в мнении о том, что одаренный ребенок часто быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и от сверстников он отличается определенными личностными качествами и свойствами, такими как:

  • обостренное чувство справедливости,
  • развитая система личных ценностей,
  • хорошо сформированное чувство юмора,
  • наличие преувеличенных страхов,
  • упорство в достижении результата,
  • высокие интеллектуальные способности,
  • выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность),
  • способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память,
  • интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям,
  • высокая личностная ответственность,
  • убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений,
  • позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

Одаренность вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность. Для развития одаренности требуется организация особой, развивающей среды.

Поэтому одним из главных направлений работы образовательного учреждения является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Основным условием, при котором возникает и развивается интерес к учению, является такая организация обучения, при которой каждый ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Учитель является только консультантом в этой деятельности:

  • каждое выполняемое учебное задание должно быть представлено в таком виде, чтобы оно требовало разрешения какой-либо проблемы;
  •  учебный труд должен быть разнообразным, однообразие информации и однообразные способы действий быстро вызывают скуку;
  • для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;
  • новый материал должен быть связан с ранее усвоенным;
  • ученик должен работать постоянно на пределе своих возможностей;
  •  работа школьника постоянно должна контролироваться и оцениваться (лучше им самим и обучающими устройствами);
  • эмоциональный настрой самого учителя должен ярко выражаться в его вере в ученика, в успех познавательного труда ребенка.

Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей. Поэтому к учителю, работающему с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.

(критерии американской программы «Astor»)

Учитель должен:

1.      быть доброжелательным и чутким;

2.      разбираться в особенностях психологии одаренных детей,       чувствовать их потребности и интересы;

3.      иметь высокий уровень интеллектуального развития;

4.      иметь широкий круг интересов и умений;

5.      иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

6.      быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

7.      иметь живой и активный характер;

8.      обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

9.      проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

10.  иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

11.  обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

12.  иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

 

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

  • он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
  • создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  • предоставляет учащимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения;
  • уважает личность;
  • способствует формированию положительной самооценки ученика;
  • уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения;
  • стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. 

Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога — «желанию жить в ученике».

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Феномен детской одаренности интересует многих специалистов. К настоящему времени наука располагает довольно полным и точным феноменологическим описанием этой реальности — ведутся работы по изучению как отдельных свойств детской одаренности (таких, например, как рефлексия, доминирующая познавательная мотивация, творческая активность), так и структуры, и динамики развития детской одаренности в целом.

Однако, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется изучению кризисов детской одаренности. Знание о кризисах детской одаренности, причинах их появления, закономерностях протекания и прогнозе развития может быть полезно всем специалистам в области детства.

В теоретическом плане оно приблизит понимание динамики развития детской одаренности не только в описательном, но и в объяснительном ключе, поскольку категория кризиса выступает элементом системного анализа. Кроме того, появится возможность напрямую выйти на понимание причин затухания, исчезновения одаренности, поскольку для любого затухания (и для любого расцвета) кризис необходим как условие своего осуществления.

В практическом плане знание о кризисах детской одаренности и особенностях развития ребенка в этот период позволит осуществлять эффективную психологическую и педагогическую поддержку одаренным детям, или хотя бы перестать допускать в педагогическом процессе некоторые распространенные ошибки. Эти ошибки, как правило, базируются на трех мифах.

Миф 1. Одаренность всегда проявляет себя в творческом продукте. 

Миф 2. Одаренность нужно развивать. 

Миф 3. Современное школьное образование знает, как работать с одаренными детьми. 

Многие авторы отмечают неравномерную динамику развития детской одаренности (2, 5). Феномен "исчезновения", "затухания" одаренности давно интересует практиков — психологов и педагогов: что делать, чтобы детская одаренность не исчезала, а если она должна исчезнуть, то стоит ли тратить столько средств и сил на специализированное образование? Практики задают вопросы теоретикам, те, в свою очередь, предлагают профилактические или хирургические меры в русле своих концепций, а в случае неудачи ссылаются на то, что "тайна сия велика есть". Попытаемся взглянуть на кризисы детской одаренности в русле системных представлений о ней. Все многообразие форм исчезновения детской одаренности, описанных в специальной психолого-педагогической литературе, можно свести к следующим типам:

1. Утрата творческого потенциала, проявляющаяся в прекращении создания ребенком особых свойственных его одаренности творческих продуктов — назовем его "кризисом креативности".

2. Снижение интеллектуальной активности ребенка, когда исчезает интеллектуальная продуктивность — "кризис интеллектуальности".

3. Снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда — "кризис мотива достижений". Это описывается по-разному — или как нарушение волевой регуляции "мог бы, но не хочу", или как победа заниженной самооценки "мог бы, но получится плохо", или как неадекватная оценка требований социума "мог бы, но это никому не нужно" и т.д.

Если первых два типа можно коротко описать как "ребенок больше не может", то последний опишем как "ребенок больше не хочет".

Интеллектуальная рефлексия проявляется:

  • во-первых, в отслеживании ребенком своей умственной деятельности, знании своих познавательных качеств, их слабых и сильных сторон,
  • а во-вторых, в обнаружении и использовании приемов регуляции работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании.

Личность ребенка — категория формирующаяся. Личность ребенка вступает в сложные, иногда противоречивые отношения с его одаренностью. Это проявляется в развитии личностной рефлексии. Наши наблюдения показывают, что реакция одаренных детей на собственные слова и поступки часто бывает двойственной, противоречивой. Они как бы "смотрят на себя со стороны". Ребенок говорит и параллельно с этим оценивает то, что он говорит, то, как он говорит, и соответствует ли это ожиданиям окружающих. Нетрудно догадаться, что речь и поступки одаренных детей, как правило, не соответствуют ожиданиям собеседника, вызывают реакцию непонимания или отторжения. Очень часто одаренные дети, сравнивая себя с окружающими сверстниками, расценивают результаты этого сравнения не в свою пользу. У них формируется комплекс неполноценности. "Я — не как все, значит, я хуже". Проблема усугубляется тем, что одаренный ребенок осознает разницу между своими способностями и реальными физическими возможностями своего тела, которые не могут обеспечить высоких интеллектуальных и креативных потребностей одаренного ребенка. В итоге одаренный ребенок растет и развивается, постоянно ощущая несоответствие между "собой и собой", "собой и окружающими". Эта нагрузка не только деформирует личность ребенка, но и разрушает его одаренность. 

Вышесказанное позволяет нам расценивать интеллектуальную рефлексию как фактор положительной обратной связи, а личностную рефлексию — как фактор отрицательной обратной связи в механизме саморегуляции системы детской одаренности.

Итак, если функция интеллектуальной рефлексии — стимулировать развитие детской одаренности, то функция личностной рефлексии — тормозить, препятствовать ее развитию. Может быть поэтому одаренные дети очень любят, когда их просят: "Расскажи, как ты это придумал", включая тем самым интеллектуальную рефлексию, и очень не любят, когда их сравнивают с другими детьми. Взрослый в момент сравнения не просто выдвигает образец, но тем самым автоматически, через включение личностной рефлексии инициирует торможение развития одаренности. Одаренный ребенок не хочет соответствовать предъявленным эталонам и вырабатывать свои собственные.

Детская одаренность сможет успешно избежать кризисные состояния, если придерживаться следующих позиций: 

— во избежание кризиса первого типа предоставлять ребенку возможность быть субъектом собственной деятельности и развивать индивидуальный познавательный опыт;

— во избежание кризиса второго типа развивать, наряду с интеллектуальной сферой одаренного ребенка, его физическую, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную сферы;

— во избежание кризиса третьего типа добиваться с помощью специальных методов оптимального соотношения личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком.

Итак, главной остается проблема образования одаренных детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одаренного ребенка, а не некоторые черты его одаренности? Интенсифицируя, ускоряя, усложняя учебные программы для одаренных детей, мы забываем об ответственности за их будущее. Плохо совсем не черпать воду из колодца, но еще хуже вычерпывать все до дна, разрушая родник. В обоих случаях источник не выживет.

Сейчас российская педагогика оказалась в ситуации растерянности — нет долгосрочных программ по обучению одаренных детей; мало программ по педагогическому мониторингу одаренности — методов диагностики, прогностики, развития, поддержки; нет системы подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с этим контингентом детей; нет программ для высшей педагогической школы; нет такой специальности как "педагог по работе с одаренными детьми"; да и науки такой — "педагогики одаренности" тоже пока нет.

При проведении психолого-педагогического мониторинга эффективности сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:

  • комплексный подход к процессу организации сопровождения одаренного ребенка с привлечением всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, родителей);   
  • обязательный учет зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребенка;  
  • комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребенка, с использованием  различных источников информации и длительности  наблюдений;
  • разнообразное включение ребенка в специально-организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам и склонностям;
  • тщательная экспертиза продуктов деятельности детей с использованием метода компетентных судей и анализ реальных достижений одаренных детей (участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, спортивных соревнованиях, фестивалях, смотрах и т.д.).

Соответственно все вышеназванные составляющие психолого-педагогической компетентности педагога и эффективности организации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении позволяют сделать вывод, что для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» педагог. Высокие способности — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности.

 

Формы и методы работы, направленные на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала одаренных обучающихся

  • работа школы по формированию опыта проектной и исследовательской деятельности подростков в образовательном процессе;
  • систематическая подготовка школьников к олимпиадам в течение года;
  • организация научно-практических конференций школьников;
  • организация интеллектуальных игр (как на уровне отдельных классов, так и в общешкольном масштабе);
  • привлечение к работе с обучающимися специалистов из вузов и других учреждений;
  • реализация системы дополнительного материального стимулирования одаренных школьников - победителей олимпиад и конкурсов;
  • разработки в школе индивидуальных образовательных программ;
  • организацию школьными психологами социально-психологических тренингов для одаренных и способных обучающихся.

Вместе с тем учителя испытывают определённые трудности при организации работы с одаренными школьниками:

  • мешает высокая степень занятости одаренных детей в различных кружках и секциях;
  • не владеют в достаточной степени методами диагностики детской одаренности;
  • недостаточно владеют исследовательскими умениями и навыками;
  • не владеют достаточным знанием технологий обучения и развития одаренного ребенка;
  • не умеют разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию обучения;
  • мешает резко отрицательное отношение одноклассников к проявлению особого внимания со стороны учителя к одаренному ученику;
  • не могут найти подход к ученику из-за сложности его характера.

Некоторые наиболее  важные способности и умения,

подлежащие развитию у одаренных детей.

 

1.      Познавательные способности и навыки

-         Владение большим объемом информации.

-         Богатый словарный запас.

-         Перенос усвоенного на новый материал.

-         Установление причинно- следственных связей.

-         Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

-         Умение делать выводы.

-         Умение интегрировать и синтезировать информацию.

-         Участие в решении сложных проблем.

-         Организация информации.

-         Умение улавливать сложные идеи.

-         Умение замечать тонкие различия.

-         Чувствительность к противоречиям.

-         Использование альтернативных путей поиска информации.

-         Анализ ситуаций.

-         Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

-         Умение предвидеть последствия.

-         Умение рассуждать.

-         Построение гипотез.

-         Применение идей на практике.

-         Способность к преобразованиям.

-         Критичность в мышлении.

-         Высокая любознательность.      

  

            2.Творческие способности

-         Способность рисковать.

-         Дивергентное мышление.

-         Гибкость в мышлении и действиях.

-         Быстрота мышления.

-         Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

-         Богатое воображение.

-         Восприятие неоднозначных вещей.

-         Высокие эстетические ценности.

-         Развитая интуиция.

      

 3. Особенности эмоциональной сферы

-         Реалистическая Я-концепция.

-         Уважение к другим.

-         Эмпатическое отношение к людям.

-         Терпимость к особенностям других людей.

-         Склонность к самоанализу.

-         Терпимое отношение к критике.

-         Готовность делиться вещами и идеями.

-         Настойчивость в выполнении задания.

-         Независимость в мышлении и поведении.

-         Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

-         Соревновательность.

-         Чувство юмора.

-         Чуткость к анализу нравственных проблем.

-         Уверенность в своих силах и способностях.

-         Внутренняя мотивация.

Практически каждый ребенок может проявить некую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития, что, в свою очередь, создает условия для формирования различных видов одаренности.

 

Проблемы диагностики одаренности

 

Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.

           Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что 
для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.

 

При оценке креативности психологи (Дж. Гилфорд и Е. П. Торранс и др.) учитывают обычно четыре критерия.

Продуктивность, или беглость, - способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.
          Творец, создающий большое количество "продуктов", имеет некоторое преимущество перед тем, кто малопродуктивен. Но история знает и другие примеры. Так, Леонардо да Винчи за всю жизнь создал лишь небольшое количество живописных произведений, но это позволило ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена никому не известны.

            Гибкость - способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.

           Оригинальность - один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

           Другой показатель творческости обозначается термином 
"разработанность". Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие - детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности

 

Чем выше степень отклонения (как одаренности, так и отсталости), тем реже это отклонение можно встретить. Еще Ф. Гальтон отмечал, что "выдающийся гений", столь же большая редкость, как и "полный идиот". Ф. Гальтон, оперируя законом нормального распределения, отмечал, что если уровень умственного развития нормального человека принять условно за 100 единиц, то умственные способности гения будут равны 200, а идиота - 0.

         Значительно позже, в 1912 году, известный немецкий ученый Вильям Штерн использовал это число - 100 - для формулы расчета коэффициента интеллекта (IQ).
одаренные дети,   детская одаренность
         Хронологический возраст определяется очень легко, а вот умственный определяли по специальным тестам (от английского test - "проба", "опыт"). О правомерности этих измерений мы поговорим отдельно. В данном случае нам важен сам принцип расчета.

         Известный специалист по конструированию аналогичных тестов, автор широко известной методики диагностики интеллекта, американский психолог Дэвид Векслер обследовал 1,7 тыс. людей и на основании полученных данных предложил следующую классификацию.

Таблица 1. Показатели интеллектуальной одаренности.

IQ (показатель)

Уровень интеллектуального развития

%

1

130 и выше

Весьма высокий интеллект

2,2

2

120-129

Высокий интеллект

6,7

3

110-119

Хорошая норма

16,1

4

90-109

Средний уровень

50,0

5

80-89

Сниженная норма

16,1

6

70-79

Пограничный уровень

6,7

7

69 и ниже

Умственный дефект

2,2


           В настоящее время наряду с термином "одаренные дети" используется термин "высокоодаренные дети". В это число обычно попадает 2 % от общего числа детей.

НЕКОТОРЫЕ ТЕСТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ

  • Тест Векслера – наиболее точная диагностика уровня интеллектуального развития
  • Кубики Коса – классическая методика для оценки невербального интеллекта
  • Тест структуры интелллекта Амтхауэра – лучшая методика для диагностики уровня и структуры интеллекта
  • Тест Гилфорда – уникальная методика оценки социального интеллекта, способности понимать других людей
  • Тест Торренса – стандартизованный тест для объективной оценки творческих способностей
  • Методика Л.А. Ясюковой (часть I) Определение готовности к школе
  • Методика Л.А. Ясюковой (часть II) Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах

Методика Л.А. Ясюковой (часть III). Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников

Таким образом, развитие одаренности является одним из важных направлений работы образовательного учреждения. Развитие одаренности должно рассматриваться с учетом внутренних и внешних факторов, прежде всего взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением. Определение параметров образовательной среды, значимых для процессов развития творческой одаренности, создание условий для развития познавательного интереса и развертывания персонального пространства личности как творческой индивидуальности являются, на наш взгляд, ключевыми в вопросах развития одаренности, что способствует решению задач современного общества.

Таким образом, дальнейшее решение проблемы выявления и поддержки одаренных детей в условиях современной школы требует комплекса мер, направленных на:

- изучение потребностей учителей в развитии одаренности детей и подростков;

- повышение профессиональной компетентности руководителей школ и учителей в сфере работы с одаренными школьниками;                                  

- разработку научно-методических основ процесса развития одаренности школьников и оказание учителям научно-методической и информационной помощи в данном направлении их деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

«Организация педагогического процесса с одаренными детьми на предмете эстрадное пение ДШИ»

Одним из аспектов национального проекта « Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей.Необходим особый подход к обучению и воспитанию одарённых детей в ДШИ, обесп...

Из опыта работы Статья "Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми"

Статья  посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских ...

Организация учебного процесса с одаренными детьми на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми на уроках английского языка , приводятся конкретные примеры деятельности учителя с целью дать возможность одаренному ученику развиваться дальш...

Организация внеурочной деятельности с одаренными детьми

Учитель Еприна Т.Л. принимает активное участие в реализации школьной долгосрочной комплексно-целевой программы  «Одаренные дети» (2010-2014 гг), (2015-2019 гг)....

"Методология организации внеурочной деятельности с одаренными детьми"

Из опыта организации внеурочной деятельности по иностранны языкам с одаренными детьми...

Организация работы с музыкально-одаренными детьми

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у ...