Анализ программы "Школьный театр "Петрушка"
материал на тему

Каминская Дарья Сергеевна

Анализ программы внеурочной деятельности по ОВР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Государственного образовательного учреждения

высшего образования Московской области

Московского государственного областного университета

Анализа программы внеурочной деятельности

«Школьный театр «Петрушка»

Выполнила: Каминская Дарья

студентка группы 2 «Е»

Преподаватель:  Соколова Л.П.

Ногинск, 2018

  1. Отвечает содержание данной программы внеурочной деятельности требованиям, зафиксированным во ФГОС.

        Программа «Школьный театр «Петрушка» адресована учащимся начальной школы. В пояснительной записке сказано, что по ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся
художников, композиторов, артистов.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной
выставки, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов,
артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов
местных учебных заведений художественно-эстетического и театрального профиля
. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

В пункте 19.3. ФГОС НОО зафиксировано, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики и т. д.  При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Также во ФГОС НОО п.19.5 сформулировано требование к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов, которые  должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  6. содержание учебного предмета, курса;
  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

        Примерная программа «Школьный театр «Петрушка»  содержит пояснительную записку, в которой дана общая характеристика учебных курсов по художественно-эстетическому направлению, описано место курсов в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания  курсов; содержание курса, тематическое планирование. Однако, в примерной программе отсутствует описание материально-технического обеспечения образовательного процесса, а также отсутствуют требования к достижению   личностных, метапредметных и предметных результаты освоения данного курса, что нужно учитывать при составлении рабочей программы данного курса на основе примерной.

  1. Насколько полно основные структурные разделы программы (пояснительная записка, тематическое планирование, содержание курса) раскрывают суть и основные характеристики программы?

Пояснительная записка написана ко всем примерным программам художественно-эстетического направления (стр.22). В ней указана цель программ – дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства, т.ч. театрального; задачи – учебные, воспитательные, творческие; рекомендации по продолжительности и проведению  занятий. После пояснительной записки следуют учебно-тематические планы и содержание курса. Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические и практические занятия).  Тематическое планирование расписано четко и объемно. Формы организации указаны (тренинг, подготовка спектакля и т.д). Виды деятельности используются различные. Содержание курса раскрыто полно, прописано по пунктам. Сначала детям даются теоретические знания  о создании театра  т театральной терминологии, а затем проводится практическая работа по отработка техники движения куклы на руке.  Далее  дети изучают строение ширм и декораций для театра а затем пробуют изготовить их сами. На этапе изготовления кукол дети научатся делать выкройки для них, выбирать подходящие материалы, и потом  сами изготавливают кукол. На этапе речевой гимнастики дети узнают об особенностях речи героев спектакля, и впоследствии отрабатывают сценическую речь. После этого дети знакомятся с особенностями работы кукловода (закрепление навыков жестикуляции и физических действий),  они  узнают о театральных профессиях в целом. На практической работе по этому этапу плана дети учатся рассчитывать время для сцен и мизансцен и протяженности всего спектакля. После этого идёт этап выбора пьесы. Дети сами выбирают понравившуюся им пьесу, читают сценарий, разучивают роли с голосовыми манипуляциями, проводят репетиции. Практическая работа на этом этапе предусматривает тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. В заключении курса дети проводят генеральную репетицию и сам спектакль. Дети сами устанавливают декорации, подбирают музыку, цвет о оформление. После спектакля дети должны подготовить коробки для хранения декораций, продумать гастроли.

Таким образом, программа «Школьный театр «Петрушка» представляет собой целостный образовательный маршрут, учитывает интересы и потребности детей, способствует самоопределению.  Дети по итогам этого курса узнают много нового, научатся сами создавать все необходимые декорации, куклы, могут сами управлять этими куклами и менять голоса в соответствии с персонажами, и в результате - научатся самостоятельно проводить театральные сцены и спектакли.

  1. Насколько цели и задачи программы взаимосвязаны с основными направлениями внеурочной деятельности, определёнными ФГОС, основной образовательной программой и используемыми учебниками.

Цель предлагаемой  программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области театрального  искусства.
Задачи:
• развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в театральном искусстве;
• научить приёмам исполнительского мастерства;
• научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
• научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров театрального искусства;

  • раскрыть специфику театра, как искусства, познакомить с историей кукольного театра, развивать нравственную сферу детей;
  • пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;
  • добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Цели и задачи художественно-эстетического направления с успехом подходят для характеристики школьного театра «Петрушка»

Кукольный театр располагает целым комплексом средств. Художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка - все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления младшего школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Кукольный театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети чувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение.

4. Является ли программы продолжением содержания образования, реализуемого в ходе деятельности обучающегося на уроке.

Цель данной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Школьный театр «Петрушка» (ред. В.А. Горского) состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видах искусства - изобразительное искусство, музыка, хореография, театр. По ходу освоения курса дети познакомятся с историей театра, научатся управлять движениями кукол, будут рисовать, упражняться в выразительном чтении различных текстов (монолог, диалог, речь автора за кадром), изготавливать куклы и декорации, посещать спектакли, приобретут понятие о театральных профессиях, научатся правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Можно с полной уверенностью сказать, что данная программа является продолжением содержания образования, реализуемого в ходе деятельности обучающегося на уроке, т.к. внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и позволяет решить следующие задачи начального и основного общего образования (НОО):

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

-улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- обеспечить закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов (например: речевая гимнастика, техника чтения, выразительное чтение, рисование, технология, история,проектная деятельность).

-способствовать формированию интереса к миру профессий и оптимальной предпрофильной подготовке.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуются артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Приобщаясь к театру, ребята начинают мыслить шире, у них появляется интерес к литературе, истории.

Возрождение детских народных театров, театров кукол – это поворот к истокам русских традиций. Театральная деятельность помогает заложить основы духовности и нравственности.

Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. (Материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях представлены в письме департамента общего образования Минобрнауки РФ № 03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).

5.Насколько полно, в соответствии с основной образовательной программой сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса внеурочной деятельности.

В примерной программе «Школьный театр «Петрушка» под ред. Горского В.А.) не сформулированы личностные, метапредметные и предметные  результаты  освоения курса, поэтому их должен сформулировать учитель самостоятельно, согласно ФГОС НОО. Приведем пример того, как могут быть сформулированы эти результаты в рабочей программе «Школьный театр «Петрушка».

В результате изучения данного курса у выпускников начальной школы будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • способность к самооценке;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • знание основных моральных норм;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные:

Регулятивные  УУД

         определять и формулировать цель деятельности;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые  задачи;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД

         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения различных задач;

  • строить речевое высказывание как в устной, так и письменной форме;
  • основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД 

  • допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

       Предметные

По завершении 1 года  учащиеся  должны:

  • получить знания об истории происхождения кукол, о видах кукол;
  • овладеть умением распределять дыхание во время произношения текста;
  • научиться сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;
  • овладеть навыком  вождения перчаточной куклой;
  • научиться переносить образ героя в рисунок;
  • овладеть культурой общения со сверстниками и со взрослыми;
  • осознать чувство ответственности перед коллективом во время совместной работы по созданию спектакля;
  • знать фольклор чувашского народа: сказки, предания, легенды, сказания.

       По завершении 2 года учащиеся должны:

  • научиться анализировать пьесу, давать характеристику героям;
  • овладеть умением анализировать роль, определять «зерно» характера;
  • обучиться переносу образа с эскиза в скульптуру будущей куклы;
  • научиться использовать выразительные возможности куклы;
  • уметь сочинять сказки и рифмовки;
  • научиться умению использовать метафору и ассоциации для нахождения образа-символа;
  • научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
  • знать историю создания и отличительные особенности чувашского национального костюма.

По завершении 3 – 4  годов обучения  учащиеся должны:

  • познакомиться с историей театра кукол и современными творческими поисками в кукольном мире;
  • научиться умению определять идею произведения, главную задачу;
  • овладеть темпо - ритмом, чувством пространства сцены;
  • научиться общаться со зрителем и партнёром через куклу;
  • овладеть тембровой и интонационной окраской голоса;
  • освоить  технику вождения кукол: перчаточной, тростевой, планшетной, марионеткой;
  • открыть для себя нравственные и эстетические ценности;
  • совершить этнографичекий  поход по местам поселения чувашского народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Анализ диктанта схема анализа

Дана схема анализа. Это ускорит вашу работу...

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»/.

В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.В связи с этим наиболее эффективной формой...

Статья по методике математики Анализ УМК: Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы (базовый уровень)

Анализ УМК: Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы (базовый уровень)...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...